• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынках услуг по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом на муниципальных (пригородных) маршрутах регулярного сообщения Курганской области за период с 01.06.2012 г. по 31.12.2013 г.

Сфера деятельности: Транспорт и связь

Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынках услуг по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом на муниципальных (пригородных) маршрутах регулярного сообщения Курганской области за период с 01.06.2012 г. по 31.12.2013 г.

1. Общие положения

Анализ состояния конкуренции  на рынках услуг по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом на муниципальных (пригородных) маршрутах регулярного сообщения Курганской области (далее — рынки пассажирских перевозок Курганской области) проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от  28.04.2010 г. №220  (далее - Порядок).
Целью проведения анализа является оценка конкурентной среды на рынках пассажирских перевозок Курганской области и определение хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на анализируемых рынках.
В качестве исходной информации для анализа состояния конкуренции на   рассматриваемых рынках использовались:
- общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН), общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД);
- Постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области;
- письма и распоряжения Департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области;
- письма Администрации г. Кургана;
- письма, распоряжения, постановления Администрации Кетовского района;
- нормативно-правовая база, регулирующая отношения по организации пассажирских перевозок, в частности, Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – «Устав автомобильного транспорта»), Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»,  Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 г. № 280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», Постановление Администрации Кетовского района от 01.07.2011 г. № 1342 «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное сообщение) в пределах территорий муниципальных образований Кетовского района и города Кургана Курганской области», Постановление Правительства от 07.03.1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»;
- сведения, представленные  хозяйствующими субъектами, осуществлявшими регулярные муниципальные перевозки пассажиров на рассматриваемых рынках.

2. Временной интервал исследования рынка пассажирских перевозок Курганской области

Временным интервалом исследования анализируемых рынков пассажирских перевозок Курганской области является  период с 01.06.2012 г. по 31.12.2013 г. Данный временной интервал выбран с целью изучения сложившихся характеристик вышеуказанных рынков в период заключения и реализации договора № 1 от 07.06.2012 г. об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам пригородного сообщения Кетовского района, заключенного между Некоммерческим Партнерством «Пассажирские перевозки» и Администрацией Кетовского района (по лоту № 2).
Анализ состояния конкуренции на рынках пассажирских перевозок Курганской области выполнен в рамках проведения проверки соответствия нормам антимонопольного законодательства действий хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на анализируемых рынках.
Учитывая то, что исследование ограничивается изучением характеристик рынка пассажирских перевозок Курганской области, которые сложились до момента проведения исследования, анализ носит ретроспективный характер.

