Решение по делу №35 в отношении ЗАО "Оптан-Курган"

Номер дела: №35
Дата публикации: 23 мая 2013, 15:25

Комиссия  управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о  рекламе 
рассмотрев дело № 35 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы ЗАО  «Оптан-Курган», распространяемой среди клиентов на АЗС данной компании в Курганской области в 2012 году, с признаками нарушения пунктов 1 и 2 части 3 и частей 7 и 11 статьи 5  Федерального закона  «О рекламе»

УСТАНОВИЛА:

21 января 2013 года в Курганское УФАС России  поступило заявление гр. С., в котором сообщается о нарушении Федерального закона «О рекламе» в рекламном буклете ЗАО  «Оптан-Курган» «Топливо JET  Залей лошадей  ОПТАН», размещенном на АЗС в г. Кургане в 2012 году. 
Срок рассмотрения заявления продлен на 1 месяц для предоставления дополнительных материалов и доказательств.
По мнению заявителя  реклама недостоверная, так как там указывается, что топливо «JET» соответствует экологическим стандартам ЕВРО-4, а по некоторым параметрам даже превосходит российское топливо, произведенное по ГОСТ Р 51866. Также в рекламе указано, что топливо «JET» обладает рядом преимуществ: уменьшает количество отложений на выпускных клапанах, сокращает уровень загрязнений карбюратора/инжектора, обладает меньшей коррозионной активностью, при использовании топлива «JET» мощность двигателя увеличивается до 14 %, а динамика разгона улучшается на 2 секунды, увеличивает срок службы двигателя, уменьшает загрязнения окружающей среды, снижает расход топлива на 6 %.
Заявитель считает, что данная реклама ввела его в заблуждение, после приобретения топлива «JET» он не заметил улучшений в работе своего автомобиля.
Более того в рекламе топлива «JET» отсутствует существенная информация о рекламируемом бензине, а именно не указана марка и класс бензина, а также марка и экологический класс автомобильной техники, в рекламе использовано иностранное слово «JET» без указания его значения на русском языке.
Рекламный буклет ЗАО  «Оптан-Курган» «Топливо JET  Залей лошадей  ОПТАН» имеет следующее содержание.
На первой странице буклета размещена надпись «Топливо JET  Залей лошадей», ниже размещено изображение трех лошадей, скачущих по струе жидкости, направленной из топливораздаточного крана (пистолета). Еще ниже размещена выполненная крупным шрифтом надпись «ОПТАН». В середине страницы имеется надпись «сеть АЗС ОПТАН в Курганской области», под которой размещена схема расположения 14 АЗС на территории Курганской области и перечень адресов расположения АЗС. С левой стороны страницы расположен текст: «СОВЕТЫ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ  Если двигатель автомобиля уже имеет достаточно большой пробег, то применение  топлива JET  на начальной стадии может привести к некоторым отклонениям в его работе, что является естественным следствием применения бензина с моющим компонентом.  Данный факт связан с очисткой ранее образованных отложений. Однако, загрязнения из топливного бака не попадут в двигатель, а будут задержаны топливным фильтром. Для того чтобы избежать снижения подачи бензина в двигатель, рекомендуем через некоторое время после перехода на  топливо JET заменить топливный фильтр.  ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:  Топливом JET можно заправлять только новые автомобили? Не повредит ли использование топлива автомобилю, которому больше 10 лет?  Наоборот, использование  топлива JET поможет Вам очистить уже имеющиеся отложения на впускных клапанах, форсунках и всей топливной системе автомобиля. При постоянном использовании  топлива JET таких отложений уже не возникнет.  Сколько времени требуется применять топливо JET, чтобы достичь заметного результата?   JET начнет работу уже с первого применения. Чем раньше Вы перейдете на новое топливо, тем более высокие результаты оно покажет в Вашем автомобиле. ВАЖНО: для достижения лучшего результата необходимо использовать  топливо JET постоянно!  Добавляет ли  топливо JET лошадей?  Безусловно! Начните заправлять топливо JET уже сегодня, и Вы почувствуете, как автомобиль прибавит мощности!    Топливо JET, защищая двигатель, заботится о состоянии Вашего автомобиля  8-800-555-5678  WWW.OPTAN.RU».
На второй странице буклета на одной трети размещена с левой стороны анкета друга, которую необходимо заполнить, в том числе с текстом «4. Как Вы узнали о новом топливе JET?  получил буклет  от друзей/знакомых  прочитал в интернете  увидел рекламу на баннере  услышал по радио  случайно заехал на Вашу АЗС».
На остальной части страницы буклета размещен следующий текст: «Фирменное  топливо JET   Топливо JET производится на базе бензина Регуляр Евро-92 и Премиум Евро-95 путем ввода моющего компонента Keropur, разработанного немецким немецким концерном BASF. Испытания, проведенные концерном, показали, что введение в автомобильные бензины моющего компонента Keropur позволяют: Повысить надежность работы топливной аппаратуры, увеличить срок эксплуатации двигателя и продлить работоспособность выхлопной системы  Снизить расходы на внеплановое техническое обслуживание  Уменьшить расход топлива и токсичность отработанных газов  Увеличить мощность двигателя за счет специального состава топливной смеси   Основные отличия  топлива JET от обычного бензина  Уменьшение количества отложений на впускных клапанах  Сокращение уровня загрязнения карбюратора/инжектора  Обладание меньшей коррозионной активностью  Более плавный запуск двигателя, особенно в холодное время   Топливо JET соответствует экологическим стандартам ЕВРО 4  По всем характеристикам  топливо JET соответствует европейскому стандарту EURO 4, а по и некоторым параметрам даже превосходит российский ГОСТ Р 51866   Преимущества нового  топлива JET  Мощность, динамика  Увеличение мощности двигателя до 14 %.  При использовании  топлива JET мощность двигателя увеличивается до 14 %, а динамика разгона улучшается на 2 секунды, в зависимости от марки и мощности автомобиля.  Надежность  Защищает топливную систему автомобиля, продлевая срок службы двигателя.  Входящий в состав  топлива JET компонент  Keropur способствует удалению большей части углеводородных отложений, что позволяет двигателю работать более стабильно и эффективно. Для достижения лучшего результата необходимо использовать топливо JET постоянно!   Экологичность  Уменьшает загрязнение окружающей среды.  Использование топлива JET  снижает количество вредных выбросов, уменьшая содержания сернистых соединений в отработанных газах, что существенно снижает выбросы оксидов серы и твердых частиц в атмосферу.  Экономичность  Снижение расхода топлива до 6 %.   Более эффективная работа двигателя, за счет меньшего количества отложений, позволяет использовать топливо экономней.  ОПТАН».
Данный текст сопровождается графическими схемами «График сравнения отложений в двигателе», «График влияния нагара на ресурс двигателя», «График сравнения расхода топлива», а также фотографическими изображениями свечей и впускных клапанов.
Согласно пунктов 1-3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе»: реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования — товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар — продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Данный рекламный буклет  направлен на привлечения внимания, формирования и поддержание интереса неопределенного круга лиц на приобретение топлива JET  посредством доведения до них информации о преимуществах топлива JET и местах его реализации. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламный буклет полностью подпадает под  понятие «реклама».
Рекламные буклеты  «Топливо JET  Залей лошадей  ОПТАН», включающие в себя анкету-друга, изготовлялись и размещались ЗАО  «Оптан-Курган» на 14 АЗС компании на территории г. Кургана и Курганской области в период с 01.06.2012 года по 31.12.2012 года в рамках проведения акции по распространению дисконтных карт согласна приказа № 28/1 от 28.05.2012 года. Согласно отчета о распространении дисконтных карт план раздачи составлял 834 штуки, было сдано 364 буклета с заполненной  анкетой-друга.
Соответственно рекламодатель и рекламораспространитель указанного рекламного буклета - ЗАО  «Оптан-Курган».
Генеральным директором ЗАО  «Оптан-Курган» 20.04.2011 года утверждены «Технологический регламент на изготовление бензина автомобильного 95-Оптан Jet plus и 92-Оптан Jet plus» и «Технические условия ТУ 0251-001-41230485-2011 на бензины автомобильные 95-Оптан Jet plus и 92-Оптан Jet plus».
В соответствии с п. 3.1 «Технологического регламента на изготовление бензина автомобильного 95-Оптан Jet plus и 92-Оптан Jet plus» бензин автомобильный  92-Оптан Jet plus предназначен для автомобильной техники экологического класса 3, а автомобильный бензин  95-Оптан Jet plus для автомобильной техники экологического класса 3-5.
В соответствии с представленными ЗАО  «Оптан-Курган» документами о качестве продукции и сертификатами соответствия на автозаправочных станциях компании с 2011 года по настоящее время реализуется бензин автомобильный  92-Оптан Jet plus (паспорт продукции № 01/13 от 15.01.2013, протокол сертификационных испытаний № 128/11 от 25.05.2011), который соответствует нормам  по техническому регламенту в отношении класса 3, а также бензин автомобильный  95-Оптан Jet plus (паспорт продукции № 02/13 от 15.01.2013, протокол сертификационных испытаний № 127/11 от 25.05.2011), который соответствует нормам  по техническому регламенту в отношении класса 4.
Согласно протокола испытаний № 189 от 15.04.2013 года, проведенного Курганским филиалом ФГУ «Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Южно-Сибирском регионе»,  бензин автомобильный  92-Оптан Jet plus, изготовленный ЗАО  «Оптан-Курган», соответствует нормам технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» в отношении класса 3.
Согласно протокола испытаний № 192 от 18.04.2013 года, проведенного Курганским филиалом ФГУ «Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Южно-Сибирском регионе»,  бензин автомобильный  95-Оптан Jet plus, изготовленный ЗАО  «Оптан-Курган», соответствует нормам технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» в отношении класса 4.
Таким образом, текст рекламного буклета  «топливо JET соответствует европейскому стандарту EURO 4», достоверен только в отношении бензина автомобильного  95-Оптан Jet plus.
В подтверждении преимуществ топлива JET, указанных в рекламном буклете, представлено экспертное заключение № 8 от 06.06.2011 года по результатам испытания бензинов автомобильных производства ЗАО  «Оптан-Курган» марок  92-Оптан Jet plus и  95-Оптан Jet plus по ТУ  ТУ 0251-001-41230485-2011 с моющей присадкой  Keropur 3458N концерна  BASF (Германия), проведенное некоммерческим партнерством «Сертификационный центр автотракторной техники».
В данном экспертном заключении указано документальное подтверждение преимущественных характеристик  топлива JET, кроме  характеристики «динамика разгона улучшается на 2 секунды».
Других документальных подтверждений по тексту рекламного буклета ЗАО  «Оптан-Курган» не представило.
Соответственно текст «динамика разгона улучшается на 2 секунды» не отвечает критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Сравнительная характеристика в рекламе должна производится с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона  «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Из смысла ч. 7 ст. 5 Федерального закона  «О рекламе» следует, что реклама должна содержать не всю информацию, а всю существенную информацию о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, не допускающую искажения смысла информации и введения в заблуждение потребителя рекламы, то есть указанная норма закона обязывает формировать у потребителя рекламы правильное (достоверное) представление о соответствующем товаре.
Согласно абз. 6 п. 5.1 ГОСТа Р 51866-2002 (ЕН 228-2004) «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия» (постановление Госстандарта России от 31.01.2001 № 42-ст) в сопроводительных документах, в паспорте на автомобильный бензин и его рекламе изготовитель (продавец) обязан указать марку этого бензина и экологический класс автомобильной техники, для которой он предназначен.
ГОСТом Р 51866-2002 (ЕН 228-2004) установлены следующие марки бензинов: Регуляр Евро-92, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, а также их виды — 1, 2, 3.
ГОСТом Р 51105-97 (ЕН 228-1993) «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин» установлены следующие марки неэтилированных автомобильных бензинов: Нормаль-80, Регуляр-92.
В соответствии с п. 9 технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту»  изготовитель (продавец) обязан указывать в сопроводительных документах к автомобильному бензину, в паспорте на него и его рекламе  марку и класс этого бензина.
ЗАО  «Оптан-Курган» производит и реализует согласно «Технологического регламента на изготовление бензина автомобильного 95-Оптан Jet plus и 92-Оптан Jet plus» и «Техническим условиям ТУ 0251-001-41230485-2011 на бензины автомобильные 95-Оптан Jet plus и 92-Оптан Jet plus» автомобильные бензины  95-Оптан Jet plus и 92-Оптан Jet plus.
Таким образом, топливо JET - обобщенное обозначение автомобильного бензина 95-Оптан Jet plus и 92-Оптан Jet plus.
В рекламном буклете «Топливо JET  Залей лошадей  ОПТАН» отсутствует существенная информация о рекламируемом бензине, а именно: не указаны марка и класс бензина, а также марка и экологический класс автомобильной техники.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе. В соответствии с ч. 1 ст. 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
В рекламном буклете «Топливо JET  Залей лошадей  ОПТАН» использовано иностранное слово «JET» без указания его значения на русском языке.
Соответственно в данном рекламном буклете «Топливо JET  Залей лошадей  ОПТАН» есть признаки нарушения пунктов 1 и 2 части 3 и частей 7 и 11 ст. 5 Федерального закона  «О рекламе» - «Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условии применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации».
Представитель ЗАО «Оптан-Курган» возражал в рамках письменного объяснения,  что информация, размещенная на «анкете-заявлении», согласно п. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона  «О рекламе» не подпадает под действия данного закона. Информация о топливе JET носит исключительно справочно-информационный характер, как результат научных испытаний и не преследовала целей по продвижению товара на рынке. Нарушений рекламного законодательства со стороны ЗАО «Оптан-Курган» нет.
Указанные доводы комиссия  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о  рекламе считает не основанными на Федеральном законе  «О рекламе». Согласно п. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О рекламе» его действия не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющих в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой. Справочно-информационные материалы представляются в большинстве случаев в виде печатных или электронных документов, публикаций, статей и содержат анкетно-реквизитные, статистические, сводные или регулярно видоизменяющиеся полезные данные, основанные на количественных и качественных показателях отдельных явлений, объектов. Аналитический материал — информационный блок, состоящий из описания исследования какого-то факта, процесса, явления путем логических приемов, обоснованных выводов и прогнозов. Такие материалы не считаются рекламными в силу определенных обстоятельств. Самое главное из них — отсутствие цели продвижения или продажи описываемого товара, услуги, а цель — привлечения внимания человечества к актуальным глобальным проблемам. Данные материалы носят научно-просветительский, повествовательный характер. Преследование же коммерческого интереса при использовании подобных форм преподнесения информации говорит о наличии признаков рекламы. Обращения внимания потребителя в справочно-информационных материалах на свойства и качества одного субъекта или объекта на фоне незначительных сведений о других  субъектах или объектах может расцениваться как реклама. Информация, размещенная в рекламном буклете «Топливо JET  Залей лошадей  ОПТАН» не является справочно-информационным или аналитическим материалом, эта реклама направлена на привлечения внимания, формирования и поддержание интереса неопределенного круга лиц на приобретение топлива JET  посредством доведения до них информации о преимуществах топлива JET и местах его реализации. Об этом свидетельствует и текст приказа ЗАО «Оптан-Курган» № 28/1 от 28.05.2012 года: «В целях повышения объема продаж за наличный расчет на АЗС Компании, провести акцию по распространению дисконтных карт, под названием «Анкета друга». Уведомить потенциальных потребителей, которые пользуются дисконтной картой «Оптан», о проведении акции». В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О рекламе» указанный рекламный буклет полностью подпадает под понятие «реклама».
Данная реклама  в буклете «Топливо JET  Залей лошадей  ОПТАН» является ненадлежащей в соответствии с п. 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»  -  «Ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации».
В соответствии с п. 6 статьи  38 Федерального закона  «О рекламе» - «Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований,  установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего Федерального закона».
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального  закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА :

1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в буклете «Топливо JET  Залей лошадей  ОПТАН», в которой содержатся недостоверные сведения о преимуществах и характеристиках автомобильных бензинов 95-Оптан Jet plus и 92-Оптан Jet plus, отсутствует часть существенной информации, а также иностранное слово «JET» используется без перевода на русский язык, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1 и 2 части 3 и частей 7 и 11 ст. 5  Федерального  закона  «О рекламе».
2. Выдать ЗАО «Оптан-Курган»  предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курганского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 23 мая 2013 года, резолютивная часть решения объявлена 7 мая 2013 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 

stdClass Object ( [vid] => 9128 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №35 в отношении ЗАО "Оптан-Курган" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9128 [type] => solution [language] => ru [created] => 1380619730 [changed] => 1380619730 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1380619730 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия  управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о  рекламе 
рассмотрев дело № 35 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы ЗАО  «Оптан-Курган», распространяемой среди клиентов на АЗС данной компании в Курганской области в 2012 году, с признаками нарушения пунктов 1 и 2 части 3 и частей 7 и 11 статьи 5  Федерального закона  «О рекламе»

УСТАНОВИЛА:

21 января 2013 года в Курганское УФАС России  поступило заявление гр. С., в котором сообщается о нарушении Федерального закона «О рекламе» в рекламном буклете ЗАО  «Оптан-Курган» «Топливо JET  Залей лошадей  ОПТАН», размещенном на АЗС в г. Кургане в 2012 году. 
Срок рассмотрения заявления продлен на 1 месяц для предоставления дополнительных материалов и доказательств.
По мнению заявителя  реклама недостоверная, так как там указывается, что топливо «JET» соответствует экологическим стандартам ЕВРО-4, а по некоторым параметрам даже превосходит российское топливо, произведенное по ГОСТ Р 51866. Также в рекламе указано, что топливо «JET» обладает рядом преимуществ: уменьшает количество отложений на выпускных клапанах, сокращает уровень загрязнений карбюратора/инжектора, обладает меньшей коррозионной активностью, при использовании топлива «JET» мощность двигателя увеличивается до 14 %, а динамика разгона улучшается на 2 секунды, увеличивает срок службы двигателя, уменьшает загрязнения окружающей среды, снижает расход топлива на 6 %.
Заявитель считает, что данная реклама ввела его в заблуждение, после приобретения топлива «JET» он не заметил улучшений в работе своего автомобиля.
Более того в рекламе топлива «JET» отсутствует существенная информация о рекламируемом бензине, а именно не указана марка и класс бензина, а также марка и экологический класс автомобильной техники, в рекламе использовано иностранное слово «JET» без указания его значения на русском языке.
Рекламный буклет ЗАО  «Оптан-Курган» «Топливо JET  Залей лошадей  ОПТАН» имеет следующее содержание.
