Решение и предписание по жалобе ООО "Энергия-М"

Номер дела: 76/7-13
Дата публикации: 18 июня 2013, 06:00

                                                                                                                       г. Курган
Резолютивная часть решения оглашена «10» июня  2013 г.
В полном объеме решение изготовлено «14 » июня 2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров на территории Курганской области, рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального  закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту — Закона о защите конкуренции)  жалобу ООО «Энергия-М»
Установила:
В Курганское УФАС России поступила жалоба ООО «Энергия-М» (вх. № 2887  от 03.06.2013 г.) на действия Заказчика – ОГУП «Курорты Зауралья»  при проведении  закупки у единственного поставщика «Общестроительные работы на объекте (устройство полов из керамогранита, электромонтажные работы): Здание курортной столовой на 388 мест со зрительным залом  (обеденный зал) санаторий «Сосновая роща».
На доводах, изложенных в жалобе,  представитель заявителя настаивал, и пояснил следующее.
31.05.2013 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц ОГУП «Курорты Зауралья» разместило извещение  № 31300345828 о проведении закупки у единственного поставщика:
Предмет закупки: «Общестроительные работы на объекте (устройство полов из керамогранита, электромонтажные работы): Здание курортной столовой на 388 мест со зрительным залом  (обеденный зал) санаторий «Сосновая роща».
Адрес поставки товара, выполнения работ, оказания услуг:  Курганская область, Звериноголовский р-н пос. Искра.
Начальная (максимальная) цена договора: 1 859 315 руб.
К указанному извещению были приложены проект договора подряда и локальный сметный расчет.
Заявитель считает классификацию данной закупки у единственного поставщика неверной, так как согласно п. 1-3  ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг  отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) для указанного вида закупок заказчик обязан составить перечень оснований для закупки у единственного поставщика в положении о закупках. Указанный перечень в составе положения о закупках должен быть размещен на официальном сайте в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг zakupki.gov.ru. Однако, на данный момент ОГУП «Курорты Зауралья» требование Закона № 223-ФЗ не выполнило, из чего следует, что указанная классификация закупки является неверной. Действие ОГУП «Курорты Зауралья»  является прямым нарушением п. 2 ст. 3  Закона № 223-ФЗ.
Представители ОГУП «Курорты Зауралья» считают жалобу  ООО «Энергия-М» необоснованной по следующим основаниям.
П. 7.9. Положения о закупке товаров, работ, услуг Областным государственным унитарным предприятием «Курорты Зауралья» (далее по тексту - Положение о закупке) предусмотрена прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя), при которой договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений.
Пп. 1 п. 7.9.2. Положения о закупке установлено, что прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае, если стоимость закупаемой Заказчиком продукции (работ, услуг) не превышает   2 000 000 (два миллиона) рублей.
На официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов (zakupki.gov.ru)  31.05.2013 г. ОГУП «Курорты Зауралья» размещено извещение №  31300345828 о проведении  закупки у единственного поставщика «Общестроительные работы на объекте (устройство полов из керамогранита, электромонтажные работы): Здание курортной столовой на 388 мест со зрительным залом  (обеденный зал) санаторий «Сосновая роща».
Начальная (максимальная) цена договора установлена 1 859 315 руб., следовательно,  данная закупка не противоречит Положению о закупке и  не  является  нарушением  Закона № 223-ФЗ.