3. Продуктовые границы рынка пассажирских перевозок Курганской области

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) товарный рынок — сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В рамках данного исследования под товаром понимается услуга по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом  на муниципальных (пригородных) маршрутах регулярного  сообщения.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее - определение продуктовых границ товарного рынка), включает:
- предварительное определение товара;
- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
- определение взаимозаменяемых товаров.
Статьей 4 «Устава автомобильного транспорта»  определены следующие виды сообщения автотранспортом: городское, пригородное, междугороднее, международное.
В соответствии со статьей 5 вышеуказанного Федерального закона пере- возки пассажиров и багажа подразделяются на:
1) регулярные перевозки;
2) перевозки по заказам;
3) перевозки легковыми такси.
Товарные границы рынка определяются также исходя из характеристики и свойств товара (услуги), в том числе устанавливаемые в соответствии с Общероссийскими классификаторами – услуг населению (ОКУН) и видов экономической деятельности (ОКВЭД).
Исследуемый товар принадлежит по общероссийским классификаторам к следующим группам услуг:
По  ОКУН:
Группа 020000 - "транспортные услуги", подгруппа 021000 - "услуги пассажирского транспорта", вид 021500 - "услуги пассажирского автомобильного  транспорта", услуга - «перевозка пассажиров автобусами по регулярным маршрутам в пригородном сообщении» (код 021521), а также «перевозка пассажиров автобусами по маршрутам (направлениям) с выбором пассажирами мест остановки в пригородном сообщении» (код 021526). 
По  ОКВЭД
Класс 60 - «деятельность сухопутного транспорта», подкласс 60.2 - «деятельность прочего сухопутного транспорта», группа 60.21 - «деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию», подгруппа 60.21.1 «деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию», вид 60.21.12 «пригородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию».
Для целей настоящего анализа предварительными продуктовыми границами рынков пассажирских  перевозок Курганской области являются услуги по перевозке пассажиров автомобилями (автобусами) по пригородным маршрутам и подчиняющиеся установленному расписанию (регулярные).
В рамках проводимого исследования рассматриваются 8 регулярных маршрутов муниципальных перевозок пассажиров автомобильным транспортом, инициированных с территории региона и внесенных в Реестр Министерства транспорта Российской Федерации: №215 «Курган Автовокзал (АВ) — п.Светлые Поляны», №209 «Курган АВ - Каширино», №210 «Курган АВ — Каширино» (ч\з д.Патронная), №211 «Курган АВ — Ровная», №139 «Курган АВ — Иковка», №266 «Курган АВ — Грачево», №267 «Курган АВ — Новое Лушниково», №114 «Курган АВ — п.Лесной».
Согласно статье 2 «Устава автомобильного транспорта»  маршрут – это путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения. А маршрут  регулярных перевозок определяется как  предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
Определяющими границы рынка автомобильной перевозки являются пункты отправления и прибытия. Следовательно, каждая комбинация пунктов отправления и назначения должна рассматриваться с точки зрения потребителя транспортных услуг  как отдельный (локальный) рынок (Приложение 1 — Анкета 1).
Продуктовые границы рынков пассажирских перевозок Курганской области, анализируемых в рамках данного исследования, ограничиваются предметом открытого конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам пригородного сообщения Кетовского района по лоту № 2, включающем маршруты №№ 209, 210, 211, 215, 266, 267, 114, 139.
Среди вышеперечисленных маршрутов присутствуют совпадающие маршруты: №209 «Курган АВ — Каширино» до Становой, №210 «Курган АВ — Каширино» (ч\з д.Патронная) до Становой. Кроме того, данная комбинация пунктов отправления и назначения представляет собой участок, совпадающий с участком маршрута автобуса № 211 «Курган АВ — Ровная».
Следует указать,  что согласно пункту 3.7 Порядка товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара), и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место. Таким образом, взаимозаменяемыми услугами, которые включаются в единые товарные границы рынка маршрутных перевозок, следует считать услуги перевозки в пределах 10%-ной разницы в тарифах на совпадающих маршрутах/совпадающих участках маршрутов.
В указанный период времени значения стоимости услуг перевозки пассажиров по автобусным маршрутам №№ 209, 210, 211 на участке «Курган - Становая» были равны между собой и составляли 52 рубля. Таким образом, совпадающие маршруты и совпадающие участки маршрутов являются взаимозаменяемыми и могут рассматриваться в границах одного рынка. 
Из указанного выше следует, что каждая сфера обращения услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на пригородных маршрутах регулярного сообщения Курганской области образует самостоятельные продуктовые границы товарного рынка и с учетом взаимозаменяемых услуг определяется как:
1. Услуга по перевозке пассажиров и багажа по маршруту автобуса №114 «Курган АВ — п.Лесной» в период с 01.06.2012 г. по 31.12.2013 г. (далее — товар № 1);
2.  Услуга по перевозке пассажиров и багажа по маршрутам автобусов №209 «Курган АВ — Каширино», №210 «Курган АВ — Каширино» (ч\з д.Патронная), №211 «Курган АВ — Ровная» на участке, определенном остановочными пунктами: Курган АВ — Становая, в период с 01.06.2012 г. по 31.12.2013 г. (далее — товар № 2);
3. Услуга по перевозке пассажиров и багажа по маршруту автобуса №211 «Курган АВ — Ровная» в период с 01.06.2012 г. по 31.12.2013 г. (далее — товар № 3);
4. Услуга по перевозке пассажиров и багажа по маршруту автобуса №215 «Курган АВ — п.Светлые Поляны» в период с 01.06.2012 г. по 31.12.2013 г. (далее — товар № 4);
5. Услуга по перевозке пассажиров и багажа по маршруту автобуса №266 «Курган АВ — Грачево» в период с 01.06.2012 г. по 31.12.2013 г. (далее — товар № 5);
6. Услуга по перевозке пассажиров и багажа по маршруту автобуса №267 «Курган АВ — Новое Лушниково» в период с 01.06.2012 г. по 31.12.2013 г. (далее — товар № 6);
7. Услуга по перевозке пассажиров и багажа по маршрутам автобусов №139 «Курган АВ — Иковка» в период с 01.06.2012 г. по 31.12.2013 г. (далее — товар № 7).

