Решение Арбитражного суда Курганской области по заявлению ООО "Курганский завод стеклоконструкций "Стеклолюкс-45"

Дата публикации: 1 октября 2010, 17:38

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Обабковой Н.А., при ведении протокола судебного заседания судьей Обабковой Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» 
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
о признании недействительными решения от 05.07.2010 № 49 и предписания от 05.07.2010 № 49 при участии в судебном заседании:
от заявителя: А., доверенность от 01.02.2010 № 1, от заинтересованного лица: Демидов В.Я., доверенность от 11.01.2010№ 07,

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» (далее заявитель, ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45») обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительными решения от 05.07.2010 № 49 и предписания от 05.07.2010 № 49 Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области согласно которым в действиях заявителя установлено нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе») (с учетом дополнений к заявленным требованиям, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В обоснование своих требований заявитель указывает, что в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства по признакам части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». В рекламном модуле ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» объектом рекламирования является продукт производственной деятельности завода - Окна REHAU. ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» не является кредитной организацией, услуги по предоставлению кредита объектом рекламы не являлись. Слово кредит в рекламном модуле использовалось с целью сообщения о возможности приобретения продукции завода в кредит, то есть как о способе расчетов за рекламируемый товар.
В судебном заседании представитель заявителя на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в заявлении, и дополнении к заявлению. Пояснил, что информация о возможности приобретения продукции 000 «КЗСК «Стеклолюкс-45» в кредит соответствует действительности, реализация оконных конструкций в кредит осуществляется на основании и условиях договора № 256/33 от 28.09.2009 между ООО «КЗСК «Стеклолюкс-45» и ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк». Финансовая деятельность, в частности услуги кредитования рекламным продуктом не являлись, поскольку заявитель такую деятельность не осуществляет. Оснований для вынесения предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе не имелось, так как на момент принятия решения 22.06.2010 рекламный модуль заявителя, размещаемый в газете "Зауральский курьер" уже не содержал в своем тексте слова "кредит".
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Курганское УФАС России) с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве и дополнении к отзыву. В судебном заседании пояснил, что Курганским УФАС России проведена проверка рекламных объявлений, опубликованных в газете «Зауральский курьер» №16 (610) от 28.04.2010, распространяемой в городе Кургане и на территории Курганской области. В газете «Зауральский курьер» №16 (610) от 28.04.2010 на странице 1 размещена реклама с текстом: «Курганский завод стеклоконструкций Стеклолюкс-45 Рассрочка Кредит Акции Окна REHAU в лучших домах! Все представляют скидки, а мы гарантируем качество!...» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области установлены нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе». Указанная в рекламе услуга «Кредит» относится к банковским операциям и фактически оказывается ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк». В данной рекламе наименование лица, оказывающего банковские услуги, ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», не указано.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв, после перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдение законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Как следует из дела и установлено судом, в порядке осуществления контроля за законодательством Российской Федерации о рекламе Курганским УФАС России проведена проверка рекламных объявлений, опубликованных в газете «Зауральский курьер» №16 (610) от 28.04.2010, распространяемой в городе Кургане и на территории Курганской области.
В газете «Зауральский курьер» №16 (610) от 28.04.2010 на странице 1 размещена реклама с текстом: «Курганский завод стеклоконструкций Стеклолюкс-45 Рассрочка Кредит Акции Окна REHAU в лучших домах! Все представляют скидки, а мы гарантируем качество!...»
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области установлены нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе» (далее Закон о рекламе). В данной рекламе наименование лица, оказывающего банковские услуги, ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», не указано.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области вынесено определение от 07.06.2010 № 49 о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 05.06.2010 реклама с текстом «Курганский завод стеклоконструкций Стеклолюкс-45 Рассрочка Кредит Акции Окна REHAU в лучших домах! Все представляют скидки, а мы гарантируем качество!...», опубликованная в газете «Зауральский курьер», №16 (610) от 28.04.2010 на странице 1, признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
В целях устранения установленного нарушения антимонопольного законодательства выдано предписание от 05.06.2010 № 49 о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Курганского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Считая указанные решение и предписание антимонопольного органа незаконными, и нарушающими права и законные интересы ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в рекламном издании - газете «Зауральский курьер», №16 (610) от 28.04.2010 на странице 1 опубликовано рекламное объявление ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45», которое содержало указание на "кредит" без идентификации лица, оказывающего соответствующие услуги (л.д.63).