Комиссия, исследовав письменные материалы дела, пояснения сторон, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 2 Закона № 223-ФЗ данный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг  государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Деятельность ОГУП "Курорты Зауралья" подпадает под действие Закона №223-ФЗ.
Статьей 2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Во исполнение требования Закона № 223-ФЗ ОГУП "Курорты Зауралья" утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг Областным государственным унитарным предприятием "Курорты Зауралья" (далее по тексту - Положение) и размещено на сайте zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Положение вступило в силу 28.03.2012 г. 24.01.2013 г. в указанное положение внесены изменения в части изменения способов закупки.
В редакции от 24.01.2013г. п.4.1. Положения предусмотрено, что приобретение продукции осуществляется Заказчиком следующими способами:
1) конкурс;
2) аукцион;
3) запрос предложений;
4) конкурентные переговоры;
5) запрос котировок;
6) прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя).
Согласно п.4.2. Положения Приоритетными способами закупки являются открытый конкурс и открытый аукцион, которые применяются при закупках любой продукции без ограничения суммы закупки. Иные способы закупки применяются в случаях и при соблюдении условий, предусмотренных данным Положением.
В соответствии с пунктом 7.9.1 Положения в зависимости от инициативной стороны прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) может осуществляться путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику (подрядчику, исполнителю), либо принятия предложения о заключении договора от одного поставщика (подрядчика, исполнителя) без рассмотрения конкурирующих предложений. При этом, подпунктом 1 пункта 7.9.2. Положения предусмотрено, что прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае, если стоимость закупаемой Заказчиком продукции (работ, услуг) не превышает   2 000 000 (два миллиона) рублей.
Согласно информации, размещенной на сайте zakupki.gov.ru, ОГУП "Курорты Зауралья" в период с 24.01.2013 г. по 31.05.2013 г. размещено 15 заказов у единственного поставщика, проведено 5 запросов предложений, иных процедур по закупкам не проводилось.
Таким образом, определив, что закупка у единственного поставщика размещается при размере суммы до 2 млн.руб. ОГУП "Курорты Зауралья" создало условие, способствующее уходу от конкурентных процедур.
С таким условием Положения нельзя согласиться исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 указанной статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Изложенные выше принципы правового регулирования закупки товаров, работ, услуг - это основополагающие начала, руководящие требования к деятельности всех субъектов (участников) процесса закупки, прежде всего заказчика.
В соответствии с принципом равноправия заказчик обязан обеспечить равные возможности для всех участников закупки (равное право на доступ к информации, равные условия участия в закупке и т.д.), а также равное отношение к ним на всех стадиях процедуры закупки, избирательный подход к тем или иным участникам закупки недопустим.
Принцип справедливости по отношению к участникам закупки, закрепленный в ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, предполагает требование обеспечивать, с одной стороны, равенство всех участников закупки как субъектов права, а с другой - требование разумной и обоснованной их дифференциации. Справедливость как беспристрастное отношение особо проявляет себя в отношениях, возникающих в связи с определением победителя закупки.
Принцип "отсутствие дискриминации по отношению к участникам закупки" раскрывается через содержащуюся в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (п. 8 ст. 4) легальную дефиницию "дискриминационных условий", под которыми понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Требование экономически эффективного расходования денежных средств предполагает, что при приобретении товаров, работ, услуг заказчик должен минимизировать свои издержки. Основным критерием экономической эффективности выступает цена договора, как начальная максимальная, так и итоговая, определенная по результатам закупки, а также порядок ее формирования. По установлению таких критериев эффективности при оценке экономической эффективности расходования денежных средств заказчики могут ориентироваться на содержание принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, закрепленного в ст. 34 БК РФ, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Ключевым в содержании принципа отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки является понятие "неизмеряемые требования". В п. 9 ст. 3 Межправительственного соглашения Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 9 декабря 2010 г. "О государственных (муниципальных) закупках", ратифицированного Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 176-ФЗ "О ратификации Соглашения о государственных (муниципальных) закупках", установлен запрет на включение в национальное законодательство государств - участников Соглашения, в условия закупок любых неизмеряемых количественно и (или) неадминистрируемых требований к поставщикам и потенциальным поставщикам, а также запрет на произвольный допуск потенциальных поставщиков к закупкам.
Включение ОГУП "Курорты Зауралья" в Положение условия о закупке у единственного поставщика при сумме закупке свыше 2 млн.руб. нарушает все выше перечисленные принципы, предусмотренные ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ.
Кроме того помимо принципов, установлены базовые требования к содержанию положения о закупках. Так, в положении должны быть в обязательном порядке предусмотрены такие способы размещения заказа, как конкурс и аукцион (п. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Преимущественными способами закупок являются открытые торги в форме конкурса или аукциона.
Включение ОГУП "Курорты Зауралья" в Положение условия о закупке у единственного поставщика при сумме закупке свыше 2 млн.руб. исключило возможность применения конкурсов и аукционов как преимущественных способов закупки.
Изложенное выше свидетельствует о том, что данное условие препятствует достижению целей, предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, а именно: эффективному использованию денежных средств, расширению возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулированию такого участия, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений.
Таким образом, вместо проведения конкурентных процедур ОГУП "Курорты Зауралья" произвело закупки у единственного поставщика, ограничив доступ потенциальных поставщиков к закупкам и предоставив преимущества лицам, у которых закупка была размещена. Данное обстоятельство свидетельствует о направленности действий  ОГУП "Курорты Зауралья" по включению в Положение условия о закупке у единственного поставщика на ограничение конкуренции при проведении закупок.
31.05.2013 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов (zakupki.gov.ru)  31.05.2013 г. ОГУП «Курорты Зауралья» ОГУП «Курорты Зауралья» размещено извещение №  31300345828 о проведении  закупки у единственного поставщика «Общестроительные работы на объекте (устройство полов из керамогранита, электромонтажные работы): Здание курортной столовой на 388 мест со зрительным залом  (обеденный зал) санаторий «Сосновая роща».
Начальная (максимальная) цена договора установлена 1 859 315 руб.
На официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов (zakupki.gov.ru)  ОГУП «Курорты Зауралья» размещено Положение о  закупке товаров, работ, услуг, с внесенными изменениями (последняя редакция от 11.03.2013 г.).
П. 7.9. Положение о закупке предусмотрена прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя), при которой договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений.
Пп. 1 п. 7.9.2. Положения о закупке установлено, что прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае, если стоимость закупаемой Заказчиком продукции (работ, услуг) не превышает   2 000 000 (два миллиона) рублей.
Как видно из размещенных закупок у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя ОГУП «Курорты Зауралья» установлены следующие начальные цены договоров: 195 172,00 р., 363 500 р., 309 012,00 р., 257 817, 00 р., а также в закупках у единственного поставщика  начальная (максимальная) цена договора  состоит из цены отдельных партий товара, поставленных Поставщиком и принятых Заказчиком на основании Заявки Заказчика.
Следовательно, условие, установленное пп. 1 п. 7.9.2. Положения о закупке не соответствует ст. 3 Закона № 223-ФЗ, поскольку отсутствуют:  равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; кроме того,  данным условием ограничивается допуск к участию в закупке потенциальным участникам.
Доказательств, обосновывающих необходимость установления данного условия в Положении о закупке, ОГУП «Курорты Зауралья» не предоставлено. Кроме того, по   фактически проведенным  закупкам у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя начальная (максимальная) цена договора в 2 000 000 р. отсутствует. Следовательно, установление условия в 2 000 000 р. для проведения  закупки у единственного поставщика заказчиком необоснованно и приводит к ограничению конкуренции и нарушению части 1 статьи 17 Федерального  закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которой установлен
запрет на осуществление действий при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Руководствуясь частью 1 статьи 17, статьей 18.1, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, п.п. 2,5 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135 - ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия
Решила:

