РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ О НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ № 045/10/18.1-13/2021

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Комиссия Курганского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров на территории Курганской области в составе:

Председатель Комиссии – «» – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России;

члены Комиссии: 

«» – заместитель начальника отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России;

«» – старший государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Энергия-ДВ» (далее – ООО «Энергия-ДВ») (вх. № ЭП-4986 от 03.12.2021 г.) на действия заказчика в лице Публичного акционерного общества «Курганский машиностроительный завод» (далее – ПАО «Курганмашзавод») при проведении аукциона в электронной форме на поставку автогрейдера (извещение № 32110852807 на сайте www.zakupki.gov.ru), в порядке статьи 18.1 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии представителя заказчика в лице ПАО «Курганмашзавод» –

в присутствии представителя заявителя в лице ООО «Энергия-ДВ» -

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступила жалоба ООО «Энергия-ДВ» (вх. № ЭП-4986 от 03.12.2021 г.)  на действия заказчика в лице ПАО «Курганмашзавод» при проведении аукциона в электронной форме на поставку автогрейдера (извещение № 32110852807), соответствующая требованиям части 6 статьи 18.1 Закон о защите конкуренции.

В своей жалобе Заявитель указал, что закупочная документации об аукционе не соответствует требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), просит признать жалобу обоснованной.

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях (вх. №ЭП-5105 от 13.12.2021 года).

Проанализировав представленные материалы, Комиссия Курганского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность ПАО «Курганмашзавод», является Единое Положение о закупке Государственной корпорации «Ростех» (далее - Положение о закупках), утвержденное наблюдательным советом государственной корпорации «Ростех» и размещенного в единой информационной системе (далее - ЕИС) 05.08.2021 года.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

23.11.2021 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок опубликовано извещение № 32110852807 и аукционная документация на поставку автогрейдера.

Начальная (максимальная) цена договора составила 9 870 000,00 рублей.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» (далее - Постановление № 2013) установлена минимальная доля закупок товаров российского происхождения, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году (по приложению). Предмету закупки соответствует позиция 158 приложения к Постановлению № 2013 «Грейдеры и планировщики самоходные» с минимальной долей закупки в 2021 г. в размере 90%.

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 2013  товаром российского происхождения признается товар, включенный в реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, или в реестр промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства»; в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о закупках, заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.

По данным Плана закупок товаров (работ, услуг) ПАО «Курганмашзавод» на 2021 год запланирована одна закупка автогрейдера.

Согласно доводу жалобы, в документации об аукционе Заказчик должен установить запрет на допуск к участию в закупке автогрейдеров импортного производства в соответствии с Постановлением № 2013.

В разделе 19.25 Положения о закупках установлены требования к закупкам в целях обеспечения соблюдения минимальной доли закупок товаров российского происхождения.

В соответствии с пунктом 19.25.6 Положения о закупках, при проведении конкурентных закупок в документации о закупке, в извещении о проведении закупки (при проведении запроса котировок) устанавливается требование о предоставлении участниками процедуры закупки сведений о номере (номерах) реестровой записи (реестровых записей) предлагаемой к поставке продукции; при этом указанные сведения предоставляются участником процедуры закупки при наличии таких сведений в реестрах, предусмотренных пунктом 2 Постановления № 2013, а их отсутствие в составе заявки на участие в закупке не является основанием для отказа в допуске.

В приложении № 2 к Информационной карте закупочной документации установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать, в том числе Техническое предложение (форма 3) по форме, установленной в подразделе 7.3.

В подразделе 7.3 Технического предложения представлена таблица, в которой участнику закупки необходимо указать номер реестровой записи реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации. При этом указано, что в случае, если участником закупки предлагается к поставке продукция, включенная в реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, указывается соответствующий номер реестровой записи. Неуказание номера реестровой записи не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.

Следовательно, в закупочной документации установлено требование, предусмотренное Положением о закупках в целях обеспечения соблюдения минимальной доли закупок товаров Российского происхождения, ввиду чего довод заявителя не находит своего подтверждения.

Кроме того, Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что Постановлением № 2013 установлена минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения, которая должна достигаться заказчиками при осуществлении закупок за отчетный период.

При этом положениями законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг не установлена обязанность заказчиков по указанию в документации о проведении конкретной закупки сведений, предусмотренных Постановлением № 2013.

Таким образом, Заказчиком установлены требования, предусмотренные Постановлением № 2013, в соответствии с Положением о закупках.

Также заявитель указал, что Заказчиком в проект договора не включено требование о предоставлении номера реестровой записи на поставляемый автогрейдер в проекте договора.

В разделе 19.25.8 Положения о закупках установлено, что в договоры, заключаемые по итогам закупок продукции, в отношении которой Постановлением № 2013 установлены требования к минимальной доле закупки, включаются сведения о номере (номерах) реестровой записи (реестровых записей) поставляемой продукции.

Следовательно, сведения о номере реестровой записи на поставляемый автогрейдер включается в Договор именно при его заключении.

При этом в жалобе ООО «Энергия-ДВ» отсутствовали доводы о несоответствии Положения о закупках действующему законодательству.

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Курганского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Энергия-ДВ» необоснованной.
  2. В действиях Заказчика в лице Публичного акционерного общества «Курганский машиностроительный завод» нарушений Закона закупках не выявлено.
  3. Заказчику в лице Публичного акционерного общества «Курганский машиностроительный завод» предписание об устранении нарушений Закона закупках не выдавать.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Курганской области в течение трех месяцев со дня его принятия.