Решение и предписание по делу в отношении ОАО "Просветский леспромхоз"

Номер дела: 143
Дата публикации: 26 декабря 2011, 06:00

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия), рассмотрев дело № 143  по признакам нарушения   части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении процедуры технологического присоединения, а также отказе в технологическом присоединении, Комиссия:
 
Установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее Управление) поступило на рассмотрение заявление <...> об отказе в технологическом присоединении к электрическим сетям.
Из представленной заявителем информации следует, что <...> является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Курганская обл, Кетовский р-н, п. Старый Просвет, ул. Боровая, 24, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.03.2008, а также земельного участка с кадастровым номером 45:08:01 05 01:0278, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.07.2007. Жилой дом, принадлежащий <...> до настоящего времени не подключен к электрическим сетям.
Начиная с 2007г. <...> неоднократно обращался с заявлением об осуществлении технологического присоединения в ОАО «Просветский леспромхоз». Однако, в ответ на обращение каждый раз получал отказ. Так, в частности, 16.04.2010г., 12.08.2011 <...> обратился в ОАО «Просветский леспромхоз» с заявками на технологическое присоединение. Письмами от 17.05.2010, 14.09.2011г., направленными <...> директором ОАО «Просветский леспромхоз» <...> сообщалось, что в 1995г. Администрация Старопросветского сельсовета приняла решение о застройке нового земельного участка, переданного ей из состава земель Гослесфонда. В нарушение действующего законодательства администрация Старопросветского сельсовета выделяла земельные участки под застройку жилых домой без учета организации их последующего энергоснабжения. Решение о выделении земельных участков принималось без участия ОАО «Просветский леспромхоз». В дальнейшем по заявлениям администрации сельсовета ей трижды 31.05.99, 10.02.2004, 13.10.08, выдавались технические условия на присоединение электроустановок — ТП и электролинии ВЛ — 0,4 кВ по ул. Боровая, к электролинии ВЛ — 10 кВ, принадлежащей ОАО «Просветский леспромхоз». К их выполнению администрация не приступила. Для решения вопроса об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств <...> ему, вместе со всеми застройщиками, рекомендовалось работать в плотном контакте с администрацией Старопросветского сельсовета над выполнением ранее выданных ей технических условий.
В ходе рассмотрения дела <...> (далее также Заявитель) поддержал доводы, изложенные в заявлении. Просил обязать ОАО «Просветский леспромхоз» подключить свои энергопринимающие устройства к электрическим сетям.
Представитель ответчика против заявленных требований возражал. Считает, что в действиях ОАО «Просветский леспромхоз» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства. Сообщил, что Администрации Старопросветского сельсовета трижды выдавались технические условия, однако, они так и не были выполнены. Кроме того между ОАО «Просветский леспромхоз» и администрацией Старопросветского сельсовета заключен договор на технологическое присоединение к электрическим сетям от 29.04.2008г., договор не расторгнут, однако, администрация уклоняется от его выполнения. Считает, что в соответствии с действующим законодательством именно администрация должна обеспечить энергоснабжение поселка, однако, от возложенных на нее обязанностей она уклоняется. Пояснил, что для того, чтобы подключить <...> нужно построить примерно 920 м. линии 0,4 кВт и около 200 м линии ВЛ 10 кВт. Сметная стоимость по проекту составляет более 1 млн 700 тыс. руб. ОАО «Просветский леспромхоз» не располагает такими денежными средствами. Считает, что если антимонопольный орган обяжет ОАО «Просветский леспромхоз»  подключить гражданина <...>, общество вынуждено будет ликвидироваться, так как  не сможет нести такие затраты, поскольку они не окупаются прибылью предприятия.
Комиссия, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, а также проанализировав материалы дела, пришла к следующему.
Согласно  ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее Закон о естественных монополиях) к сфере деятельности субъекта естественной монополии относятся, в том числе, услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с ч. 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
ОАО «Просветский леспромхоз» является субъектом естественных монополий согласно ст. 4 Закона о естественных монополиях, так как оказывает услуги по передаче электрической энергии. В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона о естественных монополиях субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства. Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального Закона РФ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта ‑ субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Субъект естественной монополии занимает доминирующее положение в границах принадлежащих ему сетей.