1.  Жалобу   ООО «Энергия-М» признать необоснованной.
2. Признать в действиях ОГУП «Курорты Зауралья» нарушение ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении пп. 1 п. 7.9.2. Положения о закупке условия, приводящего к ограничению конкуренции.
3. Выдать ОГУП «Курорты Зауралья» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 -ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 14. 06. 2013 г. по делу № 76/7-13
Предписывает:
1 . ОГУП «Курорты Зауралья»  (ул. Советская,75, г. Курган, 640000) в срок до 28.06.2013 года  прекратить нарушение ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в  установлении пп. 1 п. 7.9.2. Положения о закупке условия, приводящего к ограничению конкуренции,  а именно: внести изменения в пп. 1 п. 7.9.2. Положения о закупке в части определения суммы закупки у единственного поставщика исходя из целей и принципов Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг  отдельными видами юридических лиц».
2. ОГУП «Курорты Зауралья» о выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

stdClass Object ( [vid] => 8806 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по жалобе ООО "Энергия-М" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8806 [type] => solution [language] => ru [created] => 1371526132 [changed] => 1371526132 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1371526132 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

                                                                                                                       г. Курган
Резолютивная часть решения оглашена «10» июня  2013 г.
В полном объеме решение изготовлено «14 » июня 2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров на территории Курганской области, рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального  закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту — Закона о защите конкуренции)  жалобу ООО «Энергия-М»
Установила:
В Курганское УФАС России поступила жалоба ООО «Энергия-М» (вх. № 2887  от 03.06.2013 г.) на действия Заказчика – ОГУП «Курорты Зауралья»  при проведении  закупки у единственного поставщика «Общестроительные работы на объекте (устройство полов из керамогранита, электромонтажные работы): Здание курортной столовой на 388 мест со зрительным залом  (обеденный зал) санаторий «Сосновая роща».
На доводах, изложенных в жалобе,  представитель заявителя настаивал, и пояснил следующее.
31.05.2013 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц ОГУП «Курорты Зауралья» разместило извещение  № 31300345828 о проведении закупки у единственного поставщика:
Предмет закупки: «Общестроительные работы на объекте (устройство полов из керамогранита, электромонтажные работы): Здание курортной столовой на 388 мест со зрительным залом  (обеденный зал) санаторий «Сосновая роща».
Адрес поставки товара, выполнения работ, оказания услуг:  Курганская область, Звериноголовский р-н пос. Искра.
Начальная (максимальная) цена договора: 1 859 315 руб.
К указанному извещению были приложены проект договора подряда и локальный сметный расчет.
Заявитель считает классификацию данной закупки у единственного поставщика неверной, так как согласно п. 1-3  ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг  отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) для указанного вида закупок заказчик обязан составить перечень оснований для закупки у единственного поставщика в положении о закупках. Указанный перечень в составе положения о закупках должен быть размещен на официальном сайте в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг zakupki.gov.ru. Однако, на данный момент ОГУП «Курорты Зауралья» требование Закона № 223-ФЗ не выполнило, из чего следует, что указанная классификация закупки является неверной. Действие ОГУП «Курорты Зауралья»  является прямым нарушением п. 2 ст. 3  Закона № 223-ФЗ.
Представители ОГУП «Курорты Зауралья» считают жалобу  ООО «Энергия-М» необоснованной по следующим основаниям.
П. 7.9. Положения о закупке товаров, работ, услуг Областным государственным унитарным предприятием «Курорты Зауралья» (далее по тексту - Положение о закупке) предусмотрена прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя), при которой договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений.
Пп. 1 п. 7.9.2. Положения о закупке установлено, что прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае, если стоимость закупаемой Заказчиком продукции (работ, услуг) не превышает   2 000 000 (два миллиона) рублей.
На официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов (zakupki.gov.ru)  31.05.2013 г. ОГУП «Курорты Зауралья» размещено извещение №  31300345828 о проведении  закупки у единственного поставщика «Общестроительные работы на объекте (устройство полов из керамогранита, электромонтажные работы): Здание курортной столовой на 388 мест со зрительным залом  (обеденный зал) санаторий «Сосновая роща».
Начальная (максимальная) цена договора установлена 1 859 315 руб., следовательно,  данная закупка не противоречит Положению о закупке и  не  является  нарушением  Закона № 223-ФЗ.

