Решение №84

Номер дела: 84
Дата публикации: 30 июня 2014, 08:26

РЕШЕНИЕ № 84

 

г. Курган                                              

25 марта 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 21.03.2014 г.

Решение изготовлено в полном объеме 25.03.2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии — Гагарина И.В —  руководитель Курганского УФАС России;

Члены комиссии:

Бынзер О.С. –начальник отдела Курганского УФАС России;

Ефремова Е.А.- государственный инспектор Курганского УФАС России,

рассмотрев дело № 84 по признакам нарушения ООО «Мастер» (место нахождения: 641310, Курганская область, Кетовский р-он, с. Кетово, ул.Энергетиков, 1), Шишовым Антоном Витальевичем (место проживания: 640000, г. Курган, ул. Криволапова, 13А- 40) и ОАО «Газпром газораспределение Курган» (место нахождения: 640000, г. Курган, ул. К.Мяготина, 90А) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  

 

УСТАНОВИЛА:

25 марта 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее- Курганское УФАС, антимонопольный орган) поступило заявление Б*** (далее- заявитель), содержащее в себе жалобу на действия ООО «Мастер» по установлению платы в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей за согласование акта разграничения балансовой принадлежности, необходимого для подключения жилого дома № 30 ул. Береговая д. Патронное, Кетовского района Курганской области к существующему газопроводу.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции)  Курганским УФАС России возбуждено дело № 84 по признакам нарушения  ООО «Мастер» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела № 84 Б*** на заявленных доводах настаивала. Пояснила, что в 2009 году вступила в Некоммерческое партнерство «Лукино» по газификации деревни Патронное. Задолженности по оплате работ строительства газопровода не имеет, так же заявителем оплачены все членские взносы, в подтверждении чего в материалы дела были представлены квитанции об оплате и справка № 37 от 08.05.2009 года, свидетельствующая об отсутствии задолженности перед НП «Лукино». Однако, в 2009- 2010 году заводить газ в дом не стала по субъективным причинам.

21 января 2013 года было завершено производство по судебному делу № А34-1543/2012 по заявлению ООО «Мастер» о признании НП «Лукино» несостоятельным (банкротом).

В ходе судебного заседания по делу № А34- 1543/2012 по признанию НП «Лукино» несостоятельным (банкротом) в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)“ была сформирована конкурсная масса, при реализации которой Сооружение — газопровод, назначение: коммуникационное. Протяженность 8784 м. Адрес (местонахождение): Россия, Курганская область, Кетовский район, д. Лукино, д. Патронное. Инвентарный номер : 37:214:002:200685780 перешло в собственность физического лица — Шишова Антона Витальевича.

22 января 2013 года на основании договора купли- продажи № 1 от 26.11.2012 года право собственности за Шишовым А.В. было зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (свидетельство № 45 АА 504756).

Определением о привлечении в качестве ответчика по делу № 84 от 02.10.2013 года к участию в деле был привлечен Шишов Антон Витальевич.

В 2013 году с целью подключения жилого дома № 30 по ул. Береговая в д. Патронное Б*** обратилась в Администрацию Кетовского район для установления надлежащего владельца газопровода в д. Патронное. Письмом № Б-57 от 21.03.2013 года в адрес заявителя были предоставлены сведения о владении разводящих газовых сетей в д. Лукино и д. Патронное ООО «Мастер».

Письмами от 27.03.2013, 05.04.2013 года в адрес ООО «Мастер» Белоусова М.А. обратилась с просьбой подписания акта разграничения балансовой принадлежности. Ответа не последовало.

Согласно пункту 9 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", указанный выше акт необходим для заключения договора поставки газа, без наличия которого невозможно осуществить пуск газа.

В офисе ООО «Мастер» с Б*** потребовали 40 000 (сорок тысяч) рублей за согласование акта разграничения балансовой принадлежности, мотивируя тем, что собственник вправе самостоятельно устанавливать плату за пользование своим имуществом. Аналогичное обоснование требование платы содержится и в письме Администрации Кетовского района от 21.03.2013 года, направленные в адрес Б***.

В ходе рассмотрения дела Белоусова М.А. заказным письмом с уведомлением в адрес Шишова А.А., как собственника спорного газопровода, от 30.07.2013 и 01.11.2013 года направляла требование о подписании с ней акта разграничения балансовой принадлежности с целью дальнейшего пуска газа, однако, Шишов А.В. уклонялся от получения корреспонденции. При очном вручении требования- злоупотреблял правом собственника газопровода, а именно выяснял «цель согласования указанного акта».

В материалы дела № 16 гражданами представлены копии актов разграничения балансовой принадлежности, подписанные со стороны собственника: ООО «Мастер», ПК «Звездный газ» в период владения газопроводом Шишовым А.В.

По договору № К-57 от 26.09.2011 года (соглашение о смене стороны от 27.11.2012 года) Шишов А.В. передал в эксплуатацию газопровод низкого давления расположенный в д. Патронное Кетовского района Курганской области  ОАО «Газпром газораспределение Курган».

Определением об отложении рассмотрения дела № 84 от 29.01.2014 года к участию в рассмотрению дела в качестве ответчика привлечено ОАО «Газпром газораспределение Курган».

 

Комиссия, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, а также проанализировав материалы дела, пришла к следующим выводам.

 

ООО «Мастер» включено в Единый государственный реестр юридических лиц ИНН/ОГРН 4501009671/1024501526488; ОАО «Газпром газораспределение Курган» включено в Единый государственный реестр юридических лиц ИНН/ОГРН 4501126386/10645001181106. 

В соответствии со статьей 2  Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о газоснабжении) газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.

Таким образом, согласно названной норме права, газоснабжение  представляет собой деятельность по обеспечению потребителей газом включающая в себя, в том числе и деятельность по транспортировке газа. Газоснабжение, согласно действующему законодательству, не предполагает приобретения права доступа (права подключения) к  газораспределительной сети путем непосредственной компенсации собственнику (иному владельцу) понесенных затрат.

Согласно пункта 5 Постановления Правительства РФ от 24.11.1998 №1370 «Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям» (далее по тексту — Постановление Правительства РФ №1370) транспортировка газа - перемещение газа по местной газораспределительной сети.

Согласно пункта 3 Постановления Правительства РФ №1370  местная газораспределительная сеть - это система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.)

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по транспортировке газа по трубопроводам относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия  (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Шишов Антон Витальевич, владея на праве собственности газопроводом в д. Лукино-  д. Патронное, протяженность 8784 м. не является хозяйствующим субъектом, так как по сведениям Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области (исх. № 14-13/01/0630ден от 12.03.2014 г.) не имеет дохода от профессиональной деятельности.

Согласно статьи 5 Закона о газоснабжении для организаций - собственников газораспределительных систем независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

В ходе рассмотрения дела установлено, что жилой дом № 30 по ул. Береговая в д. Патронное Кетовского района Курганской области, принадлежащего на праве собственности Б*** фактически имеет подключение к существующему газопроводу, собственником которого с 26.11.2012 года является Шишов Антон Витальевич.

В подтверждение вышеизложенного заявителем в материалы дела  представлены следующие документы:

  •   технические условия № 69 от 16.04.2008 года на проектирование системы газоснабжения жилого фонда д. Патронное с приложением схемы сварных стыков газопровода низкого давления;
  •  схема подключения жилого дома № 30 ул. Береговая д. Патронное Кетовского р-на Курганской области к сетям газопровода, согласованная с ОАО «Кургангоргаз», ОАО «Газпром межрегингаз Курган»;
  •  договор № 55813 от 14.02.2013 на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, заключенный с ОАО «Кургангоргаз»;
  •  удостоверение Б*** на право эксплуатации бытовых газовых приборов от 14.02.2013 года.

При обращении Б*** в ОАО «Газпром межрегионгаз Курган» с целью заключения договора поставки природного газа, последний на основании подпункта м) пункта 9 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", указал на обязательность предоставления акта об определении границы раздела собственности. Однако, как уже отмечалось выше, Шишов А.В. уклонялся от согласования акта разграничения балансовой принадлежности.

В материалах дела № 84 имеются договоры оказания услуг, заключаемые с гражданами, обратившимися в ПК «Звездный газ», за согласованием подключения, которые содержат перечень следующих услуг:

  •  инженерно- консультационные услуги
  •  информационно-консультационные услуги по оформлению договора подряда
  •  информационно- консультационные услуги по вопросам оформления исполнительно — технической документации
  •  участие в работах по формированию объемов подрядных работ, обеспечивающих окончание строительства в оптимальные сроки
  •  участие в разработке и осуществлении организационно- технических мероприятий направленных на газификацию жилого дома
  •  координация деятельности третьих лиц при строительстве и подключении объектов
  •  обеспечивает согласование и выдачу заказчику разрешения на присоединение к действующей газораспределительной сети
  •  обеспечивает согласование и выдачу заказчику акта разграничения балансовой принадлежности газораспределительных сетей.

Стоимость вышеуказанных услуг составляет 40 000 (сорок тысяч) рублей. Однако, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено право организации  - собственника газораспределительной сети устанавливать плату за согласование и выдачу акта разграничения для подключения к газораспределительной сети с целью возмещения понесенных затрат на строительство, приобретение, содержание газопроводов и иных затрат, произведенных в связи с наличием в собственности газораспределительной сети.

Кроме того, акты разграничения балансовой принадлежности составлены и подписаны  ПК «Звездный газ» в период, когда собственником газопровода низкого давления в д. Лукино- д. Патронное был Шишов Антон Витальевич.

В соответствии частью 10 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия, Постановлением от 13 февраля 2006 г. N 83 утвердило Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", устанавливая основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, предусматривает взимание платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения. Сети инженерно-технического обеспечения, включающие тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод входят в систему коммунальной инфраструктуры, под которой законодатель понимает совокупность производственных, имущественных объектов,  технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

Порядок определения размера платы за подключение объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, включающим тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, установлен в подпунктах 1 и 2 пункта 14 Постановления Правительства РФ от 09.06.2007 N 360 "Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры".

Если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, то согласно подпункту 3 пункта 14 данных Правил плата за подключение не взимается.

Аналогичное положение содержится в Правилах определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (абзац 5 пункта 11).

Таким образом, если подключение объекта капитального строительства (реконструкции) при увеличении его нагрузки не требует развития системы коммунальной инфраструктуры (создание или реконструкцию сетей инженерно-технического обеспечения), плата за подключение объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не взимается.

Незаконность действий по установлению платы за подключение к действующему газопроводу установлена судебным решением № А34-785/2011 в отношении ПК «Звездный- газ». В решении суда указано на незаконность требования платы за доступ к существующему газопроводу действующее законодательство, не предполагает приобретения права доступа (права подключения) к газораспределительной сети путем непосредственной компенсации собственнику (иному владельцу) понесенных затрат.

Требование оплаты по договору оказания услуг, заключенному между ПК «Звездный газ» и лицом, желающим подключить жилой дом  в д. Патронное Кетовского района Курганской области, продиктованы условиями вышеуказанного договора № К-57 от 26.09.2011 года с ОАО «Газпром газораспределение Курган», а именно пунктом 2.4 договора, согласно которому Общество обязуется самостоятельно или с привлечением ОАО «Кургангоргаз» по согласованию с собственником газопровода выдавать заключение о технической возможности подачи газа и технические условия на присоединение объектов газификации к газопроводу.

На основании статьи 21 Закона о газоснабжении при государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются  экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций-собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа.  В соответствии со статьей 23 Закона о газоснабжении федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги организаций-собственников газораспределительных систем по транспортировке газа и порядок их применения.  Согласно п. 1 Постановления № 1021 тарифы на услуги по транспортировке газа - система ценовых ставок, по которым оказываются услуги по его транспортировке. Доходы и расходы субъекта регулирования (ГРО), возникающие вследствие осуществления регулируемого вида деятельности (в случае возможности такого выделения), учитываются в расчете тарифов полностью.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган обязан установить доминирующее положение данного субъекта на рынке.  Критерии признания положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара доминирующим предусмотрены статьей 5 Закона о защите конкуренции.

Анализ состояния конкуренции проводится в соответствии с установленном законом порядке проведения анализа состояния конкуренции, кроме того, согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Из полученных в ходе рассмотрения дела № 84 документов следует, что ООО «Мастер» не является собственником газопровода расположенного в Курганской области, Кетовского района, д. Лукино, д. Патронное, инвентарный номер: 37:214:002:200685780. Таким образом, не является субъектом естественной монополии, его положение на рынке не является доминирующим. Следовательно, его действия не могут быть квалифицированы по статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно имеющейся информации из Управления ФНС по Курганской области Шишов А.В. не является хозяйствующим субъектом в толковании Закона о защите конкуренции, следовательно, его действия по требованию оплаты согласования акта разграничения балансовой принадлежности не могут быть квалифицированы по статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Однако, уклонение от согласования акта разграничения балансовой принадлежности, необходимого для заключения договора поставки природного газа и, требование платы в размере 40 000 рублей, являются нарушением Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".

Материалами дела установлено, что ОАО «Газпром газораспределение Курган» не требовал от Б*** согласования подключения к существующему газопроводу  с собственником названного газопровода, так как жилой дом № 30 по ул. Береговая в д. Патронное Кетовского р-на Курганской области имеет технологическое подключение к существующему газопроводу, следовательно действия ОАО «Газпром газораспределение Курган» не могут квалифицированы по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 — 4 статьи 41, п. 2 ч. 1 статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 — ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Курганского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Прекратить рассмотрение дела № 84 в отношении ООО «Мастер» по признакам нарушения антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Мастер».
  2. Прекратить рассмотрение дела № 84 в отношении Шишова Антона Витальевича по признакам нарушения антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях Шишова А.В.
  3. Прекратить рассмотрение дела № 84 в отношении ОАО «Газпром газораспределение Курган» по признакам нарушения антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «Газпром газораспределение Курган».

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

stdClass Object ( [vid] => 9924 [uid] => 5 [title] => Решение №84 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9924 [type] => solution [language] => ru [created] => 1404095476 [changed] => 1404096148 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1404096148 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ № 84

 

г. Курган                                              

25 марта 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 21.03.2014 г.

Решение изготовлено в полном объеме 25.03.2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии — Гагарина И.В —  руководитель Курганского УФАС России;

Члены комиссии:

Бынзер О.С. –начальник отдела Курганского УФАС России;

Ефремова Е.А.- государственный инспектор Курганского УФАС России,

рассмотрев дело № 84 по признакам нарушения ООО «Мастер» (место нахождения: 641310, Курганская область, Кетовский р-он, с. Кетово, ул.Энергетиков, 1), Шишовым Антоном Витальевичем (место проживания: 640000, г. Курган, ул. Криволапова, 13А- 40) и ОАО «Газпром газораспределение Курган» (место нахождения: 640000, г. Курган, ул. К.Мяготина, 90А) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  

 

УСТАНОВИЛА:

25 марта 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее- Курганское УФАС, антимонопольный орган) поступило заявление Б*** (далее- заявитель), содержащее в себе жалобу на действия ООО «Мастер» по установлению платы в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей за согласование акта разграничения балансовой принадлежности, необходимого для подключения жилого дома № 30 ул. Береговая д. Патронное, Кетовского района Курганской области к существующему газопроводу.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции)  Курганским УФАС России возбуждено дело № 84 по признакам нарушения  ООО «Мастер» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела № 84 Б*** на заявленных доводах настаивала. Пояснила, что в 2009 году вступила в Некоммерческое партнерство «Лукино» по газификации деревни Патронное. Задолженности по оплате работ строительства газопровода не имеет, так же заявителем оплачены все членские взносы, в подтверждении чего в материалы дела были представлены квитанции об оплате и справка № 37 от 08.05.2009 года, свидетельствующая об отсутствии задолженности перед НП «Лукино». Однако, в 2009- 2010 году заводить газ в дом не стала по субъективным причинам.