4. Географические границы рынков пассажирских перевозок Курганской области

Географические границы исследуемых рынков определяются исходя из экономической возможности потребителя приобрести услугу на определенной территории и отсутствия такой возможности за её пределами.
При определении географических границ учитывается специфика транспортной пригородной сети.
Функциональное назначение услуг по перевозке пассажиров в пригородном сообщении – это перевозка пассажиров в определенном направлении. Поэтому конкуренция между хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по перевозке пассажиров по пригородным маршрутам, возможна лишь на отдельном маршруте либо на совпадающих маршрутах, либо на пересекающихся участках разных маршрутов (совпадающие маршруты, пересекающиеся участки маршрутов являются взаимозаменяемыми и могут рассматриваться в границах одного рынка).
Таким образом, географическими границами рынков пригородных пассажирских перевозок являются границы маршрутов (участков маршрутов, групп совпадающих маршрутов) из пунктов отправления в пункты назначения, представляющие из себя локальные рынки:
1. Курган АВ — п.Лесной - для товара №1;
2. Курган АВ — Становая  - для товара №2;
3. Курган АВ — Ровная для — для товара №3;
4. Курган АВ — п. Светлые Поляны - для товара №4;
5. Курган АВ — Грачево - для товара №5;
6. Курган АВ — Новое Лушниково - для товара №6;
7. Курган АВ — Иковка - для товара №7.

