Обзор основных положений законодательства по вопросам реформирования предприятий (преобразования и ликвидация)

  1. Правовое положение унитарного предприятия.

Определяет часть 1 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации и статья 2 Федерального закона от 14.11.2002 г № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

На базе унитарного может быть создано казенное предприятие.

Виды унитарных предприятий подразделяются на основе прав оперативного управления или хозяйственного ведения:

- государственные предприятия,

- казенные предприятия.

 

  1. Подготовительный этап по формированию перечня УП, подлежащих сохранению, реорганизации или ликвидации – разработка плана мероприятий.

Определяется перечень предприятий на основании части 2 статьи 35 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 «О защите конкуренции».

Необходимо определить будущую организационно-правовую форму реорганизованного предприятия.

Неэффективные УП, осуществляющие деятельность на конкурентных рынках, если не принято решение о их реорганизации, подлежат ликвидации до 01.01.2025 г.

 

  1. Общие положения преобразования УП.

Путь преобразования описаны в статье 29 Закона № 161-ФЗ.

Только при представлении доказательств уведомления кредиторов в определенном законодательством порядке происходит государственная регистрация вновь возникших предприятий.

В целях обеспечения требований части 2 статьи 35 Закона № 135-ФЗ целесообразно осуществлять реорганизацию УП путем преобразования.

Права и обязанности, которые могут принадлежать только юридическому лицу, действующему в форме УП, не переходят в порядке правопреемства.

УП считается реорганизованным и прекращает свое существование, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

УП может быть преобразовано:

- в государственное или муниципальное учреждение,

- в автономную некоммерческую организацию (только федеральное государственное УП),

- в организацию иных организационно-правовой форм в соответствии с законодательством РФ о приватизации.

Предобразование УП не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками этого УП.

 

  1. Преобразование УП в акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.

Преобразование УП в акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью осуществляется только способами, определенными Федеральным законом от 21.12.2001 г №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Приватизация имущественных комплексов УП осуществляется путем их преобразования в хозяйственные сообщества.

В случае, если размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен 100 000 рублей (установленный законодательством минимальный размер уставного капитала АО) или превышает его, приватизация осуществляется путем преобразования УП в АО (Закон № 208-ФЗ).

В ином случае – путем преобразования в ООО (Закон № 14-ФЗ).

Нормативная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества осуществляется в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 31.05.2002 г. № 369 «Об утверждении Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества».

 

  1. Преобразование унитарного предприятия в автономную некоммерческую организацию.

Решение о таком преобразовании принимается Правительством РФ, уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ или уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов в отношении федерального государственного УП, государственного УП субъекта РФ или муниципального УП.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона № 161-ФЗ возможность преобразования в автономную некоммерческую организацию предусмотрена только для федеральных УП.

Обязательно необходимо учесть положения статей 58 и 60 ГК РФ, статьи 13.1 Закона №129-ФЗ, пункт 7 статьи 29 Закона № 161-ФЗ, пункт 27 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 г. № 25.

В течение трех дней со дня принятия собственником решения о преобразовании УП в учреждение в регистрационный орган должно быть направлено уведомление о начале процедуры по форме № Р12003, утвержденной приказом ФНС от 31.08.2020 г № ЕД-7-14/617@, за подписью руководителя УП, засвидетельствованной нотариально. Уведомление ПФР РФ и Фонда социального страхования РФ с 01.01.2015 г. не требуется.

После осуществления всех, предусмотренных законодательством, необходимых мероприятий в регистрационный орган должны быть предоставлены:

- подписанное заявителем заявление по форме № Р12001,

- учредительные документы создаваемого учреждения в двух экземплярах,

- передаточный акт,

- документ об уплате государственной пошлины (4000 рублей в соответствии с пунктом 1 пункта 1 стать 333.33 НК РФ),

- документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР РФ сведений, предусмотренных подпуктом «ж» пункта 1 статьи 14 Закона № 129-ФЗ.

 

  1. Ликвидация УП.

Ликвидации подлежат неэффективные УП по решению собственников федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ или органов местного самоуправления. Этапы ликвидации предусмотрены статьей 35 Закона № 161-ФЗ и статьями 62, 63, 64 ГК РФ.

После принятия решения о ликвидации создается ликвидационная комиссия.

В течении трех рабочих дней УП должно письменно сообщить об этом в ФНС России для внесения соответствующих сведений в единый государственный реестр юридических лиц.

Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации («Вестник государственно регистрации») сообщение о ликвидации УП.

Ликвидационная комиссия:

- выявляет кредиторов и дебиторов, уведомляет их о ликвидации письменно, - письменно оповещает сотрудников УК не менее чем за 2 месяца до закрытия предприятия,

- составляет промежуточный ликвидационный баланс,

- осуществляет продажу имущества УК для погашения требований кредиторов,

- обращается с заявлением о банкротстве в арбитражный суд в случае, если средств на погашение задолженностей недостаточно,

- составляет ликвидационный баланс после всех расчетов.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество передается собственнику имущества УП.

Ликвидация УП считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренным Законом № 129-ФЗ.