21 января 2013 года было завершено производство по судебному делу № А34-1543/2012 по заявлению ООО «Мастер» о признании НП «Лукино» несостоятельным (банкротом).

В ходе судебного заседания по делу № А34- 1543/2012 по признанию НП «Лукино» несостоятельным (банкротом) в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)“ была сформирована конкурсная масса, при реализации которой Сооружение — газопровод, назначение: коммуникационное. Протяженность 8784 м. Адрес (местонахождение): Россия, Курганская область, Кетовский район, д. Лукино, д. Патронное. Инвентарный номер : 37:214:002:200685780 перешло в собственность физического лица — Шишова Антона Витальевича.

22 января 2013 года на основании договора купли- продажи № 1 от 26.11.2012 года право собственности за Шишовым А.В. было зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (свидетельство № 45 АА 504756).

Определением о привлечении в качестве ответчика по делу № 84 от 02.10.2013 года к участию в деле был привлечен Шишов Антон Витальевич.

В 2013 году с целью подключения жилого дома № 30 по ул. Береговая в д. Патронное Б*** обратилась в Администрацию Кетовского район для установления надлежащего владельца газопровода в д. Патронное. Письмом № Б-57 от 21.03.2013 года в адрес заявителя были предоставлены сведения о владении разводящих газовых сетей в д. Лукино и д. Патронное ООО «Мастер».

Письмами от 27.03.2013, 05.04.2013 года в адрес ООО «Мастер» Белоусова М.А. обратилась с просьбой подписания акта разграничения балансовой принадлежности. Ответа не последовало.

Согласно пункту 9 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", указанный выше акт необходим для заключения договора поставки газа, без наличия которого невозможно осуществить пуск газа.

В офисе ООО «Мастер» с Б*** потребовали 40 000 (сорок тысяч) рублей за согласование акта разграничения балансовой принадлежности, мотивируя тем, что собственник вправе самостоятельно устанавливать плату за пользование своим имуществом. Аналогичное обоснование требование платы содержится и в письме Администрации Кетовского района от 21.03.2013 года, направленные в адрес Б***.

В ходе рассмотрения дела Белоусова М.А. заказным письмом с уведомлением в адрес Шишова А.А., как собственника спорного газопровода, от 30.07.2013 и 01.11.2013 года направляла требование о подписании с ней акта разграничения балансовой принадлежности с целью дальнейшего пуска газа, однако, Шишов А.В. уклонялся от получения корреспонденции. При очном вручении требования- злоупотреблял правом собственника газопровода, а именно выяснял «цель согласования указанного акта».

В материалы дела № 16 гражданами представлены копии актов разграничения балансовой принадлежности, подписанные со стороны собственника: ООО «Мастер», ПК «Звездный газ» в период владения газопроводом Шишовым А.В.

По договору № К-57 от 26.09.2011 года (соглашение о смене стороны от 27.11.2012 года) Шишов А.В. передал в эксплуатацию газопровод низкого давления расположенный в д. Патронное Кетовского района Курганской области  ОАО «Газпром газораспределение Курган».

Определением об отложении рассмотрения дела № 84 от 29.01.2014 года к участию в рассмотрению дела в качестве ответчика привлечено ОАО «Газпром газораспределение Курган».

 

Комиссия, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, а также проанализировав материалы дела, пришла к следующим выводам.

 

ООО «Мастер» включено в Единый государственный реестр юридических лиц ИНН/ОГРН 4501009671/1024501526488; ОАО «Газпром газораспределение Курган» включено в Единый государственный реестр юридических лиц ИНН/ОГРН 4501126386/10645001181106. 

В соответствии со статьей 2  Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о газоснабжении) газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.

Таким образом, согласно названной норме права, газоснабжение  представляет собой деятельность по обеспечению потребителей газом включающая в себя, в том числе и деятельность по транспортировке газа. Газоснабжение, согласно действующему законодательству, не предполагает приобретения права доступа (права подключения) к  газораспределительной сети путем непосредственной компенсации собственнику (иному владельцу) понесенных затрат.

Согласно пункта 5 Постановления Правительства РФ от 24.11.1998 №1370 «Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям» (далее по тексту — Постановление Правительства РФ №1370) транспортировка газа - перемещение газа по местной газораспределительной сети.

Согласно пункта 3 Постановления Правительства РФ №1370  местная газораспределительная сеть - это система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.)

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по транспортировке газа по трубопроводам относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия  (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Шишов Антон Витальевич, владея на праве собственности газопроводом в д. Лукино-  д. Патронное, протяженность 8784 м. не является хозяйствующим субъектом, так как по сведениям Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области (исх. № 14-13/01/0630ден от 12.03.2014 г.) не имеет дохода от профессиональной деятельности.

Согласно статьи 5 Закона о газоснабжении для организаций - собственников газораспределительных систем независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

В ходе рассмотрения дела установлено, что жилой дом № 30 по ул. Береговая в д. Патронное Кетовского района Курганской области, принадлежащего на праве собственности Б*** фактически имеет подключение к существующему газопроводу, собственником которого с 26.11.2012 года является Шишов Антон Витальевич.

В подтверждение вышеизложенного заявителем в материалы дела  представлены следующие документы:

  •   технические условия № 69 от 16.04.2008 года на проектирование системы газоснабжения жилого фонда д. Патронное с приложением схемы сварных стыков газопровода низкого давления;
  •  схема подключения жилого дома № 30 ул. Береговая д. Патронное Кетовского р-на Курганской области к сетям газопровода, согласованная с ОАО «Кургангоргаз», ОАО «Газпром межрегингаз Курган»;
  •  договор № 55813 от 14.02.2013 на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, заключенный с ОАО «Кургангоргаз»;
  •  удостоверение Б*** на право эксплуатации бытовых газовых приборов от 14.02.2013 года.

При обращении Б*** в ОАО «Газпром межрегионгаз Курган» с целью заключения договора поставки природного газа, последний на основании подпункта м) пункта 9 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", указал на обязательность предоставления акта об определении границы раздела собственности. Однако, как уже отмечалось выше, Шишов А.В. уклонялся от согласования акта разграничения балансовой принадлежности.

В материалах дела № 84 имеются договоры оказания услуг, заключаемые с гражданами, обратившимися в ПК «Звездный газ», за согласованием подключения, которые содержат перечень следующих услуг:

  •  инженерно- консультационные услуги
  •  информационно-консультационные услуги по оформлению договора подряда
  •  информационно- консультационные услуги по вопросам оформления исполнительно — технической документации
  •  участие в работах по формированию объемов подрядных работ, обеспечивающих окончание строительства в оптимальные сроки
  •  участие в разработке и осуществлении организационно- технических мероприятий направленных на газификацию жилого дома
  •  координация деятельности третьих лиц при строительстве и подключении объектов
  •  обеспечивает согласование и выдачу заказчику разрешения на присоединение к действующей газораспределительной сети
  •  обеспечивает согласование и выдачу заказчику акта разграничения балансовой принадлежности газораспределительных сетей.

Стоимость вышеуказанных услуг составляет 40 000 (сорок тысяч) рублей. Однако, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено право организации  - собственника газораспределительной сети устанавливать плату за согласование и выдачу акта разграничения для подключения к газораспределительной сети с целью возмещения понесенных затрат на строительство, приобретение, содержание газопроводов и иных затрат, произведенных в связи с наличием в собственности газораспределительной сети.

Кроме того, акты разграничения балансовой принадлежности составлены и подписаны  ПК «Звездный газ» в период, когда собственником газопровода низкого давления в д. Лукино- д. Патронное был Шишов Антон Витальевич.

В соответствии частью 10 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия, Постановлением от 13 февраля 2006 г. N 83 утвердило Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", устанавливая основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, предусматривает взимание платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения. Сети инженерно-технического обеспечения, включающие тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод входят в систему коммунальной инфраструктуры, под которой законодатель понимает совокупность производственных, имущественных объектов,  технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

Порядок определения размера платы за подключение объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, включающим тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, установлен в подпунктах 1 и 2 пункта 14 Постановления Правительства РФ от 09.06.2007 N 360 "Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры".

Если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, то согласно подпункту 3 пункта 14 данных Правил плата за подключение не взимается.

Аналогичное положение содержится в Правилах определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (абзац 5 пункта 11).

Таким образом, если подключение объекта капитального строительства (реконструкции) при увеличении его нагрузки не требует развития системы коммунальной инфраструктуры (создание или реконструкцию сетей инженерно-технического обеспечения), плата за подключение объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не взимается.

Незаконность действий по установлению платы за подключение к действующему газопроводу установлена судебным решением № А34-785/2011 в отношении ПК «Звездный- газ». В решении суда указано на незаконность требования платы за доступ к существующему газопроводу действующее законодательство, не предполагает приобретения права доступа (права подключения) к газораспределительной сети путем непосредственной компенсации собственнику (иному владельцу) понесенных затрат.

Требование оплаты по договору оказания услуг, заключенному между ПК «Звездный газ» и лицом, желающим подключить жилой дом  в д. Патронное Кетовского района Курганской области, продиктованы условиями вышеуказанного договора № К-57 от 26.09.2011 года с ОАО «Газпром газораспределение Курган», а именно пунктом 2.4 договора, согласно которому Общество обязуется самостоятельно или с привлечением ОАО «Кургангоргаз» по согласованию с собственником газопровода выдавать заключение о технической возможности подачи газа и технические условия на присоединение объектов газификации к газопроводу.

На основании статьи 21 Закона о газоснабжении при государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются  экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций-собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа.  В соответствии со статьей 23 Закона о газоснабжении федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги организаций-собственников газораспределительных систем по транспортировке газа и порядок их применения.  Согласно п. 1 Постановления № 1021 тарифы на услуги по транспортировке газа - система ценовых ставок, по которым оказываются услуги по его транспортировке. Доходы и расходы субъекта регулирования (ГРО), возникающие вследствие осуществления регулируемого вида деятельности (в случае возможности такого выделения), учитываются в расчете тарифов полностью.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган обязан установить доминирующее положение данного субъекта на рынке.  Критерии признания положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара доминирующим предусмотрены статьей 5 Закона о защите конкуренции.

