Уважаемые руководители территориальных органов ФОИВ, органов власти Курганской области, главы органов местного самоуправления!

18 октября 2007 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ об установлении профессионального праздника — Дня российского предпринимательства, который отмечается 26 мая. Для органов власти этот день — еще один повод задуматься о том, что именно органы власти являются активными субъектами экономики, от действий (бездействий) которых зависит  состояние конкуренции на товарных и финансовых рынках.
Органы власти своими действиями (бездействием) могут создавать одним хозяйствующим субъектам препятствия в их деятельности (отказ в предоставлении государственной либо муниципальной услуги, предъявление необоснованных требований), а в других случаях - предоставлять преимущества (предоставление преференции, допуск к процедурам торгов в случаях, когда заявка подлежала отклонению).
По итогам деятельности Курганского УФАС России за 2012 год около 47% нарушений антимонопольного законодательства связано с деятельностью органов власти.
В ходе всероссийского исследования предпринимательского климата в России, проведенного в 2012 году, 24% руководителей малых и средних производственных компаний оценили уровень административных барьеров как «достаточно высокий» и говорили об обременительности для бизнеса тех препятствий, которые государственные службы создают ввиду неэффективной работы, плохого законодательства, превышения полномочий при проверках. Для 9% компаний уровень административных барьеров является «крайне высоким» и в данном случае руководители говорили о том, что барьеры душат бизнес.
Ликвидация административных барьеров, являющаяся частью в т.ч. конкурентного регулирования, признается одной из мер по повышению эффективности экономики.
Для недопущения нарушения баланса интересов и создания условий для беспрепятственного развития конкуренции действия органов власти должны быть открытыми и честными для бизнеса.
На сегодняшний день сформирована обширная административная и судебная практика по пресечению антиконкурентных действий органов власти. Так, Курганским УФАС России в 2012 году выявлено 27 фактов нарушения органами власти антимонопольного законодательства, 242 факта нарушения законодательства о размещении заказа. С начала 2013 года наблюдается рост числа выявленных нарушений: выявлено 17 фактов нарушения органами власти антимонопольного законодательства и 203 факта нарушения законодательства о размещении заказа.
Российское конкурентное законодательство является сложным в применении. Тем не менее, его необходимо знать, понимать и применять. Часто приходится сталкиваться с ошибочным мнением, что требования антимонопольного законодательства сводятся к требованиям о проведении процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Правовой основой антимонопольного законодательства является Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту – Закон о защите конкуренции).
На основании Закона о защите конкуренции антимонопольные органы выявляют и пресекают антиконкурентные действия (бездействия) органов власти (ст. 15 Закона о защите конкуренции), случаи заключения органами власти соглашений с хозяйствующими субъектами, которые ограничивают конкуренцию (ст. 16 Закона о защите конкуренции), случаи заключения договоров с нарушением антимонопольных требований к торгам и запросам котировок цен (ст. 17), заключение договоров в отношении государственного имущества при владении и распоряжении им (ст. 17.1), при заключении договоров с финансовыми организациями (ст. 18), порядок предоставления государственных и муниципальных преференций (ст. 19 - 21) с нарушением антимонопольных требований, непредставление или представление заведомо ложной информации по запросу антимонопольного органа (ст. 25, 25.4) и принимают меры по восстановлению конкуренции.
К наиболее часто допускаемым нарушениям органами власти антимонопольного законодательства, влекущим негативное влияние на конкуренцию, относится установление не предусмотренных законодательством ограничений при предоставлении государственных (муниципальных) услуг. Данные ограничения проявляются в:
- неправомерном взимании платы за предоставленную услугу;
- неправомерном требовании о предоставлении документов, - информации, совершении действия, как необходимых условий для получения государственной (муниципальной) услуги;
- неправомерном отказе в предоставлении государственной (муниципальной) услуги.
Обращаю Ваше внимание, что Закон о защите конкуренции определяет преференции как преимущества, которые обеспечивают субъекту предпринимательства более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий. То есть спектр возможных форм преференций широк. Нарушение органами власти требований к предоставлению преференции может нанести значительный ущерб состоянию конкуренции.
С решениями Курганского УФАС по делам о нарушении антимонопольного законодательства и законодательства о размещении заказов Вы можете ознакомиться на сайте http://kurgan.fas.gov.ru. На указанном сайте Вы можете также ознакомиться с разъяснениями ФАС России, Минэкономразвития, других компетентных органов, а также с проектами административных регламентов по осуществлению ФАС России и ее территориальными органами государственных функций.
Таким образом, на основании изложенного выше, задача антимонопольных органов  состоит в защите конкуренции,  в том числе в предупреждении и пресечении недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами власти и органами местного самоуправления, последние, в свою очередь, не должны способствовать условиям, способствующим появлению административных барьеров.
Изучение норм антимонопольного законодательства, постоянное отслеживание административной и судебной практики, складывающейся с участием антимонопольных органов, позволит органам государственной власти и органам местного самоуправления не направлять свою деятельность на оказание давления на бизнес. Ликвидация административных барьеров, недопущение их дальнейшего появления – должно являться нашим общим усилием во имя развития конкурентного общества.