Решение и предписание по делу № 179 в отношении ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 185
Дата публикации: 11 февраля 2013, 13:44

Резолютивная часть решения оглашена "30" января 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено "08" февраля 2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрела дело № 179 по признакам нарушения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с планом контрольных мероприятий аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе проведена проверка деятельности территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области по вопросам реализации полномочий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом.

В ходе проведения проверки установлены признаки нарушения Закона о защите конкуренции при заключении договора аренды федерального имущества с индивидуальным предпринимателям Б.

На основании вышеизложенного из аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе в Курганское УФАС России направлена копия договора от 01.12.2011 года № 308 арены федерального имущества, заключенного между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области (далее ТУ Росимущеста в Курганской области) и ИП Б.

Приказом руководителя Курганского УФАС России от 09.11.2012 года № 231 возбуждено дело в отношении ТУ Росимущеста в Курганской области и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 01.12.2011 года между ТУ Росимущеста в Курганской области и ИП Б. заключен договор № 308 арены нежилого помещения №№ 1 (антресольный), 2-9 на поэтажном плане площадью 109,9 кв.м., находящиеся на 1 этаже здания гаража (РНФИ: В13460000650), расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Трактовая, д. 74 в, являющегося федеральной собственностью. Срок действия договора с 01.12.2011 по 01.07.2015 года.

Документов, подтверждающих законность заключения вышеуказанного договора ТУ Росимущесто в Курганской области (проведение торгов в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции) не представило.

Из письменных пояснений ТУ Росимущеста в Курганской области следует, что 01.01.2005 г. между ТУ Минимущества по Курганской области и ИП Б. заключен договор аренды № 125 нежилых помещений, общей площадью 75 кв.м., находящихся в здании гаража по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. 1-ая Трактовая, 74. Указанный договор заключен сроком на 11 месяцев и в связи отсутствием взаимных претензий пролонгирован на неопределенный срок на основании статьи 610 Гражданского кодекса РФ.

Принимая во внимание, что регистрация вещных прав и техническая инвентаризация в отношении переданного в аренду имущества не производилась, месторасположение нежилых помещений и их технические характеристики были определены визуально, без измерительных приборов, путем нанесения схематического чертежа, являющегося приложением к указанному договору, без присвоения номеров нежилых помещений, без указания количества нежилых помещений и т.д., стороны заключили договор по имеющимся приблизительным сведениям в отношении объекта недвижимости.

В ходе рассмотрения дела представитель ТУ Росимущеста в Курганской области пояснила, что к договору от 01.01.2005 года был приложен схематический чертеж, сделанный от руки. Идентифицировать, объекты передавалемые по данному договору аренды не представляется возможным.

Соглашением от 01.12.2011г. стороны расторгли договор аренды 01.01.2005 г. №125 по соглашению сторон.

В ходе рассмотрения дела представитель ТУ Росимущества в Курганской области пояснил, что договор аренды от 01.01.2005 года был расторгнут и заключен договор от 01.12.2011 года в связи с тем, что статьей 53 Закона о защите конкуренции предусмотрено заключение договора на новый срок, а не пролонгация существующего договора.

Из письменных пояснений ТУ Росимущеста в Курганской области следует, что Будалин О.В. является индивидуальным предпринимателем, относится к субъектам малого бизнеса, задолженность перед федеральным бюджетом по договору аренды от 01.01.2005 г. №125 у Б. отсутствовала, предыдущий договор аренды был заключен до 1 июля 2008 года.

По мнению ТУ Росимущеста в Курганской области при указанных обстоятельствах стороны вправе были заключить новый договор аренды на срок до 1 июля 2015 года без проведения торгов (на основании п. 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции).

01.12.2011г. Между ТУ Росимущества в Курганской области и ИП Будалиным О.В. заключен договор аренды № 308 нежилых помещений №№ 1-9, общей площадью 109,9 кв.м., находящихся в здании гаража по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. 1-ая Трактовая, 74 «в». Срок, на который заключен договор аренды 01.12.2011г. № 308 определен в соответствии с действующим законодательством - до 01.07.2015г.

Из письменных пояснений ТУ Росимущеста в Курганской области также следует, что на момент заключения указанного договора аренды ТУ Росимущества в Курганской области была подготовлена техническая документация на нежилые помещения, переданные ранее по договору аренды от 01.01.2005 г. №125. Согласно технической документации площадь нежилых помещений составила 109,9 кв.м., установлена нумерация нежилых помещений.

В ходе рассмотрения дела представитель ТУ Росимущеста в Курганской области пояснил, что в результате технической инвентаризации на экспликации отдельно вынесен антресольный этаж, в связи с этим площадь увеличилась.

По заявлению представителя ТУ Росимущеста в Курганской области техническая инвентаризация данного объекта проводилась в 2010 и 2011 годах.

В соответствии с определением об отложении рассмотрения дела № 179 от 27.11.2012 года ТУ Росимущества в Курганской области представило:

  • копию кадастрового паспорта от 06.08.2009 года на объект, расположенный по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Трактовая, д. 74 в;

  • копию технического паспорта на помещения в здании гаража № 2-9 от 15.09.2010 года.

  1. В ходе рассмотрения дела представитель ТУ Росимущеста в Курганской области пояснил, что в ТУ Росимущества в Курганской области разные отделы занимаются регистрацией прав на объекты недвижимости и заключением договоров аренды и безвозмездного пользования федеральным имуществом. Когда один отдел заказывает проведение технической инвентаризации, он не взаимодействует с отделом, ответственным за заключение договоров аренды и безвозмездного пользования федеральным имуществом. Все ранее заключенные договоры аренды и безвозмездного пользования федеральным имуществом постепенно приводятся в соответствие. Именно для того, чтобы привести договор аренды с ИП Б. в соответствие, ему было предложено расторгнуть существующий договор и заключить новый договор с учетом проведенной технической инвентаризации.

Из письменных пояснений ИП Б. следует, что по договору аренды 01.01.2005 г. № 125 и по договору аренды от 01.12.2011г. № 308 ИП Б. арендует одни и те же нежилые помещения в здании гаража, в том числе №№ 4-9 (склад, коридор, тамбур, компрессорная). Разница в общей площади арендуемых помещений, указанных в договорах аренды 2005 и 2011 годов, образовалась в связи с проведением технической инвентаризации объекта.

По мнению ИП Б. при заключении договоров аренды ТУ Росимущества в Курганской области не нарушило нормы действующего законодательства.

Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные доказательства по делу, заслушала доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 4.1 Положения о ТУ Росимущеста в Курганской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 года № 49, территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

01.12.2011 года между ТУ Росимущеста в Курганской области и ИП Б. заключен договор № 308 арены нежилых помещений №№ 1 (антрисольный), 2-9 на поэтажном плане площадью 109,9 кв.м., находящихся на 1 этаже здания гаража (РНФИ: В13460000650), расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Трактовая, д. 74 в, являющегося федеральной собственностью. Срок действия договора с 01.12.2011 по 01.07.2015 года.

Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Ранее 01.01.2005 года между ТУ Министерства имущественных отношений Российской Федерации и ИП Б. был заключен договор № 125 арены нежилого помещения площадью 75,0 кв.м., находящегося здании гаража по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. Трактовая, д. 74 в, являющегося федеральной собственностью. Срок действия договора с 01.01.2005 по 01.12.2005 года. При этом пункт 1.2 данного договора предусматривает возможность пролонгации данного договора на неопределенный срок.

Дополнительным соглашением №1 от 01.03.2007 года "О внесении изменений в договор № 125 от 01.02.2005 года на сдачу в аренду недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью" территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации заменено на территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Курганской области.

Соглашением от 01.12.2011 года о расторжение договора аренды № 125 от 01.01.2005 года с 01.12.2011 года договор аренды № 125 расторгнут. Актом приема-передачи от 01.12.2011 года вышеуказанное имущество было передано Арендодателю.

В соответствии с частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.

Таким образом, заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, заключенных до 1 июля 2008 года, производится при наличии действующего договора аренды.

Из письма Курганского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 06.12.2012 года № ф-45/2054 следует, что здание гаража по адресу: Курганская область, г. Курган, п. Увал, ул. Трактовая, 74в взято на технический учет 26.06.2009 года. Этим же числом датирован технический паспорт здания гаража, расположенного по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. Трактовая, 74в (инвентарный № 37:401:002:200727100, инвентарное дело № 8306).

Согласно письменным пояснениям Курганского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 14.01.2013 года № ф-45/040/2 техническая инвентаризация здания гаража, расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, п. Увал, ул. Трактовая, 74в в 2009 году была проведена на основании государственного контракта № 26 от 08.06.2009 года, заключенного между Курганским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и ТУ Росимущеста в Курганской области.

Пунктом 16 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 года № 921 (далее - Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) установлен перечень лиц, по запросам которых могут быть предоставлены сведения об объектах капитального строительства организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации:

а) собственника, владельца (балансодержателя) или их доверенных лиц (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности);

б) наследников по закону или по завещанию;

в) правоохранительных органов и судов (по находящимся в их производстве делам);

г) органов государственной власти и местного самоуправления (об объектах капитального строительства, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных образований);

д) налоговых органов (об объектах капитального строительства, расположенных на территории административно-территориальных образований, находящихся в сфере их ведения);

е) органов государственной статистики (сведения, включенные в формы федерального государственного статистического наблюдения);

ж) учреждений юстиции, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

з) иных лиц и органов, определенных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, еще в 2009 году были уточнены площади помещений, переданных территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации индивидуальному предпринимателю Б. по договору от 01.01.2005 года. Данный факт был известен ТУ Росимущеста в Курганской области, так как именно по его запросу была проведена техническая инвентаризация вышеуказанного федерального имущества.

В соответствии с адресной справкой МУ Административно-техническая инспекция г. Кургана от 28.07.2009г. зданию гаража присвоен адрес: г.Курган, п.Увал, ул.Трактовая, № 74 «в», ранее объект значился по адресу: г.Курган, п.Увал, ул.Трактовая, № 74.

15.09.2010 года ГУП Курганской области "Кургантехинвентаризация" проведена техническая инвентаризация помещений в здании гаража № 2-9, расположенном по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. Трактовая, 74в (инвентарный № 4066).

16.12.2011 года Курганским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" проведена техническая инвентаризация здания гаража, расположенного по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. Трактовая, 74в (инвентарный № 37:401:002:200727100).

Вышеуказанные обстоятельства противоречат заявлению ТУ Росимущеста в Курганской области о том, что техническая инвентаризация здания гаража, расположенного по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. Трактовая, 74в проводилась только в 2010 и 2011 годах.

Данные технической инвентаризации здания гаража, расположенного по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. Трактовая, 74в (по помещениям 2-9) по состоянию на 16.12.2011 года не совпадают с данными технической инвентаризации вышеуказанных помещений по состоянию на 15.09.2010 года.

Право собственности Российской Федерации на нежилые помещения гаража №№ 1 (антрисольный), 2-9 на поэтажном плане площадью 109,9 кв.м., находящиеся на 1 этаже здания гаража (РНФИ: В13460000650), расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Трактовая, д. 74в зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области 24.01.2012г. (свидетельство о государственной регистрации права 45 АА 353893, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 22.12.2012 года № 45-0-1-67/4045/2012-16842).

Согласно подпункту "г" пункта 2 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, одной из задач государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства является информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с пунктами 9 и 11 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства по результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляется государственный технический учет в связи с изменением данных характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте. На основе сведений, полученных в результате технической инвентаризации, формируется и ведется в установленном порядке Единый государственный реестр.

