О состоянии конкуренции на рынке молочных продуктов

Курганское УФАС исследовало рынок услуг по оптовой торговле молочной продукцией в Курганской области.
Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по оптовой торговле молочной продукцией проводился в связи с поручением ФАС России по контролю ситуации на агропродовольственных рынках.
Традиционно основной объем потребления молочных продуктов падает на молоко.
Результаты опроса потребителей молочной продукции и требования «Технического регламента на молоко и молочную продукцию» подтвердили целесообразность объединения в одну товарную группу - «молоко питьевое»: (цельное, пастеризованное и стерилизованное, подвергнутое термической обработке или другой обработке (без применения сухого цельного молока, сухого обезжиренного молока) 1-9 %- ной жирности (в пленке, пакетах, бутылках).
Проведенный опрос позволяет сделать вывод о том, что хотя большая часть потребителей готовы заменять молоко на кисломолочные продукты (44,9%), однако 58,8% из них готовы сделать это, только если стоимость продуктов при замене будет ниже, а стоимость кисломолочных продуктов, как правило, выше на 15-17% (при сопоставлении с молоком одной торговой марки).
При этом основная часть опрошенных (57,1%) указывает на функциональное назначение молока- приготовление домашних блюд и для детского питания, что не позволяет признать молоко и кисломолочные продукты взаимозаменяемыми.
Приготовление некоторых блюд (каши, напитки) возможно только на основе молока. Частичной заменой молоку является молочный напиток, однако стоимость его ниже на 10-15% и потребительские предпочтения отданы молоку (только 9% опрошенных готовы заменить молоко на молочный напиток).
10,2% опрошенных не считают возможным заменить при потреблении молоко ни на один из других продуктов.
46,6% потребителей предпочитают упаковку молока-пленка.
53,4 % покупателей при отсутствии молока в предпочитаемой упаковке готовы приобретать его в другой упаковке.
Товар проходит несколько этапов от производителя к конечному покупателю: отгрузка производителем, оптовая продажа, мелкий опт и розничная торговля (в каждом случае возможно отсутствие одного или нескольких этапов торговой цепочки).
На сегодняшний день на территории Курганской области существует 7 предприятий, производящих молоко питьевое.
Большая часть молока, произведенная на молокоперерабатывающих предприятиях Курганской области, потребляется также на территории области: по данным статистики, в 2008 году ввозилось только 9% от общего объема произведенной цельномолочной продукции.
Основная часть производителей отпускает продукцию оптом для последующей перепродажи, в розницу и предприятиям социальной сферы. По результатам анализа данных, представленных основными продавцами за 2008год, выявлено, что наибольшие доли на этапе оптовой реализации принадлежат Филиалу ООО «ЮниМилк-Шадринск» ООО «ЮниМилк» (более 35%) и ООО «Молоко Зауралья» (более 8%). На рынке присутствуют факторы, которые могут ограничивать конкуренцию: наличие вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов и их значительная доля на смежных рынках, административные барьеры, установленные требованиями Закона №88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», а также признаки коллективного доминирования.
Курганское УФАС продолжит работу по отслеживанию ситуации на рынке молока и молочных продуктов.