На первой странице буклета размещена надпись «Топливо JET  Залей лошадей», ниже размещено изображение трех лошадей, скачущих по струе жидкости, направленной из топливораздаточного крана (пистолета). Еще ниже размещена выполненная крупным шрифтом надпись «ОПТАН». В середине страницы имеется надпись «сеть АЗС ОПТАН в Курганской области», под которой размещена схема расположения 14 АЗС на территории Курганской области и перечень адресов расположения АЗС. С левой стороны страницы расположен текст: «СОВЕТЫ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ  Если двигатель автомобиля уже имеет достаточно большой пробег, то применение  топлива JET  на начальной стадии может привести к некоторым отклонениям в его работе, что является естественным следствием применения бензина с моющим компонентом.  Данный факт связан с очисткой ранее образованных отложений. Однако, загрязнения из топливного бака не попадут в двигатель, а будут задержаны топливным фильтром. Для того чтобы избежать снижения подачи бензина в двигатель, рекомендуем через некоторое время после перехода на  топливо JET заменить топливный фильтр.  ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:  Топливом JET можно заправлять только новые автомобили? Не повредит ли использование топлива автомобилю, которому больше 10 лет?  Наоборот, использование  топлива JET поможет Вам очистить уже имеющиеся отложения на впускных клапанах, форсунках и всей топливной системе автомобиля. При постоянном использовании  топлива JET таких отложений уже не возникнет.  Сколько времени требуется применять топливо JET, чтобы достичь заметного результата?   JET начнет работу уже с первого применения. Чем раньше Вы перейдете на новое топливо, тем более высокие результаты оно покажет в Вашем автомобиле. ВАЖНО: для достижения лучшего результата необходимо использовать  топливо JET постоянно!  Добавляет ли  топливо JET лошадей?  Безусловно! Начните заправлять топливо JET уже сегодня, и Вы почувствуете, как автомобиль прибавит мощности!    Топливо JET, защищая двигатель, заботится о состоянии Вашего автомобиля  8-800-555-5678  WWW.OPTAN.RU».
На второй странице буклета на одной трети размещена с левой стороны анкета друга, которую необходимо заполнить, в том числе с текстом «4. Как Вы узнали о новом топливе JET?  получил буклет  от друзей/знакомых  прочитал в интернете  увидел рекламу на баннере  услышал по радио  случайно заехал на Вашу АЗС».
На остальной части страницы буклета размещен следующий текст: «Фирменное  топливо JET   Топливо JET производится на базе бензина Регуляр Евро-92 и Премиум Евро-95 путем ввода моющего компонента Keropur, разработанного немецким немецким концерном BASF. Испытания, проведенные концерном, показали, что введение в автомобильные бензины моющего компонента Keropur позволяют: Повысить надежность работы топливной аппаратуры, увеличить срок эксплуатации двигателя и продлить работоспособность выхлопной системы  Снизить расходы на внеплановое техническое обслуживание  Уменьшить расход топлива и токсичность отработанных газов  Увеличить мощность двигателя за счет специального состава топливной смеси   Основные отличия  топлива JET от обычного бензина  Уменьшение количества отложений на впускных клапанах  Сокращение уровня загрязнения карбюратора/инжектора  Обладание меньшей коррозионной активностью  Более плавный запуск двигателя, особенно в холодное время   Топливо JET соответствует экологическим стандартам ЕВРО 4  По всем характеристикам  топливо JET соответствует европейскому стандарту EURO 4, а по и некоторым параметрам даже превосходит российский ГОСТ Р 51866   Преимущества нового  топлива JET  Мощность, динамика  Увеличение мощности двигателя до 14 %.  При использовании  топлива JET мощность двигателя увеличивается до 14 %, а динамика разгона улучшается на 2 секунды, в зависимости от марки и мощности автомобиля.  Надежность  Защищает топливную систему автомобиля, продлевая срок службы двигателя.  Входящий в состав  топлива JET компонент  Keropur способствует удалению большей части углеводородных отложений, что позволяет двигателю работать более стабильно и эффективно. Для достижения лучшего результата необходимо использовать топливо JET постоянно!   Экологичность  Уменьшает загрязнение окружающей среды.  Использование топлива JET  снижает количество вредных выбросов, уменьшая содержания сернистых соединений в отработанных газах, что существенно снижает выбросы оксидов серы и твердых частиц в атмосферу.  Экономичность  Снижение расхода топлива до 6 %.   Более эффективная работа двигателя, за счет меньшего количества отложений, позволяет использовать топливо экономней.  ОПТАН».
Данный текст сопровождается графическими схемами «График сравнения отложений в двигателе», «График влияния нагара на ресурс двигателя», «График сравнения расхода топлива», а также фотографическими изображениями свечей и впускных клапанов.
Согласно пунктов 1-3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе»: реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования — товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар — продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Данный рекламный буклет  направлен на привлечения внимания, формирования и поддержание интереса неопределенного круга лиц на приобретение топлива JET  посредством доведения до них информации о преимуществах топлива JET и местах его реализации. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламный буклет полностью подпадает под  понятие «реклама».
Рекламные буклеты  «Топливо JET  Залей лошадей  ОПТАН», включающие в себя анкету-друга, изготовлялись и размещались ЗАО  «Оптан-Курган» на 14 АЗС компании на территории г. Кургана и Курганской области в период с 01.06.2012 года по 31.12.2012 года в рамках проведения акции по распространению дисконтных карт согласна приказа № 28/1 от 28.05.2012 года. Согласно отчета о распространении дисконтных карт план раздачи составлял 834 штуки, было сдано 364 буклета с заполненной  анкетой-друга.
Соответственно рекламодатель и рекламораспространитель указанного рекламного буклета - ЗАО  «Оптан-Курган».
Генеральным директором ЗАО  «Оптан-Курган» 20.04.2011 года утверждены «Технологический регламент на изготовление бензина автомобильного 95-Оптан Jet plus и 92-Оптан Jet plus» и «Технические условия ТУ 0251-001-41230485-2011 на бензины автомобильные 95-Оптан Jet plus и 92-Оптан Jet plus».