Согласно последней технической инвентаризации здания гаража, расположенного по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. Трактовая, 74в, проведенной 16.12.2011 года, общая площадь помещений 2-9 составляет 100,9 кв.м. (информация о наличии антресольного этажа отсутствует). Право собственности на нежилые помещения гаража №№ 1 (антрисольный), 2-9, расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Трактовая, д. 74в, зарегистрировано не по данным последней технической инвентаризации.

Договор арены № 308 от 01.12.2011 года между ТУ Росимущеста в Курганской области и ИП Б. заключен до проведении технической инвентаризации 16.12.2011 года по данным технической инвентаризации 15.09.2010 года. Следовательно, с 15.09.2010 года по 01.12.2011 года между ТУ Росимущеста в Курганской области и ИП Б. продолжали действовать договорные отношения по поводу аренды нежилых помещений площадью 75 кв.м., находящихся в здании гаража, расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Трактовая, д. 74 в, в то время как были уточнены характеристики объекта капитального строительства по вышеуказанному адресу.

Данные обстоятельства опровергают довод ТУ Росимущеста в Курганской области о том, что договор арены № 125 от 01.01.2005 года расторгнут ИП Б. заключен новый договор № 308 от 01.12.2011 года с целью привести договор аренды в соответствие с изменениями характеристик объекта капитального строительства и с учетом проведенной технической инвентаризации.

Таким образом, на момент заключения договора арены № 308 между ТУ Росимущеста в Курганской области и ИП Б. отсутствовали договорные отношения по поводу аренды нежилых помещений площадью 109,9 кв.м., находящихся в здании гаража, расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Трактовая, д. 74 в, являющегося федеральной собственностью, а существовали договорные отношения по поводу аренды нежилых помещений площадью 75 кв.м. по вышеуказанному адресу.

В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Статья 432 ГК РФ предусматривает, что условия о предмете договора являются существенными условиями договора. Следовательно, в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.

Часть помещения может быть объектом аренды, а соответствующий договор признается заключенным, если позволяет точно определить объект аренды. Изменение площади объекта является изменением существенного условия договора.

При изменении существенных условий договора аренды (изменение площади) необходимо заключить новый договор в связи с тем, что у сторон возникают новые правоотношения, которые должны соответствовать обязательным для сторон правилам.

Предмет договора аренды от 01.01.2005 года не соответствует предмету договора аренды 01.12.2011 года и, соответственно, применение части 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции в данном случаи не допустимо, а заключение договора аренды нежилых помещений площадью 109,9 кв.м. может быть осуществлено в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006 года №135 -ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области нарушение части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключении с ИП Б. 01.12.2011 года договора № 308 аренды нежилых помещений №№ 1 (антресольный), 2-9 на поэтажном плане площадью 109,9 кв.м., находящиеся на 1 этаже здания гаража (РНФИ: В13460000650), расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Трактовая, д. 74 в, являющегося федеральной собственностью, без проведения процедуры торгов.

2. Выдать Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области предписание о прекращении нарушения Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем совершения действий, направленных на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов при получении права владения и (или) пользования вышеуказанным имуществом, находящимися в федеральной собственности.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области в трехмесячный срок с момента получения данного предписания прекратить нарушение части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции, выразившееся в заключении с ИП Б. 01.12.2011 года договора № 308 аренды нежилых помещений №№ 1 (антресольный), 2-9 на поэтажном плане площадью 109,9 кв.м., находящиеся на 1 этаже здания гаража (РНФИ: В13460000650), расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Трактовая, д. 74 в, являющегося федеральной собственностью, без проведения процедуры торгов

а именно:

совершить действия, направленные на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов при получении права владения и (или) пользования вышеуказанным имуществом, находящимися в федеральной собственности

Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области о выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня выдачи предписания.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 8400 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 179 в отношении ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8400 [type] => solution [language] => ru [created] => 1360828671 [changed] => 1368718662 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368718662 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения оглашена "30" января 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено "08" февраля 2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрела дело № 179 по признакам нарушения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с планом контрольных мероприятий аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе проведена проверка деятельности территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области по вопросам реализации полномочий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом.

В ходе проведения проверки установлены признаки нарушения Закона о защите конкуренции при заключении договора аренды федерального имущества с индивидуальным предпринимателям Б.

На основании вышеизложенного из аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе в Курганское УФАС России направлена копия договора от 01.12.2011 года № 308 арены федерального имущества, заключенного между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области (далее ТУ Росимущеста в Курганской области) и ИП Б.

Приказом руководителя Курганского УФАС России от 09.11.2012 года № 231 возбуждено дело в отношении ТУ Росимущеста в Курганской области и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 01.12.2011 года между ТУ Росимущеста в Курганской области и ИП Б. заключен договор № 308 арены нежилого помещения №№ 1 (антресольный), 2-9 на поэтажном плане площадью 109,9 кв.м., находящиеся на 1 этаже здания гаража (РНФИ: В13460000650), расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Трактовая, д. 74 в, являющегося федеральной собственностью. Срок действия договора с 01.12.2011 по 01.07.2015 года.

Документов, подтверждающих законность заключения вышеуказанного договора ТУ Росимущесто в Курганской области (проведение торгов в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции) не представило.

Из письменных пояснений ТУ Росимущеста в Курганской области следует, что 01.01.2005 г. между ТУ Минимущества по Курганской области и ИП Б. заключен договор аренды № 125 нежилых помещений, общей площадью 75 кв.м., находящихся в здании гаража по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. 1-ая Трактовая, 74. Указанный договор заключен сроком на 11 месяцев и в связи отсутствием взаимных претензий пролонгирован на неопределенный срок на основании статьи 610 Гражданского кодекса РФ.

