Арбитражный суд Уральского округа принял постановление о законности и обоснованности выводов судов двух инстанций, оставил судебные акты без изменения и кассационную жалобу Администрации города Кургана, акционерного общества «Курганский центральный рынок»

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Напомним, поводом для рассмотрения вопроса, связанного с организацией ярмарок в городе Кургане явилось обращение предпринимателя (Заявитель) о незаконности взимания платы за размещения нестационарного торгового объекта (НТО) со стороны АО «Курганский центральный рынок» по проспекту Машиностроителей, 3 А, павильон 1.
При рассмотрении данного вопроса антимонопольной службой установлено, что Постановлением Администрации города Кургана (Администрация) в январе 2020 года утверждено Соглашение о взаимодействии совместных ярмарок с АО «Курганский центральный рынок» (Общество). Между Администрацией и Обществом заключено соглашение о взаимодействии по организации совместных ярмарок. По условиям Соглашения ярмарки организуются по адресам: площадь Собанина в районе Дворца культуры железнодорожников, проспект Машиностроителей, д. 3А - улица Выгонная (Некрасовский рынок), улица Карбышева – улица Кузнецова (далее Ярмарки).
В соответствии с Соглашением Администрация и Общество совместно разрабатывают и утверждают план мероприятий по организации ярмарок и схему размещения торговых мест на ярмарках, определяют в том числе порядок предоставления мест на ярмарках. Также по условиям Соглашения Общество обеспечивает прием заявок от участников ярмарок и оформление договоров с продавцами о предоставлении мест на ярмарке, обеспечивает оборудование торговых мест, организацию уборки территории, вывоз мусора и другие услуги.
Кроме того, Общество перечисляет в бюджет города Кургана 12% от суммы платы за предоставленные торговые места по результатам заключенных договоров с продавцами ежеквартально в установленный срок. Соглашение действует до 01 февраля 2023 года.
Информационное сообщение о намерении Администрации заключить соглашение об организации ярмарок и возможности подачи заявок опубликовано в газете «Курган и Курганцы» 19 декабря 2019 года № 144(4165).
Как отмечала руководитель регионального антимонопольного ведомства Татьяна Соболевская, требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них установлены статьей 11 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ.
Постановлением Правительства Курганской области от 10 июля 2007 года № 280 утвержден Порядок организации деятельности ярмарок на территории Курганской области и дано определение понятия ярмарки. Кроме того, юридические лица, индивидуальные предприниматели – организаторы ярмарки, информируют в письменном виде о месте и сроке ее проведения орган местного самоуправления муниципального образования Курганской области не позднее чем за три дня до проведения ярмарки.
Определены функции по организации ярмарки, в том числе обязанность организатора по заключению договора с продавцом (исполнителем) о предоставлении места для продажи товаров на ярмарке, поддержка надлежащего санитарного состояния мест для продажи товаров, организация уборки территории и вывоз мусора после завершения деятельности ярмарки.
Изложенные нормы Закона о торговле и Порядка позволяют прийти к выводу, что исключительной функцией по организации ярмарки является функция органа местного самоуправления, в случае если ярмарки планируются организовывать на земельных участках (в зданиях, строениях сооружениях), находящихся в муниципальной собственности. Указанные функции в силу названных нормативных правовых актов исполняются органами местного самоуправления самостоятельно, плата по заключаемым договорам подлежит уплате в бюджет муниципального образования.
По мнению Курганского УФАС России, юридические лица, индивидуальные предприниматели также вправе осуществлять деятельность по организации ярмарок при условии, если они планируются к открытию на земельных участках в зданиях, строениях сооружениях, находящихся в собственности хозяйствующего субъекта, планирующего организовать торговлю на ярмарке.
В антимонопольный орган не представлена информация о том, что земельные участки, на которых расположены Ярмарки, находятся в собственности Общества.
Таким образом, организатором ярмарки могла быть только Администрация, которая не вправе передавать данные функции коммерческой организации (Обществу) путем заключения Соглашения.
Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено законодательством.
Антимонопольным органом установлено, что Порядок не содержит условия и правила допуска хозяйствующих субъектов к осуществлению деятельности по организации ярмарок на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, что также указывает на необходимость исполнения данной функции Администрацией и недопустимость наделения хозяйствующих субъектов указанными функциями, даже при условии опубликования информационного сообщения в печатном средстве массовой информации.
Действия Администрации по наделению Общества функцией органа местного самоуправления по организации Ярмарок путем утверждения на основании Постановления и подписания Соглашения создают данному хозяйствующему субъекту необоснованные преимущества при осуществлении своей коммерческой деятельности, в том числе путем получения дохода в рамках заключенного Соглашения, противоречащее нормам Закона о защите конкуренции.
Курганским УФАС России Администрации города Кургана выдано предупреждение о необходимости отмены Постановления об утверждении Соглашения и принятия мер по исполнению функций по организации Ярмарок в соответствии с требованиями Закона о торговле, Порядка и Закона о защите конкуренции.
Администрация города Кургана обратилась сначала в Арбитражный суд Курганской области, а затем в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с заявлением о признании незаконным предупреждения антимонопольного органа.

Рассмотрев материалы дела и заслушав доводы сторон Арбитражный суд Уральского округа принял постановление о законности и обоснованности выводов судов двух инстанций и оставил судебные акты без изменения и кассационную жалобу Администрации города Кургана, акционерного общества «Курганский центральный рынок» без удовлетворения.