Согласно п. 1.4. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, Утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (далее Порядок), не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии, а также при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения частей 1, 1.2 и 3 статьи 11, статей 14, 15, 16, 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции.
При этом, в соответствии с п. 4.7.  Порядка,  в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности:
- наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей);
возможностей приобретателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям).
С учетом вышеизложенного комиссия приходит к выводу, что в границах своих сетей, расположенных в п. Старый просвет, ОАО «Просветский леспромхоз» занимает долю 100%.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике)
 территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть;
В соответствии с п. 2 Правил недискриминационного доступа «сетевые организации» - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Комиссия приходит к выводу, что ОАО «Просветский леспромхоз» является территориальной сетевой организацией в силу следующего. Установлено, что ОАО «Просветский леспромхоз» владеет на праве собственности объектами электросетевого хозяйства, расположенными в п. Старый Просвет, в частности электролиниями ВЛ — 10 кВ, ВЛ — 0,4 кВ, трансформаторными подстанциями.   Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области  от 28 апреля 2011г. №15-18 ОАО «Просветский леспромхоз» установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии.
 Согласно п. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Данный порядок установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. №861 (далее Правила технологического присоединения). Договор об осуществлении технологического присоединения является публичным.
Возможность заключения договора на оказание услуг по передаче электрической энергии обусловлена необходимостью технологического присоединения объектов. Услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности и являются нераздельной частью рынка услуг по передаче электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.
П. 6 Правил технологического присоединения установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные  Правилами технологического присоединения. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В п. 7 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил);
г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");
г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
В соответствии с п. 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. Если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них.
Под расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего класс напряжения, указанный в заявке.
Установлено, что электрические сети ОАО «Просветский леспромхоз»  с необходимым классом напряжения находятся на наименьшем расстоянии к участку <...>. Из представленных документов следует, что расстояние от земельного участка заявителя до ближайших объектов электросетевого хозяйства ОАО «Просветский леспромхоз» составляет примерно 130 м.
В п. 14  Правил технологического присоединения установлено, что  в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:
а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) место жительства заявителя;
в) сведения, предусмотренные подпунктами "б" и "и" пункта 9 настоящих Правил;
г) максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
Согласно п. 15 Правил технологического присоединения  сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки
При отсутствии необходимых сведений и документов, указанных в Правилах технологического присоединения, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах в течение 15 рабочих дней с даты получения недостающих сведений.
Из приведенных норм права следует, что процедура технологического присоединения строго формализована. ОАО «Просветский леспромхоз» не направив в установленный законом срок заявителю  для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору либо уведомление о отсутствии необходимых сведений нарушило процедуру технологического присоединения.
В соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им  Правил технологического присоединения и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению. Данная норма установлена законодателем императивно и не содержит каких бы то ни было изъятий.
Таким образом, ОАО «Просветский леспромхоз» не вправе был отказать <...> в технологическом присоединения принадлежащих ему энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Действия ОАО «Просветский леспромхоз» ущемили интересы гражданина <...> и создали препятствия пользованию принадлежащим ему имуществом.
Довод ответчика о том, что ОАО «Просветский леспромхоз» не сможет выполнить мероприятия по технологическому присоединению в отношении энергопринимающих устройств <...> подлежит отклонению в силу следующего. Ст. 26 Закона об электроэнергетике установлено, что затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решила:

1.Признать положение ОАО «Просветский леспромхоз» доминирующим  на товарном рынке  услуг по передаче электрической энергии в границах своих сетей, расположенных в п. Старый просвет  с долей  100%.;
2.Признать в действиях ОАО «Просветский леспромхоз» нарушение  ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в отказе в технологическом присоединении к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Курганская область, Кетовский р-н, п. Старый Просвет, ул. Боровая, 24, принадлежащего <...>.
3.Признать в действиях ОАО «Просветский леспромхоз» нарушение  ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении процедуры технологического присоединения.
4.Выдать ОАО «Просветский леспромхоз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путем совершения следующих действий:
4.1. В месячный срок со дня получения  предписания направить <...>. заполненный и подписанный проект договора об осуществлении технологического присоединения, оформленный в соответствии с типовой формой согласно приложению №1 к Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. №861, в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора ;
4.2. Выполнить в отношении <...>. мероприятия по технологическому присоединению в соответствии и в сроки, установленные Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. №861.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Предписание

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь ст. 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 5 декабря 2011 года по делу № 143 о нарушении ОАО «Просветский леспромхоз»  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Предписывает:

1.ОАО «Просветский леспромхоз»  прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в отказе в технологическом присоединении к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Курганская область, Кетовский р-н, п. Старый Просвет, ул. Боровая, 24, принадлежащего <...>, а также в нарушении процедуры технологического присоединения путем совершения следующих действий:
1.1. В месячный срок со дня получения  предписания направить <...> заполненный и подписанный проект договора об осуществлении технологического присоединения, оформленный в соответствии с типовой формой согласно приложению №1 к Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. №861, в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора ;
1.2. Выполнить в отношении <...> мероприятия по технологическому присоединению в соответствии и в сроки, установленные Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. №861.
  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в недельный срок со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в уставновленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 7555 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу в отношении ОАО "Просветский леспромхоз" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7555 [type] => solution [language] => ru [created] => 1324873151 [changed] => 1368718662 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368718662 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия), рассмотрев дело № 143  по признакам нарушения   части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении процедуры технологического присоединения, а также отказе в технологическом присоединении, Комиссия:
 
Установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее Управление) поступило на рассмотрение заявление <...> об отказе в технологическом присоединении к электрическим сетям.
Из представленной заявителем информации следует, что <...> является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Курганская обл, Кетовский р-н, п. Старый Просвет, ул. Боровая, 24, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.03.2008, а также земельного участка с кадастровым номером 45:08:01 05 01:0278, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.07.2007. Жилой дом, принадлежащий <...> до настоящего времени не подключен к электрическим сетям.
Начиная с 2007г. <...> неоднократно обращался с заявлением об осуществлении технологического присоединения в ОАО «Просветский леспромхоз». Однако, в ответ на обращение каждый раз получал отказ. Так, в частности, 16.04.2010г., 12.08.2011 <...> обратился в ОАО «Просветский леспромхоз» с заявками на технологическое присоединение. Письмами от 17.05.2010, 14.09.2011г., направленными <...> директором ОАО «Просветский леспромхоз» <...> сообщалось, что в 1995г. Администрация Старопросветского сельсовета приняла решение о застройке нового земельного участка, переданного ей из состава земель Гослесфонда. В нарушение действующего законодательства администрация Старопросветского сельсовета выделяла земельные участки под застройку жилых домой без учета организации их последующего энергоснабжения. Решение о выделении земельных участков принималось без участия ОАО «Просветский леспромхоз». В дальнейшем по заявлениям администрации сельсовета ей трижды 31.05.99, 10.02.2004, 13.10.08, выдавались технические условия на присоединение электроустановок — ТП и электролинии ВЛ — 0,4 кВ по ул. Боровая, к электролинии ВЛ — 10 кВ, принадлежащей ОАО «Просветский леспромхоз». К их выполнению администрация не приступила. Для решения вопроса об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств <...> ему, вместе со всеми застройщиками, рекомендовалось работать в плотном контакте с администрацией Старопросветского сельсовета над выполнением ранее выданных ей технических условий.
В ходе рассмотрения дела <...> (далее также Заявитель) поддержал доводы, изложенные в заявлении. Просил обязать ОАО «Просветский леспромхоз» подключить свои энергопринимающие устройства к электрическим сетям.
Представитель ответчика против заявленных требований возражал. Считает, что в действиях ОАО «Просветский леспромхоз» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства. Сообщил, что Администрации Старопросветского сельсовета трижды выдавались технические условия, однако, они так и не были выполнены. Кроме того между ОАО «Просветский леспромхоз» и администрацией Старопросветского сельсовета заключен договор на технологическое присоединение к электрическим сетям от 29.04.2008г., договор не расторгнут, однако, администрация уклоняется от его выполнения. Считает, что в соответствии с действующим законодательством именно администрация должна обеспечить энергоснабжение поселка, однако, от возложенных на нее обязанностей она уклоняется. Пояснил, что для того, чтобы подключить <...> нужно построить примерно 920 м. линии 0,4 кВт и около 200 м линии ВЛ 10 кВт. Сметная стоимость по проекту составляет более 1 млн 700 тыс. руб. ОАО «Просветский леспромхоз» не располагает такими денежными средствами. Считает, что если антимонопольный орган обяжет ОАО «Просветский леспромхоз»  подключить гражданина <...>, общество вынуждено будет ликвидироваться, так как  не сможет нести такие затраты, поскольку они не окупаются прибылью предприятия.
Комиссия, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, а также проанализировав материалы дела, пришла к следующему.
Согласно  ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее Закон о естественных монополиях) к сфере деятельности субъекта естественной монополии относятся, в том числе, услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с ч. 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
ОАО «Просветский леспромхоз» является субъектом естественных монополий согласно ст. 4 Закона о естественных монополиях, так как оказывает услуги по передаче электрической энергии. В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона о естественных монополиях субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства. Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального Закона РФ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта ‑ субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Субъект естественной монополии занимает доминирующее положение в границах принадлежащих ему сетей.
Согласно п. 1.4. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, Утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (далее Порядок), не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии, а также при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения частей 1, 1.2 и 3 статьи 11, статей 14, 15, 16, 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции.
При этом, в соответствии с п. 4.7.  Порядка,  в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности:
- наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей);
возможностей приобретателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям).
С учетом вышеизложенного комиссия приходит к выводу, что в границах своих сетей, расположенных в п. Старый просвет, ОАО «Просветский леспромхоз» занимает долю 100%.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике)
 территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть;
В соответствии с п. 2 Правил недискриминационного доступа «сетевые организации» - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Комиссия приходит к выводу, что ОАО «Просветский леспромхоз» является территориальной сетевой организацией в силу следующего. Установлено, что ОАО «Просветский леспромхоз» владеет на праве собственности объектами электросетевого хозяйства, расположенными в п. Старый Просвет, в частности электролиниями ВЛ — 10 кВ, ВЛ — 0,4 кВ, трансформаторными подстанциями.   Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области  от 28 апреля 2011г. №15-18 ОАО «Просветский леспромхоз» установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии.
 Согласно п. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Данный порядок установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. №861 (далее Правила технологического присоединения). Договор об осуществлении технологического присоединения является публичным.
Возможность заключения договора на оказание услуг по передаче электрической энергии обусловлена необходимостью технологического присоединения объектов. Услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности и являются нераздельной частью рынка услуг по передаче электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.
П. 6 Правил технологического присоединения установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные  Правилами технологического присоединения. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В п. 7 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил);
г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");
г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
В соответствии с п. 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. Если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них.
Под расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего класс напряжения, указанный в заявке.
Установлено, что электрические сети ОАО «Просветский леспромхоз»  с необходимым классом напряжения находятся на наименьшем расстоянии к участку <...>. Из представленных документов следует, что расстояние от земельного участка заявителя до ближайших объектов электросетевого хозяйства ОАО «Просветский леспромхоз» составляет примерно 130 м.
В п. 14  Правил технологического присоединения установлено, что  в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:
а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) место жительства заявителя;
в) сведения, предусмотренные подпунктами "б" и "и" пункта 9 настоящих Правил;
г) максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
Согласно п. 15 Правил технологического присоединения  сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки
При отсутствии необходимых сведений и документов, указанных в Правилах технологического присоединения, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах в течение 15 рабочих дней с даты получения недостающих сведений.
Из приведенных норм права следует, что процедура технологического присоединения строго формализована. ОАО «Просветский леспромхоз» не направив в установленный законом срок заявителю  для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору либо уведомление о отсутствии необходимых сведений нарушило процедуру технологического присоединения.
В соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им  Правил технологического присоединения и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению. Данная норма установлена законодателем императивно и не содержит каких бы то ни было изъятий.
Таким образом, ОАО «Просветский леспромхоз» не вправе был отказать <...> в технологическом присоединения принадлежащих ему энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Действия ОАО «Просветский леспромхоз» ущемили интересы гражданина <...> и создали препятствия пользованию принадлежащим ему имуществом.
Довод ответчика о том, что ОАО «Просветский леспромхоз» не сможет выполнить мероприятия по технологическому присоединению в отношении энергопринимающих устройств <...> подлежит отклонению в силу следующего. Ст. 26 Закона об электроэнергетике установлено, что затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решила:

1.Признать положение ОАО «Просветский леспромхоз» доминирующим  на товарном рынке  услуг по передаче электрической энергии в границах своих сетей, расположенных в п. Старый просвет  с долей  100%.;
2.Признать в действиях ОАО «Просветский леспромхоз» нарушение  ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в отказе в технологическом присоединении к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Курганская область, Кетовский р-н, п. Старый Просвет, ул. Боровая, 24, принадлежащего <...>.
3.Признать в действиях ОАО «Просветский леспромхоз» нарушение  ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении процедуры технологического присоединения.
4.Выдать ОАО «Просветский леспромхоз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путем совершения следующих действий:
4.1. В месячный срок со дня получения  предписания направить <...>. заполненный и подписанный проект договора об осуществлении технологического присоединения, оформленный в соответствии с типовой формой согласно приложению №1 к Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. №861, в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора ;
4.2. Выполнить в отношении <...>. мероприятия по технологическому присоединению в соответствии и в сроки, установленные Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. №861.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Предписание

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь ст. 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 5 декабря 2011 года по делу № 143 о нарушении ОАО «Просветский леспромхоз»  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Предписывает:

1.ОАО «Просветский леспромхоз»  прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в отказе в технологическом присоединении к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Курганская область, Кетовский р-н, п. Старый Просвет, ул. Боровая, 24, принадлежащего <...>, а также в нарушении процедуры технологического присоединения путем совершения следующих действий:
1.1. В месячный срок со дня получения  предписания направить <...> заполненный и подписанный проект договора об осуществлении технологического присоединения, оформленный в соответствии с типовой формой согласно приложению №1 к Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. №861, в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора ;
1.2. Выполнить в отношении <...> мероприятия по технологическому присоединению в соответствии и в сроки, установленные Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. №861.
  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в недельный срок со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в уставновленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия), рассмотрев дело № 143  по признакам нарушения   части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении процедуры технологического присоединения, а также отказе в технологическом присоединении, Комиссия:
 
Установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее Управление) поступило на рассмотрение заявление <...> об отказе в технологическом присоединении к электрическим сетям.
Из представленной заявителем информации следует, что <...> является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Курганская обл, Кетовский р-н, п. Старый Просвет, ул. Боровая, 24, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.03.2008, а также земельного участка с кадастровым номером 45:08:01 05 01:0278, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.07.2007. Жилой дом, принадлежащий <...> до настоящего времени не подключен к электрическим сетям.
Начиная с 2007г. <...> неоднократно обращался с заявлением об осуществлении технологического присоединения в ОАО «Просветский леспромхоз». Однако, в ответ на обращение каждый раз получал отказ. Так, в частности, 16.04.2010г., 12.08.2011 <...> обратился в ОАО «Просветский леспромхоз» с заявками на технологическое присоединение. Письмами от 17.05.2010, 14.09.2011г., направленными <...> директором ОАО «Просветский леспромхоз» <...> сообщалось, что в 1995г. Администрация Старопросветского сельсовета приняла решение о застройке нового земельного участка, переданного ей из состава земель Гослесфонда. В нарушение действующего законодательства администрация Старопросветского сельсовета выделяла земельные участки под застройку жилых домой без учета организации их последующего энергоснабжения. Решение о выделении земельных участков принималось без участия ОАО «Просветский леспромхоз». В дальнейшем по заявлениям администрации сельсовета ей трижды 31.05.99, 10.02.2004, 13.10.08, выдавались технические условия на присоединение электроустановок — ТП и электролинии ВЛ — 0,4 кВ по ул. Боровая, к электролинии ВЛ — 10 кВ, принадлежащей ОАО «Просветский леспромхоз». К их выполнению администрация не приступила. Для решения вопроса об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств <...> ему, вместе со всеми застройщиками, рекомендовалось работать в плотном контакте с администрацией Старопросветского сельсовета над выполнением ранее выданных ей технических условий.
В ходе рассмотрения дела <...> (далее также Заявитель) поддержал доводы, изложенные в заявлении. Просил обязать ОАО «Просветский леспромхоз» подключить свои энергопринимающие устройства к электрическим сетям.
Представитель ответчика против заявленных требований возражал. Считает, что в действиях ОАО «Просветский леспромхоз» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства. Сообщил, что Администрации Старопросветского сельсовета трижды выдавались технические условия, однако, они так и не были выполнены. Кроме того между ОАО «Просветский леспромхоз» и администрацией Старопросветского сельсовета заключен договор на технологическое присоединение к электрическим сетям от 29.04.2008г., договор не расторгнут, однако, администрация уклоняется от его выполнения. Считает, что в соответствии с действующим законодательством именно администрация должна обеспечить энергоснабжение поселка, однако, от возложенных на нее обязанностей она уклоняется. Пояснил, что для того, чтобы подключить <...> нужно построить примерно 920 м. линии 0,4 кВт и около 200 м линии ВЛ 10 кВт. Сметная стоимость по проекту составляет более 1 млн 700 тыс. руб. ОАО «Просветский леспромхоз» не располагает такими денежными средствами. Считает, что если антимонопольный орган обяжет ОАО «Просветский леспромхоз»  подключить гражданина <...>, общество вынуждено будет ликвидироваться, так как  не сможет нести такие затраты, поскольку они не окупаются прибылью предприятия.
Комиссия, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, а также проанализировав материалы дела, пришла к следующему.
Согласно  ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее Закон о естественных монополиях) к сфере деятельности субъекта естественной монополии относятся, в том числе, услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с ч. 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
ОАО «Просветский леспромхоз» является субъектом естественных монополий согласно ст. 4 Закона о естественных монополиях, так как оказывает услуги по передаче электрической энергии. В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона о естественных монополиях субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства. Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального Закона РФ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта ‑ субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Субъект естественной монополии занимает доминирующее положение в границах принадлежащих ему сетей.
Согласно п. 1.4. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, Утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (далее Порядок), не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии, а также при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения частей 1, 1.2 и 3 статьи 11, статей 14, 15, 16, 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции.
При этом, в соответствии с п. 4.7.  Порядка,  в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности:
- наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей);
возможностей приобретателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям).
С учетом вышеизложенного комиссия приходит к выводу, что в границах своих сетей, расположенных в п. Старый просвет, ОАО «Просветский леспромхоз» занимает долю 100%.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике)
 территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть;
В соответствии с п. 2 Правил недискриминационного доступа «сетевые организации» - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Комиссия приходит к выводу, что ОАО «Просветский леспромхоз» является территориальной сетевой организацией в силу следующего. Установлено, что ОАО «Просветский леспромхоз» владеет на праве собственности объектами электросетевого хозяйства, расположенными в п. Старый Просвет, в частности электролиниями ВЛ — 10 кВ, ВЛ — 0,4 кВ, трансформаторными подстанциями.   Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области  от 28 апреля 2011г. №15-18 ОАО «Просветский леспромхоз» установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии.
 Согласно п. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Данный порядок установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. №861 (далее Правила технологического присоединения). Договор об осуществлении технологического присоединения является публичным.
Возможность заключения договора на оказание услуг по передаче электрической энергии обусловлена необходимостью технологического присоединения объектов. Услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности и являются нераздельной частью рынка услуг по передаче электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.
П. 6 Правил технологического присоединения установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные  Правилами технологического присоединения. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В п. 7 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил);
г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");
г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
В соответствии с п. 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. Если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них.
Под расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего класс напряжения, указанный в заявке.
Установлено, что электрические сети ОАО «Просветский леспромхоз»  с необходимым классом напряжения находятся на наименьшем расстоянии к участку <...>. Из представленных документов следует, что расстояние от земельного участка заявителя до ближайших объектов электросетевого хозяйства ОАО «Просветский леспромхоз» составляет примерно 130 м.
В п. 14  Правил технологического присоединения установлено, что  в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:
а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) место жительства заявителя;
в) сведения, предусмотренные подпунктами "б" и "и" пункта 9 настоящих Правил;
г) максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
Согласно п. 15 Правил технологического присоединения  сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки
При отсутствии необходимых сведений и документов, указанных в Правилах технологического присоединения, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах в течение 15 рабочих дней с даты получения недостающих сведений.
Из приведенных норм права следует, что процедура технологического присоединения строго формализована. ОАО «Просветский леспромхоз» не направив в установленный законом срок заявителю  для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору либо уведомление о отсутствии необходимых сведений нарушило процедуру технологического присоединения.
В соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им  Правил технологического присоединения и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению. Данная норма установлена законодателем императивно и не содержит каких бы то ни было изъятий.
Таким образом, ОАО «Просветский леспромхоз» не вправе был отказать <...> в технологическом присоединения принадлежащих ему энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Действия ОАО «Просветский леспромхоз» ущемили интересы гражданина <...> и создали препятствия пользованию принадлежащим ему имуществом.
Довод ответчика о том, что ОАО «Просветский леспромхоз» не сможет выполнить мероприятия по технологическому присоединению в отношении энергопринимающих устройств <...> подлежит отклонению в силу следующего. Ст. 26 Закона об электроэнергетике установлено, что затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решила:

1.Признать положение ОАО «Просветский леспромхоз» доминирующим  на товарном рынке  услуг по передаче электрической энергии в границах своих сетей, расположенных в п. Старый просвет  с долей  100%.;
2.Признать в действиях ОАО «Просветский леспромхоз» нарушение  ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в отказе в технологическом присоединении к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Курганская область, Кетовский р-н, п. Старый Просвет, ул. Боровая, 24, принадлежащего <...>.
3.Признать в действиях ОАО «Просветский леспромхоз» нарушение  ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении процедуры технологического присоединения.
4.Выдать ОАО «Просветский леспромхоз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путем совершения следующих действий:
4.1. В месячный срок со дня получения  предписания направить <...>. заполненный и подписанный проект договора об осуществлении технологического присоединения, оформленный в соответствии с типовой формой согласно приложению №1 к Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. №861, в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора ;
4.2. Выполнить в отношении <...>. мероприятия по технологическому присоединению в соответствии и в сроки, установленные Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. №861.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Предписание

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь ст. 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 5 декабря 2011 года по делу № 143 о нарушении ОАО «Просветский леспромхоз»  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Предписывает:

1.ОАО «Просветский леспромхоз»  прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в отказе в технологическом присоединении к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Курганская область, Кетовский р-н, п. Старый Просвет, ул. Боровая, 24, принадлежащего <...>, а также в нарушении процедуры технологического присоединения путем совершения следующих действий:
1.1. В месячный срок со дня получения  предписания направить <...> заполненный и подписанный проект договора об осуществлении технологического присоединения, оформленный в соответствии с типовой формой согласно приложению №1 к Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. №861, в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора ;
1.2. Выполнить в отношении <...> мероприятия по технологическому присоединению в соответствии и в сроки, установленные Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. №861.
  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в недельный срок со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в уставновленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 143 [format] => [safe_value] => 143 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области  в пределах своих полномочий осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Курганской области и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-26 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-05 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1324873151 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Курганское УФАС России )