В соответствии с п. 3.1 «Технологического регламента на изготовление бензина автомобильного 95-Оптан Jet plus и 92-Оптан Jet plus» бензин автомобильный  92-Оптан Jet plus предназначен для автомобильной техники экологического класса 3, а автомобильный бензин  95-Оптан Jet plus для автомобильной техники экологического класса 3-5.
В соответствии с представленными ЗАО  «Оптан-Курган» документами о качестве продукции и сертификатами соответствия на автозаправочных станциях компании с 2011 года по настоящее время реализуется бензин автомобильный  92-Оптан Jet plus (паспорт продукции № 01/13 от 15.01.2013, протокол сертификационных испытаний № 128/11 от 25.05.2011), который соответствует нормам  по техническому регламенту в отношении класса 3, а также бензин автомобильный  95-Оптан Jet plus (паспорт продукции № 02/13 от 15.01.2013, протокол сертификационных испытаний № 127/11 от 25.05.2011), который соответствует нормам  по техническому регламенту в отношении класса 4.
Согласно протокола испытаний № 189 от 15.04.2013 года, проведенного Курганским филиалом ФГУ «Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Южно-Сибирском регионе»,  бензин автомобильный  92-Оптан Jet plus, изготовленный ЗАО  «Оптан-Курган», соответствует нормам технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» в отношении класса 3.
Согласно протокола испытаний № 192 от 18.04.2013 года, проведенного Курганским филиалом ФГУ «Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Южно-Сибирском регионе»,  бензин автомобильный  95-Оптан Jet plus, изготовленный ЗАО  «Оптан-Курган», соответствует нормам технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» в отношении класса 4.
Таким образом, текст рекламного буклета  «топливо JET соответствует европейскому стандарту EURO 4», достоверен только в отношении бензина автомобильного  95-Оптан Jet plus.
В подтверждении преимуществ топлива JET, указанных в рекламном буклете, представлено экспертное заключение № 8 от 06.06.2011 года по результатам испытания бензинов автомобильных производства ЗАО  «Оптан-Курган» марок  92-Оптан Jet plus и  95-Оптан Jet plus по ТУ  ТУ 0251-001-41230485-2011 с моющей присадкой  Keropur 3458N концерна  BASF (Германия), проведенное некоммерческим партнерством «Сертификационный центр автотракторной техники».
В данном экспертном заключении указано документальное подтверждение преимущественных характеристик  топлива JET, кроме  характеристики «динамика разгона улучшается на 2 секунды».
Других документальных подтверждений по тексту рекламного буклета ЗАО  «Оптан-Курган» не представило.
Соответственно текст «динамика разгона улучшается на 2 секунды» не отвечает критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Сравнительная характеристика в рекламе должна производится с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона  «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Из смысла ч. 7 ст. 5 Федерального закона  «О рекламе» следует, что реклама должна содержать не всю информацию, а всю существенную информацию о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, не допускающую искажения смысла информации и введения в заблуждение потребителя рекламы, то есть указанная норма закона обязывает формировать у потребителя рекламы правильное (достоверное) представление о соответствующем товаре.
Согласно абз. 6 п. 5.1 ГОСТа Р 51866-2002 (ЕН 228-2004) «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия» (постановление Госстандарта России от 31.01.2001 № 42-ст) в сопроводительных документах, в паспорте на автомобильный бензин и его рекламе изготовитель (продавец) обязан указать марку этого бензина и экологический класс автомобильной техники, для которой он предназначен.
ГОСТом Р 51866-2002 (ЕН 228-2004) установлены следующие марки бензинов: Регуляр Евро-92, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, а также их виды — 1, 2, 3.
ГОСТом Р 51105-97 (ЕН 228-1993) «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин» установлены следующие марки неэтилированных автомобильных бензинов: Нормаль-80, Регуляр-92.
В соответствии с п. 9 технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту»  изготовитель (продавец) обязан указывать в сопроводительных документах к автомобильному бензину, в паспорте на него и его рекламе  марку и класс этого бензина.
ЗАО  «Оптан-Курган» производит и реализует согласно «Технологического регламента на изготовление бензина автомобильного 95-Оптан Jet plus и 92-Оптан Jet plus» и «Техническим условиям ТУ 0251-001-41230485-2011 на бензины автомобильные 95-Оптан Jet plus и 92-Оптан Jet plus» автомобильные бензины  95-Оптан Jet plus и 92-Оптан Jet plus.
Таким образом, топливо JET - обобщенное обозначение автомобильного бензина 95-Оптан Jet plus и 92-Оптан Jet plus.
В рекламном буклете «Топливо JET  Залей лошадей  ОПТАН» отсутствует существенная информация о рекламируемом бензине, а именно: не указаны марка и класс бензина, а также марка и экологический класс автомобильной техники.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе. В соответствии с ч. 1 ст. 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
В рекламном буклете «Топливо JET  Залей лошадей  ОПТАН» использовано иностранное слово «JET» без указания его значения на русском языке.
Соответственно в данном рекламном буклете «Топливо JET  Залей лошадей  ОПТАН» есть признаки нарушения пунктов 1 и 2 части 3 и частей 7 и 11 ст. 5 Федерального закона  «О рекламе» - «Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условии применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации».
Представитель ЗАО «Оптан-Курган» возражал в рамках письменного объяснения,  что информация, размещенная на «анкете-заявлении», согласно п. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона  «О рекламе» не подпадает под действия данного закона. Информация о топливе JET носит исключительно справочно-информационный характер, как результат научных испытаний и не преследовала целей по продвижению товара на рынке. Нарушений рекламного законодательства со стороны ЗАО «Оптан-Курган» нет.