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках

Продавцами услуг на рынках пассажирских перевозок Курганской области являются хозяйствующие субъекты всех форм собственности, осуществляющие коммерческие пассажирские перевозки в пригородном сообщении автомобильным транспортом и имеющие соответствующую лицензию, утвержденный паспорт маршрута и внесенные на этом основании в Реестр Министерства транспорта Российской Федерации.
Потребителями услуг по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом являются физические лица (население, постоянно проживающее в населенных пунктах на территории области, между которыми осуществляется сообщение, временно находящиеся и/или проживающие граждане Российской Федерации и иностранные граждане).
Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанная с перевозкой пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более  8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) осуществляется на основании лицензии, оформленной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 г. № 280.
Лицензирование  перевозок осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и её территориальными органами, реестр лицензий на право осуществления пассажирских перевозок публикуется на официальном сайте службы.
Маршруты, исследуемые в рамках данного анализа, за период с 01.06.2012 г. по 31.12.2013 г. обслуживались 7 зарегистрированными хозяйствующими субъектами (имеющими утвержденные паспорта маршрутов, расписания движения транспорта, а также договоры с объектами инфраструктуры маршрутов), из них:
- индивидуальными предпринимателями – 4 субъекта, что составляет 57,14% от общего количества зарегистрированных перевозчиков, обслуживающих указанные маршруты;
- организациями частных форм собственности (ООО ) – 3 субъекта, что составляет 42,86% от общего количества зарегистрированных перевозчиков, обслуживающих указанные маршруты.
На рассматриваемых рынках в указанный период действовали следующие хозяйствующие субъекты:
1. ИП Х1 в период с 01.06.2012 г. по 31.12.2013 г. осуществлял деятельность на рынках услуг по перевозке пассажиров и багажа автобусами муниципальных (пригородных) маршрутов регулярного сообщения Курганской области: №114 «Курган АВ — п.Лесной» (объем перевозок пассажиров по всему маршруту следования в целом за указанный период составил 2366 чел.), №209 «Курган АВ — Каширино», №210 «Курган АВ — Каширино» (ч\з д.Патронная), №211 «Курган АВ — Ровная»  (объем перевозок пассажиров на участке, определенном остановочными пунктами: Курган АВ — Становая, составил 23300 чел.), №211 «Курган АВ — Ровная» (объем перевозок пассажиров по всему маршруту следования в целом — 19876 чел.), №215 «Курган АВ — п. Светлые Поляны» (объем перевозок пассажиров — 30920 чел.). Предельный максимальный тариф на перевозку пассажиров общественным транспортом в пригородном сообщении ИП Х1 на территории Курганской области установлен в размере 2,00 руб. за километр пути согласно Постановлению Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области № 14-2 от 21.04.2011 г. Данный индивидуальный предприниматель осуществлял свою деятельность  согласно договорам, заключенным между ИП Х1 и Администрацией Кетовского района: № 24 от 15.04.2011 г., № 2 от 18.07.2013 г., № 4 от 08.11.2013 г. об организации временных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам пригородного сообщения: № 114 «Курган АВ — п. Лесной», № 209 «Курган АВ — Каширино», № 210 «Курган АВ — Каширино ч/з д. Патронная», № 211 «Курган АВ — Ровное», № 215 «Курган АВ — п. Светлые Поляны», а также в соответствии с договором № 06д/72-14 на выделение подвижного состава для выполнения перевозок пассажиров в пригородном, междугородном сообщении от 28.10.2013 г.
2. ИП Х2 в период с 01.06.2012 г. по 31.12.2013 г. осуществлял деятельность на рынках услуг по перевозке пассажиров и багажа автобусами муниципальных (пригородных) маршрутов регулярного сообщения Курганской области: №266 «Курган АВ — Грачево» (объем перевозок пассажиров по всему маршруту следования в целом за указанный период составил 29642 чел.), №267 «Курган АВ — Новое Лушниково» (объем перевозок пассажиров — 14780 чел.). Предельный максимальный тариф на перевозку пассажиров общественным транспортом в пригородном сообщении ИП Х2 на территории Курганской области установлен в размере 2,26 руб. за километр пути согласно Постановлению Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области № 15-8 от 28.04.2011 г. Данный индивидуальный предприниматель осуществлял свою деятельность согласно договорам, заключенным между ИП Х2 и Администрацией Кетовского района:  № 16 от 14.11.2011 г., № 3 от 18.07.2013 г.,  № 6 от 08.11.2013 г. об организации временных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам пригородного сообщения: № 266 «Курган АВ — Грачево (ч/з Залесовский, Колташево)», № 267 «Курган АВ — Новое Лушниково», а также в соответствии с договором № 06д/76-14 на выделение подвижного состава для выполнения перевозок пассажиров в пригородном, междугородном сообщении от 28.10.2013 г.
3. На рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа по маршруту автобуса №139 «Курган АВ — Иковка» перевозчиками выступали:
- в период с 01.06.2012 г. по 10.06.2012 г.:
1) ИП  Х3 (объем перевозок пассажиров в пределах указанного участка пути составил 279 чел.) согласно договору № 21 от 14.11.2011 г. об организации регулярных перевозок по автобусным маршрутам в Кетовском районе Курганской области (пригородное сообщение);
2) ООО Х4 (объем перевозок пассажиров в пределах указанного участка пути составил 1452 чел.), предельный максимальный тариф на перевозку пассажиров общественным транспортом в пригородном сообщении на территории Курганской области установлен в размере 2,04 руб. за километр пути согласно Постановлению Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области № 23-3 от 02.06.2011 г.
- в период с 11.06.2012 г. по 16.08.2012 г.: ИП  Х5 (объем перевозок пассажиров в пределах указанного участка пути составил 10024 чел.);
- в период с 17.08.2012 г. по 31.03.2013 г.: ООО Х6 (объем перевозок пассажиров в пределах указанного участка пути составил 32590 чел.);
- в период с 01.04.2013 г. по 31.12.2013 г. - ООО Х7 (объем перевозок пассажиров — 35950 чел.). Предельный максимальный тариф на перевозку пассажиров общественным транспортом в пригородном сообщении ООО Х7 на территории Курганской области установлен в размере 2,69 руб. за километр пути согласно Постановлению Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области № 21-2 от 27.06.2013 г., общество осуществляло свою деятельность по маршруту № 139 «Курган АВ — Иковка» согласно договорам: № 1 от 18.07.2013 г. и № 5 от 08.11.2013 г., заключенным между Х7 и Администрацией Кетовского района, об организации временных перевозок пассажиров и багажа по маршруту пригородного сообщения
В рассматриваемый период большинство маршрутов обслуживались единственным перевозчиком, за исключением маршрута автобуса № 139 «Курган АВ — Иковка», который в разные временные интервалы обслуживался такими перевозчиками, как Х3, Х4, Х5, Х6, Х7.
Из семи хозяйствующих субъектов в анализируемый период один индивидуальный предприниматель прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения.