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45», по данному варианту рекламы ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» выставлен счет на оплату № 852 от 21.04.2010 (л.д.52 см. на обороте).
Кредит на приобретение окон осуществляется в соответствии и на условиях договора от 28.09.2009 № 256/33, заключенного между ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» и ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк». В данной рекламе наименование лица, оказывающего банковские услуги, ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», не указано.
В силу положений статьи 3 Закона N 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель -изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Положениями статьи 5 Закона о рекламе установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются. Недостоверной признается реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов или других условиях приобретения товара. Не допускается также реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5).
Нормативные требования к рекламе финансовых услуг закреплены в статье 28 Закона N 38-ФЗ. Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридических лиц - наименование, для индивидуальных предпринимателей - фамилию, имя, отчество).
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга -банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
За нарушение требований статьи 28 Закона N 38-ФЗ ответственность несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель (части 6 и 7 статьи 38 Закона N 38-ФЗ).
При рассмотрении спора по существу судом принимается во внимание правило части 7 статьи 5 Закона N 38-ФЗ: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Системный анализ положений Закона N 38-ФЗ позволяет признать, что требование части 1 статьи 28 этого Закона корреспондирует с приведенной нормой права. Оно установлено в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). Характер и степень общественной опасности соответствующего нарушения подлежат оценке с учетом обозначенных цели и интересов.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что опубликованный обществом (рекламодатель) текст рекламного объявления содержит условия приобретения товаров общества в кредит.
Таким образом, кредит на приобретение окон клиентам общества осуществляется в соответствии и на условиях договора от 28.09.2009 №256/33, заключенного между ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» и 000 «Хоум Кредит энд Финанс Банк». В то же время текст размещенного обществом рекламного объявления не соответствовал требованию части 1 статьи 28 Закона N 38-ФЗ, поскольку не содержал информации о лице, оказывающем финансовые услуги.
Спорная рекламная информация не содержит сведений о том, какая именно организация предоставляет кредит, наименование лица, оказывающего эти услуги, в силу статьи 28 Закона о рекламе являются обязательными, поэтому наличии в действиях 000 «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» нарушений законодательства о рекламе являются доказанным.
В статье 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» указано, что к банковским операциям относятся: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); размещение указанных в пункте 1 настоящей статьи привлеченных от своего имени и за свой счет.
В вышеуказанной рекламе 000 «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45», размешенной в газете «Зауральский курьер», содержится предложение, обращенное к потенциальным покупателям окон, о предоставлении кредита, то есть реклама направлена на привлечение внимания лиц, заинтересованных в услугах по предоставлению кредита при покупке товара. При этом данная рекламная информация не содержит сведений о том, какая именно организация предоставляет кредит.
Из материалов дела усматривается, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области в ходе административного производства установлен факт размещения 000 «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» в печатном издании рекламного объявления, содержание которого нормам статьи 28 Закона о рекламе не соответствует. Данная реклама является ненадлежащей в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» - ненадлежащая реклама - реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьями 28-30 настоящего Федерального закона.
Заявитель подтверждает факт указания в своей рекламе рекламы банковских услуг без указания наименования лица, оказывающего эти услуги.
Довод заявителя о рекламировании не финансовых услуг банка, а собственных товаров и услуг, продаваемых на условиях оплаты в кредит, подлежит отклонению.
При этом суд исходит из того, что одновременная реализация обществом товаров как на условиях рассрочки (отсрочки) платежа, так и посредством привлечения кредитных ресурсов банка, не исключает соответствующего требования к тексту объявления. При таких обстоятельствах рекламный текст должен содержать сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком, от продажи обществом товаров в рассрочку или кредит.
