Реклама, оскорбляющая чувства верующих, признана ненадлежащей

Реклама с использованием непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении религиозных символов, не допускается.

 

В Курганское УФАС России поступило обращение по факту размещения рекламы на билборде, расположенной по адресу: г. Курган, ул. Бажова, дома № 65

 

MORGENSTERN БОГ ВЕРНЕТСЯ 22.02.2022

В МЕТА- ВСЕЛЕННОЙ

NEON EARTH

 

По мнению Заявителя, указывая в рекламе коммерческую информацию со ссылкой на религиозные символы (упоминание Бога) и с изображением мужчины с обнаженным торсом, крыльями и нимбом над головой, числом 666 на лбу, а также тетраграмматона – четырех букв, рекламодатель сознательно оскорбляет чувства христиан, иудеев, мусульман, граждан иных религиозных конфессий.

Антимонопольным органом установлены признаки нарушения законодательства о рекламе. В расмках рассмотрения дела направлены запросы в Ассоциацию маркетинговой индустрии «Рекламный совет» и Курганскую Епархию Русской Православной Церкви.

По мнению экспертов саморегулируемой организации Ассоциации маркетинговой индустрии «Рекламный совет», поскольку Россия является светским государством, это означает, что религиозные убеждения являются вопросом частной сферы.

Эксперты отмечают, что в спорном макете не указывается о каком Боге идет речь, чтобы обращаться к оценке мнения какой-либо конкретной конфессии. Если же под Богом понимается образ, имеющий сходство с Бафометом, то эта информация об оккультном вероисповедании, которое не запрещено в Российской Федерации. Соответственно, это не реклама, а информация, имеющая признак миссионерской деятельности, которая в соответствии с положениями закона о свободе совести запрещена в публичном месте. То есть, такая информация по мнению отдельных экспертов, нарушает закон о свободе совести.

Один из экспертов выразил мнение, что не допустимо в рекламе, где объектом рекламирования является любой коммерческий продукт, как применительно к рассматриваемому случаю компьютерная игра, использовать образ Бога, что является оскорблением чувств верующих, о чем свидетельствуют публикации, размещенные в сети. Согласно положениям, содержащимися в рекламных кодексах, реклама должна разрабатываться с чувством ответственности перед обществом, что не соответствует данному рекламному предложению.

Антимонопольным органом направлен запрос в Курганскую Епархию Русской Православной Церкви для получении мнения и оценки рассматриваемой рекламы.

Курганская Епархия Русской Православной Церкви указала, что рассматриваемая реклама является непристойной, оскорбляет чувства верующих и направлена на публичную дискредитацию конституционно значимых ценностей, предопределенных историческими, культурными и иными традициями многонационального народа Российской Федерации.

В частности, «MORGENSTERN» с немецкого языка переводится как «утренняя заря» (на латыни - Люцифер, по-славянски - Денница). В иудаизме и христианстве - это одно из имен сатаны, высшего ангела, который пал и ведет войну с Богом. О том, что это имя связано с сатаной, указывает само изображение на рекламном баннере обнаженного мужчины в виде «ангела тьмы» с использованием религиозных символов: ангельских крыльев; «библейского числа зверя» на лбу мужчины - 666; тетраграмматона - четырех букв, под которыми может угадываться священное имя Бога в ветхозаветной религии и иудаизме, а также кощунственного использования нимба над головой, обозначающего святость в христианской традиции). Таким образом, в рекламе сознательно использовали символы сатаны и одно из имен сатаны, при этом указывая, что речь идет о Боге. Называя сатану Богом, авторы рекламы сознательно оскорбляют чувства всех последователей авраамических религий - христиан, иудеев и мусульман, являющихся гражданами Российской Федерации.

Согласно рекламному законодательству* в рекламе не допускается использование непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении религиозных символов.

Оскорбительный образ - субъективное восприятие конкретного изображения чего-либо, в качестве заведомо принижающего либо абсолютно несовместимого с мировоззрением, убеждениями, культурой, традициями и т.п. отдельной личности, либо определенной общности людей

Следовательно, в рекламе недопустимо употребление образов, конструкций с неприличным оскорбительным прямым или переносным значением или непристойной оскорбительной эмоциональной окраской.

Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на индивидуальном восприятии данной информации каждым человеком в отдельности.

Соответственно, возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения ее этичности различными категориями населения.

Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу, что в качестве ненадлежащего объекта рекламирования в спорной рекламе следует признать совокупность всех элементов зрительного воздействия на потребителя: визуальный мужской образ без светской одежды, наличие крыльев и нимба над головой, число 666 в области лица, тетраграмматон – четырех букв.

Согласно толковому словарю С.И Ожегова «нимб» - в изображениях святых, у церковных скульптур: символ святости - сияние в виде светлого кружка вокруг головы, крылья являются также характерным атрибутом при изображении ангелов в христианстве, представляемых в виде безбородых юношей, в светлых диаконских облачениях, с крыльями за спиной и с нимбом над головой (согласно толковому словарю С.И. Ожегова «ангел» - в религии: служитель Бога, исполнитель его воли и его посланец к людям (изображаемый обычно крылатым отроком, юношей)).

Согласно свободной энциклопедии Википедия «число зверя» — это особое число, упоминаемое в Библии, под которым скрыто имя зверя Апокалипсиса — персонажа последней книги Нового Завета (Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис), значение имени ставленника Сатаны. Число зверя равно 666. Число 666 — очень часто используемый элемент сатанинской атрибутики, наряду с перевёрнутым крестом и перевёрнутой пентаграммой; «тетраграмматон» в иудейской религиозной и каббалистической традициях — четырёхбуквенное непроизносимое имя Бога, считающееся собственным именем Бога, в отличие от других титулов Бога. В христианстве тетраграмматон — это одно из многочисленных имён Бога.

Исходя из того, что реклама услуг направлена на привлечение целенаправленного внимания неопределенного круга лиц**, учитывая совокупность всех обстоятельств, Курганское УФАС России пришло к выводу, что в рассматриваемом случае рекламодателем допущено сравнение в использовании зрительных образов, которое входит в резкий диссонанс с привычной для религиозного сознания практикой использования атрибутов (крылья и нимб, число 666, тетраграмматон) религиозного культурного пласта, в связи с чем могут быть оскорбительными по отношению к религиозным чувствам верующих христиан.

Из вышеуказанного следует, что лицо, разместившее указанную информацию, преследует получение определенной материальной выгоды, рассматриваемая в данном случае реклама, в которой присутствует непристойный, оскорбительный с точки зрения верующих христиан образ.

Комиссией установлено, что при переходе по штриховому коду (QR-коду), указанному в рекламной информации на сайте: https://neonearth.io/ содержится информация об индивидуальном предпринимателе из г. Новосибирска.

Индивидуальный предприниматель пояснил, что договор на аренду баннера и размещение рекламы заключен не был, заказ на аренду баннера и размещение спорной рекламы, макет рекламы и заключение юриста поступили от представителя компании, занимающийся рекламой по продвижению NTF Моргенштерна (компьютерная игра).

Комиссией Курганского УФАС России принято решение признать данную рекламу ненадлежащей.

На момент рассмотрения дела реклама демонтирована.

Решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении***.

 

* части 6 статьи 5 Закона о рекламе

**пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе

***статья 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях