Решение и предписание в отношении ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ - 2000"

Номер дела: 152
Дата публикации: 12 декабря 2012, 15:36

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 152 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000», размещенной на отдельно стоящих рекламных конструкциях и в региональных рекламных блоках на радиоканалах в Курганской области, Ханты-Мансийском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе в августе-октябре 2012 года, с признаками нарушения частей 6 и 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

УСТАНОВИЛА:

17 августа 2012 года в Курганское УФАС России поступило заявление М., в котором сообщалось о нарушении Федерального закона «О рекламе» в рекламе с текстом «Песец идет», размещенной на отдельно стоящих рекламных конструкциях в г. Кургане в августе 2012 году.

Срок рассмотрения заявления продлен на 1 месяц для предоставления дополнительных материалов и доказательств.

По мнению заявителя данная реклама является ненадлежащей, так как выражение «Песец идет» воспринимается русскоязычным населением как бранное и как предложение, содержащее смысловые ассоциации непристойного и двусмысленного характера, это нарушает ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» - «В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия».

Рассматриваемая наружная реклама размещалась в августе-сентябре 2012 года в три этапа на 32 отдельно стоящих рекламных конструкциях в г. Кургане и на 4 отдельно стоящих рекламных конструкциях в г. Шадринске Курганской области со следующими текстами и в следующей последовательности:

    1. «ПЕСЕЦ ИДЕТ» с 4 августа по 12 августа 2012 года;

    2. «ПЕСЕЦ ПРИШЕЛ» (стилизованное изображение существа в черных очках) с 13 августа по 31 августа 2012 года;

    3. « ... Подключение быстрое

тарифы понятныЕ

Стоит попробовать

услуги разнообразныЕ

ЦЕНЫ НИЗКИЕ ...» (также указано «49 коп./мин. все сети» или «интернет 4 руб./Мб») с 1 сентября по 30 сентября 2012 года .

Также в Курганских региональных рекламных блоках на радиоканалах «Хит FM», «Дорожное радио», «Авто Радио», «За облаками», «Юмор FM», «Русское Радио», «ЕВРОПА ПЛЮС», «Шансон» и Шадринских региональных рекламных блоках на радиоканалах «Ретро FM», «Русское Радио» размещались в три этапа аудиоролики со следующими текстами и в следующей последовательности:

1) С 4 августа по 12 августа 2012 года

«Алло! Валентина можно?

А Валентин ещё не пришел.

А Песец пришел?

Скоро придет!

Песец иддееееттт, песец идддеееетт !

Лисичка такая полярная».

Второй вариант:

«Часовой:

стой, кто идет, стрелять буду!

Стрелять бесполезно ! Песец идет!

Песец иддееееттт, песец идддеееетт !

Лисичка такая полярная».

2) С 13 августа по 31 августа 2012 года

«Так … 150 рублей в месяц абонентская плата, плюс 60 рублей за сообщения, еще и за Интернет 140 … вычесть авансовый …

Тсс … Слышишь?

Что?

МОТИВ …

Какой МОТИВ?

Оранжевый! Новый оператор сотовой связи МОТИВ! Значит это песец пришел … конец дорогим тарифам».

3) С 1 сентября по 30 сентября 2012 года

«Цены низкие! Подключение быстрое!

Сорок девять копеек за минуту звонки на все номера Курганской области!

Новый оператор сотовой связи МОТИВ — стоит попробовать …

49 копеек?

Это действительно песец, … лисичка такая полярная.

Подробности на сайте motivtelecom.ru».

Наружная реклама и реклама на радиоканалах с использованием текста «Песец идет», «Песец пришел» и слова «песец» размещалась в августе-сентябре 2012 года на территории Курганской области согласно договоров от 21.06.2012 № 12/0621-01, от 22.06.2012 № 12/06/84, от 23.07.2012 № 2407, от 23.07.2012 № 2307, от 21.06.2012 № 141/2012, заключенных ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» соответственно со следующими рекламораспространителями: ООО «Рекламное агентство Арт Ист», ООО «Курганоптторг», индивидуальный предприниматель Ф., индивидуальный предприниматель Б., ООО «Дилайт». Оплата за размещение указанной рекламы произведена ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» согласно платежных поручений от 30.07.2012 № 21110, от 14.08.2012 № 22942, от 24.08.2012 № 23803, от 24.08.2012 № 23804, от 18.09.2012 № 26332, от 30.07.2012 № 21111, от 14.08.2012 № 22941, от 20.08.2012 № 23235, от 18.09.2012 № 26336, от 15.08.2012 № 23086, от 23.08.2012 № 23759, от 31.08.2012 № 24301, от 25.09.2012 № 27001, от 31.07.2012 № 21151, от 18.09.2012 № 26335, от 01.10.2012 № 27439, от 15.08.2012 № 23029, от 23.08.2012 № 23758, от 24.08.2012 № 23802, от 21.09.2012 № 26669, от 25.09.2012 № 27016.

Аналогичная реклама с использованием текста «Песец идет», «Песец пришел» и слова «песец» размещалась также в три этапа в сентябре-октябре 2012 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа (г. Сургут) и Ямало-Ненецкого автономного округа (г. Ноябрьск) согласно договоров от 28.08.2012 № re3008, от 27.08.2012 № 43, от 23.08.2012 № 77, от 20.08.2012 № 76, от 20.08.2012 № 20/08, от 17.08.2012 № 56, от 01.01.2009 № ДО/Т-9у, от 01.03.2012 № re03/12-16, заключенных ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» соответственно со следующими рекламораспространителями: ООО «Ярмарка Сургут», ООО «Аутдор медиа-групп», ООО РИА «Пять звезд», ООО «Регионпродторг», ООО СРКП «Радио-Мост», ЗАО «СургутИнформ-ТВ», ООО «Рекламная Ассоциация Восход», ООО «Восход-Регион». Оплата за размещение данной рекламы произведена ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» согласно платежных поручений от 03.09.2012 № 24489, от 03.09.2012 № 24476, от 05.10.2012 № 27891, от 03.09.2012 № 24493, от 03.09.2012 № 24494, от 03.09.2012 № 24492, от 23.10.2012 № 30499, от 03.09.2012 № 24475, от 17.10.2012 № 29939, от 26.10.2012 № 30802, от 03.09.2012 № 24488, от 25.09.2012 № 26935, от 08.10.2012 № 28030, от 15.10.2012 № 29513, от 23.10.2012 № 30480, от 31.10.2012 № 31118, от 05.10.2012 № 27865, от 31.10.2012 № 31116, от 31.10.2012 № 31117.

Соответственно рекламодатель указанной рекламы — ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000».

В связи с рассмотрением заявления М. Курганское УФАС России провело опрос на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://kurgan.fas.gov.ru/. Опрос проводился в период с 24 августа 2012 года по 17 сентября 2012 года. Для проведения опроса был размещен следующий вопрос:

«Как Вы считаете, в выражениях: «Песец идет», «Песец пришел» допускается использование бранных слов, непристойных выражений?».

Для ответа на вопрос было предусмотрено 2 варианта ответа: «Да, допускается» и «Нет, не допускается».

Результаты проведения опроса по состоянию на 17 сентября 2012 года следующие: в опросе участвовало 104 человека. 40 голосов отдано за вариант ответа «Да, допускается» - 38 % от участвующих в опросе. 64 голоса отдано за вариант ответа «Нет, не допускается» - 62 % от участвующих в опросе.

В заключении привлеченной к участию в деле в качестве эксперта специалиста ФВ., кандидата филологических наук, отмечается, что анализируя лексический состав выражений с точки зрения значения, эмоционально-экспрессивной и стилистической окраски, можно отметить, что слово «песец» и выражения «Песец идет» и «Песец пришел» с точки зрения современного русского литературного языка содержат негативный семантический компонент.

Непристойная лексика, неприличная лексика, как правило, табуирована, то есть запрещена для публичного употребления в силу сложившихся традиций. В современном дискурсе, в условиях массового снижения стиля речи в текстах масс-медиа, интернет-текстах, к сожалению, наблюдается эвфемизированная форма единиц обсцентной лексики — замена графически близкими словами. В других случаях ставятся пропуски или убирается звук в звучащей речи.

Эвфемизм — нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений.

Обсценизм — непристойное выражение, бранное слово, ругательство.

Амфиболия — двойственность или двусмысленность, получающаяся от того или иного расположения слов или от употребления их в различных смыслах, смешение понятий.

Анализируемые тексты построены на приеме амфиболии с использованием завуалированной формы — эвфемизма, заменяющего обсценизм «п....ц».

В словаре жаргона слово «писец» и, как вариант, «песец» имеет значение «конец, ужас, сложная ситуация, все пропало».

В словаре русского арго говорится, что данное слово используется как эвфемизм от бранного слова.

Ф. делает вывод, что данные тексты содержат обсцентное (нецензурное, непристойное) слово «песец», употребляемое в ненормативной лексике как эвфемизм, недопустимое в литературной речи, являющееся непристойным, которое воспринимается потребителями как оскорбительное.

Представитель ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» пояснил, что не согласен с нарушением рекламного законодательства в соответствии с письменным пояснением. Тариф Песец разработан ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» в связи с началом оказания услуг связи на территории Курганской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа. Использование образа лисы и оранжевого цвета является устоявшимся для оператора связи, соответственно логичным представляется использование образа северной лисы (песца), при выходе компании в северные регионы.

Песец, хищное млекопитающее семейства псовых, мех густой, пушистый. По окраске различают белого песца и голубого песца.

По сути названия песец это аббревиатура, т. е. сложносокращенное слово, образовываемое из первых и последних букв рекламного слогана, призванного донести до потребителей рекламы информацию об основных характеристиках тарифа песец - «Подключение быстрое, тарифы понятныЕ, Стоит попробовать, услуги разнообразныЕ, Цены низкие».

При этом в наружной рекламе присутствует графическое изображение стилизованного рисунка песца, который улыбается, выражает позитив и дружелюбие, в аудиороликах используется прямое толкование слова песец - «лисичка такая полярная».

Само по себе слово «песец» относится к русскому языку и не является по сути своей оскорбительным, нецензурным или бранным. Ни название тарифа Песец, ни графическое изображение улыбающегося зверька, ни аудиоролики, в которых сообщается о полярной лисичке, не может восприниматься русскоязычным населением как бранное или содержащее смысловые ассоциации непристойного характера.

Преобладающим цветом наружной рекламы является оранжевый, цвет постоянно используемый в рекламных компаниях оператора связи ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000». Оранжевый цвет общепринято символизирует тепло, любовь, доброту, стремление к новому и позитив. Реклама ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» тарифа Песец призвана прежде всего создать только положительные, добрые и веселые эмоции у потребителей рекламы и потенциальных абонентов оператора связи и никак не оскорблять их некими бранными словами.

ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» зарегистрировано и состоит на налоговом учете на территории Свердловской области. Рекламная компания тарифа Песец проводится на территории Курганской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа. Соответственно мы считаем, что дело по признакам нарушения законодательства о рекламе необходимо направить для рассмотрения в Свердловское УФАС России.

С заключением специалиста Ф. о проведении лингвистического исследования и ее выводами не согласны. Специалист проводит исключительно лексический анализ рекламных текстов, при этом нет системного анализа графического изображения рекламы в целом, образов используемых в данной рекламе, визуального восприятия рекламы потребителями, информативности и смысловой нагрузки используемых образов и текстов. Нельзя однозначно утверждать, что само по себе слово «песец» является непристойным и нелитературным словом, поскольку может быть употреблено и в значении не воспринимаемом в качестве оскорбительного.

В заключении специалиста-лингвиста от 28.11.2012 по исследованию рекламных текстов оператора сотовой связи Мотив, размещенной на билбордах в Курганской области, ХМАО, ЯНАО и прозвучавших на радио в 2012 г. сделан вывод: в данных текстах отсутствует бранная, ненормативная, непристойная лексика. Тексты №№ 4-5, если рассматривать их изолированно, исключая единство рекламной компании, содержат неясность речи как стилистический дефект, затрудняющий интерпретацию высказываний. Из-за неясности как стилистической погрешности текста допускается жаргонная интерпретация высказываний. В данных рекламных текстах отсутствуют языковые средства и смыслы, которые можно рассматривать как предположительно нарушающие требования п. 6 ст. 5 Закона «О рекламе».

Представитель индивидуального предпринимателя Ф. пояснил, что ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» предоставило готовые аудиоролики и баннеры, которые мы размещали в эфире и на рекламных конструкциях в соответствии с заключенным договором. Заключенный договор с ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» исполнен, акты подписаны, оплата произведена, претензий по исполнению данного договора нет.

Указанные ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» доводы комиссия по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе считает голословными, необоснованными, не соответствующими тексту рассматриваемой рекламы и не основанными на Федеральном законе «О рекламе», кроме рекламы с текстом «Подключение быстрое, тарифы понятныЕ, Стоит попробовать, услуги разнообразныЕ, Цены низкие».

В данном тексте указан конкретный тариф «Песец», это аббревиатура, т. е. сложносокращенное слово, образовываемое из первых и последних букв рекламного слогана, призванного донести до потребителей рекламы информацию об основных характеристиках тарифа, нет неясности речи, двойственности или двусмысленности текста.

В заключении специалиста-лингвиста от 28.11.2012 по исследованию рекламных текстов оператора сотовой связи Мотив, размещенной на билбордах в Курганской области, ХМАО, ЯНАО и прозвучавших на радио в 2012 г. указано: «Одновременно фиксируем в Словаре молодежного сленга слово писец со значением 1. Конец, крах, неудача; 2. В значении междом. выражение досады, раздражения. Слово снабжено стилистическими пометами вульг, неодобр. (Никитина 2007: 506). Известно, что в рекламных текстах основной функцией является не столько информирование потенциального потребителя, сколько воздействие на него. Для усиления воздействующей функции рекламного текста используется вся стилистическая палитра языка, в том числе и нелитературные средства: диалекты, просторечие, жаргон.

В данных текстах отсутствует ненормативная лексика, но используется прием языковой игры. В основе языковой игры лежит стремление достичь определенного эстетического воздействия (чаще всего комического) путем нарушения нормативного канона использования языковых единиц (см. Гридина 1996: 4). В анализируемых текстах используется литературное слово песец, которое в молодежном жаргоне имеет омофон (сходно или тождественно звучащее слово) писец.

Текст № 4, также предъявленный в устной форме, содержит слово песец в заключительной части: «Новый оператор сотовой связи «Мотив». Значит, это песец пришел (нрзбр) конец дорогим тарифам». Этот текст функционирует в рамках рекламной кампании, следовательно, у адресата уже сформирован контекст, связанный с повторяющимся выражением в других роликах «лисичка такая полярная». В том случае, если этот текст функционирует изолированно от рекламной кампании, то высказывание характеризуется неясностью, поскольку одновременно возможна реализация и литературного, и нелитературного значения.

Текст № 5 содержит два слова песец идет, написанных оранжевыми буквами на белом фоне, что интерпретируется как неясность речи, так как неясен общий смысл сообщения. Такой прием применяется в рекламных кампаниях с целью привлечения внимания потенциальных потребителей за счет формирования ожидания подробностей и разъяснения. Нам неизвестна последовательность появления рекламных текстов, и допускаем, что данный текст начинает рекламную кампанию и, следовательно, призван выполнить функцию привлечения внимания.

Вывод. В данных текстах отсутствует бранная и ненормативная лексика. Тексты №№ 4-5, если рассматривать их изолированно, исключая единство рекламной кампании, содержат неясность речи как стилистический дефект, затрудняющий интерпретацию высказываний. Из-за неясности как стилистической погрешности текста допускается жаргонная интерпретация высказываний».

Жаргон являются ненормативной лексикой, которая способна отрицательно действовать на чувства чести, достоинства добропорядочного гражданина, унижая и оскорбляя его.

При вынесении заключения от 28.11.2012 специалистом-лингвистом не учтены имеющиеся материалы дела № 152, порядок и время размещения рассматриваемой рекламы, а также с учетом вышеизложенных выдержек из данного исследования нельзя признать объективным и обоснованным основной вывод исследования о предположительном отсутствии нарушения требований п. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Результаты проведения опроса Курганским УФАС России по рассматриваемой рекламе ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» говорят о том, что больше трети принявших участие в опросе — 38 %, воспринимают рекламу как оскорбительную.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (часть 1 статьи 1 Федерального закона № 53-ФЗ).

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 53-ФЗ государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе.

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

Следовательно в вышеуказанной рекламе ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» (за исключением рекламы «Подключение быстрое, тарифы понятныЕ, Стоит попробовать, услуги разнообразныЕ, Цены низкие») есть признаки нарушения части 6 и 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» - «В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия. При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации».

Данная реклама является ненадлежащей в соответствии с п. 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» - «Ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации».

В соответствии с п. 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» - «Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего Федерального закона».

В материалах дела отсутствуют доказательства устранения нарушения законодательства о рекламе до вынесения решения по существу.

В соответствии с п. 6 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. № 508, ФАС России наделило Курганское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия.

РЕШИЛА :

1. Признать ненадлежащей рекламу «ПЕСЕЦ ИДЕТ», «ПЕСЕЦ ПРИШЕЛ», «Алло! Валентина можно? А Валентин ещё не пришел. А Песец пришел? Скоро придет! Песец иддееееттт, песец идддеееетт ! Лисичка такая полярная», «Часовой: стой, кто идет, стрелять буду! Стрелять бесполезно ! Песец идет! Песец иддееееттт, песец идддеееетт ! Лисичка такая полярная», «Так … 150 рублей в месяц абонентская плата, плюс 60 рублей за сообщения, еще и за Интернет 140 … вычесть авансовый … Тсс … Слышишь? Что? МОТИВ … Какой МОТИВ? Оранжевый! Новый оператор сотовой связи МОТИВ! Значит это песец пришел … конец дорогим тарифам», «Цены низкие! Подключение быстрое! Сорок девять копеек за минуту звонки на все номера Курганской области! Новый оператор сотовой связи МОТИВ — стоит попробовать … 49 копеек? Это действительно песец, … лисичка такая полярная. Подробности на сайте motivtelecom.ru», размещенную на отдельно стоящих рекламных конструкциях и в региональных рекламных блоках на радиоканалах в Курганской области, Ханты-Мансийском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе в августе-октябре 2012 года, поскольку в ней нарушены требования частей 6 и 11 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курганского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 12 декабря 2012 года, резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2012 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ПРЕДПИСЫВАЕТ :

1. ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» в 15-ти дневный срок со дня получения настоящего предписания устранить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: не размещать данную рекламу или внести в неё необходимые коррективы.

2. ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» представить в Курганское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 25 января 2013 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Курганское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от 12000 до 20000 рублей, на юридических лиц – от 300000 до 500000 рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

stdClass Object ( [vid] => 8332 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание в отношении ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ - 2000" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8332 [type] => solution [language] => ru [created] => 1358157030 [changed] => 1368718662 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368718662 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 152 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000», размещенной на отдельно стоящих рекламных конструкциях и в региональных рекламных блоках на радиоканалах в Курганской области, Ханты-Мансийском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе в августе-октябре 2012 года, с признаками нарушения частей 6 и 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

УСТАНОВИЛА:

17 августа 2012 года в Курганское УФАС России поступило заявление М., в котором сообщалось о нарушении Федерального закона «О рекламе» в рекламе с текстом «Песец идет», размещенной на отдельно стоящих рекламных конструкциях в г. Кургане в августе 2012 году.

Срок рассмотрения заявления продлен на 1 месяц для предоставления дополнительных материалов и доказательств.

По мнению заявителя данная реклама является ненадлежащей, так как выражение «Песец идет» воспринимается русскоязычным населением как бранное и как предложение, содержащее смысловые ассоциации непристойного и двусмысленного характера, это нарушает ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» - «В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия».

Рассматриваемая наружная реклама размещалась в августе-сентябре 2012 года в три этапа на 32 отдельно стоящих рекламных конструкциях в г. Кургане и на 4 отдельно стоящих рекламных конструкциях в г. Шадринске Курганской области со следующими текстами и в следующей последовательности:

    1. «ПЕСЕЦ ИДЕТ» с 4 августа по 12 августа 2012 года;

    2. «ПЕСЕЦ ПРИШЕЛ» (стилизованное изображение существа в черных очках) с 13 августа по 31 августа 2012 года;

    3. « ... Подключение быстрое

тарифы понятныЕ

Стоит попробовать

услуги разнообразныЕ

ЦЕНЫ НИЗКИЕ ...» (также указано «49 коп./мин. все сети» или «интернет 4 руб./Мб») с 1 сентября по 30 сентября 2012 года .

Также в Курганских региональных рекламных блоках на радиоканалах «Хит FM», «Дорожное радио», «Авто Радио», «За облаками», «Юмор FM», «Русское Радио», «ЕВРОПА ПЛЮС», «Шансон» и Шадринских региональных рекламных блоках на радиоканалах «Ретро FM», «Русское Радио» размещались в три этапа аудиоролики со следующими текстами и в следующей последовательности:

1) С 4 августа по 12 августа 2012 года

«Алло! Валентина можно?

А Валентин ещё не пришел.

А Песец пришел?

Скоро придет!

Песец иддееееттт, песец идддеееетт !

Лисичка такая полярная».

Второй вариант:

«Часовой:

стой, кто идет, стрелять буду!

Стрелять бесполезно ! Песец идет!

Песец иддееееттт, песец идддеееетт !

Лисичка такая полярная».

2) С 13 августа по 31 августа 2012 года

«Так … 150 рублей в месяц абонентская плата, плюс 60 рублей за сообщения, еще и за Интернет 140 … вычесть авансовый …

Тсс … Слышишь?

Что?

МОТИВ …

Какой МОТИВ?

Оранжевый! Новый оператор сотовой связи МОТИВ! Значит это песец пришел … конец дорогим тарифам».

3) С 1 сентября по 30 сентября 2012 года

«Цены низкие! Подключение быстрое!

Сорок девять копеек за минуту звонки на все номера Курганской области!

Новый оператор сотовой связи МОТИВ — стоит попробовать …

49 копеек?

Это действительно песец, … лисичка такая полярная.

Подробности на сайте motivtelecom.ru».

Наружная реклама и реклама на радиоканалах с использованием текста «Песец идет», «Песец пришел» и слова «песец» размещалась в августе-сентябре 2012 года на территории Курганской области согласно договоров от 21.06.2012 № 12/0621-01, от 22.06.2012 № 12/06/84, от 23.07.2012 № 2407, от 23.07.2012 № 2307, от 21.06.2012 № 141/2012, заключенных ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» соответственно со следующими рекламораспространителями: ООО «Рекламное агентство Арт Ист», ООО «Курганоптторг», индивидуальный предприниматель Ф., индивидуальный предприниматель Б., ООО «Дилайт». Оплата за размещение указанной рекламы произведена ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» согласно платежных поручений от 30.07.2012 № 21110, от 14.08.2012 № 22942, от 24.08.2012 № 23803, от 24.08.2012 № 23804, от 18.09.2012 № 26332, от 30.07.2012 № 21111, от 14.08.2012 № 22941, от 20.08.2012 № 23235, от 18.09.2012 № 26336, от 15.08.2012 № 23086, от 23.08.2012 № 23759, от 31.08.2012 № 24301, от 25.09.2012 № 27001, от 31.07.2012 № 21151, от 18.09.2012 № 26335, от 01.10.2012 № 27439, от 15.08.2012 № 23029, от 23.08.2012 № 23758, от 24.08.2012 № 23802, от 21.09.2012 № 26669, от 25.09.2012 № 27016.

Аналогичная реклама с использованием текста «Песец идет», «Песец пришел» и слова «песец» размещалась также в три этапа в сентябре-октябре 2012 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа (г. Сургут) и Ямало-Ненецкого автономного округа (г. Ноябрьск) согласно договоров от 28.08.2012 № re3008, от 27.08.2012 № 43, от 23.08.2012 № 77, от 20.08.2012 № 76, от 20.08.2012 № 20/08, от 17.08.2012 № 56, от 01.01.2009 № ДО/Т-9у, от 01.03.2012 № re03/12-16, заключенных ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» соответственно со следующими рекламораспространителями: ООО «Ярмарка Сургут», ООО «Аутдор медиа-групп», ООО РИА «Пять звезд», ООО «Регионпродторг», ООО СРКП «Радио-Мост», ЗАО «СургутИнформ-ТВ», ООО «Рекламная Ассоциация Восход», ООО «Восход-Регион». Оплата за размещение данной рекламы произведена ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» согласно платежных поручений от 03.09.2012 № 24489, от 03.09.2012 № 24476, от 05.10.2012 № 27891, от 03.09.2012 № 24493, от 03.09.2012 № 24494, от 03.09.2012 № 24492, от 23.10.2012 № 30499, от 03.09.2012 № 24475, от 17.10.2012 № 29939, от 26.10.2012 № 30802, от 03.09.2012 № 24488, от 25.09.2012 № 26935, от 08.10.2012 № 28030, от 15.10.2012 № 29513, от 23.10.2012 № 30480, от 31.10.2012 № 31118, от 05.10.2012 № 27865, от 31.10.2012 № 31116, от 31.10.2012 № 31117.

Соответственно рекламодатель указанной рекламы — ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000».

В связи с рассмотрением заявления М. Курганское УФАС России провело опрос на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://kurgan.fas.gov.ru/. Опрос проводился в период с 24 августа 2012 года по 17 сентября 2012 года. Для проведения опроса был размещен следующий вопрос:

«Как Вы считаете, в выражениях: «Песец идет», «Песец пришел» допускается использование бранных слов, непристойных выражений?».

Для ответа на вопрос было предусмотрено 2 варианта ответа: «Да, допускается» и «Нет, не допускается».

Результаты проведения опроса по состоянию на 17 сентября 2012 года следующие: в опросе участвовало 104 человека. 40 голосов отдано за вариант ответа «Да, допускается» - 38 % от участвующих в опросе. 64 голоса отдано за вариант ответа «Нет, не допускается» - 62 % от участвующих в опросе.

В заключении привлеченной к участию в деле в качестве эксперта специалиста ФВ., кандидата филологических наук, отмечается, что анализируя лексический состав выражений с точки зрения значения, эмоционально-экспрессивной и стилистической окраски, можно отметить, что слово «песец» и выражения «Песец идет» и «Песец пришел» с точки зрения современного русского литературного языка содержат негативный семантический компонент.

Непристойная лексика, неприличная лексика, как правило, табуирована, то есть запрещена для публичного употребления в силу сложившихся традиций. В современном дискурсе, в условиях массового снижения стиля речи в текстах масс-медиа, интернет-текстах, к сожалению, наблюдается эвфемизированная форма единиц обсцентной лексики — замена графически близкими словами. В других случаях ставятся пропуски или убирается звук в звучащей речи.

Эвфемизм — нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений.

Обсценизм — непристойное выражение, бранное слово, ругательство.

Амфиболия — двойственность или двусмысленность, получающаяся от того или иного расположения слов или от употребления их в различных смыслах, смешение понятий.

Анализируемые тексты построены на приеме амфиболии с использованием завуалированной формы — эвфемизма, заменяющего обсценизм «п....ц».

В словаре жаргона слово «писец» и, как вариант, «песец» имеет значение «конец, ужас, сложная ситуация, все пропало».

В словаре русского арго говорится, что данное слово используется как эвфемизм от бранного слова.

Ф. делает вывод, что данные тексты содержат обсцентное (нецензурное, непристойное) слово «песец», употребляемое в ненормативной лексике как эвфемизм, недопустимое в литературной речи, являющееся непристойным, которое воспринимается потребителями как оскорбительное.

Представитель ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» пояснил, что не согласен с нарушением рекламного законодательства в соответствии с письменным пояснением. Тариф Песец разработан ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» в связи с началом оказания услуг связи на территории Курганской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа. Использование образа лисы и оранжевого цвета является устоявшимся для оператора связи, соответственно логичным представляется использование образа северной лисы (песца), при выходе компании в северные регионы.

Песец, хищное млекопитающее семейства псовых, мех густой, пушистый. По окраске различают белого песца и голубого песца.

По сути названия песец это аббревиатура, т. е. сложносокращенное слово, образовываемое из первых и последних букв рекламного слогана, призванного донести до потребителей рекламы информацию об основных характеристиках тарифа песец - «Подключение быстрое, тарифы понятныЕ, Стоит попробовать, услуги разнообразныЕ, Цены низкие».

При этом в наружной рекламе присутствует графическое изображение стилизованного рисунка песца, который улыбается, выражает позитив и дружелюбие, в аудиороликах используется прямое толкование слова песец - «лисичка такая полярная».

Само по себе слово «песец» относится к русскому языку и не является по сути своей оскорбительным, нецензурным или бранным. Ни название тарифа Песец, ни графическое изображение улыбающегося зверька, ни аудиоролики, в которых сообщается о полярной лисичке, не может восприниматься русскоязычным населением как бранное или содержащее смысловые ассоциации непристойного характера.

Преобладающим цветом наружной рекламы является оранжевый, цвет постоянно используемый в рекламных компаниях оператора связи ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000». Оранжевый цвет общепринято символизирует тепло, любовь, доброту, стремление к новому и позитив. Реклама ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» тарифа Песец призвана прежде всего создать только положительные, добрые и веселые эмоции у потребителей рекламы и потенциальных абонентов оператора связи и никак не оскорблять их некими бранными словами.

ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» зарегистрировано и состоит на налоговом учете на территории Свердловской области. Рекламная компания тарифа Песец проводится на территории Курганской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа. Соответственно мы считаем, что дело по признакам нарушения законодательства о рекламе необходимо направить для рассмотрения в Свердловское УФАС России.

С заключением специалиста Ф. о проведении лингвистического исследования и ее выводами не согласны. Специалист проводит исключительно лексический анализ рекламных текстов, при этом нет системного анализа графического изображения рекламы в целом, образов используемых в данной рекламе, визуального восприятия рекламы потребителями, информативности и смысловой нагрузки используемых образов и текстов. Нельзя однозначно утверждать, что само по себе слово «песец» является непристойным и нелитературным словом, поскольку может быть употреблено и в значении не воспринимаемом в качестве оскорбительного.

В заключении специалиста-лингвиста от 28.11.2012 по исследованию рекламных текстов оператора сотовой связи Мотив, размещенной на билбордах в Курганской области, ХМАО, ЯНАО и прозвучавших на радио в 2012 г. сделан вывод: в данных текстах отсутствует бранная, ненормативная, непристойная лексика. Тексты №№ 4-5, если рассматривать их изолированно, исключая единство рекламной компании, содержат неясность речи как стилистический дефект, затрудняющий интерпретацию высказываний. Из-за неясности как стилистической погрешности текста допускается жаргонная интерпретация высказываний. В данных рекламных текстах отсутствуют языковые средства и смыслы, которые можно рассматривать как предположительно нарушающие требования п. 6 ст. 5 Закона «О рекламе».

Представитель индивидуального предпринимателя Ф. пояснил, что ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» предоставило готовые аудиоролики и баннеры, которые мы размещали в эфире и на рекламных конструкциях в соответствии с заключенным договором. Заключенный договор с ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» исполнен, акты подписаны, оплата произведена, претензий по исполнению данного договора нет.

Указанные ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» доводы комиссия по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе считает голословными, необоснованными, не соответствующими тексту рассматриваемой рекламы и не основанными на Федеральном законе «О рекламе», кроме рекламы с текстом «Подключение быстрое, тарифы понятныЕ, Стоит попробовать, услуги разнообразныЕ, Цены низкие».

В данном тексте указан конкретный тариф «Песец», это аббревиатура, т. е. сложносокращенное слово, образовываемое из первых и последних букв рекламного слогана, призванного донести до потребителей рекламы информацию об основных характеристиках тарифа, нет неясности речи, двойственности или двусмысленности текста.

В заключении специалиста-лингвиста от 28.11.2012 по исследованию рекламных текстов оператора сотовой связи Мотив, размещенной на билбордах в Курганской области, ХМАО, ЯНАО и прозвучавших на радио в 2012 г. указано: «Одновременно фиксируем в Словаре молодежного сленга слово писец со значением 1. Конец, крах, неудача; 2. В значении междом. выражение досады, раздражения. Слово снабжено стилистическими пометами вульг, неодобр. (Никитина 2007: 506). Известно, что в рекламных текстах основной функцией является не столько информирование потенциального потребителя, сколько воздействие на него. Для усиления воздействующей функции рекламного текста используется вся стилистическая палитра языка, в том числе и нелитературные средства: диалекты, просторечие, жаргон.

В данных текстах отсутствует ненормативная лексика, но используется прием языковой игры. В основе языковой игры лежит стремление достичь определенного эстетического воздействия (чаще всего комического) путем нарушения нормативного канона использования языковых единиц (см. Гридина 1996: 4). В анализируемых текстах используется литературное слово песец, которое в молодежном жаргоне имеет омофон (сходно или тождественно звучащее слово) писец.

Текст № 4, также предъявленный в устной форме, содержит слово песец в заключительной части: «Новый оператор сотовой связи «Мотив». Значит, это песец пришел (нрзбр) конец дорогим тарифам». Этот текст функционирует в рамках рекламной кампании, следовательно, у адресата уже сформирован контекст, связанный с повторяющимся выражением в других роликах «лисичка такая полярная». В том случае, если этот текст функционирует изолированно от рекламной кампании, то высказывание характеризуется неясностью, поскольку одновременно возможна реализация и литературного, и нелитературного значения.

Текст № 5 содержит два слова песец идет, написанных оранжевыми буквами на белом фоне, что интерпретируется как неясность речи, так как неясен общий смысл сообщения. Такой прием применяется в рекламных кампаниях с целью привлечения внимания потенциальных потребителей за счет формирования ожидания подробностей и разъяснения. Нам неизвестна последовательность появления рекламных текстов, и допускаем, что данный текст начинает рекламную кампанию и, следовательно, призван выполнить функцию привлечения внимания.

Вывод. В данных текстах отсутствует бранная и ненормативная лексика. Тексты №№ 4-5, если рассматривать их изолированно, исключая единство рекламной кампании, содержат неясность речи как стилистический дефект, затрудняющий интерпретацию высказываний. Из-за неясности как стилистической погрешности текста допускается жаргонная интерпретация высказываний».

Жаргон являются ненормативной лексикой, которая способна отрицательно действовать на чувства чести, достоинства добропорядочного гражданина, унижая и оскорбляя его.

При вынесении заключения от 28.11.2012 специалистом-лингвистом не учтены имеющиеся материалы дела № 152, порядок и время размещения рассматриваемой рекламы, а также с учетом вышеизложенных выдержек из данного исследования нельзя признать объективным и обоснованным основной вывод исследования о предположительном отсутствии нарушения требований п. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Результаты проведения опроса Курганским УФАС России по рассматриваемой рекламе ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» говорят о том, что больше трети принявших участие в опросе — 38 %, воспринимают рекламу как оскорбительную.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (часть 1 статьи 1 Федерального закона № 53-ФЗ).

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 53-ФЗ государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе.