Анализ состояния конкуренции проводится в соответствии с установленном законом порядке проведения анализа состояния конкуренции, кроме того, согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Из полученных в ходе рассмотрения дела № 84 документов следует, что ООО «Мастер» не является собственником газопровода расположенного в Курганской области, Кетовского района, д. Лукино, д. Патронное, инвентарный номер: 37:214:002:200685780. Таким образом, не является субъектом естественной монополии, его положение на рынке не является доминирующим. Следовательно, его действия не могут быть квалифицированы по статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно имеющейся информации из Управления ФНС по Курганской области Шишов А.В. не является хозяйствующим субъектом в толковании Закона о защите конкуренции, следовательно, его действия по требованию оплаты согласования акта разграничения балансовой принадлежности не могут быть квалифицированы по статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Однако, уклонение от согласования акта разграничения балансовой принадлежности, необходимого для заключения договора поставки природного газа и, требование платы в размере 40 000 рублей, являются нарушением Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".

Материалами дела установлено, что ОАО «Газпром газораспределение Курган» не требовал от Б*** согласования подключения к существующему газопроводу  с собственником названного газопровода, так как жилой дом № 30 по ул. Береговая в д. Патронное Кетовского р-на Курганской области имеет технологическое подключение к существующему газопроводу, следовательно действия ОАО «Газпром газораспределение Курган» не могут квалифицированы по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 — 4 статьи 41, п. 2 ч. 1 статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 — ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Курганского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Прекратить рассмотрение дела № 84 в отношении ООО «Мастер» по признакам нарушения антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Мастер».
  2. Прекратить рассмотрение дела № 84 в отношении Шишова Антона Витальевича по признакам нарушения антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях Шишова А.В.
  3. Прекратить рассмотрение дела № 84 в отношении ОАО «Газпром газораспределение Курган» по признакам нарушения антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «Газпром газораспределение Курган».

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ № 84

 

г. Курган                                              

25 марта 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 21.03.2014 г.

Решение изготовлено в полном объеме 25.03.2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии — Гагарина И.В —  руководитель Курганского УФАС России;

Члены комиссии:

Бынзер О.С. –начальник отдела Курганского УФАС России;

Ефремова Е.А.- государственный инспектор Курганского УФАС России,

рассмотрев дело № 84 по признакам нарушения ООО «Мастер» (место нахождения: 641310, Курганская область, Кетовский р-он, с. Кетово, ул.Энергетиков, 1), Шишовым Антоном Витальевичем (место проживания: 640000, г. Курган, ул. Криволапова, 13А- 40) и ОАО «Газпром газораспределение Курган» (место нахождения: 640000, г. Курган, ул. К.Мяготина, 90А) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  

 

УСТАНОВИЛА:

25 марта 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее- Курганское УФАС, антимонопольный орган) поступило заявление Б*** (далее- заявитель), содержащее в себе жалобу на действия ООО «Мастер» по установлению платы в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей за согласование акта разграничения балансовой принадлежности, необходимого для подключения жилого дома № 30 ул. Береговая д. Патронное, Кетовского района Курганской области к существующему газопроводу.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции)  Курганским УФАС России возбуждено дело № 84 по признакам нарушения  ООО «Мастер» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела № 84 Б*** на заявленных доводах настаивала. Пояснила, что в 2009 году вступила в Некоммерческое партнерство «Лукино» по газификации деревни Патронное. Задолженности по оплате работ строительства газопровода не имеет, так же заявителем оплачены все членские взносы, в подтверждении чего в материалы дела были представлены квитанции об оплате и справка № 37 от 08.05.2009 года, свидетельствующая об отсутствии задолженности перед НП «Лукино». Однако, в 2009- 2010 году заводить газ в дом не стала по субъективным причинам.

21 января 2013 года было завершено производство по судебному делу № А34-1543/2012 по заявлению ООО «Мастер» о признании НП «Лукино» несостоятельным (банкротом).

В ходе судебного заседания по делу № А34- 1543/2012 по признанию НП «Лукино» несостоятельным (банкротом) в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)“ была сформирована конкурсная масса, при реализации которой Сооружение — газопровод, назначение: коммуникационное. Протяженность 8784 м. Адрес (местонахождение): Россия, Курганская область, Кетовский район, д. Лукино, д. Патронное. Инвентарный номер : 37:214:002:200685780 перешло в собственность физического лица — Шишова Антона Витальевича.

22 января 2013 года на основании договора купли- продажи № 1 от 26.11.2012 года право собственности за Шишовым А.В. было зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (свидетельство № 45 АА 504756).

Определением о привлечении в качестве ответчика по делу № 84 от 02.10.2013 года к участию в деле был привлечен Шишов Антон Витальевич.

В 2013 году с целью подключения жилого дома № 30 по ул. Береговая в д. Патронное Б*** обратилась в Администрацию Кетовского район для установления надлежащего владельца газопровода в д. Патронное. Письмом № Б-57 от 21.03.2013 года в адрес заявителя были предоставлены сведения о владении разводящих газовых сетей в д. Лукино и д. Патронное ООО «Мастер».

Письмами от 27.03.2013, 05.04.2013 года в адрес ООО «Мастер» Белоусова М.А. обратилась с просьбой подписания акта разграничения балансовой принадлежности. Ответа не последовало.

Согласно пункту 9 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", указанный выше акт необходим для заключения договора поставки газа, без наличия которого невозможно осуществить пуск газа.