Принимая во внимание, что регистрация вещных прав и техническая инвентаризация в отношении переданного в аренду имущества не производилась, месторасположение нежилых помещений и их технические характеристики были определены визуально, без измерительных приборов, путем нанесения схематического чертежа, являющегося приложением к указанному договору, без присвоения номеров нежилых помещений, без указания количества нежилых помещений и т.д., стороны заключили договор по имеющимся приблизительным сведениям в отношении объекта недвижимости.

В ходе рассмотрения дела представитель ТУ Росимущеста в Курганской области пояснила, что к договору от 01.01.2005 года был приложен схематический чертеж, сделанный от руки. Идентифицировать, объекты передавалемые по данному договору аренды не представляется возможным.

Соглашением от 01.12.2011г. стороны расторгли договор аренды 01.01.2005 г. №125 по соглашению сторон.

В ходе рассмотрения дела представитель ТУ Росимущества в Курганской области пояснил, что договор аренды от 01.01.2005 года был расторгнут и заключен договор от 01.12.2011 года в связи с тем, что статьей 53 Закона о защите конкуренции предусмотрено заключение договора на новый срок, а не пролонгация существующего договора.

Из письменных пояснений ТУ Росимущеста в Курганской области следует, что Будалин О.В. является индивидуальным предпринимателем, относится к субъектам малого бизнеса, задолженность перед федеральным бюджетом по договору аренды от 01.01.2005 г. №125 у Б. отсутствовала, предыдущий договор аренды был заключен до 1 июля 2008 года.

По мнению ТУ Росимущеста в Курганской области при указанных обстоятельствах стороны вправе были заключить новый договор аренды на срок до 1 июля 2015 года без проведения торгов (на основании п. 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции).

01.12.2011г. Между ТУ Росимущества в Курганской области и ИП Будалиным О.В. заключен договор аренды № 308 нежилых помещений №№ 1-9, общей площадью 109,9 кв.м., находящихся в здании гаража по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. 1-ая Трактовая, 74 «в». Срок, на который заключен договор аренды 01.12.2011г. № 308 определен в соответствии с действующим законодательством - до 01.07.2015г.

Из письменных пояснений ТУ Росимущеста в Курганской области также следует, что на момент заключения указанного договора аренды ТУ Росимущества в Курганской области была подготовлена техническая документация на нежилые помещения, переданные ранее по договору аренды от 01.01.2005 г. №125. Согласно технической документации площадь нежилых помещений составила 109,9 кв.м., установлена нумерация нежилых помещений.

В ходе рассмотрения дела представитель ТУ Росимущеста в Курганской области пояснил, что в результате технической инвентаризации на экспликации отдельно вынесен антресольный этаж, в связи с этим площадь увеличилась.

По заявлению представителя ТУ Росимущеста в Курганской области техническая инвентаризация данного объекта проводилась в 2010 и 2011 годах.

В соответствии с определением об отложении рассмотрения дела № 179 от 27.11.2012 года ТУ Росимущества в Курганской области представило:

  • копию кадастрового паспорта от 06.08.2009 года на объект, расположенный по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Трактовая, д. 74 в;

  • копию технического паспорта на помещения в здании гаража № 2-9 от 15.09.2010 года.

  1. В ходе рассмотрения дела представитель ТУ Росимущеста в Курганской области пояснил, что в ТУ Росимущества в Курганской области разные отделы занимаются регистрацией прав на объекты недвижимости и заключением договоров аренды и безвозмездного пользования федеральным имуществом. Когда один отдел заказывает проведение технической инвентаризации, он не взаимодействует с отделом, ответственным за заключение договоров аренды и безвозмездного пользования федеральным имуществом. Все ранее заключенные договоры аренды и безвозмездного пользования федеральным имуществом постепенно приводятся в соответствие. Именно для того, чтобы привести договор аренды с ИП Б. в соответствие, ему было предложено расторгнуть существующий договор и заключить новый договор с учетом проведенной технической инвентаризации.

Из письменных пояснений ИП Б. следует, что по договору аренды 01.01.2005 г. № 125 и по договору аренды от 01.12.2011г. № 308 ИП Б. арендует одни и те же нежилые помещения в здании гаража, в том числе №№ 4-9 (склад, коридор, тамбур, компрессорная). Разница в общей площади арендуемых помещений, указанных в договорах аренды 2005 и 2011 годов, образовалась в связи с проведением технической инвентаризации объекта.

По мнению ИП Б. при заключении договоров аренды ТУ Росимущества в Курганской области не нарушило нормы действующего законодательства.

Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные доказательства по делу, заслушала доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 4.1 Положения о ТУ Росимущеста в Курганской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 года № 49, территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

01.12.2011 года между ТУ Росимущеста в Курганской области и ИП Б. заключен договор № 308 арены нежилых помещений №№ 1 (антрисольный), 2-9 на поэтажном плане площадью 109,9 кв.м., находящихся на 1 этаже здания гаража (РНФИ: В13460000650), расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Трактовая, д. 74 в, являющегося федеральной собственностью. Срок действия договора с 01.12.2011 по 01.07.2015 года.

Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Ранее 01.01.2005 года между ТУ Министерства имущественных отношений Российской Федерации и ИП Б. был заключен договор № 125 арены нежилого помещения площадью 75,0 кв.м., находящегося здании гаража по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. Трактовая, д. 74 в, являющегося федеральной собственностью. Срок действия договора с 01.01.2005 по 01.12.2005 года. При этом пункт 1.2 данного договора предусматривает возможность пролонгации данного договора на неопределенный срок.

Дополнительным соглашением №1 от 01.03.2007 года "О внесении изменений в договор № 125 от 01.02.2005 года на сдачу в аренду недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью" территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации заменено на территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Курганской области.

Соглашением от 01.12.2011 года о расторжение договора аренды № 125 от 01.01.2005 года с 01.12.2011 года договор аренды № 125 расторгнут. Актом приема-передачи от 01.12.2011 года вышеуказанное имущество было передано Арендодателю.

В соответствии с частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.

Таким образом, заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, заключенных до 1 июля 2008 года, производится при наличии действующего договора аренды.

Из письма Курганского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 06.12.2012 года № ф-45/2054 следует, что здание гаража по адресу: Курганская область, г. Курган, п. Увал, ул. Трактовая, 74в взято на технический учет 26.06.2009 года. Этим же числом датирован технический паспорт здания гаража, расположенного по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. Трактовая, 74в (инвентарный № 37:401:002:200727100, инвентарное дело № 8306).

Согласно письменным пояснениям Курганского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 14.01.2013 года № ф-45/040/2 техническая инвентаризация здания гаража, расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, п. Увал, ул. Трактовая, 74в в 2009 году была проведена на основании государственного контракта № 26 от 08.06.2009 года, заключенного между Курганским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и ТУ Росимущеста в Курганской области.

Пунктом 16 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 года № 921 (далее - Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) установлен перечень лиц, по запросам которых могут быть предоставлены сведения об объектах капитального строительства организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации:

а) собственника, владельца (балансодержателя) или их доверенных лиц (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности);

б) наследников по закону или по завещанию;

в) правоохранительных органов и судов (по находящимся в их производстве делам);

г) органов государственной власти и местного самоуправления (об объектах капитального строительства, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных образований);

д) налоговых органов (об объектах капитального строительства, расположенных на территории административно-территориальных образований, находящихся в сфере их ведения);

е) органов государственной статистики (сведения, включенные в формы федерального государственного статистического наблюдения);

ж) учреждений юстиции, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

з) иных лиц и органов, определенных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, еще в 2009 году были уточнены площади помещений, переданных территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации индивидуальному предпринимателю Б. по договору от 01.01.2005 года. Данный факт был известен ТУ Росимущеста в Курганской области, так как именно по его запросу была проведена техническая инвентаризация вышеуказанного федерального имущества.

В соответствии с адресной справкой МУ Административно-техническая инспекция г. Кургана от 28.07.2009г. зданию гаража присвоен адрес: г.Курган, п.Увал, ул.Трактовая, № 74 «в», ранее объект значился по адресу: г.Курган, п.Увал, ул.Трактовая, № 74.

15.09.2010 года ГУП Курганской области "Кургантехинвентаризация" проведена техническая инвентаризация помещений в здании гаража № 2-9, расположенном по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. Трактовая, 74в (инвентарный № 4066).

16.12.2011 года Курганским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" проведена техническая инвентаризация здания гаража, расположенного по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. Трактовая, 74в (инвентарный № 37:401:002:200727100).

Вышеуказанные обстоятельства противоречат заявлению ТУ Росимущеста в Курганской области о том, что техническая инвентаризация здания гаража, расположенного по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. Трактовая, 74в проводилась только в 2010 и 2011 годах.

Данные технической инвентаризации здания гаража, расположенного по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. Трактовая, 74в (по помещениям 2-9) по состоянию на 16.12.2011 года не совпадают с данными технической инвентаризации вышеуказанных помещений по состоянию на 15.09.2010 года.

Право собственности Российской Федерации на нежилые помещения гаража №№ 1 (антрисольный), 2-9 на поэтажном плане площадью 109,9 кв.м., находящиеся на 1 этаже здания гаража (РНФИ: В13460000650), расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Трактовая, д. 74в зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области 24.01.2012г. (свидетельство о государственной регистрации права 45 АА 353893, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 22.12.2012 года № 45-0-1-67/4045/2012-16842).

Согласно подпункту "г" пункта 2 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, одной из задач государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства является информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с пунктами 9 и 11 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства по результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляется государственный технический учет в связи с изменением данных характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте. На основе сведений, полученных в результате технической инвентаризации, формируется и ведется в установленном порядке Единый государственный реестр.

Согласно последней технической инвентаризации здания гаража, расположенного по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. Трактовая, 74в, проведенной 16.12.2011 года, общая площадь помещений 2-9 составляет 100,9 кв.м. (информация о наличии антресольного этажа отсутствует). Право собственности на нежилые помещения гаража №№ 1 (антрисольный), 2-9, расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Трактовая, д. 74в, зарегистрировано не по данным последней технической инвентаризации.

Договор арены № 308 от 01.12.2011 года между ТУ Росимущеста в Курганской области и ИП Б. заключен до проведении технической инвентаризации 16.12.2011 года по данным технической инвентаризации 15.09.2010 года. Следовательно, с 15.09.2010 года по 01.12.2011 года между ТУ Росимущеста в Курганской области и ИП Б. продолжали действовать договорные отношения по поводу аренды нежилых помещений площадью 75 кв.м., находящихся в здании гаража, расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Трактовая, д. 74 в, в то время как были уточнены характеристики объекта капитального строительства по вышеуказанному адресу.

Данные обстоятельства опровергают довод ТУ Росимущеста в Курганской области о том, что договор арены № 125 от 01.01.2005 года расторгнут ИП Б. заключен новый договор № 308 от 01.12.2011 года с целью привести договор аренды в соответствие с изменениями характеристик объекта капитального строительства и с учетом проведенной технической инвентаризации.

Таким образом, на момент заключения договора арены № 308 между ТУ Росимущеста в Курганской области и ИП Б. отсутствовали договорные отношения по поводу аренды нежилых помещений площадью 109,9 кв.м., находящихся в здании гаража, расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Трактовая, д. 74 в, являющегося федеральной собственностью, а существовали договорные отношения по поводу аренды нежилых помещений площадью 75 кв.м. по вышеуказанному адресу.