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

Следовательно в вышеуказанной рекламе ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» (за исключением рекламы «Подключение быстрое, тарифы понятныЕ, Стоит попробовать, услуги разнообразныЕ, Цены низкие») есть признаки нарушения части 6 и 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» - «В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия. При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации».

Данная реклама является ненадлежащей в соответствии с п. 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» - «Ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации».

В соответствии с п. 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» - «Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего Федерального закона».

В материалах дела отсутствуют доказательства устранения нарушения законодательства о рекламе до вынесения решения по существу.

В соответствии с п. 6 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. № 508, ФАС России наделило Курганское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия.

РЕШИЛА :

1. Признать ненадлежащей рекламу «ПЕСЕЦ ИДЕТ», «ПЕСЕЦ ПРИШЕЛ», «Алло! Валентина можно? А Валентин ещё не пришел. А Песец пришел? Скоро придет! Песец иддееееттт, песец идддеееетт ! Лисичка такая полярная», «Часовой: стой, кто идет, стрелять буду! Стрелять бесполезно ! Песец идет! Песец иддееееттт, песец идддеееетт ! Лисичка такая полярная», «Так … 150 рублей в месяц абонентская плата, плюс 60 рублей за сообщения, еще и за Интернет 140 … вычесть авансовый … Тсс … Слышишь? Что? МОТИВ … Какой МОТИВ? Оранжевый! Новый оператор сотовой связи МОТИВ! Значит это песец пришел … конец дорогим тарифам», «Цены низкие! Подключение быстрое! Сорок девять копеек за минуту звонки на все номера Курганской области! Новый оператор сотовой связи МОТИВ — стоит попробовать … 49 копеек? Это действительно песец, … лисичка такая полярная. Подробности на сайте motivtelecom.ru», размещенную на отдельно стоящих рекламных конструкциях и в региональных рекламных блоках на радиоканалах в Курганской области, Ханты-Мансийском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе в августе-октябре 2012 года, поскольку в ней нарушены требования частей 6 и 11 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курганского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 12 декабря 2012 года, резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2012 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ПРЕДПИСЫВАЕТ :

1. ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» в 15-ти дневный срок со дня получения настоящего предписания устранить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: не размещать данную рекламу или внести в неё необходимые коррективы.

2. ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» представить в Курганское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 25 января 2013 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Курганское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от 12000 до 20000 рублей, на юридических лиц – от 300000 до 500000 рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 152 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000», размещенной на отдельно стоящих рекламных конструкциях и в региональных рекламных блоках на радиоканалах в Курганской области, Ханты-Мансийском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе в августе-октябре 2012 года, с признаками нарушения частей 6 и 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

УСТАНОВИЛА:

17 августа 2012 года в Курганское УФАС России поступило заявление М., в котором сообщалось о нарушении Федерального закона «О рекламе» в рекламе с текстом «Песец идет», размещенной на отдельно стоящих рекламных конструкциях в г. Кургане в августе 2012 году.

Срок рассмотрения заявления продлен на 1 месяц для предоставления дополнительных материалов и доказательств.

По мнению заявителя данная реклама является ненадлежащей, так как выражение «Песец идет» воспринимается русскоязычным населением как бранное и как предложение, содержащее смысловые ассоциации непристойного и двусмысленного характера, это нарушает ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» - «В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия».

Рассматриваемая наружная реклама размещалась в августе-сентябре 2012 года в три этапа на 32 отдельно стоящих рекламных конструкциях в г. Кургане и на 4 отдельно стоящих рекламных конструкциях в г. Шадринске Курганской области со следующими текстами и в следующей последовательности:

    1. «ПЕСЕЦ ИДЕТ» с 4 августа по 12 августа 2012 года;

    2. «ПЕСЕЦ ПРИШЕЛ» (стилизованное изображение существа в черных очках) с 13 августа по 31 августа 2012 года;

    3. « ... Подключение быстрое

тарифы понятныЕ

Стоит попробовать

услуги разнообразныЕ

ЦЕНЫ НИЗКИЕ ...» (также указано «49 коп./мин. все сети» или «интернет 4 руб./Мб») с 1 сентября по 30 сентября 2012 года .

Также в Курганских региональных рекламных блоках на радиоканалах «Хит FM», «Дорожное радио», «Авто Радио», «За облаками», «Юмор FM», «Русское Радио», «ЕВРОПА ПЛЮС», «Шансон» и Шадринских региональных рекламных блоках на радиоканалах «Ретро FM», «Русское Радио» размещались в три этапа аудиоролики со следующими текстами и в следующей последовательности:

1) С 4 августа по 12 августа 2012 года

«Алло! Валентина можно?

А Валентин ещё не пришел.

А Песец пришел?

Скоро придет!

Песец иддееееттт, песец идддеееетт !

Лисичка такая полярная».

Второй вариант:

«Часовой:

стой, кто идет, стрелять буду!

Стрелять бесполезно ! Песец идет!

Песец иддееееттт, песец идддеееетт !

Лисичка такая полярная».

2) С 13 августа по 31 августа 2012 года

«Так … 150 рублей в месяц абонентская плата, плюс 60 рублей за сообщения, еще и за Интернет 140 … вычесть авансовый …

Тсс … Слышишь?

Что?

МОТИВ …

Какой МОТИВ?

Оранжевый! Новый оператор сотовой связи МОТИВ! Значит это песец пришел … конец дорогим тарифам».

3) С 1 сентября по 30 сентября 2012 года

«Цены низкие! Подключение быстрое!

Сорок девять копеек за минуту звонки на все номера Курганской области!

Новый оператор сотовой связи МОТИВ — стоит попробовать …

49 копеек?

Это действительно песец, … лисичка такая полярная.

Подробности на сайте motivtelecom.ru».

Наружная реклама и реклама на радиоканалах с использованием текста «Песец идет», «Песец пришел» и слова «песец» размещалась в августе-сентябре 2012 года на территории Курганской области согласно договоров от 21.06.2012 № 12/0621-01, от 22.06.2012 № 12/06/84, от 23.07.2012 № 2407, от 23.07.2012 № 2307, от 21.06.2012 № 141/2012, заключенных ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» соответственно со следующими рекламораспространителями: ООО «Рекламное агентство Арт Ист», ООО «Курганоптторг», индивидуальный предприниматель Ф., индивидуальный предприниматель Б., ООО «Дилайт». Оплата за размещение указанной рекламы произведена ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» согласно платежных поручений от 30.07.2012 № 21110, от 14.08.2012 № 22942, от 24.08.2012 № 23803, от 24.08.2012 № 23804, от 18.09.2012 № 26332, от 30.07.2012 № 21111, от 14.08.2012 № 22941, от 20.08.2012 № 23235, от 18.09.2012 № 26336, от 15.08.2012 № 23086, от 23.08.2012 № 23759, от 31.08.2012 № 24301, от 25.09.2012 № 27001, от 31.07.2012 № 21151, от 18.09.2012 № 26335, от 01.10.2012 № 27439, от 15.08.2012 № 23029, от 23.08.2012 № 23758, от 24.08.2012 № 23802, от 21.09.2012 № 26669, от 25.09.2012 № 27016.

