О государственных и муниципальных услугах

24 декабря 2012 года Руководитель Курганского УФАС России Гагарина Ирина Владимировна выступила на региональной коллегии федеральных органов исполнительной власти при полномочном представителе Президента РФ в Уральском Федеральном округе в субъектах РФ, находящихся в пределах Уральского федерального округа с докладом по тематике: «О результатах контроля по соблюдению антимонопольного законодательства РФ при предоставлении государственных и муниципальных услуг территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Курганской области и муниципальными образованиями».

Представляем Вашему вниманию доклад руководителя Курганского УФАС России, по выше обозначенной тематике.

Правовой базой для реализации основных мероприятий Административной реформы в Российской Федерации является Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с возложенными полномочиями Курганское УФАС России осуществляет контроль деятельности органов власти, в части их возможного негативного воздействия на состояние конкуренции, в том числи и контроль по соблюдению органами власти требований, предусмотренных Законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. И данные полномочия не являются новеллой.

С начала 2012 года в Федеральный закон от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" внесены изменения, в соответствии с которыми на антимонопольные органы так же возложена функция по контролю за деятельностью организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг (ст. 15).

Таким образом, сегодня Курганское УФАС России осуществляет контроль соблюдения закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг не только органами власти, но и организациями».

В ходе проведения контрольных мероприятий Курганское УФАС России обращает внимание на следующие моменты:

1) на правомерность предоставления государственной, муниципальной услуги органом либо организацией;

2) на правомерность взимания платы за предоставленную услугу;

3) на правомерность требований о предоставлении документов, информации, совершении действия, как необходимых условий для получения государственной, муниципальной услуги;

4) на правомерность отказа в предоставлении государственной, муниципальной услуги.

1. Правомерность предоставления государственной (муниципальной) услуги.

В соответствии с Законом о государственных и муниципальных услугах перечень органов, предоставляющих государственные (муниципальные услуги), является закрытым.

Предоставлять государственные услуги могут только: федеральные органы исполнительной власти; органы государственных внебюджетных фондов; исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Предоставлять муниципальные услуги могут только органы местного самоуправления.

При этом, орган власти может наделить некоммерческую организацию полномочием по предоставлению государственной услуги, но при неукоснительном соблюдении условия, что данная некоммерческая организация не осуществляет деятельность, приносящую ей доход. \

В противном случае действия органа власти по наделению хозяйствующего субъекта функциями и правами органа государственной власти (органа местного самоуправления) по предоставлению государственных услуг будут квалифицированы как нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Здесь же хотелось бы обратить ваше внимание на то, что Законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг введено понятие услуги обязательной и необходимой для предоставления государственных услуг. Это несколько иная по правовой природе категория услуг, соответственно, иные условия их предоставления.

Закон не содержит каких-либо специальных требований для лиц, желающих предоставлять услуги обязательные и необходимые. Отсутствие каких-либо запретов свидетельствует о том, что любая организация независимо от её организационно-правовой формы имеет право предоставлять услуги обязательные и необходимые при соблюдении одного условия – что эта организация имеет право осуществлять определенный вид деятельности в соответствии с законодательством.

В данном случае орган власти не вправе ограничивать круг возможных исполнителей услуг обязательных и необходимых при предоставлении государственных услуг. Иначе такие действия будут квалифицированы как нарушение антимонопольного законодательства

2. Правомерность взимания платы

Законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрен запрет на взимание с заявителя платы за оказание государственных и муниципальных услуг за исключением следующих случаев

- взимания государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг в случаях, порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- оплаты предоставления государственных и муниципальных услуг в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг является нарушением пункта 9 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В отношении услуг обязательных и необходимых закон не содержит запрет на безвозмездность, но устанавливает два условия:

Условие платности услуги должно быть предусмотрено соответствующим НПА;

Органом власти должен быть утвержден порядок расчета размера платы за услугу.

В случае, если данные условия или хотя бы одно из них не соблюдены, действия лица, предоставляющего обязательную и необходимую услугу на платной основе будут также квалифицированы как нарушением пункта 9 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

3. Правомерность требований о предоставлении документов, информации, совершении действия, как необходимых условий для получения государственной, муниципальной услуги (муниципальной) услуги.

