Бизнес Зауралья готовится взять административный барьер

 

 

 

Участники Форума предпринимателей обсудили, что мешает бизнесу развиваться

29–30 мая в Кургане прошел ежегодный Форум предпринимателей Зауралья. Впервые на нем работала самостоятельная секция «Правовая бизнес-инициатива», в рамках которой эксперты рассмотрели несколько системных проблем и пути их решения. Подробности – в материале «ФедералПресс».

«Я очень надеюсь, что представленный формат, когда проблемы, являющиеся преградой для развития бизнеса, смогут совместно обсудить предприниматели, представители органов государственной власти и общественность, будет принят и одобрен, – заявил областной бизнес-омбудсмен Игорь Клепинин на открытии форума. – Свою цель вижу в том, чтобы предстоящий диалог состоялся на одном доступном для всех языке и сделанные нами общие выводы послужили отправной точкой для облегчения предпринимательской деятельности, роста конкуренции и, соответственно, повышения общего уровня жизни».
А проблемы эти были выявлены по результатам обращений самих предпринимателей. Например, совершенствование правовых механизмов в рыбопромышленной отрасли, развитие сети нестационарной торговли на территории Зауралья, возмещения ущерба, причиненного потравой посевов.

Спор на берегах озер

Лидер Союза рыбопромышленников Курганской области (СРКО) Александр Кудяшев, напомнил, что рыбопромышленники сейчас на пастбищных заморных озерах выращивают за свой счет без помощи государства до 1500 тонн товарной рыбы ежегодно. Они сами покупают личинку, спасают рыбу от заморов, строят рыболовецкие базы, холодильники, переработку, создают на селе рабочие места. И хотят, и могут резко увеличить выращивание на озерах области рыбы, в том числе ценной – сиговых, карпа, толстолобика, белого амура, сообщил Кудяшев. Тем более что в области более трех тысяч озер. Однако они возмущены теми нормативными документами, которые принимаются и планируются к приему для регулирования такой деятельности на озерах.

Необходимые документы Росрыболовство принимает крайне медленно, отметил Кудяшев. Например, до сих пор нет рекомендованных объемов вылова пеляди и сазана, которых зауральцы за свой счет еще в прошлом, 2014 году, вселили в озера по программе воспроизводства биоресурсов. Несмотря на аэрационные меры, заморными явлениями уничтожены десятки тонн рыбы, а отлавливать ее так и не разрешили.

Накануне сезона из Росрыболовства пришел документ, который запретил использовать для этого часть озер, на которых люди давно и успешно работают. А Половинскому рыбхозу запретили использовать все озера. Удивляет, что в Москве лучше знают, как и где ловить. Причем в Росрыболовстве запрет обосновали заключениями экспертов ВНИРО, а кто их готовил, сами не помнят.

Давно назрела пора принятия отдельного нормативного документа, регламентирующего рыбоводство и рыболовство на сотнях тысяч озер в стране. Пока же закон «Об аквакультуре» не решил для пастбищного рыбоводства ни одной проблемы.

Четко не зафиксировано право собственности на выращиваемую рыбу, в результате чего она может сейчас свободно отлавливаться рыбаками-любителями. Кроме того, браконьерство процветает уже в промышленных масштабах. Не восстановлено потерянное после 2008 года комплексное использование озер – одновременно для товарного рыбоводства, промышленного и спортивного рыболовства. В результате, если пользователи озер выращивают товарную рыбу, а в водоеме есть карась, гольян или другая малоценная рыба, то вести промысел невозможно. С другой стороны, в озерах, закрепленных для промышленного рыболовства, разрешено ловить только по 15 кг карася с гектара, хотя можно было бы вырастить на гектаре еще по 70–80 кг сиговых, карпа и других видов рыбы. Но нельзя.

«Это как если бы в Москве решали, можно ли в селе в Половинском районе в Зауралье на огороде сажать картошку, а потом ее копать, причем решали месяца четыре, а потом разрешили убирать, но не более трех клубней из гнезда», – иронизировал Александр Кудяшев.

Как отметил помощник бизнес-омбудсмена Дмитрий Кураженков, действующие законы «Об аквакультуре» и «О рыболовстве» не стыкуются между собой, а проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части предоставления пользователям водными биологическими ресурсами возможности осуществления прибрежного и промышленного рыболовства без предоставления рыбопромыслового участка» содержит мощный разрушительный потенциал.

Эти поправки совершенно неприемлемы для рыбопромысловых участков, сформированных на замкнутых материковых водоемах – озерах. Законопроект, например, прекращает с 1 января 2016 года действие долгосрочных договоров на пользование рыбопромысловыми участками. Сегодня в Курганской области по конкурсам закреплено в пользование на 20 лет более 400 рыбопромысловых участков. И досрочное – за 12–15 лет до окончания срока закрепления участков – прекращение действия договоров, которое предусмотрено пунктом 1 статьи 2 настоящего проекта, приведет к массовому нарушению законных прав рыбопользователей.