Аналогичная реклама с использованием текста «Песец идет», «Песец пришел» и слова «песец» размещалась также в три этапа в сентябре-октябре 2012 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа (г. Сургут) и Ямало-Ненецкого автономного округа (г. Ноябрьск) согласно договоров от 28.08.2012 № re3008, от 27.08.2012 № 43, от 23.08.2012 № 77, от 20.08.2012 № 76, от 20.08.2012 № 20/08, от 17.08.2012 № 56, от 01.01.2009 № ДО/Т-9у, от 01.03.2012 № re03/12-16, заключенных ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» соответственно со следующими рекламораспространителями: ООО «Ярмарка Сургут», ООО «Аутдор медиа-групп», ООО РИА «Пять звезд», ООО «Регионпродторг», ООО СРКП «Радио-Мост», ЗАО «СургутИнформ-ТВ», ООО «Рекламная Ассоциация Восход», ООО «Восход-Регион». Оплата за размещение данной рекламы произведена ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» согласно платежных поручений от 03.09.2012 № 24489, от 03.09.2012 № 24476, от 05.10.2012 № 27891, от 03.09.2012 № 24493, от 03.09.2012 № 24494, от 03.09.2012 № 24492, от 23.10.2012 № 30499, от 03.09.2012 № 24475, от 17.10.2012 № 29939, от 26.10.2012 № 30802, от 03.09.2012 № 24488, от 25.09.2012 № 26935, от 08.10.2012 № 28030, от 15.10.2012 № 29513, от 23.10.2012 № 30480, от 31.10.2012 № 31118, от 05.10.2012 № 27865, от 31.10.2012 № 31116, от 31.10.2012 № 31117.

Соответственно рекламодатель указанной рекламы — ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000».

В связи с рассмотрением заявления М. Курганское УФАС России провело опрос на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://kurgan.fas.gov.ru/. Опрос проводился в период с 24 августа 2012 года по 17 сентября 2012 года. Для проведения опроса был размещен следующий вопрос:

«Как Вы считаете, в выражениях: «Песец идет», «Песец пришел» допускается использование бранных слов, непристойных выражений?».

Для ответа на вопрос было предусмотрено 2 варианта ответа: «Да, допускается» и «Нет, не допускается».

Результаты проведения опроса по состоянию на 17 сентября 2012 года следующие: в опросе участвовало 104 человека. 40 голосов отдано за вариант ответа «Да, допускается» - 38 % от участвующих в опросе. 64 голоса отдано за вариант ответа «Нет, не допускается» - 62 % от участвующих в опросе.

В заключении привлеченной к участию в деле в качестве эксперта специалиста ФВ., кандидата филологических наук, отмечается, что анализируя лексический состав выражений с точки зрения значения, эмоционально-экспрессивной и стилистической окраски, можно отметить, что слово «песец» и выражения «Песец идет» и «Песец пришел» с точки зрения современного русского литературного языка содержат негативный семантический компонент.

Непристойная лексика, неприличная лексика, как правило, табуирована, то есть запрещена для публичного употребления в силу сложившихся традиций. В современном дискурсе, в условиях массового снижения стиля речи в текстах масс-медиа, интернет-текстах, к сожалению, наблюдается эвфемизированная форма единиц обсцентной лексики — замена графически близкими словами. В других случаях ставятся пропуски или убирается звук в звучащей речи.

Эвфемизм — нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений.

Обсценизм — непристойное выражение, бранное слово, ругательство.

Амфиболия — двойственность или двусмысленность, получающаяся от того или иного расположения слов или от употребления их в различных смыслах, смешение понятий.

Анализируемые тексты построены на приеме амфиболии с использованием завуалированной формы — эвфемизма, заменяющего обсценизм «п....ц».

В словаре жаргона слово «писец» и, как вариант, «песец» имеет значение «конец, ужас, сложная ситуация, все пропало».

В словаре русского арго говорится, что данное слово используется как эвфемизм от бранного слова.

Ф. делает вывод, что данные тексты содержат обсцентное (нецензурное, непристойное) слово «песец», употребляемое в ненормативной лексике как эвфемизм, недопустимое в литературной речи, являющееся непристойным, которое воспринимается потребителями как оскорбительное.

Представитель ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» пояснил, что не согласен с нарушением рекламного законодательства в соответствии с письменным пояснением. Тариф Песец разработан ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» в связи с началом оказания услуг связи на территории Курганской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа. Использование образа лисы и оранжевого цвета является устоявшимся для оператора связи, соответственно логичным представляется использование образа северной лисы (песца), при выходе компании в северные регионы.

Песец, хищное млекопитающее семейства псовых, мех густой, пушистый. По окраске различают белого песца и голубого песца.

По сути названия песец это аббревиатура, т. е. сложносокращенное слово, образовываемое из первых и последних букв рекламного слогана, призванного донести до потребителей рекламы информацию об основных характеристиках тарифа песец - «Подключение быстрое, тарифы понятныЕ, Стоит попробовать, услуги разнообразныЕ, Цены низкие».

При этом в наружной рекламе присутствует графическое изображение стилизованного рисунка песца, который улыбается, выражает позитив и дружелюбие, в аудиороликах используется прямое толкование слова песец - «лисичка такая полярная».

Само по себе слово «песец» относится к русскому языку и не является по сути своей оскорбительным, нецензурным или бранным. Ни название тарифа Песец, ни графическое изображение улыбающегося зверька, ни аудиоролики, в которых сообщается о полярной лисичке, не может восприниматься русскоязычным населением как бранное или содержащее смысловые ассоциации непристойного характера.

Преобладающим цветом наружной рекламы является оранжевый, цвет постоянно используемый в рекламных компаниях оператора связи ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000». Оранжевый цвет общепринято символизирует тепло, любовь, доброту, стремление к новому и позитив. Реклама ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» тарифа Песец призвана прежде всего создать только положительные, добрые и веселые эмоции у потребителей рекламы и потенциальных абонентов оператора связи и никак не оскорблять их некими бранными словами.

ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» зарегистрировано и состоит на налоговом учете на территории Свердловской области. Рекламная компания тарифа Песец проводится на территории Курганской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа. Соответственно мы считаем, что дело по признакам нарушения законодательства о рекламе необходимо направить для рассмотрения в Свердловское УФАС России.

С заключением специалиста Ф. о проведении лингвистического исследования и ее выводами не согласны. Специалист проводит исключительно лексический анализ рекламных текстов, при этом нет системного анализа графического изображения рекламы в целом, образов используемых в данной рекламе, визуального восприятия рекламы потребителями, информативности и смысловой нагрузки используемых образов и текстов. Нельзя однозначно утверждать, что само по себе слово «песец» является непристойным и нелитературным словом, поскольку может быть употреблено и в значении не воспринимаемом в качестве оскорбительного.

В заключении специалиста-лингвиста от 28.11.2012 по исследованию рекламных текстов оператора сотовой связи Мотив, размещенной на билбордах в Курганской области, ХМАО, ЯНАО и прозвучавших на радио в 2012 г. сделан вывод: в данных текстах отсутствует бранная, ненормативная, непристойная лексика. Тексты №№ 4-5, если рассматривать их изолированно, исключая единство рекламной компании, содержат неясность речи как стилистический дефект, затрудняющий интерпретацию высказываний. Из-за неясности как стилистической погрешности текста допускается жаргонная интерпретация высказываний. В данных рекламных текстах отсутствуют языковые средства и смыслы, которые можно рассматривать как предположительно нарушающие требования п. 6 ст. 5 Закона «О рекламе».