В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Статья 432 ГК РФ предусматривает, что условия о предмете договора являются существенными условиями договора. Следовательно, в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.

Часть помещения может быть объектом аренды, а соответствующий договор признается заключенным, если позволяет точно определить объект аренды. Изменение площади объекта является изменением существенного условия договора.

При изменении существенных условий договора аренды (изменение площади) необходимо заключить новый договор в связи с тем, что у сторон возникают новые правоотношения, которые должны соответствовать обязательным для сторон правилам.

Предмет договора аренды от 01.01.2005 года не соответствует предмету договора аренды 01.12.2011 года и, соответственно, применение части 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции в данном случаи не допустимо, а заключение договора аренды нежилых помещений площадью 109,9 кв.м. может быть осуществлено в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006 года №135 -ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области нарушение части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключении с ИП Б. 01.12.2011 года договора № 308 аренды нежилых помещений №№ 1 (антресольный), 2-9 на поэтажном плане площадью 109,9 кв.м., находящиеся на 1 этаже здания гаража (РНФИ: В13460000650), расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Трактовая, д. 74 в, являющегося федеральной собственностью, без проведения процедуры торгов.

2. Выдать Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области предписание о прекращении нарушения Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем совершения действий, направленных на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов при получении права владения и (или) пользования вышеуказанным имуществом, находящимися в федеральной собственности.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области в трехмесячный срок с момента получения данного предписания прекратить нарушение части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции, выразившееся в заключении с ИП Б. 01.12.2011 года договора № 308 аренды нежилых помещений №№ 1 (антресольный), 2-9 на поэтажном плане площадью 109,9 кв.м., находящиеся на 1 этаже здания гаража (РНФИ: В13460000650), расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Трактовая, д. 74 в, являющегося федеральной собственностью, без проведения процедуры торгов

а именно:

совершить действия, направленные на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов при получении права владения и (или) пользования вышеуказанным имуществом, находящимися в федеральной собственности

Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области о выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня выдачи предписания.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения оглашена "30" января 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено "08" февраля 2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрела дело № 179 по признакам нарушения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с планом контрольных мероприятий аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе проведена проверка деятельности территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области по вопросам реализации полномочий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом.

В ходе проведения проверки установлены признаки нарушения Закона о защите конкуренции при заключении договора аренды федерального имущества с индивидуальным предпринимателям Б.

На основании вышеизложенного из аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе в Курганское УФАС России направлена копия договора от 01.12.2011 года № 308 арены федерального имущества, заключенного между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области (далее ТУ Росимущеста в Курганской области) и ИП Б.

Приказом руководителя Курганского УФАС России от 09.11.2012 года № 231 возбуждено дело в отношении ТУ Росимущеста в Курганской области и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 01.12.2011 года между ТУ Росимущеста в Курганской области и ИП Б. заключен договор № 308 арены нежилого помещения №№ 1 (антресольный), 2-9 на поэтажном плане площадью 109,9 кв.м., находящиеся на 1 этаже здания гаража (РНФИ: В13460000650), расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Трактовая, д. 74 в, являющегося федеральной собственностью. Срок действия договора с 01.12.2011 по 01.07.2015 года.

Документов, подтверждающих законность заключения вышеуказанного договора ТУ Росимущесто в Курганской области (проведение торгов в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции) не представило.

Из письменных пояснений ТУ Росимущеста в Курганской области следует, что 01.01.2005 г. между ТУ Минимущества по Курганской области и ИП Б. заключен договор аренды № 125 нежилых помещений, общей площадью 75 кв.м., находящихся в здании гаража по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. 1-ая Трактовая, 74. Указанный договор заключен сроком на 11 месяцев и в связи отсутствием взаимных претензий пролонгирован на неопределенный срок на основании статьи 610 Гражданского кодекса РФ.

Принимая во внимание, что регистрация вещных прав и техническая инвентаризация в отношении переданного в аренду имущества не производилась, месторасположение нежилых помещений и их технические характеристики были определены визуально, без измерительных приборов, путем нанесения схематического чертежа, являющегося приложением к указанному договору, без присвоения номеров нежилых помещений, без указания количества нежилых помещений и т.д., стороны заключили договор по имеющимся приблизительным сведениям в отношении объекта недвижимости.

В ходе рассмотрения дела представитель ТУ Росимущеста в Курганской области пояснила, что к договору от 01.01.2005 года был приложен схематический чертеж, сделанный от руки. Идентифицировать, объекты передавалемые по данному договору аренды не представляется возможным.

Соглашением от 01.12.2011г. стороны расторгли договор аренды 01.01.2005 г. №125 по соглашению сторон.

В ходе рассмотрения дела представитель ТУ Росимущества в Курганской области пояснил, что договор аренды от 01.01.2005 года был расторгнут и заключен договор от 01.12.2011 года в связи с тем, что статьей 53 Закона о защите конкуренции предусмотрено заключение договора на новый срок, а не пролонгация существующего договора.

Из письменных пояснений ТУ Росимущеста в Курганской области следует, что Будалин О.В. является индивидуальным предпринимателем, относится к субъектам малого бизнеса, задолженность перед федеральным бюджетом по договору аренды от 01.01.2005 г. №125 у Б. отсутствовала, предыдущий договор аренды был заключен до 1 июля 2008 года.

По мнению ТУ Росимущеста в Курганской области при указанных обстоятельствах стороны вправе были заключить новый договор аренды на срок до 1 июля 2015 года без проведения торгов (на основании п. 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции).

01.12.2011г. Между ТУ Росимущества в Курганской области и ИП Будалиным О.В. заключен договор аренды № 308 нежилых помещений №№ 1-9, общей площадью 109,9 кв.м., находящихся в здании гаража по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. 1-ая Трактовая, 74 «в». Срок, на который заключен договор аренды 01.12.2011г. № 308 определен в соответствии с действующим законодательством - до 01.07.2015г.

