Обзор основных положений законодательства по вопросам реформирования предприятий (преобразования и ликвидация)
- Правовое положение унитарного предприятия.
Определяет часть 1 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации и статья 2 Федерального закона от 14.11.2002 г № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
На базе унитарного может быть создано казенное предприятие.
Виды унитарных предприятий подразделяются на основе прав оперативного управления или хозяйственного ведения:
- государственные предприятия,
- казенные предприятия.
- Подготовительный этап по формированию перечня УП, подлежащих сохранению, реорганизации или ликвидации – разработка плана мероприятий.
Определяется перечень предприятий на основании части 2 статьи 35 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 «О защите конкуренции».
Необходимо определить будущую организационно-правовую форму реорганизованного предприятия.
Неэффективные УП, осуществляющие деятельность на конкурентных рынках, если не принято решение о их реорганизации, подлежат ликвидации до 01.01.2025 г.
- Общие положения преобразования УП.
Путь преобразования описаны в статье 29 Закона № 161-ФЗ.
Только при представлении доказательств уведомления кредиторов в определенном законодательством порядке происходит государственная регистрация вновь возникших предприятий.
В целях обеспечения требований части 2 статьи 35 Закона № 135-ФЗ целесообразно осуществлять реорганизацию УП путем преобразования.
Права и обязанности, которые могут принадлежать только юридическому лицу, действующему в форме УП, не переходят в порядке правопреемства.
УП считается реорганизованным и прекращает свое существование, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.
УП может быть преобразовано:
- в государственное или муниципальное учреждение,
- в автономную некоммерческую организацию (только федеральное государственное УП),
- в организацию иных организационно-правовой форм в соответствии с законодательством РФ о приватизации.
Предобразование УП не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками этого УП.
- Преобразование УП в акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.
Преобразование УП в акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью осуществляется только способами, определенными Федеральным законом от 21.12.2001 г №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Приватизация имущественных комплексов УП осуществляется путем их преобразования в хозяйственные сообщества.
В случае, если размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен 100 000 рублей (установленный законодательством минимальный размер уставного капитала АО) или превышает его, приватизация осуществляется путем преобразования УП в АО (Закон № 208-ФЗ).
В ином случае – путем преобразования в ООО (Закон № 14-ФЗ).
Нормативная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества осуществляется в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 31.05.2002 г. № 369 «Об утверждении Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества».
- Преобразование унитарного предприятия в автономную некоммерческую организацию.
Решение о таком преобразовании принимается Правительством РФ, уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ или уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов в отношении федерального государственного УП, государственного УП субъекта РФ или муниципального УП.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона № 161-ФЗ возможность преобразования в автономную некоммерческую организацию предусмотрена только для федеральных УП.
Обязательно необходимо учесть положения статей 58 и 60 ГК РФ, статьи 13.1 Закона №129-ФЗ, пункт 7 статьи 29 Закона № 161-ФЗ, пункт 27 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 г. № 25.
В течение трех дней со дня принятия собственником решения о преобразовании УП в учреждение в регистрационный орган должно быть направлено уведомление о начале процедуры по форме № Р12003, утвержденной приказом ФНС от 31.08.2020 г № ЕД-7-14/617@, за подписью руководителя УП, засвидетельствованной нотариально. Уведомление ПФР РФ и Фонда социального страхования РФ с 01.01.2015 г. не требуется.
После осуществления всех, предусмотренных законодательством, необходимых мероприятий в регистрационный орган должны быть предоставлены:
- подписанное заявителем заявление по форме № Р12001,
- учредительные документы создаваемого учреждения в двух экземплярах,
- передаточный акт,
- документ об уплате государственной пошлины (4000 рублей в соответствии с пунктом 1 пункта 1 стать 333.33 НК РФ),
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР РФ сведений, предусмотренных подпуктом «ж» пункта 1 статьи 14 Закона № 129-ФЗ.
- Ликвидация УП.
Ликвидации подлежат неэффективные УП по решению собственников федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ или органов местного самоуправления. Этапы ликвидации предусмотрены статьей 35 Закона № 161-ФЗ и статьями 62, 63, 64 ГК РФ.
После принятия решения о ликвидации создается ликвидационная комиссия.
В течении трех рабочих дней УП должно письменно сообщить об этом в ФНС России для внесения соответствующих сведений в единый государственный реестр юридических лиц.
Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации («Вестник государственно регистрации») сообщение о ликвидации УП.
Ликвидационная комиссия:
- выявляет кредиторов и дебиторов, уведомляет их о ликвидации письменно, - письменно оповещает сотрудников УК не менее чем за 2 месяца до закрытия предприятия,
- составляет промежуточный ликвидационный баланс,
- осуществляет продажу имущества УК для погашения требований кредиторов,
- обращается с заявлением о банкротстве в арбитражный суд в случае, если средств на погашение задолженностей недостаточно,
- составляет ликвидационный баланс после всех расчетов.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество передается собственнику имущества УП.
Ликвидация УП считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренным Законом № 129-ФЗ.