Указанные доводы комиссия  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о  рекламе считает не основанными на Федеральном законе  «О рекламе». Согласно п. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О рекламе» его действия не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющих в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой. Справочно-информационные материалы представляются в большинстве случаев в виде печатных или электронных документов, публикаций, статей и содержат анкетно-реквизитные, статистические, сводные или регулярно видоизменяющиеся полезные данные, основанные на количественных и качественных показателях отдельных явлений, объектов. Аналитический материал — информационный блок, состоящий из описания исследования какого-то факта, процесса, явления путем логических приемов, обоснованных выводов и прогнозов. Такие материалы не считаются рекламными в силу определенных обстоятельств. Самое главное из них — отсутствие цели продвижения или продажи описываемого товара, услуги, а цель — привлечения внимания человечества к актуальным глобальным проблемам. Данные материалы носят научно-просветительский, повествовательный характер. Преследование же коммерческого интереса при использовании подобных форм преподнесения информации говорит о наличии признаков рекламы. Обращения внимания потребителя в справочно-информационных материалах на свойства и качества одного субъекта или объекта на фоне незначительных сведений о других  субъектах или объектах может расцениваться как реклама. Информация, размещенная в рекламном буклете «Топливо JET  Залей лошадей  ОПТАН» не является справочно-информационным или аналитическим материалом, эта реклама направлена на привлечения внимания, формирования и поддержание интереса неопределенного круга лиц на приобретение топлива JET  посредством доведения до них информации о преимуществах топлива JET и местах его реализации. Об этом свидетельствует и текст приказа ЗАО «Оптан-Курган» № 28/1 от 28.05.2012 года: «В целях повышения объема продаж за наличный расчет на АЗС Компании, провести акцию по распространению дисконтных карт, под названием «Анкета друга». Уведомить потенциальных потребителей, которые пользуются дисконтной картой «Оптан», о проведении акции». В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О рекламе» указанный рекламный буклет полностью подпадает под понятие «реклама».
Данная реклама  в буклете «Топливо JET  Залей лошадей  ОПТАН» является ненадлежащей в соответствии с п. 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»  -  «Ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации».
В соответствии с п. 6 статьи  38 Федерального закона  «О рекламе» - «Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований,  установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего Федерального закона».
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального  закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА :

1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в буклете «Топливо JET  Залей лошадей  ОПТАН», в которой содержатся недостоверные сведения о преимуществах и характеристиках автомобильных бензинов 95-Оптан Jet plus и 92-Оптан Jet plus, отсутствует часть существенной информации, а также иностранное слово «JET» используется без перевода на русский язык, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1 и 2 части 3 и частей 7 и 11 ст. 5  Федерального  закона  «О рекламе».
2. Выдать ЗАО «Оптан-Курган»  предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курганского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 23 мая 2013 года, резолютивная часть решения объявлена 7 мая 2013 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия  управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о  рекламе 
рассмотрев дело № 35 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы ЗАО  «Оптан-Курган», распространяемой среди клиентов на АЗС данной компании в Курганской области в 2012 году, с признаками нарушения пунктов 1 и 2 части 3 и частей 7 и 11 статьи 5  Федерального закона  «О рекламе»

УСТАНОВИЛА:

21 января 2013 года в Курганское УФАС России  поступило заявление гр. С., в котором сообщается о нарушении Федерального закона «О рекламе» в рекламном буклете ЗАО  «Оптан-Курган» «Топливо JET  Залей лошадей  ОПТАН», размещенном на АЗС в г. Кургане в 2012 году. 
Срок рассмотрения заявления продлен на 1 месяц для предоставления дополнительных материалов и доказательств.
По мнению заявителя  реклама недостоверная, так как там указывается, что топливо «JET» соответствует экологическим стандартам ЕВРО-4, а по некоторым параметрам даже превосходит российское топливо, произведенное по ГОСТ Р 51866. Также в рекламе указано, что топливо «JET» обладает рядом преимуществ: уменьшает количество отложений на выпускных клапанах, сокращает уровень загрязнений карбюратора/инжектора, обладает меньшей коррозионной активностью, при использовании топлива «JET» мощность двигателя увеличивается до 14 %, а динамика разгона улучшается на 2 секунды, увеличивает срок службы двигателя, уменьшает загрязнения окружающей среды, снижает расход топлива на 6 %.
Заявитель считает, что данная реклама ввела его в заблуждение, после приобретения топлива «JET» он не заметил улучшений в работе своего автомобиля.
Более того в рекламе топлива «JET» отсутствует существенная информация о рекламируемом бензине, а именно не указана марка и класс бензина, а также марка и экологический класс автомобильной техники, в рекламе использовано иностранное слово «JET» без указания его значения на русском языке.
Рекламный буклет ЗАО  «Оптан-Курган» «Топливо JET  Залей лошадей  ОПТАН» имеет следующее содержание.
На первой странице буклета размещена надпись «Топливо JET  Залей лошадей», ниже размещено изображение трех лошадей, скачущих по струе жидкости, направленной из топливораздаточного крана (пистолета). Еще ниже размещена выполненная крупным шрифтом надпись «ОПТАН». В середине страницы имеется надпись «сеть АЗС ОПТАН в Курганской области», под которой размещена схема расположения 14 АЗС на территории Курганской области и перечень адресов расположения АЗС. С левой стороны страницы расположен текст: «СОВЕТЫ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ  Если двигатель автомобиля уже имеет достаточно большой пробег, то применение  топлива JET  на начальной стадии может привести к некоторым отклонениям в его работе, что является естественным следствием применения бензина с моющим компонентом.  Данный факт связан с очисткой ранее образованных отложений. Однако, загрязнения из топливного бака не попадут в двигатель, а будут задержаны топливным фильтром. Для того чтобы избежать снижения подачи бензина в двигатель, рекомендуем через некоторое время после перехода на  топливо JET заменить топливный фильтр.  ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:  Топливом JET можно заправлять только новые автомобили? Не повредит ли использование топлива автомобилю, которому больше 10 лет?  Наоборот, использование  топлива JET поможет Вам очистить уже имеющиеся отложения на впускных клапанах, форсунках и всей топливной системе автомобиля. При постоянном использовании  топлива JET таких отложений уже не возникнет.  Сколько времени требуется применять топливо JET, чтобы достичь заметного результата?   JET начнет работу уже с первого применения. Чем раньше Вы перейдете на новое топливо, тем более высокие результаты оно покажет в Вашем автомобиле. ВАЖНО: для достижения лучшего результата необходимо использовать  топливо JET постоянно!  Добавляет ли  топливо JET лошадей?  Безусловно! Начните заправлять топливо JET уже сегодня, и Вы почувствуете, как автомобиль прибавит мощности!    Топливо JET, защищая двигатель, заботится о состоянии Вашего автомобиля  8-800-555-5678  WWW.OPTAN.RU».
На второй странице буклета на одной трети размещена с левой стороны анкета друга, которую необходимо заполнить, в том числе с текстом «4. Как Вы узнали о новом топливе JET?  получил буклет  от друзей/знакомых  прочитал в интернете  увидел рекламу на баннере  услышал по радио  случайно заехал на Вашу АЗС».