6. Расчет объема рынков пассажирских перевозок Курганской области и долей хозяйствующих субъектов

Расчет общего объема рынков услуг муниципальных автомобильных перевозок пассажиров в продуктовых и географических границах рассматриваемых рынков и долей хозяйствующих субъектов на соответствующих рынках осуществляется на основании объемов продаж в натуральном измерении (количество перевезенных пассажиров). Доли каждого перевозчика на маршрутах рассчитываются как отношение объема пассажиропотока, обеспеченного данным перевозчиком, к общему объему пассажиропотока на данном маршруте в прямом и обратном направлении (выражаются в процентах).
В результате расчетов объема рынков пассажирских перевозок Курганской области и долей хозяйствующих субъектов установлено следующее:
1. Доля Х1 на каждом из рынков услуг по перевозке пассажиров и багажа автобусами муниципальных (пригородных) маршрутов регулярного сообщения Курганской области: №114 «Курган АВ — п.Лесной», №209 «Курган АВ — Каширино», №210 «Курган АВ — Каширино» (ч\з д.Патронная), №211 «Курган АВ — Ровная», №215 «Курган АВ — п. Светлые Поляны» в пределах временного интервала с 01.06.2012 г. по 31.12.2013 г. составила 100%;
2.  Доля Х2 на рынках услуг по перевозке пассажиров и багажа автобусами муниципальных (пригородных) маршрутов регулярного сообщения Курганской области: №266 «Курган АВ — Грачево», №267 «Курган АВ — Новое Лушниково» в пределах временного интервала с 01.06.2012 г. по 31.12.2013 г. составила 100%;
3. Доли перевозчиков на рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа по маршруту автобуса №139 «Курган АВ — Иковка» в пределах временного интервала с 01.06.2012 г. по 31.12.2013 г. составили:
- в период с 01.06.2012 г. по 10.06.2012 г.:
1) доля Х3 — 16,12 %;
2) доля Х4 - 83,88 %;
- в период с 11.06.2012 г. по 16.08.2012 г.: доля Х5 - 100 %;
- в период с 17.08.2012 г. по 31.03.2013 г.: доля Х6 - 100 %;
- в период с 01.04.2013 г. по 31.12.2013 г. - доля Х7 - 100 %.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов и дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее  влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.  Расчеты долей хозяйствующих субъектов показали, что на рынках услуг по перевозке пассажиров и багажа автобусами муниципальных (пригородных) маршрутов регулярного сообщения Курганской области Х1, Х2, Х3, Х4, Х5, Х6, Х7 в пределах временного интервала с 01.06.2012 г. по 31.12.2013 г. занимали доминирующее положение с долей рынка более 50%.

7. Определение уровня концентрации рынков
Уровень концентрации на рассматриваемых рынках определяется количеством перевозчиков, работающих на данных маршрутах, и объемами перевозок пассажиров.
Для определения уровня концентрации рассматриваемых рынков используются следующие показатели:
а) коэффициент рыночной концентрации (CR) – сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах), определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:
б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI)– сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.
В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:
- высокий – при 70% <=CR<=100% или 2000<= HHI <=10000
- умеренный – при 45% <=CR<70% или 1000<= HHI <2000
- низкий – при CR<45% или HHI <1000
1. Перевозчиком на рынках услуг по перевозке пассажиров и багажа автобусами муниципальных (пригородных) маршрутов регулярного сообщения Курганской области: №114 «Курган АВ — п.Лесной», №209 «Курган АВ — Каширино», №210 «Курган АВ — Каширино» (ч\з д.Патронная), №211 «Курган АВ — Ровная», №215 «Курган АВ — п. Светлые Поляны» в период с 01.06.2012 г. по 31.12.2013 г. выступал единственный хозяйствующий субъект — Х1
Коэффициент рыночной концентрации на указанных рынках (CR1) равен 100%.
HHI равен 10000, рынок высококонцентрированный, конкуренция не развита.
2. Перевозчиком на рынках по перевозке пассажиров и багажа автобусами муниципальных (пригородных) маршрутов регулярного сообщения Курганской области: №266 «Курган АВ — Грачево», №267 «Курган АВ — Новое Лушниково» в период с 01.06.2012 г. по 31.12.2013 г. выступал единственный хозяйствующий субъект — Х2.
Коэффициент рыночной концентрации на указанных рынках (CR1) равен 100%.
HHI равен 10000, рынок высококонцентрированный, конкуренция не развита.
3. Перевозчиками на рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа по маршруту автобуса №139 «Курган АВ — Иковка» в пределах временного интервала с 01.06.2012 г. по 31.12.2013 г. выступали следующие хозяйствующие субъекты:
- в период с 01.06.2012 г. по 10.06.2012 г.: - Х3, Х4.
Коэффициент рыночной концентрации на данном рынке (CR2) в указанный период равен 100 %.
HHI равен 7296, рынок высококонцентрированный, конкуренция не развита.
- в период с 11.06.2012 г. по 16.08.2012 г. - Х5.
Коэффициент рыночной концентрации на данном рынке (CR) в указанный период равен 100 %.
HHI равен 10000, рынок высококонцентрированный, конкуренция не развита.
- в период с 17.08.2012 г. по 31.03.2013 г. - Х6.
Коэффициент рыночной концентрации на данном рынке (CR) в указанный период равен 100 %.
HHI равен 10000, рынок высококонцентрированный, конкуренция не развита.
- в период с 01.04.2013 г. по 31.12.2013 г. - Х7.
Коэффициент рыночной концентрации на данном рынке (CR) в указанный период равен 100%.
HHI равен 10000, рынок высококонцентрированный, конкуренция не развита.
Из вышеуказанного следует, что в целом рынок муниципальных пассажирских перевозок Курганской области является высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией.
   