Этот вывод отвечает приведенному систематическому толкованию положений статей 5 и 28 Закона N 38-ФЗ.
Указанная информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и (или) лиц, предоставляющих кредит. Приобретение товара (услуг) с его оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца может рассматриваться потребителем как более выгодные условия, нежели приобретение товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией.
Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской федерации от 17.08.2006 № 508, установлен порядок рассмотрения Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с пунктом 44 Правил при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 33 и ч.З ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателю на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей обязательное для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные Законом о рекламе. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения. Неисполнение предписаний антимонопольного органа влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1, 3, 8 ст. 36 Закона о рекламе).
В соответствии с ч. 3 указанной статьи предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.
Таким образом, если в решении комиссии антимонопольного органа указываются фактические обстоятельства и основания принятия данного документа, то в предписании содержатся конкретные указания, что необходимо сделать по устранению нарушения законодательства о рекламе. Предписание по делу о нарушении законодательства о рекламе изготавливается одновременно с решением. Копия предписания немедленно направляется или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия.
В целях устранения установленного нарушения антимонопольного законодательства выдано предписание от 05.07.2010 № 49 о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Поскольку решение УФ АС по Курганской области от 05.07.2010 № 49 является законным, соответствует Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», то и предписание также вынесено обоснованно, соответствует названному закону.
При рассмотрении дела № 49 документально подтвержденных доказательств о прекращении размещения ненадлежащей рекламы ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» представлено не было, что не оспаривается заявителем.
Доказательства устранения выявленного нарушения
законодательства о рекламе направлено обществом в УФАС по Курганской области 29.07.2010, что подтверждается регистрацией за вх.№3724 (в деле).
Довод заявителя о том, что период распространения данного варианта рекламы определен до 05.06.2010 документально ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» не подтвержден, следовательно, мог быть продлен на более поздний срок.
Представленным в материалы дела доказательствам судом дана оценка в их совокупности по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, руководствуясь ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования в связи с отсутствием условий, необходимых для признания решения от 05.07.2010 № 49 и предписания от 05.07.2010 № 45 Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области недействительными.
Судебные расходы по оплате государственной пошлинь: распределены в соответствии со ст. ПО Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отнесены на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» о признании недействительными решения от 05.07.2010 №49 и предписания от 05.07.2010 №49 Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Курганской области.

stdClass Object ( [vid] => 7365 [uid] => 1 [title] => Решение Арбитражного суда Курганской области по заявлению ООО "Курганский завод стеклоконструкций "Стеклолюкс-45" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7365 [type] => solution [language] => ru [created] => 1285918718 [changed] => 1368718662 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368718662 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Обабковой Н.А., при ведении протокола судебного заседания судьей Обабковой Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» 
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
о признании недействительными решения от 05.07.2010 № 49 и предписания от 05.07.2010 № 49 при участии в судебном заседании:
от заявителя: А., доверенность от 01.02.2010 № 1, от заинтересованного лица: Демидов В.Я., доверенность от 11.01.2010№ 07,

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» (далее заявитель, ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45») обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительными решения от 05.07.2010 № 49 и предписания от 05.07.2010 № 49 Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области согласно которым в действиях заявителя установлено нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе») (с учетом дополнений к заявленным требованиям, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В обоснование своих требований заявитель указывает, что в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства по признакам части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». В рекламном модуле ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» объектом рекламирования является продукт производственной деятельности завода - Окна REHAU. ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» не является кредитной организацией, услуги по предоставлению кредита объектом рекламы не являлись. Слово кредит в рекламном модуле использовалось с целью сообщения о возможности приобретения продукции завода в кредит, то есть как о способе расчетов за рекламируемый товар.