Представитель индивидуального предпринимателя Ф. пояснил, что ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» предоставило готовые аудиоролики и баннеры, которые мы размещали в эфире и на рекламных конструкциях в соответствии с заключенным договором. Заключенный договор с ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» исполнен, акты подписаны, оплата произведена, претензий по исполнению данного договора нет.

Указанные ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» доводы комиссия по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе считает голословными, необоснованными, не соответствующими тексту рассматриваемой рекламы и не основанными на Федеральном законе «О рекламе», кроме рекламы с текстом «Подключение быстрое, тарифы понятныЕ, Стоит попробовать, услуги разнообразныЕ, Цены низкие».

В данном тексте указан конкретный тариф «Песец», это аббревиатура, т. е. сложносокращенное слово, образовываемое из первых и последних букв рекламного слогана, призванного донести до потребителей рекламы информацию об основных характеристиках тарифа, нет неясности речи, двойственности или двусмысленности текста.

В заключении специалиста-лингвиста от 28.11.2012 по исследованию рекламных текстов оператора сотовой связи Мотив, размещенной на билбордах в Курганской области, ХМАО, ЯНАО и прозвучавших на радио в 2012 г. указано: «Одновременно фиксируем в Словаре молодежного сленга слово писец со значением 1. Конец, крах, неудача; 2. В значении междом. выражение досады, раздражения. Слово снабжено стилистическими пометами вульг, неодобр. (Никитина 2007: 506). Известно, что в рекламных текстах основной функцией является не столько информирование потенциального потребителя, сколько воздействие на него. Для усиления воздействующей функции рекламного текста используется вся стилистическая палитра языка, в том числе и нелитературные средства: диалекты, просторечие, жаргон.

В данных текстах отсутствует ненормативная лексика, но используется прием языковой игры. В основе языковой игры лежит стремление достичь определенного эстетического воздействия (чаще всего комического) путем нарушения нормативного канона использования языковых единиц (см. Гридина 1996: 4). В анализируемых текстах используется литературное слово песец, которое в молодежном жаргоне имеет омофон (сходно или тождественно звучащее слово) писец.

Текст № 4, также предъявленный в устной форме, содержит слово песец в заключительной части: «Новый оператор сотовой связи «Мотив». Значит, это песец пришел (нрзбр) конец дорогим тарифам». Этот текст функционирует в рамках рекламной кампании, следовательно, у адресата уже сформирован контекст, связанный с повторяющимся выражением в других роликах «лисичка такая полярная». В том случае, если этот текст функционирует изолированно от рекламной кампании, то высказывание характеризуется неясностью, поскольку одновременно возможна реализация и литературного, и нелитературного значения.

Текст № 5 содержит два слова песец идет, написанных оранжевыми буквами на белом фоне, что интерпретируется как неясность речи, так как неясен общий смысл сообщения. Такой прием применяется в рекламных кампаниях с целью привлечения внимания потенциальных потребителей за счет формирования ожидания подробностей и разъяснения. Нам неизвестна последовательность появления рекламных текстов, и допускаем, что данный текст начинает рекламную кампанию и, следовательно, призван выполнить функцию привлечения внимания.

Вывод. В данных текстах отсутствует бранная и ненормативная лексика. Тексты №№ 4-5, если рассматривать их изолированно, исключая единство рекламной кампании, содержат неясность речи как стилистический дефект, затрудняющий интерпретацию высказываний. Из-за неясности как стилистической погрешности текста допускается жаргонная интерпретация высказываний».

Жаргон являются ненормативной лексикой, которая способна отрицательно действовать на чувства чести, достоинства добропорядочного гражданина, унижая и оскорбляя его.

При вынесении заключения от 28.11.2012 специалистом-лингвистом не учтены имеющиеся материалы дела № 152, порядок и время размещения рассматриваемой рекламы, а также с учетом вышеизложенных выдержек из данного исследования нельзя признать объективным и обоснованным основной вывод исследования о предположительном отсутствии нарушения требований п. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Результаты проведения опроса Курганским УФАС России по рассматриваемой рекламе ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» говорят о том, что больше трети принявших участие в опросе — 38 %, воспринимают рекламу как оскорбительную.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (часть 1 статьи 1 Федерального закона № 53-ФЗ).

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 53-ФЗ государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе.

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

Следовательно в вышеуказанной рекламе ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» (за исключением рекламы «Подключение быстрое, тарифы понятныЕ, Стоит попробовать, услуги разнообразныЕ, Цены низкие») есть признаки нарушения части 6 и 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» - «В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия. При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации».

Данная реклама является ненадлежащей в соответствии с п. 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» - «Ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации».

В соответствии с п. 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» - «Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего Федерального закона».

В материалах дела отсутствуют доказательства устранения нарушения законодательства о рекламе до вынесения решения по существу.

В соответствии с п. 6 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. № 508, ФАС России наделило Курганское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия.

РЕШИЛА :

1. Признать ненадлежащей рекламу «ПЕСЕЦ ИДЕТ», «ПЕСЕЦ ПРИШЕЛ», «Алло! Валентина можно? А Валентин ещё не пришел. А Песец пришел? Скоро придет! Песец иддееееттт, песец идддеееетт ! Лисичка такая полярная», «Часовой: стой, кто идет, стрелять буду! Стрелять бесполезно ! Песец идет! Песец иддееееттт, песец идддеееетт ! Лисичка такая полярная», «Так … 150 рублей в месяц абонентская плата, плюс 60 рублей за сообщения, еще и за Интернет 140 … вычесть авансовый … Тсс … Слышишь? Что? МОТИВ … Какой МОТИВ? Оранжевый! Новый оператор сотовой связи МОТИВ! Значит это песец пришел … конец дорогим тарифам», «Цены низкие! Подключение быстрое! Сорок девять копеек за минуту звонки на все номера Курганской области! Новый оператор сотовой связи МОТИВ — стоит попробовать … 49 копеек? Это действительно песец, … лисичка такая полярная. Подробности на сайте motivtelecom.ru», размещенную на отдельно стоящих рекламных конструкциях и в региональных рекламных блоках на радиоканалах в Курганской области, Ханты-Мансийском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе в августе-октябре 2012 года, поскольку в ней нарушены требования частей 6 и 11 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курганского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 12 декабря 2012 года, резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2012 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ПРЕДПИСЫВАЕТ :

1. ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» в 15-ти дневный срок со дня получения настоящего предписания устранить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: не размещать данную рекламу или внести в неё необходимые коррективы.

2. ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» представить в Курганское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 25 января 2013 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Курганское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от 12000 до 20000 рублей, на юридических лиц – от 300000 до 500000 рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 152 [format] => [safe_value] => 152 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Управление Федеральной антимонопольной службы в пределах своих полномочий осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о рекламе по следующим основным направлениям:
– предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан;
– защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
– привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-12 09:36:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-12 09:36:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1358157030 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Курганское УФАС России )