Протокол №3 от 08.08.2012 г.
Актуальные вопросы онтимонопольного контроля на рынках финансовых услуг.
Выступила Бынзер О.С. В конце 2011 года в Курганском УФАС России рассмотрено ряд заявлений граждан на неправомерные действия ОАО «Сбербанк России» при кредитовании физических лиц.
Так, например, в управление поступила жалоба гражданина на действия ОАО «Сбербанк России» по установлению платы за бланк справки о наличии ссудной задолженности и оплаченных процентах в размере 250 рублей. Установлено, что между гражданином и ОАО «Сбербанк России» заключен ипотечный кредитный договор в рамках областной целевой программы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2004 — 2010 гг. и на перспективу до 2015 г.». Заявитель сообщил, что справки о наличии ссудной задолженности и оплаченных процентах были ему необходимы для оформления субсидии молодой семье при рождении ребенка и при оформлении имущественного налогового вычета, а также при обращении в Управление Пенсионного фонда РФ для погашения ипотечного кредита средствами материнского капитала. Специалисты фонда указали на необходимость предоставления из банка справки о сумме задолженности. В ходе рассмотрения дела Главное управление образования по Курганской области, УФНС подтвердили необходимость предоставления таких справок для получения соответствующей льготы.
Установление ОАО «Сбербанк России» платы за указанные выше справки в одностороннем порядке противоречит действующему законодательству.
В этот же период управлением были возбуждены дела по заявлениям граждан на действия ОАО «Сбербанк России» по установлению комиссии в размере 7500 рублей при заключении кредитного договора на приобретение автомобиля и 15000 при кредитовании на приобретение жилья.
Позиция антимонопольного органа заключается в том, что данные действия противоречат действующему законодательству.
Граждане при заключении с банком кредитного договора не нуждаются в предоставлении услуги по открытию ссудного счета. Данная процедура в соответствии с ведомственными нормативными актами необходима банку с целью осуществления бухгалтерского учёта. В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона от 07.02.1992 N 2300-1«О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
Следовательно, включение в условие договора обязанность гражданина по оплате единовременного платежа за открытие ссудного счета свидетельствует об обуславливании банком предоставления услуги кредитования услугой по открытию и ведению ссудного счета.
Установление для граждан единовременного платежа за открытие ссудного счета не предусмотрено нормами гражданского законодательства, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В данном случае отсутствие норм, разрешающих ОАО «Сбербанк России» устанавливать единовременный платеж за открытие ссудного счета, должно истолковываться в пользу гражданина.
Решениями по делам действия ОАО «Сбербанк России» по установлению непредусмотренного законодательством единовременного платежа за открытие ссудного счета были расценены как ущемляющие права и экономические интересы граждан.
Решения и предписания по делам были обжалованы в Арбитражный суд Курганской области. Судебными решениями, принятыми в этом году, была поддержана позиция антимонопольного органа о незаконности взимания платы за открытие ссудного счета.
Решили:
1. Рекомендовать Курганскому УФАС России:
а) Разместить информацию об актуальных вопросах антимонопольного контроля на рынках финансовых услуг на официальном сайте интернет;
б) Направить в ТУ Роспотребнадзора, Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области, Главам городских округов и муниципальных районов информацию о практике контроля Курганского УФАС России финансовых рынков и условиях применения антимонопольного законодательства к финансовым организациям, рекомендовать направлять в Курганское УФАС России материалы содержащие информацию о признаках нарушения финансовыми организациями антимонопольного законодательства.
2. Членам Общественно-консультативного совета провести работу по разъяснению и пропаганде возможностей антимонопольного контроля на рынках финансовых услуг Курганской области.