Комиссия, исследовав письменные материалы дела, пояснения сторон, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 2 Закона № 223-ФЗ данный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг  государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Деятельность ОГУП "Курорты Зауралья" подпадает под действие Закона №223-ФЗ.
Статьей 2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Во исполнение требования Закона № 223-ФЗ ОГУП "Курорты Зауралья" утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг Областным государственным унитарным предприятием "Курорты Зауралья" (далее по тексту - Положение) и размещено на сайте zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Положение вступило в силу 28.03.2012 г. 24.01.2013 г. в указанное положение внесены изменения в части изменения способов закупки.
В редакции от 24.01.2013г. п.4.1. Положения предусмотрено, что приобретение продукции осуществляется Заказчиком следующими способами:
1) конкурс;
2) аукцион;
3) запрос предложений;
4) конкурентные переговоры;
5) запрос котировок;
6) прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя).
Согласно п.4.2. Положения Приоритетными способами закупки являются открытый конкурс и открытый аукцион, которые применяются при закупках любой продукции без ограничения суммы закупки. Иные способы закупки применяются в случаях и при соблюдении условий, предусмотренных данным Положением.
В соответствии с пунктом 7.9.1 Положения в зависимости от инициативной стороны прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) может осуществляться путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику (подрядчику, исполнителю), либо принятия предложения о заключении договора от одного поставщика (подрядчика, исполнителя) без рассмотрения конкурирующих предложений. При этом, подпунктом 1 пункта 7.9.2. Положения предусмотрено, что прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае, если стоимость закупаемой Заказчиком продукции (работ, услуг) не превышает   2 000 000 (два миллиона) рублей.
Согласно информации, размещенной на сайте zakupki.gov.ru, ОГУП "Курорты Зауралья" в период с 24.01.2013 г. по 31.05.2013 г. размещено 15 заказов у единственного поставщика, проведено 5 запросов предложений, иных процедур по закупкам не проводилось.
Таким образом, определив, что закупка у единственного поставщика размещается при размере суммы до 2 млн.руб. ОГУП "Курорты Зауралья" создало условие, способствующее уходу от конкурентных процедур.
С таким условием Положения нельзя согласиться исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 указанной статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Изложенные выше принципы правового регулирования закупки товаров, работ, услуг - это основополагающие начала, руководящие требования к деятельности всех субъектов (участников) процесса закупки, прежде всего заказчика.
В соответствии с принципом равноправия заказчик обязан обеспечить равные возможности для всех участников закупки (равное право на доступ к информации, равные условия участия в закупке и т.д.), а также равное отношение к ним на всех стадиях процедуры закупки, избирательный подход к тем или иным участникам закупки недопустим.
Принцип справедливости по отношению к участникам закупки, закрепленный в ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, предполагает требование обеспечивать, с одной стороны, равенство всех участников закупки как субъектов права, а с другой - требование разумной и обоснованной их дифференциации. Справедливость как беспристрастное отношение особо проявляет себя в отношениях, возникающих в связи с определением победителя закупки.
Принцип "отсутствие дискриминации по отношению к участникам закупки" раскрывается через содержащуюся в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (п. 8 ст. 4) легальную дефиницию "дискриминационных условий", под которыми понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Требование экономически эффективного расходования денежных средств предполагает, что при приобретении товаров, работ, услуг заказчик должен минимизировать свои издержки. Основным критерием экономической эффективности выступает цена договора, как начальная максимальная, так и итоговая, определенная по результатам закупки, а также порядок ее формирования. По установлению таких критериев эффективности при оценке экономической эффективности расходования денежных средств заказчики могут ориентироваться на содержание принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, закрепленного в ст. 34 БК РФ, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Ключевым в содержании принципа отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки является понятие "неизмеряемые требования". В п. 9 ст. 3 Межправительственного соглашения Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 9 декабря 2010 г. "О государственных (муниципальных) закупках", ратифицированного Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 176-ФЗ "О ратификации Соглашения о государственных (муниципальных) закупках", установлен запрет на включение в национальное законодательство государств - участников Соглашения, в условия закупок любых неизмеряемых количественно и (или) неадминистрируемых требований к поставщикам и потенциальным поставщикам, а также запрет на произвольный допуск потенциальных поставщиков к закупкам.
Включение ОГУП "Курорты Зауралья" в Положение условия о закупке у единственного поставщика при сумме закупке свыше 2 млн.руб. нарушает все выше перечисленные принципы, предусмотренные ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ.
Кроме того помимо принципов, установлены базовые требования к содержанию положения о закупках. Так, в положении должны быть в обязательном порядке предусмотрены такие способы размещения заказа, как конкурс и аукцион (п. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Преимущественными способами закупок являются открытые торги в форме конкурса или аукциона.
Включение ОГУП "Курорты Зауралья" в Положение условия о закупке у единственного поставщика при сумме закупке свыше 2 млн.руб. исключило возможность применения конкурсов и аукционов как преимущественных способов закупки.
Изложенное выше свидетельствует о том, что данное условие препятствует достижению целей, предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, а именно: эффективному использованию денежных средств, расширению возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулированию такого участия, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений.
Таким образом, вместо проведения конкурентных процедур ОГУП "Курорты Зауралья" произвело закупки у единственного поставщика, ограничив доступ потенциальных поставщиков к закупкам и предоставив преимущества лицам, у которых закупка была размещена. Данное обстоятельство свидетельствует о направленности действий  ОГУП "Курорты Зауралья" по включению в Положение условия о закупке у единственного поставщика на ограничение конкуренции при проведении закупок.
31.05.2013 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов (zakupki.gov.ru)  31.05.2013 г. ОГУП «Курорты Зауралья» ОГУП «Курорты Зауралья» размещено извещение №  31300345828 о проведении  закупки у единственного поставщика «Общестроительные работы на объекте (устройство полов из керамогранита, электромонтажные работы): Здание курортной столовой на 388 мест со зрительным залом  (обеденный зал) санаторий «Сосновая роща».
Начальная (максимальная) цена договора установлена 1 859 315 руб.
На официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов (zakupki.gov.ru)  ОГУП «Курорты Зауралья» размещено Положение о  закупке товаров, работ, услуг, с внесенными изменениями (последняя редакция от 11.03.2013 г.).
П. 7.9. Положение о закупке предусмотрена прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя), при которой договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений.
Пп. 1 п. 7.9.2. Положения о закупке установлено, что прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае, если стоимость закупаемой Заказчиком продукции (работ, услуг) не превышает   2 000 000 (два миллиона) рублей.
Как видно из размещенных закупок у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя ОГУП «Курорты Зауралья» установлены следующие начальные цены договоров: 195 172,00 р., 363 500 р., 309 012,00 р., 257 817, 00 р., а также в закупках у единственного поставщика  начальная (максимальная) цена договора  состоит из цены отдельных партий товара, поставленных Поставщиком и принятых Заказчиком на основании Заявки Заказчика.
Следовательно, условие, установленное пп. 1 п. 7.9.2. Положения о закупке не соответствует ст. 3 Закона № 223-ФЗ, поскольку отсутствуют:  равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; кроме того,  данным условием ограничивается допуск к участию в закупке потенциальным участникам.
Доказательств, обосновывающих необходимость установления данного условия в Положении о закупке, ОГУП «Курорты Зауралья» не предоставлено. Кроме того, по   фактически проведенным  закупкам у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя начальная (максимальная) цена договора в 2 000 000 р. отсутствует. Следовательно, установление условия в 2 000 000 р. для проведения  закупки у единственного поставщика заказчиком необоснованно и приводит к ограничению конкуренции и нарушению части 1 статьи 17 Федерального  закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которой установлен
запрет на осуществление действий при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Руководствуясь частью 1 статьи 17, статьей 18.1, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, п.п. 2,5 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135 - ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия
Решила:

1.  Жалобу   ООО «Энергия-М» признать необоснованной.
2. Признать в действиях ОГУП «Курорты Зауралья» нарушение ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении пп. 1 п. 7.9.2. Положения о закупке условия, приводящего к ограничению конкуренции.
3. Выдать ОГУП «Курорты Зауралья» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 -ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 14. 06. 2013 г. по делу № 76/7-13
Предписывает:
1 . ОГУП «Курорты Зауралья»  (ул. Советская,75, г. Курган, 640000) в срок до 28.06.2013 года  прекратить нарушение ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в  установлении пп. 1 п. 7.9.2. Положения о закупке условия, приводящего к ограничению конкуренции,  а именно: внести изменения в пп. 1 п. 7.9.2. Положения о закупке в части определения суммы закупки у единственного поставщика исходя из целей и принципов Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг  отдельными видами юридических лиц».
2. ОГУП «Курорты Зауралья» о выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

                                                                                                                       г. Курган
Резолютивная часть решения оглашена «10» июня  2013 г.
В полном объеме решение изготовлено «14 » июня 2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров на территории Курганской области, рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального  закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту — Закона о защите конкуренции)  жалобу ООО «Энергия-М»
Установила:
В Курганское УФАС России поступила жалоба ООО «Энергия-М» (вх. № 2887  от 03.06.2013 г.) на действия Заказчика – ОГУП «Курорты Зауралья»  при проведении  закупки у единственного поставщика «Общестроительные работы на объекте (устройство полов из керамогранита, электромонтажные работы): Здание курортной столовой на 388 мест со зрительным залом  (обеденный зал) санаторий «Сосновая роща».
На доводах, изложенных в жалобе,  представитель заявителя настаивал, и пояснил следующее.
31.05.2013 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц ОГУП «Курорты Зауралья» разместило извещение  № 31300345828 о проведении закупки у единственного поставщика:
Предмет закупки: «Общестроительные работы на объекте (устройство полов из керамогранита, электромонтажные работы): Здание курортной столовой на 388 мест со зрительным залом  (обеденный зал) санаторий «Сосновая роща».
Адрес поставки товара, выполнения работ, оказания услуг:  Курганская область, Звериноголовский р-н пос. Искра.
Начальная (максимальная) цена договора: 1 859 315 руб.
К указанному извещению были приложены проект договора подряда и локальный сметный расчет.
Заявитель считает классификацию данной закупки у единственного поставщика неверной, так как согласно п. 1-3  ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг  отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) для указанного вида закупок заказчик обязан составить перечень оснований для закупки у единственного поставщика в положении о закупках. Указанный перечень в составе положения о закупках должен быть размещен на официальном сайте в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг zakupki.gov.ru. Однако, на данный момент ОГУП «Курорты Зауралья» требование Закона № 223-ФЗ не выполнило, из чего следует, что указанная классификация закупки является неверной. Действие ОГУП «Курорты Зауралья»  является прямым нарушением п. 2 ст. 3  Закона № 223-ФЗ.
Представители ОГУП «Курорты Зауралья» считают жалобу  ООО «Энергия-М» необоснованной по следующим основаниям.
П. 7.9. Положения о закупке товаров, работ, услуг Областным государственным унитарным предприятием «Курорты Зауралья» (далее по тексту - Положение о закупке) предусмотрена прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя), при которой договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений.
Пп. 1 п. 7.9.2. Положения о закупке установлено, что прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае, если стоимость закупаемой Заказчиком продукции (работ, услуг) не превышает   2 000 000 (два миллиона) рублей.
На официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов (zakupki.gov.ru)  31.05.2013 г. ОГУП «Курорты Зауралья» размещено извещение №  31300345828 о проведении  закупки у единственного поставщика «Общестроительные работы на объекте (устройство полов из керамогранита, электромонтажные работы): Здание курортной столовой на 388 мест со зрительным залом  (обеденный зал) санаторий «Сосновая роща».
Начальная (максимальная) цена договора установлена 1 859 315 руб., следовательно,  данная закупка не противоречит Положению о закупке и  не  является  нарушением  Закона № 223-ФЗ.

