«Тупишь в левом?» Известный курганский промышленник призвал земляков к культуре на дороге. Сам может отправиться в суд

«Тупишь в левом?» Известный курганский промышленник призвал земляков к культуре на дороге. Сам может отправиться в суд

02.09.2014 11:24

В Кургане широко обсуждаются билборды, размещенные на въезде на шоссе Тюнина. На рекламной конструкции слева изображен коронованный баран, отвернувшийся от участников дорожного движения, справа — фраза: «Тупишь в левом, мешаешь ехать? Поздравляем! Ты — царь баранов!».

Подобная социальная реклама впервые появилась в Москве в январе этого года. Активисты движения «Пробок.нет» придумали ряд плакатов с надписями, взывающими к уважительному отношению водителей друг к другу и к культуре вождения, например, «Вылез на забитый перекресток? Молодец :) Теперь все вокруг тоже будут стоять», «Тупишь в левом при свободных правых? Поздравляем, ты царь баранов!».

 

Курганскими активистами эта идея была несколько переработана. Инициатором ее стал известный промышленник Сергей Муратов. «Человек, который садится за руль, проявляет свою культуру. Это не первый и не последний билборд. Следующий будет не про барана, может быть, про осла или лягушку, которая скачет по трассе. Я уверяю, повесим еще один билборд, который будет критиковать участников движения, которые нагло ведут себя на дороге», — отметил Муратов.

Впрочем, хотя надпись Муратов немного изменил, изображение барана осталось неизменным. Заместитель председателя Свердловской областной экономической коллегии адвокатов, доктор юридических наук Андрей Винницкий прокомментировал «URA.Ru» правовую сторону этого вопроса. Не совсем уместно, по словам Винницкого, в данном случае расценивать этого барана как некий бренд или товарный знак.

«Это может претендовать на объект авторских прав как предмет изобразительного искусства. Но сейчас много что претендует на то, чтобы называться искусством, поэтому я, не глядя на этого барана, могу сказать, что, если авторы, исходя из своего интеллектуального уровня и субъективных соображений, считают, что они сотворили искусство, то соответственно могут претендовать на то, что искусство может охраняться, независимо от того, какой баран там нарисован. В каком-то другом контексте требовать защиты, наверное, нельзя», — прокомментировал он.

Также Андрей Винницкий уточнил, что у изображения есть конкретный автор, по умолчанию именно ему принадлежат исключительные права на распоряжение, если он, конечно, не передал их организации или другим лицам. «Все будет зависеть от того, будет ли автор расценивать это как объект авторского права», — уточнил он.

Между тем, сам Муратов не считает, что изображение и надпись на билборде нарушают чьи-то авторские права. «Этот баннер от начала до конца разработан нами, „Росмедиаконсалтингом“, по моей просьбе. Это наши авторские права. Если кто-то хочет повесить наш баннер, я авторские права подарю. Буду рад, если увижу его в Екатеринбурге, в Тюмени, в Челябинске. Я уверен, что люди, которые вешают такие баннеры, делают это бескорыстно. Такие люди никогда не будут претендовать на авторские права. Наш баннер — я его дарю всем», — заявил Сергей Муратов.

Заметим также, что среди горожан нередко можно услышать недовольства: люди считают, что изображение этого животного и надпись «Ты — царь баранов» носит оскорбительный характер. Два года назад в Кургане уже был скандал, связанный с неоднозначной рекламой. Тогда компания сотовой связи «Мотив», которая как раз в то время заходила на курганский рынок, разместила билборды с надписью «Песец идет» и «Песец пришел». УФАС признало данную рекламу не соответствующей требованиям федерального законодательство и привлекло рекламодателя ООО «Екатеринбург-2000» к административной ответственности.

Вместе с тем, как сообщила «URA.Ru» руководитель Курганского УФАС Ирина Гагарина, баннер, вызвавший дискуссии среди автолюбителей, не попадает под действие закона о рекламе, поэтому в данном случае антимонопольщики никак не могут воздействовать на собственника рекламной конструкции.

Добавим, что в понедельник, 1 сентября, на месте «Царя баранов» появились уже другие билборды — агитационные плакаты членов команды одного из кандидатов в губернаторы — Алексея Кокорина.