Из письменных пояснений ТУ Росимущеста в Курганской области также следует, что на момент заключения указанного договора аренды ТУ Росимущества в Курганской области была подготовлена техническая документация на нежилые помещения, переданные ранее по договору аренды от 01.01.2005 г. №125. Согласно технической документации площадь нежилых помещений составила 109,9 кв.м., установлена нумерация нежилых помещений.

В ходе рассмотрения дела представитель ТУ Росимущеста в Курганской области пояснил, что в результате технической инвентаризации на экспликации отдельно вынесен антресольный этаж, в связи с этим площадь увеличилась.

По заявлению представителя ТУ Росимущеста в Курганской области техническая инвентаризация данного объекта проводилась в 2010 и 2011 годах.

В соответствии с определением об отложении рассмотрения дела № 179 от 27.11.2012 года ТУ Росимущества в Курганской области представило:

  • копию кадастрового паспорта от 06.08.2009 года на объект, расположенный по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Трактовая, д. 74 в;

  • копию технического паспорта на помещения в здании гаража № 2-9 от 15.09.2010 года.

  1. В ходе рассмотрения дела представитель ТУ Росимущеста в Курганской области пояснил, что в ТУ Росимущества в Курганской области разные отделы занимаются регистрацией прав на объекты недвижимости и заключением договоров аренды и безвозмездного пользования федеральным имуществом. Когда один отдел заказывает проведение технической инвентаризации, он не взаимодействует с отделом, ответственным за заключение договоров аренды и безвозмездного пользования федеральным имуществом. Все ранее заключенные договоры аренды и безвозмездного пользования федеральным имуществом постепенно приводятся в соответствие. Именно для того, чтобы привести договор аренды с ИП Б. в соответствие, ему было предложено расторгнуть существующий договор и заключить новый договор с учетом проведенной технической инвентаризации.

Из письменных пояснений ИП Б. следует, что по договору аренды 01.01.2005 г. № 125 и по договору аренды от 01.12.2011г. № 308 ИП Б. арендует одни и те же нежилые помещения в здании гаража, в том числе №№ 4-9 (склад, коридор, тамбур, компрессорная). Разница в общей площади арендуемых помещений, указанных в договорах аренды 2005 и 2011 годов, образовалась в связи с проведением технической инвентаризации объекта.

По мнению ИП Б. при заключении договоров аренды ТУ Росимущества в Курганской области не нарушило нормы действующего законодательства.

Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные доказательства по делу, заслушала доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 4.1 Положения о ТУ Росимущеста в Курганской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 года № 49, территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

01.12.2011 года между ТУ Росимущеста в Курганской области и ИП Б. заключен договор № 308 арены нежилых помещений №№ 1 (антрисольный), 2-9 на поэтажном плане площадью 109,9 кв.м., находящихся на 1 этаже здания гаража (РНФИ: В13460000650), расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Трактовая, д. 74 в, являющегося федеральной собственностью. Срок действия договора с 01.12.2011 по 01.07.2015 года.

Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Ранее 01.01.2005 года между ТУ Министерства имущественных отношений Российской Федерации и ИП Б. был заключен договор № 125 арены нежилого помещения площадью 75,0 кв.м., находящегося здании гаража по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. Трактовая, д. 74 в, являющегося федеральной собственностью. Срок действия договора с 01.01.2005 по 01.12.2005 года. При этом пункт 1.2 данного договора предусматривает возможность пролонгации данного договора на неопределенный срок.

Дополнительным соглашением №1 от 01.03.2007 года "О внесении изменений в договор № 125 от 01.02.2005 года на сдачу в аренду недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью" территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации заменено на территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Курганской области.

Соглашением от 01.12.2011 года о расторжение договора аренды № 125 от 01.01.2005 года с 01.12.2011 года договор аренды № 125 расторгнут. Актом приема-передачи от 01.12.2011 года вышеуказанное имущество было передано Арендодателю.

В соответствии с частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.

Таким образом, заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, заключенных до 1 июля 2008 года, производится при наличии действующего договора аренды.

Из письма Курганского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 06.12.2012 года № ф-45/2054 следует, что здание гаража по адресу: Курганская область, г. Курган, п. Увал, ул. Трактовая, 74в взято на технический учет 26.06.2009 года. Этим же числом датирован технический паспорт здания гаража, расположенного по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. Трактовая, 74в (инвентарный № 37:401:002:200727100, инвентарное дело № 8306).

Согласно письменным пояснениям Курганского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 14.01.2013 года № ф-45/040/2 техническая инвентаризация здания гаража, расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, п. Увал, ул. Трактовая, 74в в 2009 году была проведена на основании государственного контракта № 26 от 08.06.2009 года, заключенного между Курганским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и ТУ Росимущеста в Курганской области.

Пунктом 16 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 года № 921 (далее - Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) установлен перечень лиц, по запросам которых могут быть предоставлены сведения об объектах капитального строительства организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации:

а) собственника, владельца (балансодержателя) или их доверенных лиц (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности);

б) наследников по закону или по завещанию;

в) правоохранительных органов и судов (по находящимся в их производстве делам);

г) органов государственной власти и местного самоуправления (об объектах капитального строительства, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных образований);

д) налоговых органов (об объектах капитального строительства, расположенных на территории административно-территориальных образований, находящихся в сфере их ведения);

е) органов государственной статистики (сведения, включенные в формы федерального государственного статистического наблюдения);

ж) учреждений юстиции, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

з) иных лиц и органов, определенных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, еще в 2009 году были уточнены площади помещений, переданных территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации индивидуальному предпринимателю Б. по договору от 01.01.2005 года. Данный факт был известен ТУ Росимущеста в Курганской области, так как именно по его запросу была проведена техническая инвентаризация вышеуказанного федерального имущества.