Комиссия, исследовав письменные материалы дела, пояснения сторон, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 2 Закона № 223-ФЗ данный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг  государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Деятельность ОГУП "Курорты Зауралья" подпадает под действие Закона №223-ФЗ.
Статьей 2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Во исполнение требования Закона № 223-ФЗ ОГУП "Курорты Зауралья" утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг Областным государственным унитарным предприятием "Курорты Зауралья" (далее по тексту - Положение) и размещено на сайте zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Положение вступило в силу 28.03.2012 г. 24.01.2013 г. в указанное положение внесены изменения в части изменения способов закупки.
В редакции от 24.01.2013г. п.4.1. Положения предусмотрено, что приобретение продукции осуществляется Заказчиком следующими способами:
1) конкурс;
2) аукцион;
3) запрос предложений;
4) конкурентные переговоры;
5) запрос котировок;
6) прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя).
Согласно п.4.2. Положения Приоритетными способами закупки являются открытый конкурс и открытый аукцион, которые применяются при закупках любой продукции без ограничения суммы закупки. Иные способы закупки применяются в случаях и при соблюдении условий, предусмотренных данным Положением.
В соответствии с пунктом 7.9.1 Положения в зависимости от инициативной стороны прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) может осуществляться путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику (подрядчику, исполнителю), либо принятия предложения о заключении договора от одного поставщика (подрядчика, исполнителя) без рассмотрения конкурирующих предложений. При этом, подпунктом 1 пункта 7.9.2. Положения предусмотрено, что прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае, если стоимость закупаемой Заказчиком продукции (работ, услуг) не превышает   2 000 000 (два миллиона) рублей.
Согласно информации, размещенной на сайте zakupki.gov.ru, ОГУП "Курорты Зауралья" в период с 24.01.2013 г. по 31.05.2013 г. размещено 15 заказов у единственного поставщика, проведено 5 запросов предложений, иных процедур по закупкам не проводилось.
Таким образом, определив, что закупка у единственного поставщика размещается при размере суммы до 2 млн.руб. ОГУП "Курорты Зауралья" создало условие, способствующее уходу от конкурентных процедур.
С таким условием Положения нельзя согласиться исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 указанной статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Изложенные выше принципы правового регулирования закупки товаров, работ, услуг - это основополагающие начала, руководящие требования к деятельности всех субъектов (участников) процесса закупки, прежде всего заказчика.
В соответствии с принципом равноправия заказчик обязан обеспечить равные возможности для всех участников закупки (равное право на доступ к информации, равные условия участия в закупке и т.д.), а также равное отношение к ним на всех стадиях процедуры закупки, избирательный подход к тем или иным участникам закупки недопустим.
Принцип справедливости по отношению к участникам закупки, закрепленный в ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, предполагает требование обеспечивать, с одной стороны, равенство всех участников закупки как субъектов права, а с другой - требование разумной и обоснованной их дифференциации. Справедливость как беспристрастное отношение особо проявляет себя в отношениях, возникающих в связи с определением победителя закупки.
Принцип "отсутствие дискриминации по отношению к участникам закупки" раскрывается через содержащуюся в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (п. 8 ст. 4) легальную дефиницию "дискриминационных условий", под которыми понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Требование экономически эффективного расходования денежных средств предполагает, что при приобретении товаров, работ, услуг заказчик должен минимизировать свои издержки. Основным критерием экономической эффективности выступает цена договора, как начальная максимальная, так и итоговая, определенная по результатам закупки, а также порядок ее формирования. По установлению таких критериев эффективности при оценке экономической эффективности расходования денежных средств заказчики могут ориентироваться на содержание принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, закрепленного в ст. 34 БК РФ, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Ключевым в содержании принципа отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки является понятие "неизмеряемые требования". В п. 9 ст. 3 Межправительственного соглашения Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 9 декабря 2010 г. "О государственных (муниципальных) закупках", ратифицированного Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 176-ФЗ "О ратификации Соглашения о государственных (муниципальных) закупках", установлен запрет на включение в национальное законодательство государств - участников Соглашения, в условия закупок любых неизмеряемых количественно и (или) неадминистрируемых требований к поставщикам и потенциальным поставщикам, а также запрет на произвольный допуск потенциальных поставщиков к закупкам.