На остальной части страницы буклета размещен следующий текст: «Фирменное  топливо JET   Топливо JET производится на базе бензина Регуляр Евро-92 и Премиум Евро-95 путем ввода моющего компонента Keropur, разработанного немецким немецким концерном BASF. Испытания, проведенные концерном, показали, что введение в автомобильные бензины моющего компонента Keropur позволяют: Повысить надежность работы топливной аппаратуры, увеличить срок эксплуатации двигателя и продлить работоспособность выхлопной системы  Снизить расходы на внеплановое техническое обслуживание  Уменьшить расход топлива и токсичность отработанных газов  Увеличить мощность двигателя за счет специального состава топливной смеси   Основные отличия  топлива JET от обычного бензина  Уменьшение количества отложений на впускных клапанах  Сокращение уровня загрязнения карбюратора/инжектора  Обладание меньшей коррозионной активностью  Более плавный запуск двигателя, особенно в холодное время   Топливо JET соответствует экологическим стандартам ЕВРО 4  По всем характеристикам  топливо JET соответствует европейскому стандарту EURO 4, а по и некоторым параметрам даже превосходит российский ГОСТ Р 51866   Преимущества нового  топлива JET  Мощность, динамика  Увеличение мощности двигателя до 14 %.  При использовании  топлива JET мощность двигателя увеличивается до 14 %, а динамика разгона улучшается на 2 секунды, в зависимости от марки и мощности автомобиля.  Надежность  Защищает топливную систему автомобиля, продлевая срок службы двигателя.  Входящий в состав  топлива JET компонент  Keropur способствует удалению большей части углеводородных отложений, что позволяет двигателю работать более стабильно и эффективно. Для достижения лучшего результата необходимо использовать топливо JET постоянно!   Экологичность  Уменьшает загрязнение окружающей среды.  Использование топлива JET  снижает количество вредных выбросов, уменьшая содержания сернистых соединений в отработанных газах, что существенно снижает выбросы оксидов серы и твердых частиц в атмосферу.  Экономичность  Снижение расхода топлива до 6 %.   Более эффективная работа двигателя, за счет меньшего количества отложений, позволяет использовать топливо экономней.  ОПТАН».
Данный текст сопровождается графическими схемами «График сравнения отложений в двигателе», «График влияния нагара на ресурс двигателя», «График сравнения расхода топлива», а также фотографическими изображениями свечей и впускных клапанов.
Согласно пунктов 1-3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе»: реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования — товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар — продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Данный рекламный буклет  направлен на привлечения внимания, формирования и поддержание интереса неопределенного круга лиц на приобретение топлива JET  посредством доведения до них информации о преимуществах топлива JET и местах его реализации. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламный буклет полностью подпадает под  понятие «реклама».
Рекламные буклеты  «Топливо JET  Залей лошадей  ОПТАН», включающие в себя анкету-друга, изготовлялись и размещались ЗАО  «Оптан-Курган» на 14 АЗС компании на территории г. Кургана и Курганской области в период с 01.06.2012 года по 31.12.2012 года в рамках проведения акции по распространению дисконтных карт согласна приказа № 28/1 от 28.05.2012 года. Согласно отчета о распространении дисконтных карт план раздачи составлял 834 штуки, было сдано 364 буклета с заполненной  анкетой-друга.
Соответственно рекламодатель и рекламораспространитель указанного рекламного буклета - ЗАО  «Оптан-Курган».
Генеральным директором ЗАО  «Оптан-Курган» 20.04.2011 года утверждены «Технологический регламент на изготовление бензина автомобильного 95-Оптан Jet plus и 92-Оптан Jet plus» и «Технические условия ТУ 0251-001-41230485-2011 на бензины автомобильные 95-Оптан Jet plus и 92-Оптан Jet plus».
В соответствии с п. 3.1 «Технологического регламента на изготовление бензина автомобильного 95-Оптан Jet plus и 92-Оптан Jet plus» бензин автомобильный  92-Оптан Jet plus предназначен для автомобильной техники экологического класса 3, а автомобильный бензин  95-Оптан Jet plus для автомобильной техники экологического класса 3-5.
В соответствии с представленными ЗАО  «Оптан-Курган» документами о качестве продукции и сертификатами соответствия на автозаправочных станциях компании с 2011 года по настоящее время реализуется бензин автомобильный  92-Оптан Jet plus (паспорт продукции № 01/13 от 15.01.2013, протокол сертификационных испытаний № 128/11 от 25.05.2011), который соответствует нормам  по техническому регламенту в отношении класса 3, а также бензин автомобильный  95-Оптан Jet plus (паспорт продукции № 02/13 от 15.01.2013, протокол сертификационных испытаний № 127/11 от 25.05.2011), который соответствует нормам  по техническому регламенту в отношении класса 4.
Согласно протокола испытаний № 189 от 15.04.2013 года, проведенного Курганским филиалом ФГУ «Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Южно-Сибирском регионе»,  бензин автомобильный  92-Оптан Jet plus, изготовленный ЗАО  «Оптан-Курган», соответствует нормам технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» в отношении класса 3.
Согласно протокола испытаний № 192 от 18.04.2013 года, проведенного Курганским филиалом ФГУ «Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Южно-Сибирском регионе»,  бензин автомобильный  95-Оптан Jet plus, изготовленный ЗАО  «Оптан-Курган», соответствует нормам технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» в отношении класса 4.
Таким образом, текст рекламного буклета  «топливо JET соответствует европейскому стандарту EURO 4», достоверен только в отношении бензина автомобильного  95-Оптан Jet plus.
В подтверждении преимуществ топлива JET, указанных в рекламном буклете, представлено экспертное заключение № 8 от 06.06.2011 года по результатам испытания бензинов автомобильных производства ЗАО  «Оптан-Курган» марок  92-Оптан Jet plus и  95-Оптан Jet plus по ТУ  ТУ 0251-001-41230485-2011 с моющей присадкой  Keropur 3458N концерна  BASF (Германия), проведенное некоммерческим партнерством «Сертификационный центр автотракторной техники».
В данном экспертном заключении указано документальное подтверждение преимущественных характеристик  топлива JET, кроме  характеристики «динамика разгона улучшается на 2 секунды».