В судебном заседании представитель заявителя на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в заявлении, и дополнении к заявлению. Пояснил, что информация о возможности приобретения продукции 000 «КЗСК «Стеклолюкс-45» в кредит соответствует действительности, реализация оконных конструкций в кредит осуществляется на основании и условиях договора № 256/33 от 28.09.2009 между ООО «КЗСК «Стеклолюкс-45» и ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк». Финансовая деятельность, в частности услуги кредитования рекламным продуктом не являлись, поскольку заявитель такую деятельность не осуществляет. Оснований для вынесения предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе не имелось, так как на момент принятия решения 22.06.2010 рекламный модуль заявителя, размещаемый в газете "Зауральский курьер" уже не содержал в своем тексте слова "кредит".
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Курганское УФАС России) с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве и дополнении к отзыву. В судебном заседании пояснил, что Курганским УФАС России проведена проверка рекламных объявлений, опубликованных в газете «Зауральский курьер» №16 (610) от 28.04.2010, распространяемой в городе Кургане и на территории Курганской области. В газете «Зауральский курьер» №16 (610) от 28.04.2010 на странице 1 размещена реклама с текстом: «Курганский завод стеклоконструкций Стеклолюкс-45 Рассрочка Кредит Акции Окна REHAU в лучших домах! Все представляют скидки, а мы гарантируем качество!...» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области установлены нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе». Указанная в рекламе услуга «Кредит» относится к банковским операциям и фактически оказывается ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк». В данной рекламе наименование лица, оказывающего банковские услуги, ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», не указано.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв, после перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдение законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Как следует из дела и установлено судом, в порядке осуществления контроля за законодательством Российской Федерации о рекламе Курганским УФАС России проведена проверка рекламных объявлений, опубликованных в газете «Зауральский курьер» №16 (610) от 28.04.2010, распространяемой в городе Кургане и на территории Курганской области.
В газете «Зауральский курьер» №16 (610) от 28.04.2010 на странице 1 размещена реклама с текстом: «Курганский завод стеклоконструкций Стеклолюкс-45 Рассрочка Кредит Акции Окна REHAU в лучших домах! Все представляют скидки, а мы гарантируем качество!...»
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области установлены нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе» (далее Закон о рекламе). В данной рекламе наименование лица, оказывающего банковские услуги, ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», не указано.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области вынесено определение от 07.06.2010 № 49 о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 05.06.2010 реклама с текстом «Курганский завод стеклоконструкций Стеклолюкс-45 Рассрочка Кредит Акции Окна REHAU в лучших домах! Все представляют скидки, а мы гарантируем качество!...», опубликованная в газете «Зауральский курьер», №16 (610) от 28.04.2010 на странице 1, признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
В целях устранения установленного нарушения антимонопольного законодательства выдано предписание от 05.06.2010 № 49 о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Курганского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Считая указанные решение и предписание антимонопольного органа незаконными, и нарушающими права и законные интересы ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в рекламном издании - газете «Зауральский курьер», №16 (610) от 28.04.2010 на странице 1 опубликовано рекламное объявление ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45», которое содержало указание на "кредит" без идентификации лица, оказывающего соответствующие услуги (л.д.63).
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45», по данному варианту рекламы ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» выставлен счет на оплату № 852 от 21.04.2010 (л.д.52 см. на обороте).
Кредит на приобретение окон осуществляется в соответствии и на условиях договора от 28.09.2009 № 256/33, заключенного между ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» и ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк». В данной рекламе наименование лица, оказывающего банковские услуги, ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», не указано.
В силу положений статьи 3 Закона N 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель -изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Положениями статьи 5 Закона о рекламе установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются. Недостоверной признается реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов или других условиях приобретения товара. Не допускается также реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5).
Нормативные требования к рекламе финансовых услуг закреплены в статье 28 Закона N 38-ФЗ. Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридических лиц - наименование, для индивидуальных предпринимателей - фамилию, имя, отчество).
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга -банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
За нарушение требований статьи 28 Закона N 38-ФЗ ответственность несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель (части 6 и 7 статьи 38 Закона N 38-ФЗ).