Включение ОГУП "Курорты Зауралья" в Положение условия о закупке у единственного поставщика при сумме закупке свыше 2 млн.руб. нарушает все выше перечисленные принципы, предусмотренные ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ.
Кроме того помимо принципов, установлены базовые требования к содержанию положения о закупках. Так, в положении должны быть в обязательном порядке предусмотрены такие способы размещения заказа, как конкурс и аукцион (п. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Преимущественными способами закупок являются открытые торги в форме конкурса или аукциона.
Включение ОГУП "Курорты Зауралья" в Положение условия о закупке у единственного поставщика при сумме закупке свыше 2 млн.руб. исключило возможность применения конкурсов и аукционов как преимущественных способов закупки.
Изложенное выше свидетельствует о том, что данное условие препятствует достижению целей, предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, а именно: эффективному использованию денежных средств, расширению возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулированию такого участия, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений.
Таким образом, вместо проведения конкурентных процедур ОГУП "Курорты Зауралья" произвело закупки у единственного поставщика, ограничив доступ потенциальных поставщиков к закупкам и предоставив преимущества лицам, у которых закупка была размещена. Данное обстоятельство свидетельствует о направленности действий  ОГУП "Курорты Зауралья" по включению в Положение условия о закупке у единственного поставщика на ограничение конкуренции при проведении закупок.
31.05.2013 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов (zakupki.gov.ru)  31.05.2013 г. ОГУП «Курорты Зауралья» ОГУП «Курорты Зауралья» размещено извещение №  31300345828 о проведении  закупки у единственного поставщика «Общестроительные работы на объекте (устройство полов из керамогранита, электромонтажные работы): Здание курортной столовой на 388 мест со зрительным залом  (обеденный зал) санаторий «Сосновая роща».
Начальная (максимальная) цена договора установлена 1 859 315 руб.
На официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов (zakupki.gov.ru)  ОГУП «Курорты Зауралья» размещено Положение о  закупке товаров, работ, услуг, с внесенными изменениями (последняя редакция от 11.03.2013 г.).
П. 7.9. Положение о закупке предусмотрена прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя), при которой договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений.
Пп. 1 п. 7.9.2. Положения о закупке установлено, что прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае, если стоимость закупаемой Заказчиком продукции (работ, услуг) не превышает   2 000 000 (два миллиона) рублей.
Как видно из размещенных закупок у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя ОГУП «Курорты Зауралья» установлены следующие начальные цены договоров: 195 172,00 р., 363 500 р., 309 012,00 р., 257 817, 00 р., а также в закупках у единственного поставщика  начальная (максимальная) цена договора  состоит из цены отдельных партий товара, поставленных Поставщиком и принятых Заказчиком на основании Заявки Заказчика.
Следовательно, условие, установленное пп. 1 п. 7.9.2. Положения о закупке не соответствует ст. 3 Закона № 223-ФЗ, поскольку отсутствуют:  равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; кроме того,  данным условием ограничивается допуск к участию в закупке потенциальным участникам.
Доказательств, обосновывающих необходимость установления данного условия в Положении о закупке, ОГУП «Курорты Зауралья» не предоставлено. Кроме того, по   фактически проведенным  закупкам у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя начальная (максимальная) цена договора в 2 000 000 р. отсутствует. Следовательно, установление условия в 2 000 000 р. для проведения  закупки у единственного поставщика заказчиком необоснованно и приводит к ограничению конкуренции и нарушению части 1 статьи 17 Федерального  закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которой установлен
запрет на осуществление действий при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Руководствуясь частью 1 статьи 17, статьей 18.1, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, п.п. 2,5 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135 - ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия
Решила:

1.  Жалобу   ООО «Энергия-М» признать необоснованной.
2. Признать в действиях ОГУП «Курорты Зауралья» нарушение ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении пп. 1 п. 7.9.2. Положения о закупке условия, приводящего к ограничению конкуренции.
3. Выдать ОГУП «Курорты Зауралья» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 -ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 14. 06. 2013 г. по делу № 76/7-13
Предписывает:
1 . ОГУП «Курорты Зауралья»  (ул. Советская,75, г. Курган, 640000) в срок до 28.06.2013 года  прекратить нарушение ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в  установлении пп. 1 п. 7.9.2. Положения о закупке условия, приводящего к ограничению конкуренции,  а именно: внести изменения в пп. 1 п. 7.9.2. Положения о закупке в части определения суммы закупки у единственного поставщика исходя из целей и принципов Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг  отдельными видами юридических лиц».
2. ОГУП «Курорты Зауралья» о выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 76/7-13 [format] => [safe_value] => 76/7-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области  в пределах своих полномочий осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Курганской области и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 49 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 49 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] =>

 

       

 

 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступила жалоба от   Шориной Натальи Анатольевны (вх. № 3000 от 23.06.2020 г.) на действия организатора торгов – Департамент финансов и имущества Администрации города Кургана при проведении аукциона на право заключения договора аренды объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии (торги № 200520/18983781/01 на сайте http://www.torgi.gov.ru) Представителям организатора торгов – Департамента финансов и имущества Администрации города Кургана и заявителя – Шориной Натальи Анатольевны надлежит явиться в назначенное время с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в рассмотрении жалобы.

         В случае отсутствия возможности обеспечить явку представителей на заседание комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению жалобы, необходимо представить соответствующие ходатайства от заинтересованных лиц по факсу 8 (3522) 46-39-55 или электронной почте to45@fas.gov.ru.

Организатору торгов – Департаменту финансов и имущества Администрации города Кургана, согласно части 15 статьи 18.1 Федерального закона от   26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) необходимо предоставить надлежащим образом заверенные копии всех документов, относимых к проведению вышеуказанного открытого аукциона (документацию по данной закупке, извещение о проведении закупки, все протоколы, а также иные документы, составленные в ходе организации и проведения торгов). В том случае, если по результатам проведения указанной выше процедуры торгов заключен договор, необходимо представить надлежащим образом заверенную копию такого договора.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области также сообщает, что с момента направления уведомления, обжалуемая закупка приостанавливается, в том числе, в части заключения договора до рассмотрения жалобы по существу (в силу частей 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В силу части 12 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции организатор торгов, действия (бездействие) которого обжалуются, в течение одного рабочего дня с момента получения данного уведомления обязан известить лиц, подавших заявки на участие в закупке, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

Согласно части 13 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции организатор торгов, заявители, а также лица, подавшие заявки на участие в закупке, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать сведения, указанные в части 6 указанной статьи. Возражение на жалобу направляется в антимонопольный орган не позднее, чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.

Согласно части 24 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заявители вправе отозвать жалобу до принятия решения по существу жалобы. Заявитель, отозвавший поданную им жалобу, не вправе подать повторно жалобу на те же действия (бездействие) заказчика, комиссии заказчика, в порядке, установленном данной статьей.

Информация о принятии жалобы и результатах ее рассмотрения размещается на сайте Курганского УФАС России: http://kurgan.fas.gov.ru/.

 

[format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-18 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-14 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1371526132 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Курганское УФАС России )