Конституционный Суд РФ признал законным положения закона о защите конкуренции в части правомерности отдельных положений о запрете соглашений, ведущих к ограничению конкуренции

30 марта 2023 года Конституционный Суд РФ поддержал конкуренцию на торгах. Слушание дела о проверке конституционности части 8 статьи 11 и пункта 1 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» по жалобам Акционерного общества «Специализированный Застройщик «Кошелев-проект Самара» и Акционерного общества «Кошелев-проект» состоялось 26 января 2023 года.

Оба заявителя признаны нарушившими закон «О защите конкуренции» и привлечены к административной ответственности за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения. Антимонопольный орган пришел к выводу, что девелоперы не вели между собой добросовестную конкурентную борьбу, а их совместное участие в аукционах имело целью поддержание наиболее выгодной цены контрактов. Для этого после минимального снижения цены застройщики отказывались от борьбы, и процедура торгов завершалась победой одного из них. Общая сумма назначенных штрафов составила 138 миллионов рублей.

Суды отказали заявителям в признании этого решения незаконным. При этом их довод о том, что обе компании фактически подконтрольны одному лицу, а потому не могут конкурировать между собой, был отклонен. 

По мнению хозяйствующих субъектов, оспариваемые положения не соответствуют Конституции РФ**, поскольку они допускают контроль исключительно по формальным признакам, а также позволяют выявлять нарушения антимонопольного законодательства без исследования фактических обстоятельств и установления реальности угрозы ограничения конкуренции. 

Закон запрещает соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, реализующими или приобретающими товары на одном рынке, если это может привести к негативным последствиям для экономического благополучия граждан, публичных финансов, в том числе к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.  Запрет картеля имеет особое значение для торгов, смысл которых без конкуренции утрачивается. 
Этот запрет, однако, имеет исключения. Иммунитет от ответственности за картель предоставлен хозяйствующим субъектам, образующим группу лиц, если один из них контролирует другого или же они находятся под контролем одного лица. 

При этом установлены только два самостоятельных квалифицирующих признака такого контроля: распоряжение более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) уставного капитала юрлица и (или) осуществление функций исполнительного органа юрлица. 

Применительно к запрету картелей на торгах дифференциация хозяйствующих субъектов на основе признаков формального контроля не может рассматриваться как произвольная и дискриминационная по отношению к тем из них, кто, образуя группу лиц, этим критериям не соответствует. 

Нахождение в одной группе лиц, хоть и предполагает возможность влияния участников друг на друга, но может и не достигать той степени, которая позволяет определять решения одного лица как контроль над другим.

Расширительное толкование оспариваемых норм препятствовало бы достижению целей антимонопольного регулирования. Более того, если контроль юридически надлежащим образом не выражен, он может быть связан с намерением скрыть свою роль в деятельности формально независимого хозяйствующего субъекта. 

Для хозяйствующих субъектов, образующих группу лиц, но не отвечающих нормативно установленным признакам контроля, их совместное неконкурентное участие в торгах не является вынужденной и единственно возможной стратегией реализации свободы экономической деятельности. Поэтому нераспространение на них исключения из запрета картелей на торгах не может рассматриваться как несоразмерное ограничение их прав и дискриминация. 

Часть 8 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» признана соответствующей Конституции РФ. Согласно Постановлению КС РФ по второй оспариваемой норме производство прекращено.
Конституционный Суд РФ признал законным положения закона о защите конкуренции в части правомерности отдельных положений о запрете соглашений, ведущих к ограничению конкуренции

источник * http://www.ksrf.ru/ru/News/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=3739

справочно:

** часть 2 статьи 4, часть 1 статьи 8, части 1 и 2 статьи 15, части 1 и 2 статьи 19, часть 2 статьи 34, части 1 и 2 статьи 45, часть 1 статьи 46 Конституции РФ