При рассмотрении спора по существу судом принимается во внимание правило части 7 статьи 5 Закона N 38-ФЗ: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Системный анализ положений Закона N 38-ФЗ позволяет признать, что требование части 1 статьи 28 этого Закона корреспондирует с приведенной нормой права. Оно установлено в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). Характер и степень общественной опасности соответствующего нарушения подлежат оценке с учетом обозначенных цели и интересов.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что опубликованный обществом (рекламодатель) текст рекламного объявления содержит условия приобретения товаров общества в кредит.
Таким образом, кредит на приобретение окон клиентам общества осуществляется в соответствии и на условиях договора от 28.09.2009 №256/33, заключенного между ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» и 000 «Хоум Кредит энд Финанс Банк». В то же время текст размещенного обществом рекламного объявления не соответствовал требованию части 1 статьи 28 Закона N 38-ФЗ, поскольку не содержал информации о лице, оказывающем финансовые услуги.
Спорная рекламная информация не содержит сведений о том, какая именно организация предоставляет кредит, наименование лица, оказывающего эти услуги, в силу статьи 28 Закона о рекламе являются обязательными, поэтому наличии в действиях 000 «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» нарушений законодательства о рекламе являются доказанным.
В статье 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» указано, что к банковским операциям относятся: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); размещение указанных в пункте 1 настоящей статьи привлеченных от своего имени и за свой счет.
В вышеуказанной рекламе 000 «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45», размешенной в газете «Зауральский курьер», содержится предложение, обращенное к потенциальным покупателям окон, о предоставлении кредита, то есть реклама направлена на привлечение внимания лиц, заинтересованных в услугах по предоставлению кредита при покупке товара. При этом данная рекламная информация не содержит сведений о том, какая именно организация предоставляет кредит.
Из материалов дела усматривается, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области в ходе административного производства установлен факт размещения 000 «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» в печатном издании рекламного объявления, содержание которого нормам статьи 28 Закона о рекламе не соответствует. Данная реклама является ненадлежащей в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» - ненадлежащая реклама - реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьями 28-30 настоящего Федерального закона.
Заявитель подтверждает факт указания в своей рекламе рекламы банковских услуг без указания наименования лица, оказывающего эти услуги.
Довод заявителя о рекламировании не финансовых услуг банка, а собственных товаров и услуг, продаваемых на условиях оплаты в кредит, подлежит отклонению.
При этом суд исходит из того, что одновременная реализация обществом товаров как на условиях рассрочки (отсрочки) платежа, так и посредством привлечения кредитных ресурсов банка, не исключает соответствующего требования к тексту объявления. При таких обстоятельствах рекламный текст должен содержать сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком, от продажи обществом товаров в рассрочку или кредит.
Этот вывод отвечает приведенному систематическому толкованию положений статей 5 и 28 Закона N 38-ФЗ.
Указанная информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и (или) лиц, предоставляющих кредит. Приобретение товара (услуг) с его оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца может рассматриваться потребителем как более выгодные условия, нежели приобретение товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией.
Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской федерации от 17.08.2006 № 508, установлен порядок рассмотрения Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с пунктом 44 Правил при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 33 и ч.З ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателю на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей обязательное для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные Законом о рекламе. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения. Неисполнение предписаний антимонопольного органа влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1, 3, 8 ст. 36 Закона о рекламе).
В соответствии с ч. 3 указанной статьи предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.
Таким образом, если в решении комиссии антимонопольного органа указываются фактические обстоятельства и основания принятия данного документа, то в предписании содержатся конкретные указания, что необходимо сделать по устранению нарушения законодательства о рекламе. Предписание по делу о нарушении законодательства о рекламе изготавливается одновременно с решением. Копия предписания немедленно направляется или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия.
В целях устранения установленного нарушения антимонопольного законодательства выдано предписание от 05.07.2010 № 49 о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Поскольку решение УФ АС по Курганской области от 05.07.2010 № 49 является законным, соответствует Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», то и предписание также вынесено обоснованно, соответствует названному закону.