В соответствии с Законом о государственных и муниципальных услугах основным документом, регламентирующим порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, является административный регламент.

Административный регламент в обязательном порядке должен содержать требования к заявителям, обратившимся за предоставлением государственной услуги.

При этом Законом императивно предусмотрено, что органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе предъявлять требования следующие требования:

1. Требование о предоставлении документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено законами;

2.Требования о предоставлении документов и информации, которые находятся в распоряжении иных органов власти;

3.Требования об осуществлении действий, в том числе согласований, связанных с обращением в иные органы власти.

В случае выявления предъявления такого рода требований действия органа власти будут квалифицированы как нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите Конкуренции.

4. Правомерность отказа в предоставлении государственной (муниципальной) услуги.

Административный регламент по предоставлению государственной услуги в обязательном порядке должен содержать закрытый перечень основания для отказа в предоставлении государственной услуги. При этом, основания для отказа должны быть основаны на законе.

В случае, если органом власти отказано в предоставлении государственной услуги по основанию, не предусмотренному административным регламентом, такие действия будут квалифицированы как нарушение антимонопольного законодательства..

  • 5. О результатах контрольной деятельности

Перечисленные требования к органам власти, предоставляющим государственные услуги, вступили в силу с 1 июля 2012 года. С указанной даты Курганским УФАС России проводятся контрольные мероприятия, в ходе которых, на сегодняшний день проверено 32 муниципальных образования, рассмотрено 4 дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации города Куртамыша, Администрации Куртамышского района, и два дела в отношении Сафакулевского района.

Во 2 полугодии 2012 года также из управления министерства Юстиции по Курганской области поступили материалы, на основании которых были рассмотрены дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области и Управления Ветеринарии.

Сегодня по результатам проведенной работы можно констатировать о наличии системной проблемы и типичных ошибках, допускаемых органами власти при разработке административных регламентов.

Абсолютно во всех выявленных случаях нарушений допущены неправомерные требования о предоставлении документов и информации:

- Либо, не предусмотренных законами,

- Либо информации, имеющейся в распоряжении другого органа власти.

Кроме того, хотелось бы отметить, что до настоящего времени некоторые муниципальные образования не разработали ни перечень муниципальных услуг, ни административные регламенты, ни перечень услуг, которые является необходимой и обязательной для предоставления органами местного самоуправления муниципальной услуги, ни порядок определения размера платы за вышеуказанные услуги

Не утверждены административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг Администрацией Целинного района, Администрацией Целинного сельсовета, Администрацией Частоозерского сельсовета, Администрацией Частоозерского района, Администрацией Лебяжьевского поссовета.

Закон о ГМУ предусматривает, что все административные регламенты по предоставлению государственных и муниципальных услуг должны быть размещены в сети Интернет. Но, до настоящего времени далеко не все органы власти исполнили данное требование закона (например: Администрация Мокроусовского района). При этом у некоторых муниципальных образований отсутствуют свои сайты (Половинский сельсовет, Сафакулевский сельсовет, Глядянский сельсовет).

К примеру, решением Куртамышской районной Думы от 16.02.2012 года № 4 утвержден Порядок определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами местного самоуправления Куртамышского района муниципальных услуг. При этом установлено, что размер платы за оказание услуг, оказываемых организациями независимо от организационно-правовой формы индивидуальными предпринимателями, устанавливается исполнителем самостоятельно. Следовательно, данное решение Куртамышской районной Думы не содержит порядок определения платы за эти услуги.

В завершении данного доклада хотелось бы отметить, что основной целью Курганского УФАС России при осуществлении контрольной деятельности в данной сфере является не только обеспечение доступности государственных услуг, но и пресечение действий органов власти, препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности, а значит – действий, способных привести к ограничению конкуренции. Конкуренция является основным фактором экономического развития. От степени развития механизма предоставления государственных услуг зависит уровень экономического развития как каждого муниципального образования в отдельности, так и региона в целом.