В соответствии с адресной справкой МУ Административно-техническая инспекция г. Кургана от 28.07.2009г. зданию гаража присвоен адрес: г.Курган, п.Увал, ул.Трактовая, № 74 «в», ранее объект значился по адресу: г.Курган, п.Увал, ул.Трактовая, № 74.

15.09.2010 года ГУП Курганской области "Кургантехинвентаризация" проведена техническая инвентаризация помещений в здании гаража № 2-9, расположенном по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. Трактовая, 74в (инвентарный № 4066).

16.12.2011 года Курганским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" проведена техническая инвентаризация здания гаража, расположенного по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. Трактовая, 74в (инвентарный № 37:401:002:200727100).

Вышеуказанные обстоятельства противоречат заявлению ТУ Росимущеста в Курганской области о том, что техническая инвентаризация здания гаража, расположенного по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. Трактовая, 74в проводилась только в 2010 и 2011 годах.

Данные технической инвентаризации здания гаража, расположенного по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. Трактовая, 74в (по помещениям 2-9) по состоянию на 16.12.2011 года не совпадают с данными технической инвентаризации вышеуказанных помещений по состоянию на 15.09.2010 года.

Право собственности Российской Федерации на нежилые помещения гаража №№ 1 (антрисольный), 2-9 на поэтажном плане площадью 109,9 кв.м., находящиеся на 1 этаже здания гаража (РНФИ: В13460000650), расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Трактовая, д. 74в зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области 24.01.2012г. (свидетельство о государственной регистрации права 45 АА 353893, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 22.12.2012 года № 45-0-1-67/4045/2012-16842).

Согласно подпункту "г" пункта 2 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, одной из задач государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства является информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с пунктами 9 и 11 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства по результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляется государственный технический учет в связи с изменением данных характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте. На основе сведений, полученных в результате технической инвентаризации, формируется и ведется в установленном порядке Единый государственный реестр.

Согласно последней технической инвентаризации здания гаража, расположенного по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. Трактовая, 74в, проведенной 16.12.2011 года, общая площадь помещений 2-9 составляет 100,9 кв.м. (информация о наличии антресольного этажа отсутствует). Право собственности на нежилые помещения гаража №№ 1 (антрисольный), 2-9, расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Трактовая, д. 74в, зарегистрировано не по данным последней технической инвентаризации.

Договор арены № 308 от 01.12.2011 года между ТУ Росимущеста в Курганской области и ИП Б. заключен до проведении технической инвентаризации 16.12.2011 года по данным технической инвентаризации 15.09.2010 года. Следовательно, с 15.09.2010 года по 01.12.2011 года между ТУ Росимущеста в Курганской области и ИП Б. продолжали действовать договорные отношения по поводу аренды нежилых помещений площадью 75 кв.м., находящихся в здании гаража, расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Трактовая, д. 74 в, в то время как были уточнены характеристики объекта капитального строительства по вышеуказанному адресу.

Данные обстоятельства опровергают довод ТУ Росимущеста в Курганской области о том, что договор арены № 125 от 01.01.2005 года расторгнут ИП Б. заключен новый договор № 308 от 01.12.2011 года с целью привести договор аренды в соответствие с изменениями характеристик объекта капитального строительства и с учетом проведенной технической инвентаризации.

Таким образом, на момент заключения договора арены № 308 между ТУ Росимущеста в Курганской области и ИП Б. отсутствовали договорные отношения по поводу аренды нежилых помещений площадью 109,9 кв.м., находящихся в здании гаража, расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Трактовая, д. 74 в, являющегося федеральной собственностью, а существовали договорные отношения по поводу аренды нежилых помещений площадью 75 кв.м. по вышеуказанному адресу.

В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Статья 432 ГК РФ предусматривает, что условия о предмете договора являются существенными условиями договора. Следовательно, в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.

Часть помещения может быть объектом аренды, а соответствующий договор признается заключенным, если позволяет точно определить объект аренды. Изменение площади объекта является изменением существенного условия договора.

При изменении существенных условий договора аренды (изменение площади) необходимо заключить новый договор в связи с тем, что у сторон возникают новые правоотношения, которые должны соответствовать обязательным для сторон правилам.

Предмет договора аренды от 01.01.2005 года не соответствует предмету договора аренды 01.12.2011 года и, соответственно, применение части 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции в данном случаи не допустимо, а заключение договора аренды нежилых помещений площадью 109,9 кв.м. может быть осуществлено в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006 года №135 -ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области нарушение части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключении с ИП Б. 01.12.2011 года договора № 308 аренды нежилых помещений №№ 1 (антресольный), 2-9 на поэтажном плане площадью 109,9 кв.м., находящиеся на 1 этаже здания гаража (РНФИ: В13460000650), расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Трактовая, д. 74 в, являющегося федеральной собственностью, без проведения процедуры торгов.

2. Выдать Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области предписание о прекращении нарушения Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем совершения действий, направленных на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов при получении права владения и (или) пользования вышеуказанным имуществом, находящимися в федеральной собственности.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области в трехмесячный срок с момента получения данного предписания прекратить нарушение части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции, выразившееся в заключении с ИП Б. 01.12.2011 года договора № 308 аренды нежилых помещений №№ 1 (антресольный), 2-9 на поэтажном плане площадью 109,9 кв.м., находящиеся на 1 этаже здания гаража (РНФИ: В13460000650), расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Трактовая, д. 74 в, являющегося федеральной собственностью, без проведения процедуры торгов

а именно:

совершить действия, направленные на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов при получении права владения и (или) пользования вышеуказанным имуществом, находящимися в федеральной собственности

Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области о выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня выдачи предписания.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 185 [format] => [safe_value] => 185 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-02-11 07:44:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-02-08 07:44:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1360828671 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Курганское УФАС России )