Решение и предписание по делу № 199 в отношении Шатровской сельской Думы

Номер дела: 199
Дата публикации: 7 марта 2014, 10:17

Резолютивная часть решения оглашена "28" февраля 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено "07" марта 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной  службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства, рассмотрев дело № 199 по признакам нарушения Шатровской сельской Думой (641860, ул. Федосеева, 53, с. Шатрово, Курганская обл, ИНН 4523003677) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)
УСТАНОВИЛА:

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области № 248 от 26.09.2013 года проведена выездная плановая проверка в отношении: Шатровской сельской Думы (641860, ул. Федосеева, 53, с. Шатрово, Курганская обл, ИНН 4523003677).
В ходе проверки проанализированы решения Шатровской сельской Думы Думы.
Решением Шатровской сельской Думы от 18.03.2011 года № 98 утверждены тарифы и нормативы на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для потребителей муниципального образования Шатровского сельсовета.
Пунктом 1 вышеуказанного решения утвержден тариф на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для ИП Н.... в размере 61-84 руб с одного человека в месяц, 223-24 руб с предприятий и организаций разных форм собственности, предпринимателей без образования юридического лица.
В связи с выявлением в действиях Шатровской сельской Думы признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции и на основании приказа Курганского УФАС России  № 335 от 09.12.2013 возбуждено дело № 199 о нарушении антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения дела установлено, что тариф  на услуги по вывозу твердых бытовых отходов установлен на основании заявления ИП Н..... Представитель Администрации Шатровского сельсовета пояснил, что Н.... не представлял никакие документы для расчета данного тарифа. Тариф установлен по аналогии с решением Каргапольской поселковой Думы от 30.11.2010 года № 116 «Об утверждении тарифов и нормативов на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для потребителей муниципального образования рабочего поселка Каргаполье», руководствуясь письмом Роспотребнадзора по Курганской области от 11.02.2011 года № 01-05-64/366, постановлением Администрации города Кургана от 06.07.2005 года № 1431 «Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов от объектов общественного назначения, торговых, социально-культурных, коммунально-бытовых и других организаций г. Кургана, постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30.11.2010 года № 43-43 «Об утверждении тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей ООО «Сельхозмонтаж» (Каргапольский район: р.п. Каргаполье) с 01.01.2011 года по 31.12.2011 года».
Из пояснений представителя Администрации Шатровского сельсовета следует, что само спорное решение действует и в настоящее время, изменения коснулись лишь формулировки пункта 1 вышеуказанного решения. Полигон для утилизации твердых бытовых отходов Администрацией Шатровского района до сих пор не оформлен. В связи с этим ИП Н.... отказался от осуществления деятельности по вывозу твердых бытовых отходов. В настоящее время тариф на данную услугу распространяется на все организации.
Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные доказательства по делу, заслушала доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.
Решением Шатровской сельской Думы от 18.03.2011 года № 98 утверждены тарифы и нормативы на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для потребителей муниципального образования Шатровского сельсовета.
Вышеуказанным решением утвержден тариф на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для ИП Неустроева А.Н. в размере 61-84 руб с одного человека в месяц, 223-24 руб с предприятий и организаций разных форм собственности, предпринимателей без образования юридического лица.
Услуги по вывозу твердых бытовых отходов не относятся к коммунальным услугам, следовательно, нормативные акты, указанные в преамбуле решения, не могут регулировать порядок определения тарифа (платы) за оказание  услуг по вывозу твердых бытовых отходов.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится лишь организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Из части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также следует, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года № 155, под твердыми и жидкими бытовыми отходами следует считать отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Вышеуказанный Федеральный закон не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 указанной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В указанный перечень не входят сбор, вывоз, утилизация твердых бытовых отходов.
Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является не регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги.
Услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения.
При согласии потребителя стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
Организация, оказывающая услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, вправе самостоятельно урегулировать взаимоотношения с организациями, оказывающими услуги по захоронению твердых бытовых отходов.
Данная правовая позиция изложена в Письме Минрегиона РФ от 03.10.2008 года № 25080-СК/14 «О разъяснениях по вопросу деятельности, связанной с утилизацией твердых бытовых отходов».
В связи с тем, что услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов являются конкурентными и их стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем, то орган местного самоуправления не в праве устанавливать тарифы для хозяйствующих субъектов осуществляющих  сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
Незаконное установление органом местного самоуправления стоимости услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов для хозяйствующего субъекта может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления.
Таким образом, в действиях Шатровской сельской Думы усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в незаконном установлении тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для ИП Н....что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
Решением Шатровской сельской Думы от 20.02.2014 года № 240 внесены изменения в решение Шатровской сельской Думы от 18.03.2011 года № 98 «Об утверждении тарифов и нормативов на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для потребителей муниципального образования Шатровского сельсовета».
Согласно данным изменениям пункт 1 решения Шатровской сельской Думы от 18.03.2011 года № 98 изложен в следующей редакции: «Установить и ввести в действие с 1.04.2011 года следующие тарифы и услуги по вывозу твердых бытовых отходов».
Как отмечалось выше в полномочия органов местного самоуправления не входит утверждение тарифов на услуги по вывозу твердых бытовых отходов, следовательно, принятие решения Шатровской сельской Думы от 20.02.2014 года № 240 не является добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия
РЕШИЛА:

1.Признать в действиях Шатровской сельской Думы (641860, ул. Федосеева, 53, с. Шатрово, Курганская обл, ИНН 4523003677) нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в незаконном установлении тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для ИП Н.....что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
2.Выдать Шатровской сельской Думе предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела № 199 по признакам нарушения антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 21, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 07.03.2014 года по делу № 199 о нарушении Шатровской сельской Думой (641860, ул. Федосеева, 53, с. Шатрово, Курганская обл, ИНН 4523003677) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.Шатровской сельской Думе (641860, ул. Федосеева, 53, с. Шатрово, Курганская обл, ИНН 4523003677) прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно: в месячный срок со дня получения предписания исключить пункт 1 из решения Шатровской сельской Думы от 18.03.2011 года № 98 «Об утверждении тарифов и нормативов на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для потребителей муниципального образования Шатровского сельсовета».
2.Шатровской сельской Думе о выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня выдачи предписания.

stdClass Object ( [vid] => 9682 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 199 в отношении Шатровской сельской Думы [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9682 [type] => solution [language] => ru [created] => 1394166012 [changed] => 1394166012 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1394166012 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения оглашена "28" февраля 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено "07" марта 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной  службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства, рассмотрев дело № 199 по признакам нарушения Шатровской сельской Думой (641860, ул. Федосеева, 53, с. Шатрово, Курганская обл, ИНН 4523003677) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)
УСТАНОВИЛА:

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области № 248 от 26.09.2013 года проведена выездная плановая проверка в отношении: Шатровской сельской Думы (641860, ул. Федосеева, 53, с. Шатрово, Курганская обл, ИНН 4523003677).
В ходе проверки проанализированы решения Шатровской сельской Думы Думы.
Решением Шатровской сельской Думы от 18.03.2011 года № 98 утверждены тарифы и нормативы на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для потребителей муниципального образования Шатровского сельсовета.
Пунктом 1 вышеуказанного решения утвержден тариф на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для ИП Н.... в размере 61-84 руб с одного человека в месяц, 223-24 руб с предприятий и организаций разных форм собственности, предпринимателей без образования юридического лица.
В связи с выявлением в действиях Шатровской сельской Думы признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции и на основании приказа Курганского УФАС России  № 335 от 09.12.2013 возбуждено дело № 199 о нарушении антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения дела установлено, что тариф  на услуги по вывозу твердых бытовых отходов установлен на основании заявления ИП Н..... Представитель Администрации Шатровского сельсовета пояснил, что Н.... не представлял никакие документы для расчета данного тарифа. Тариф установлен по аналогии с решением Каргапольской поселковой Думы от 30.11.2010 года № 116 «Об утверждении тарифов и нормативов на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для потребителей муниципального образования рабочего поселка Каргаполье», руководствуясь письмом Роспотребнадзора по Курганской области от 11.02.2011 года № 01-05-64/366, постановлением Администрации города Кургана от 06.07.2005 года № 1431 «Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов от объектов общественного назначения, торговых, социально-культурных, коммунально-бытовых и других организаций г. Кургана, постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30.11.2010 года № 43-43 «Об утверждении тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей ООО «Сельхозмонтаж» (Каргапольский район: р.п. Каргаполье) с 01.01.2011 года по 31.12.2011 года».
Из пояснений представителя Администрации Шатровского сельсовета следует, что само спорное решение действует и в настоящее время, изменения коснулись лишь формулировки пункта 1 вышеуказанного решения. Полигон для утилизации твердых бытовых отходов Администрацией Шатровского района до сих пор не оформлен. В связи с этим ИП Н.... отказался от осуществления деятельности по вывозу твердых бытовых отходов. В настоящее время тариф на данную услугу распространяется на все организации.
Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные доказательства по делу, заслушала доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.
Решением Шатровской сельской Думы от 18.03.2011 года № 98 утверждены тарифы и нормативы на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для потребителей муниципального образования Шатровского сельсовета.
Вышеуказанным решением утвержден тариф на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для ИП Неустроева А.Н. в размере 61-84 руб с одного человека в месяц, 223-24 руб с предприятий и организаций разных форм собственности, предпринимателей без образования юридического лица.
Услуги по вывозу твердых бытовых отходов не относятся к коммунальным услугам, следовательно, нормативные акты, указанные в преамбуле решения, не могут регулировать порядок определения тарифа (платы) за оказание  услуг по вывозу твердых бытовых отходов.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится лишь организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Из части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также следует, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года № 155, под твердыми и жидкими бытовыми отходами следует считать отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Вышеуказанный Федеральный закон не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 указанной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В указанный перечень не входят сбор, вывоз, утилизация твердых бытовых отходов.
Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является не регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги.
Услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения.
При согласии потребителя стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
Организация, оказывающая услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, вправе самостоятельно урегулировать взаимоотношения с организациями, оказывающими услуги по захоронению твердых бытовых отходов.
Данная правовая позиция изложена в Письме Минрегиона РФ от 03.10.2008 года № 25080-СК/14 «О разъяснениях по вопросу деятельности, связанной с утилизацией твердых бытовых отходов».
В связи с тем, что услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов являются конкурентными и их стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем, то орган местного самоуправления не в праве устанавливать тарифы для хозяйствующих субъектов осуществляющих  сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
Незаконное установление органом местного самоуправления стоимости услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов для хозяйствующего субъекта может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления.
Таким образом, в действиях Шатровской сельской Думы усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в незаконном установлении тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для ИП Н....что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
Решением Шатровской сельской Думы от 20.02.2014 года № 240 внесены изменения в решение Шатровской сельской Думы от 18.03.2011 года № 98 «Об утверждении тарифов и нормативов на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для потребителей муниципального образования Шатровского сельсовета».
Согласно данным изменениям пункт 1 решения Шатровской сельской Думы от 18.03.2011 года № 98 изложен в следующей редакции: «Установить и ввести в действие с 1.04.2011 года следующие тарифы и услуги по вывозу твердых бытовых отходов».
Как отмечалось выше в полномочия органов местного самоуправления не входит утверждение тарифов на услуги по вывозу твердых бытовых отходов, следовательно, принятие решения Шатровской сельской Думы от 20.02.2014 года № 240 не является добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия
РЕШИЛА:

1.Признать в действиях Шатровской сельской Думы (641860, ул. Федосеева, 53, с. Шатрово, Курганская обл, ИНН 4523003677) нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в незаконном установлении тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для ИП Н.....что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
2.Выдать Шатровской сельской Думе предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела № 199 по признакам нарушения антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 21, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 07.03.2014 года по делу № 199 о нарушении Шатровской сельской Думой (641860, ул. Федосеева, 53, с. Шатрово, Курганская обл, ИНН 4523003677) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.Шатровской сельской Думе (641860, ул. Федосеева, 53, с. Шатрово, Курганская обл, ИНН 4523003677) прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно: в месячный срок со дня получения предписания исключить пункт 1 из решения Шатровской сельской Думы от 18.03.2011 года № 98 «Об утверждении тарифов и нормативов на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для потребителей муниципального образования Шатровского сельсовета».
2.Шатровской сельской Думе о выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня выдачи предписания.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения оглашена "28" февраля 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено "07" марта 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной  службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства, рассмотрев дело № 199 по признакам нарушения Шатровской сельской Думой (641860, ул. Федосеева, 53, с. Шатрово, Курганская обл, ИНН 4523003677) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)
УСТАНОВИЛА:

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области № 248 от 26.09.2013 года проведена выездная плановая проверка в отношении: Шатровской сельской Думы (641860, ул. Федосеева, 53, с. Шатрово, Курганская обл, ИНН 4523003677).
В ходе проверки проанализированы решения Шатровской сельской Думы Думы.
Решением Шатровской сельской Думы от 18.03.2011 года № 98 утверждены тарифы и нормативы на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для потребителей муниципального образования Шатровского сельсовета.
Пунктом 1 вышеуказанного решения утвержден тариф на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для ИП Н.... в размере 61-84 руб с одного человека в месяц, 223-24 руб с предприятий и организаций разных форм собственности, предпринимателей без образования юридического лица.
В связи с выявлением в действиях Шатровской сельской Думы признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции и на основании приказа Курганского УФАС России  № 335 от 09.12.2013 возбуждено дело № 199 о нарушении антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения дела установлено, что тариф  на услуги по вывозу твердых бытовых отходов установлен на основании заявления ИП Н..... Представитель Администрации Шатровского сельсовета пояснил, что Н.... не представлял никакие документы для расчета данного тарифа. Тариф установлен по аналогии с решением Каргапольской поселковой Думы от 30.11.2010 года № 116 «Об утверждении тарифов и нормативов на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для потребителей муниципального образования рабочего поселка Каргаполье», руководствуясь письмом Роспотребнадзора по Курганской области от 11.02.2011 года № 01-05-64/366, постановлением Администрации города Кургана от 06.07.2005 года № 1431 «Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов от объектов общественного назначения, торговых, социально-культурных, коммунально-бытовых и других организаций г. Кургана, постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30.11.2010 года № 43-43 «Об утверждении тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей ООО «Сельхозмонтаж» (Каргапольский район: р.п. Каргаполье) с 01.01.2011 года по 31.12.2011 года».
Из пояснений представителя Администрации Шатровского сельсовета следует, что само спорное решение действует и в настоящее время, изменения коснулись лишь формулировки пункта 1 вышеуказанного решения. Полигон для утилизации твердых бытовых отходов Администрацией Шатровского района до сих пор не оформлен. В связи с этим ИП Н.... отказался от осуществления деятельности по вывозу твердых бытовых отходов. В настоящее время тариф на данную услугу распространяется на все организации.
Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные доказательства по делу, заслушала доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.
Решением Шатровской сельской Думы от 18.03.2011 года № 98 утверждены тарифы и нормативы на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для потребителей муниципального образования Шатровского сельсовета.
Вышеуказанным решением утвержден тариф на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для ИП Неустроева А.Н. в размере 61-84 руб с одного человека в месяц, 223-24 руб с предприятий и организаций разных форм собственности, предпринимателей без образования юридического лица.
Услуги по вывозу твердых бытовых отходов не относятся к коммунальным услугам, следовательно, нормативные акты, указанные в преамбуле решения, не могут регулировать порядок определения тарифа (платы) за оказание  услуг по вывозу твердых бытовых отходов.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится лишь организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Из части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также следует, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года № 155, под твердыми и жидкими бытовыми отходами следует считать отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Вышеуказанный Федеральный закон не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 указанной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В указанный перечень не входят сбор, вывоз, утилизация твердых бытовых отходов.
Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является не регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги.
Услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения.
При согласии потребителя стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
Организация, оказывающая услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, вправе самостоятельно урегулировать взаимоотношения с организациями, оказывающими услуги по захоронению твердых бытовых отходов.
Данная правовая позиция изложена в Письме Минрегиона РФ от 03.10.2008 года № 25080-СК/14 «О разъяснениях по вопросу деятельности, связанной с утилизацией твердых бытовых отходов».
В связи с тем, что услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов являются конкурентными и их стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем, то орган местного самоуправления не в праве устанавливать тарифы для хозяйствующих субъектов осуществляющих  сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
Незаконное установление органом местного самоуправления стоимости услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов для хозяйствующего субъекта может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления.
Таким образом, в действиях Шатровской сельской Думы усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в незаконном установлении тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для ИП Н....что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
Решением Шатровской сельской Думы от 20.02.2014 года № 240 внесены изменения в решение Шатровской сельской Думы от 18.03.2011 года № 98 «Об утверждении тарифов и нормативов на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для потребителей муниципального образования Шатровского сельсовета».
Согласно данным изменениям пункт 1 решения Шатровской сельской Думы от 18.03.2011 года № 98 изложен в следующей редакции: «Установить и ввести в действие с 1.04.2011 года следующие тарифы и услуги по вывозу твердых бытовых отходов».
Как отмечалось выше в полномочия органов местного самоуправления не входит утверждение тарифов на услуги по вывозу твердых бытовых отходов, следовательно, принятие решения Шатровской сельской Думы от 20.02.2014 года № 240 не является добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия
РЕШИЛА:

1.Признать в действиях Шатровской сельской Думы (641860, ул. Федосеева, 53, с. Шатрово, Курганская обл, ИНН 4523003677) нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в незаконном установлении тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для ИП Н.....что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
2.Выдать Шатровской сельской Думе предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела № 199 по признакам нарушения антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 21, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 07.03.2014 года по делу № 199 о нарушении Шатровской сельской Думой (641860, ул. Федосеева, 53, с. Шатрово, Курганская обл, ИНН 4523003677) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.Шатровской сельской Думе (641860, ул. Федосеева, 53, с. Шатрово, Курганская обл, ИНН 4523003677) прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно: в месячный срок со дня получения предписания исключить пункт 1 из решения Шатровской сельской Думы от 18.03.2011 года № 98 «Об утверждении тарифов и нормативов на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для потребителей муниципального образования Шатровского сельсовета».
2.Шатровской сельской Думе о выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня выдачи предписания.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 199 [format] => [safe_value] => 199 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области  в пределах своих полномочий осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Курганской области и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-07 04:17:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-07 04:17:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1394166012 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Курганское УФАС России )