Других документальных подтверждений по тексту рекламного буклета ЗАО  «Оптан-Курган» не представило.
Соответственно текст «динамика разгона улучшается на 2 секунды» не отвечает критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Сравнительная характеристика в рекламе должна производится с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона  «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Из смысла ч. 7 ст. 5 Федерального закона  «О рекламе» следует, что реклама должна содержать не всю информацию, а всю существенную информацию о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, не допускающую искажения смысла информации и введения в заблуждение потребителя рекламы, то есть указанная норма закона обязывает формировать у потребителя рекламы правильное (достоверное) представление о соответствующем товаре.
Согласно абз. 6 п. 5.1 ГОСТа Р 51866-2002 (ЕН 228-2004) «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия» (постановление Госстандарта России от 31.01.2001 № 42-ст) в сопроводительных документах, в паспорте на автомобильный бензин и его рекламе изготовитель (продавец) обязан указать марку этого бензина и экологический класс автомобильной техники, для которой он предназначен.
ГОСТом Р 51866-2002 (ЕН 228-2004) установлены следующие марки бензинов: Регуляр Евро-92, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, а также их виды — 1, 2, 3.
ГОСТом Р 51105-97 (ЕН 228-1993) «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин» установлены следующие марки неэтилированных автомобильных бензинов: Нормаль-80, Регуляр-92.
В соответствии с п. 9 технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту»  изготовитель (продавец) обязан указывать в сопроводительных документах к автомобильному бензину, в паспорте на него и его рекламе  марку и класс этого бензина.
ЗАО  «Оптан-Курган» производит и реализует согласно «Технологического регламента на изготовление бензина автомобильного 95-Оптан Jet plus и 92-Оптан Jet plus» и «Техническим условиям ТУ 0251-001-41230485-2011 на бензины автомобильные 95-Оптан Jet plus и 92-Оптан Jet plus» автомобильные бензины  95-Оптан Jet plus и 92-Оптан Jet plus.
Таким образом, топливо JET - обобщенное обозначение автомобильного бензина 95-Оптан Jet plus и 92-Оптан Jet plus.
В рекламном буклете «Топливо JET  Залей лошадей  ОПТАН» отсутствует существенная информация о рекламируемом бензине, а именно: не указаны марка и класс бензина, а также марка и экологический класс автомобильной техники.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе. В соответствии с ч. 1 ст. 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
В рекламном буклете «Топливо JET  Залей лошадей  ОПТАН» использовано иностранное слово «JET» без указания его значения на русском языке.
Соответственно в данном рекламном буклете «Топливо JET  Залей лошадей  ОПТАН» есть признаки нарушения пунктов 1 и 2 части 3 и частей 7 и 11 ст. 5 Федерального закона  «О рекламе» - «Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условии применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации».
Представитель ЗАО «Оптан-Курган» возражал в рамках письменного объяснения,  что информация, размещенная на «анкете-заявлении», согласно п. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона  «О рекламе» не подпадает под действия данного закона. Информация о топливе JET носит исключительно справочно-информационный характер, как результат научных испытаний и не преследовала целей по продвижению товара на рынке. Нарушений рекламного законодательства со стороны ЗАО «Оптан-Курган» нет.
Указанные доводы комиссия  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о  рекламе считает не основанными на Федеральном законе  «О рекламе». Согласно п. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О рекламе» его действия не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющих в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой. Справочно-информационные материалы представляются в большинстве случаев в виде печатных или электронных документов, публикаций, статей и содержат анкетно-реквизитные, статистические, сводные или регулярно видоизменяющиеся полезные данные, основанные на количественных и качественных показателях отдельных явлений, объектов. Аналитический материал — информационный блок, состоящий из описания исследования какого-то факта, процесса, явления путем логических приемов, обоснованных выводов и прогнозов. Такие материалы не считаются рекламными в силу определенных обстоятельств. Самое главное из них — отсутствие цели продвижения или продажи описываемого товара, услуги, а цель — привлечения внимания человечества к актуальным глобальным проблемам. Данные материалы носят научно-просветительский, повествовательный характер. Преследование же коммерческого интереса при использовании подобных форм преподнесения информации говорит о наличии признаков рекламы. Обращения внимания потребителя в справочно-информационных материалах на свойства и качества одного субъекта или объекта на фоне незначительных сведений о других  субъектах или объектах может расцениваться как реклама. Информация, размещенная в рекламном буклете «Топливо JET  Залей лошадей  ОПТАН» не является справочно-информационным или аналитическим материалом, эта реклама направлена на привлечения внимания, формирования и поддержание интереса неопределенного круга лиц на приобретение топлива JET  посредством доведения до них информации о преимуществах топлива JET и местах его реализации. Об этом свидетельствует и текст приказа ЗАО «Оптан-Курган» № 28/1 от 28.05.2012 года: «В целях повышения объема продаж за наличный расчет на АЗС Компании, провести акцию по распространению дисконтных карт, под названием «Анкета друга». Уведомить потенциальных потребителей, которые пользуются дисконтной картой «Оптан», о проведении акции». В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О рекламе» указанный рекламный буклет полностью подпадает под понятие «реклама».
Данная реклама  в буклете «Топливо JET  Залей лошадей  ОПТАН» является ненадлежащей в соответствии с п. 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»  -  «Ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации».
В соответствии с п. 6 статьи  38 Федерального закона  «О рекламе» - «Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований,  установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего Федерального закона».
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального  закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА :

1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в буклете «Топливо JET  Залей лошадей  ОПТАН», в которой содержатся недостоверные сведения о преимуществах и характеристиках автомобильных бензинов 95-Оптан Jet plus и 92-Оптан Jet plus, отсутствует часть существенной информации, а также иностранное слово «JET» используется без перевода на русский язык, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1 и 2 части 3 и частей 7 и 11 ст. 5  Федерального  закона  «О рекламе».
2. Выдать ЗАО «Оптан-Курган»  предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курганского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 23 мая 2013 года, резолютивная часть решения объявлена 7 мая 2013 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №35 [format] => [safe_value] => №35 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Управление Федеральной антимонопольной службы в пределах своих полномочий осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о рекламе по следующим основным направлениям:
– предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан;
– защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
– привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-23 09:25:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-23 09:25:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1380619730 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Курганское УФАС России )