При рассмотрении дела № 49 документально подтвержденных доказательств о прекращении размещения ненадлежащей рекламы ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» представлено не было, что не оспаривается заявителем.
Доказательства устранения выявленного нарушения
законодательства о рекламе направлено обществом в УФАС по Курганской области 29.07.2010, что подтверждается регистрацией за вх.№3724 (в деле).
Довод заявителя о том, что период распространения данного варианта рекламы определен до 05.06.2010 документально ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» не подтвержден, следовательно, мог быть продлен на более поздний срок.
Представленным в материалы дела доказательствам судом дана оценка в их совокупности по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, руководствуясь ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования в связи с отсутствием условий, необходимых для признания решения от 05.07.2010 № 49 и предписания от 05.07.2010 № 45 Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области недействительными.
Судебные расходы по оплате государственной пошлинь: распределены в соответствии со ст. ПО Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отнесены на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» о признании недействительными решения от 05.07.2010 №49 и предписания от 05.07.2010 №49 Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Курганской области.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Обабковой Н.А., при ведении протокола судебного заседания судьей Обабковой Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» 
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
о признании недействительными решения от 05.07.2010 № 49 и предписания от 05.07.2010 № 49 при участии в судебном заседании:
от заявителя: А., доверенность от 01.02.2010 № 1, от заинтересованного лица: Демидов В.Я., доверенность от 11.01.2010№ 07,

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» (далее заявитель, ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45») обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительными решения от 05.07.2010 № 49 и предписания от 05.07.2010 № 49 Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области согласно которым в действиях заявителя установлено нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе») (с учетом дополнений к заявленным требованиям, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В обоснование своих требований заявитель указывает, что в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства по признакам части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». В рекламном модуле ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» объектом рекламирования является продукт производственной деятельности завода - Окна REHAU. ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» не является кредитной организацией, услуги по предоставлению кредита объектом рекламы не являлись. Слово кредит в рекламном модуле использовалось с целью сообщения о возможности приобретения продукции завода в кредит, то есть как о способе расчетов за рекламируемый товар.
В судебном заседании представитель заявителя на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в заявлении, и дополнении к заявлению. Пояснил, что информация о возможности приобретения продукции 000 «КЗСК «Стеклолюкс-45» в кредит соответствует действительности, реализация оконных конструкций в кредит осуществляется на основании и условиях договора № 256/33 от 28.09.2009 между ООО «КЗСК «Стеклолюкс-45» и ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк». Финансовая деятельность, в частности услуги кредитования рекламным продуктом не являлись, поскольку заявитель такую деятельность не осуществляет. Оснований для вынесения предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе не имелось, так как на момент принятия решения 22.06.2010 рекламный модуль заявителя, размещаемый в газете "Зауральский курьер" уже не содержал в своем тексте слова "кредит".
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Курганское УФАС России) с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве и дополнении к отзыву. В судебном заседании пояснил, что Курганским УФАС России проведена проверка рекламных объявлений, опубликованных в газете «Зауральский курьер» №16 (610) от 28.04.2010, распространяемой в городе Кургане и на территории Курганской области. В газете «Зауральский курьер» №16 (610) от 28.04.2010 на странице 1 размещена реклама с текстом: «Курганский завод стеклоконструкций Стеклолюкс-45 Рассрочка Кредит Акции Окна REHAU в лучших домах! Все представляют скидки, а мы гарантируем качество!...» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области установлены нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе». Указанная в рекламе услуга «Кредит» относится к банковским операциям и фактически оказывается ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк». В данной рекламе наименование лица, оказывающего банковские услуги, ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», не указано.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв, после перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдение законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Как следует из дела и установлено судом, в порядке осуществления контроля за законодательством Российской Федерации о рекламе Курганским УФАС России проведена проверка рекламных объявлений, опубликованных в газете «Зауральский курьер» №16 (610) от 28.04.2010, распространяемой в городе Кургане и на территории Курганской области.