В офисе ООО «Мастер» с Б*** потребовали 40 000 (сорок тысяч) рублей за согласование акта разграничения балансовой принадлежности, мотивируя тем, что собственник вправе самостоятельно устанавливать плату за пользование своим имуществом. Аналогичное обоснование требование платы содержится и в письме Администрации Кетовского района от 21.03.2013 года, направленные в адрес Б***.

В ходе рассмотрения дела Белоусова М.А. заказным письмом с уведомлением в адрес Шишова А.А., как собственника спорного газопровода, от 30.07.2013 и 01.11.2013 года направляла требование о подписании с ней акта разграничения балансовой принадлежности с целью дальнейшего пуска газа, однако, Шишов А.В. уклонялся от получения корреспонденции. При очном вручении требования- злоупотреблял правом собственника газопровода, а именно выяснял «цель согласования указанного акта».

В материалы дела № 16 гражданами представлены копии актов разграничения балансовой принадлежности, подписанные со стороны собственника: ООО «Мастер», ПК «Звездный газ» в период владения газопроводом Шишовым А.В.

По договору № К-57 от 26.09.2011 года (соглашение о смене стороны от 27.11.2012 года) Шишов А.В. передал в эксплуатацию газопровод низкого давления расположенный в д. Патронное Кетовского района Курганской области  ОАО «Газпром газораспределение Курган».

Определением об отложении рассмотрения дела № 84 от 29.01.2014 года к участию в рассмотрению дела в качестве ответчика привлечено ОАО «Газпром газораспределение Курган».

 

Комиссия, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, а также проанализировав материалы дела, пришла к следующим выводам.

 

ООО «Мастер» включено в Единый государственный реестр юридических лиц ИНН/ОГРН 4501009671/1024501526488; ОАО «Газпром газораспределение Курган» включено в Единый государственный реестр юридических лиц ИНН/ОГРН 4501126386/10645001181106. 

В соответствии со статьей 2  Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о газоснабжении) газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.

Таким образом, согласно названной норме права, газоснабжение  представляет собой деятельность по обеспечению потребителей газом включающая в себя, в том числе и деятельность по транспортировке газа. Газоснабжение, согласно действующему законодательству, не предполагает приобретения права доступа (права подключения) к  газораспределительной сети путем непосредственной компенсации собственнику (иному владельцу) понесенных затрат.

Согласно пункта 5 Постановления Правительства РФ от 24.11.1998 №1370 «Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям» (далее по тексту — Постановление Правительства РФ №1370) транспортировка газа - перемещение газа по местной газораспределительной сети.

Согласно пункта 3 Постановления Правительства РФ №1370  местная газораспределительная сеть - это система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.)

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по транспортировке газа по трубопроводам относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия  (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Шишов Антон Витальевич, владея на праве собственности газопроводом в д. Лукино-  д. Патронное, протяженность 8784 м. не является хозяйствующим субъектом, так как по сведениям Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области (исх. № 14-13/01/0630ден от 12.03.2014 г.) не имеет дохода от профессиональной деятельности.

Согласно статьи 5 Закона о газоснабжении для организаций - собственников газораспределительных систем независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

В ходе рассмотрения дела установлено, что жилой дом № 30 по ул. Береговая в д. Патронное Кетовского района Курганской области, принадлежащего на праве собственности Б*** фактически имеет подключение к существующему газопроводу, собственником которого с 26.11.2012 года является Шишов Антон Витальевич.

В подтверждение вышеизложенного заявителем в материалы дела  представлены следующие документы:

  •   технические условия № 69 от 16.04.2008 года на проектирование системы газоснабжения жилого фонда д. Патронное с приложением схемы сварных стыков газопровода низкого давления;
  •  схема подключения жилого дома № 30 ул. Береговая д. Патронное Кетовского р-на Курганской области к сетям газопровода, согласованная с ОАО «Кургангоргаз», ОАО «Газпром межрегингаз Курган»;
  •  договор № 55813 от 14.02.2013 на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, заключенный с ОАО «Кургангоргаз»;
  •  удостоверение Б*** на право эксплуатации бытовых газовых приборов от 14.02.2013 года.

При обращении Б*** в ОАО «Газпром межрегионгаз Курган» с целью заключения договора поставки природного газа, последний на основании подпункта м) пункта 9 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", указал на обязательность предоставления акта об определении границы раздела собственности. Однако, как уже отмечалось выше, Шишов А.В. уклонялся от согласования акта разграничения балансовой принадлежности.

В материалах дела № 84 имеются договоры оказания услуг, заключаемые с гражданами, обратившимися в ПК «Звездный газ», за согласованием подключения, которые содержат перечень следующих услуг:

  •  инженерно- консультационные услуги
  •  информационно-консультационные услуги по оформлению договора подряда
  •  информационно- консультационные услуги по вопросам оформления исполнительно — технической документации
  •  участие в работах по формированию объемов подрядных работ, обеспечивающих окончание строительства в оптимальные сроки
  •  участие в разработке и осуществлении организационно- технических мероприятий направленных на газификацию жилого дома
  •  координация деятельности третьих лиц при строительстве и подключении объектов
  •  обеспечивает согласование и выдачу заказчику разрешения на присоединение к действующей газораспределительной сети
  •  обеспечивает согласование и выдачу заказчику акта разграничения балансовой принадлежности газораспределительных сетей.

Стоимость вышеуказанных услуг составляет 40 000 (сорок тысяч) рублей. Однако, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено право организации  - собственника газораспределительной сети устанавливать плату за согласование и выдачу акта разграничения для подключения к газораспределительной сети с целью возмещения понесенных затрат на строительство, приобретение, содержание газопроводов и иных затрат, произведенных в связи с наличием в собственности газораспределительной сети.

Кроме того, акты разграничения балансовой принадлежности составлены и подписаны  ПК «Звездный газ» в период, когда собственником газопровода низкого давления в д. Лукино- д. Патронное был Шишов Антон Витальевич.

В соответствии частью 10 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия, Постановлением от 13 февраля 2006 г. N 83 утвердило Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", устанавливая основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, предусматривает взимание платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения. Сети инженерно-технического обеспечения, включающие тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод входят в систему коммунальной инфраструктуры, под которой законодатель понимает совокупность производственных, имущественных объектов,  технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

Порядок определения размера платы за подключение объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, включающим тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, установлен в подпунктах 1 и 2 пункта 14 Постановления Правительства РФ от 09.06.2007 N 360 "Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры".

Если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, то согласно подпункту 3 пункта 14 данных Правил плата за подключение не взимается.

Аналогичное положение содержится в Правилах определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (абзац 5 пункта 11).

Таким образом, если подключение объекта капитального строительства (реконструкции) при увеличении его нагрузки не требует развития системы коммунальной инфраструктуры (создание или реконструкцию сетей инженерно-технического обеспечения), плата за подключение объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не взимается.

Незаконность действий по установлению платы за подключение к действующему газопроводу установлена судебным решением № А34-785/2011 в отношении ПК «Звездный- газ». В решении суда указано на незаконность требования платы за доступ к существующему газопроводу действующее законодательство, не предполагает приобретения права доступа (права подключения) к газораспределительной сети путем непосредственной компенсации собственнику (иному владельцу) понесенных затрат.

Требование оплаты по договору оказания услуг, заключенному между ПК «Звездный газ» и лицом, желающим подключить жилой дом  в д. Патронное Кетовского района Курганской области, продиктованы условиями вышеуказанного договора № К-57 от 26.09.2011 года с ОАО «Газпром газораспределение Курган», а именно пунктом 2.4 договора, согласно которому Общество обязуется самостоятельно или с привлечением ОАО «Кургангоргаз» по согласованию с собственником газопровода выдавать заключение о технической возможности подачи газа и технические условия на присоединение объектов газификации к газопроводу.

На основании статьи 21 Закона о газоснабжении при государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются  экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций-собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа.  В соответствии со статьей 23 Закона о газоснабжении федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги организаций-собственников газораспределительных систем по транспортировке газа и порядок их применения.  Согласно п. 1 Постановления № 1021 тарифы на услуги по транспортировке газа - система ценовых ставок, по которым оказываются услуги по его транспортировке. Доходы и расходы субъекта регулирования (ГРО), возникающие вследствие осуществления регулируемого вида деятельности (в случае возможности такого выделения), учитываются в расчете тарифов полностью.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган обязан установить доминирующее положение данного субъекта на рынке.  Критерии признания положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара доминирующим предусмотрены статьей 5 Закона о защите конкуренции.

Анализ состояния конкуренции проводится в соответствии с установленном законом порядке проведения анализа состояния конкуренции, кроме того, согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Из полученных в ходе рассмотрения дела № 84 документов следует, что ООО «Мастер» не является собственником газопровода расположенного в Курганской области, Кетовского района, д. Лукино, д. Патронное, инвентарный номер: 37:214:002:200685780. Таким образом, не является субъектом естественной монополии, его положение на рынке не является доминирующим. Следовательно, его действия не могут быть квалифицированы по статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно имеющейся информации из Управления ФНС по Курганской области Шишов А.В. не является хозяйствующим субъектом в толковании Закона о защите конкуренции, следовательно, его действия по требованию оплаты согласования акта разграничения балансовой принадлежности не могут быть квалифицированы по статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Однако, уклонение от согласования акта разграничения балансовой принадлежности, необходимого для заключения договора поставки природного газа и, требование платы в размере 40 000 рублей, являются нарушением Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".

Материалами дела установлено, что ОАО «Газпром газораспределение Курган» не требовал от Б*** согласования подключения к существующему газопроводу  с собственником названного газопровода, так как жилой дом № 30 по ул. Береговая в д. Патронное Кетовского р-на Курганской области имеет технологическое подключение к существующему газопроводу, следовательно действия ОАО «Газпром газораспределение Курган» не могут квалифицированы по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 — 4 статьи 41, п. 2 ч. 1 статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 — ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Курганского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Прекратить рассмотрение дела № 84 в отношении ООО «Мастер» по признакам нарушения антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Мастер».
  2. Прекратить рассмотрение дела № 84 в отношении Шишова Антона Витальевича по признакам нарушения антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях Шишова А.В.
  3. Прекратить рассмотрение дела № 84 в отношении ОАО «Газпром газораспределение Курган» по признакам нарушения антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «Газпром газораспределение Курган».

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 84 [format] => [safe_value] => 84 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области  в пределах своих полномочий осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Курганской области и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 45 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 45 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-30 02:26:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-25 02:26:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1404095476 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Курганское УФАС России )