Первый заместитель губернатора, директор департамента сельского хозяйства Сергей Пугин заявил, что власти Зауралья намерены настойчиво добиваться в Минсельхозе, Госдуме и правительстве РФ, чтобы голос курганских рыбопромышленников был услышан и учтен при пересмотре законодательства. «Наша задача – создавать условия для бизнеса, а не препятствовать ему», – подчеркнул он.

Кто хозяин табуна

На форуме обсуждалась еще одна региональная законодательная инициатива – ввести обязательную идентификацию домашних животных.

По словам генерального директора ЗАО «Путь к коммунизму», председателя аграрного комитета областной думы Владимира Остапенко, в последние годы проблема вытаптывания лошадьми и другими животными посевов стала особо острой. Раньше по факту потравы посевов животными протоколы составляли участковые. Сейчас у них нет на это полномочий. И за потраву посевов невозможно никого привлечь к ответственности из-за того, что нельзя определить хозяина животных, сказал Остапенко. Как определить хозяина, как составить протокол, как наказать, как определить ущерб? Все эти вопросы сегодня не решены. А ущерб от потравы большой. В области бывали случаи, когда он в отдельно взятом хозяйстве достигал 70 %, сообщил Андрей Лушников, руководитель управления Россельхознадзора по Курганской области.

Владимир Михайлов, председатель Курганохотрыболовсоюза, подтвердил, что бродячий скот серьезно подрывает экономику охотничьего хозяйства. «В районе, к примеру, числится 400 лошадей, а наши егеря насчитали на деле 1200, эти «ничейные» табуны разоряют наши кормовые площадки, кабаны потом по два месяца не приходят туда, пока не выветрится лошадиный запах», – отметил Владимир Михайлов.

Выход есть – необходимо на уровне региона сделать идентификацию животных обязательной. Это касается не только сельскохозяйственных животных, но также бесхозных кошек и собак. Андрей Лушников отметил: есть несколько способов идентификации животных – биркование, чипирование, таврирование. И чипирование является оптимальным по соотношению цены и надежности.

По словам Дмитрия Кураженкова, порядок идентификации сельскохозяйственных животных, который уже принят и действует в Псковской и Белгородской областях, может стать основой для законодательной инициативы. «Мы направили губернатору Курганской области письмо, чтобы такой порядок был принят и в нашей области, потому что он решил бы сразу половину вопросов, связанных с потравой посевов. Сейчас этот вопрос находится на рассмотрении у правового управления и департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности региона», – сказал Кураженков. Нужна также комиссия, которая могла бы производить оценку ущерба от вытаптывания посевов.

Участники дискуссии пришли к выводу, что если губернатор и правительство Курганской области поддержат эту инициативу, то уже через два месяца в области может быть принято соответствующее постановление. И органы МСУ получат инструмент для решения этой проблемы.

Киоск без права передачи

На форуме также обсудили ситуацию с развитием сети нестационарной торговли. Речь шла прежде всего о Кургане, где, как сообщила начальник управления УФАС по Курганской области Ирина Гагарина, власти, по ее мнению, самоустранились от разработки схемы размещения объектов, а сама процедура распределения участков в городе под киоски и торговые места непрозрачна и запутана. Об этом же говорил представитель Союза молодых предпринимателей Артем Бер, напомнив, что перед Новым годом в Кургане елки продавали на 40 площадках, но их непонятно как получил один предприниматель, а потом торговал не елками, а своим правом на торговлю. И якобы есть некая очередь на право аренды участков под киоски.

Антимонопольщики, как сообщила Ирина Гагарина, сейчас запросили информацию об этой работе из всех субъектов РФ и подготовят аналитический материал для выводов и обобщений. Но логика и закон подсказывают, что именно власть должна определять схему таких объектов, это входит в ее полномочия. И понудить ее к исполнению таких полномочий можно, например, с помощью прокуратуры.

Нормативная база в субъектах Федерации по этому поводу противоречива, а кое-где вообще отсутствует. И УФАС Зауралья начинает проверку этой работы во всех муниципалитетах Курганской области. Как отметил Дмитрий Кураженков, например, в Мишкинском районе на запрос бизнес-омбудсмена по этому поводу вообще ничего не ответили. И это симптоматично.

В дискуссии по всем вопросам участвовали журналисты – члены Делового клуба, который организован при уполномоченном по защите прав предпринимателей Курганской области при содействии и участии РИА «ФедералПресс». Коллеги из газет, телекомпаний и интернет-сайтов, пишущие на экономические темы, одобрили новый формат совместной работы прессы и бизнеса для углубленной разработки актуальных проблем развития региона.