В газете «Зауральский курьер» №16 (610) от 28.04.2010 на странице 1 размещена реклама с текстом: «Курганский завод стеклоконструкций Стеклолюкс-45 Рассрочка Кредит Акции Окна REHAU в лучших домах! Все представляют скидки, а мы гарантируем качество!...»
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области установлены нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе» (далее Закон о рекламе). В данной рекламе наименование лица, оказывающего банковские услуги, ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», не указано.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области вынесено определение от 07.06.2010 № 49 о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 05.06.2010 реклама с текстом «Курганский завод стеклоконструкций Стеклолюкс-45 Рассрочка Кредит Акции Окна REHAU в лучших домах! Все представляют скидки, а мы гарантируем качество!...», опубликованная в газете «Зауральский курьер», №16 (610) от 28.04.2010 на странице 1, признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
В целях устранения установленного нарушения антимонопольного законодательства выдано предписание от 05.06.2010 № 49 о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Курганского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Считая указанные решение и предписание антимонопольного органа незаконными, и нарушающими права и законные интересы ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в рекламном издании - газете «Зауральский курьер», №16 (610) от 28.04.2010 на странице 1 опубликовано рекламное объявление ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45», которое содержало указание на "кредит" без идентификации лица, оказывающего соответствующие услуги (л.д.63).
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45», по данному варианту рекламы ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» выставлен счет на оплату № 852 от 21.04.2010 (л.д.52 см. на обороте).
Кредит на приобретение окон осуществляется в соответствии и на условиях договора от 28.09.2009 № 256/33, заключенного между ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» и ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк». В данной рекламе наименование лица, оказывающего банковские услуги, ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», не указано.
В силу положений статьи 3 Закона N 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель -изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Положениями статьи 5 Закона о рекламе установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются. Недостоверной признается реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов или других условиях приобретения товара. Не допускается также реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5).
Нормативные требования к рекламе финансовых услуг закреплены в статье 28 Закона N 38-ФЗ. Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридических лиц - наименование, для индивидуальных предпринимателей - фамилию, имя, отчество).
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга -банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
За нарушение требований статьи 28 Закона N 38-ФЗ ответственность несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель (части 6 и 7 статьи 38 Закона N 38-ФЗ).
При рассмотрении спора по существу судом принимается во внимание правило части 7 статьи 5 Закона N 38-ФЗ: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Системный анализ положений Закона N 38-ФЗ позволяет признать, что требование части 1 статьи 28 этого Закона корреспондирует с приведенной нормой права. Оно установлено в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). Характер и степень общественной опасности соответствующего нарушения подлежат оценке с учетом обозначенных цели и интересов.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что опубликованный обществом (рекламодатель) текст рекламного объявления содержит условия приобретения товаров общества в кредит.
Таким образом, кредит на приобретение окон клиентам общества осуществляется в соответствии и на условиях договора от 28.09.2009 №256/33, заключенного между ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» и 000 «Хоум Кредит энд Финанс Банк». В то же время текст размещенного обществом рекламного объявления не соответствовал требованию части 1 статьи 28 Закона N 38-ФЗ, поскольку не содержал информации о лице, оказывающем финансовые услуги.
Спорная рекламная информация не содержит сведений о том, какая именно организация предоставляет кредит, наименование лица, оказывающего эти услуги, в силу статьи 28 Закона о рекламе являются обязательными, поэтому наличии в действиях 000 «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» нарушений законодательства о рекламе являются доказанным.
В статье 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» указано, что к банковским операциям относятся: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); размещение указанных в пункте 1 настоящей статьи привлеченных от своего имени и за свой счет.
В вышеуказанной рекламе 000 «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45», размешенной в газете «Зауральский курьер», содержится предложение, обращенное к потенциальным покупателям окон, о предоставлении кредита, то есть реклама направлена на привлечение внимания лиц, заинтересованных в услугах по предоставлению кредита при покупке товара. При этом данная рекламная информация не содержит сведений о том, какая именно организация предоставляет кредит.
Из материалов дела усматривается, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области в ходе административного производства установлен факт размещения 000 «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» в печатном издании рекламного объявления, содержание которого нормам статьи 28 Закона о рекламе не соответствует. Данная реклама является ненадлежащей в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» - ненадлежащая реклама - реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьями 28-30 настоящего Федерального закона.
Заявитель подтверждает факт указания в своей рекламе рекламы банковских услуг без указания наименования лица, оказывающего эти услуги.
Довод заявителя о рекламировании не финансовых услуг банка, а собственных товаров и услуг, продаваемых на условиях оплаты в кредит, подлежит отклонению.
При этом суд исходит из того, что одновременная реализация обществом товаров как на условиях рассрочки (отсрочки) платежа, так и посредством привлечения кредитных ресурсов банка, не исключает соответствующего требования к тексту объявления. При таких обстоятельствах рекламный текст должен содержать сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком, от продажи обществом товаров в рассрочку или кредит.
Этот вывод отвечает приведенному систематическому толкованию положений статей 5 и 28 Закона N 38-ФЗ.
Указанная информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и (или) лиц, предоставляющих кредит. Приобретение товара (услуг) с его оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца может рассматриваться потребителем как более выгодные условия, нежели приобретение товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией.
Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской федерации от 17.08.2006 № 508, установлен порядок рассмотрения Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с пунктом 44 Правил при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 33 и ч.З ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателю на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей обязательное для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные Законом о рекламе. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения. Неисполнение предписаний антимонопольного органа влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1, 3, 8 ст. 36 Закона о рекламе).
В соответствии с ч. 3 указанной статьи предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.
Таким образом, если в решении комиссии антимонопольного органа указываются фактические обстоятельства и основания принятия данного документа, то в предписании содержатся конкретные указания, что необходимо сделать по устранению нарушения законодательства о рекламе. Предписание по делу о нарушении законодательства о рекламе изготавливается одновременно с решением. Копия предписания немедленно направляется или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия.
В целях устранения установленного нарушения антимонопольного законодательства выдано предписание от 05.07.2010 № 49 о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Поскольку решение УФ АС по Курганской области от 05.07.2010 № 49 является законным, соответствует Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», то и предписание также вынесено обоснованно, соответствует названному закону.
При рассмотрении дела № 49 документально подтвержденных доказательств о прекращении размещения ненадлежащей рекламы ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» представлено не было, что не оспаривается заявителем.
Доказательства устранения выявленного нарушения
законодательства о рекламе направлено обществом в УФАС по Курганской области 29.07.2010, что подтверждается регистрацией за вх.№3724 (в деле).
Довод заявителя о том, что период распространения данного варианта рекламы определен до 05.06.2010 документально ООО «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» не подтвержден, следовательно, мог быть продлен на более поздний срок.
Представленным в материалы дела доказательствам судом дана оценка в их совокупности по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, руководствуясь ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования в связи с отсутствием условий, необходимых для признания решения от 05.07.2010 № 49 и предписания от 05.07.2010 № 45 Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области недействительными.
Судебные расходы по оплате государственной пошлинь: распределены в соответствии со ст. ПО Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отнесены на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45» о признании недействительными решения от 05.07.2010 №49 и предписания от 05.07.2010 №49 Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Курганской области.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Обабковой Н.А., при ведении протокола судебного заседания судьей Обабковой Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45»

[format] => full_html [safe_value] =>

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Обабковой Н.А., при ведении протокола судебного заседания судьей Обабковой Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Курганский завод стеклоконструкций «Стеклолюкс-45»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Управление Федеральной антимонопольной службы в пределах своих полномочий осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о рекламе по следующим основным направлениям:
– предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан;
– защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
– привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-10-01 11:38:38 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-10-01 11:38:38 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322135821 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Курганское УФАС России )