8. Определение барьеров доступа на рынок услуг по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом на муниципальных (пригородных) маршрутах регулярного сообщения Курганской области

К действиям и обстоятельствам, препятствующим или затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на рынке пассажирских перевозок Курганской области (далее — барьеры входа на товарный рынок) относятся административные, экономические, организационные, технологические барьеры.
Среди административных барьеров следует отметить лицензирование деятельности по осуществлению автомобильных перевозок пассажиров. Однако, проведенные опросы показали, что большинство опрошенных участников рынков не рассматривают лицензирование автоперевозок как административный барьер, поскольку лицензирование является условием осуществления деятельности и направлено на обеспечение безопасности перевозок пассажиров.
Также к административным барьерам входа на рынок услуг по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом относится разрешительный порядок открытия (изменения) маршрутов, характеризующийся большим количеством разрешительных документов и согласований, длительными сроками рассмотрения документов, сложностью согласований маршрутов, в том числе, в случае, если предприниматель не зарегистрирован в регионе в качестве налогоплательщика.
Кроме того, следует указать о существовании такого административного барьера, как отсутствие нормативно-правового регулирования в сфере борьбы с «нелегальными перевозчиками». На рынках услуг по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом с легальными перевозчиками (перевозчики, выполняющие перевозки на законных основаниях – утвержденные в установленном порядке паспорт маршрута, расписание движения с утвержденными остановками, договоры с объектами инфраструктуры) активно конкурируют и «оттягивают» на себя часть рынка «нелегальные перевозчики» – частные лица, иные перевозчики, не имеющие в установленном порядке прав для работы на регулярных маршрутах, не обеспечивающие требования безопасной перевозки пассажиров в соответствии с действующим законодательством. Эти перевозчики формируют группы пассажиров либо в обусловленном месте, согласованном по мобильной связи с пассажиром, либо путем перехвата направляющегося к кассе пассажира и отправляются в рейс по мере наполнения автобуса, чаше всего малой вместимости. Желающий побыстрее добраться в пункт назначения пассажир зачастую отдает предпочтение предложившему поездку не вполне законному перевозчику либо имеющему лицензию на нерегулярные перевозки.
К экономическим и организационным барьерам входа на рынок пассажирских перевозок Курганской области относятся следующие:
- значительный стартовый капитал, необходимый для организации деятельности (приобретение автотранспортных средств), обременение, связанное с лизингом транспортных средств, а также текущие затраты;
- условия конкурсного отбора перевозчиков в целях определения возможностей перевозчиков выполнять требования по безопасности применительно к услугам автомобильного транспорта;
-  высокие цены на ГСМ, запчасти;
- снижение транспортной мобильности населения (низкий пассажиропоток на автотранспорте), особенно в зимний период. Для пассажиропотока на железнодорожном транспорте также характерна высокая сезонная неравномерность;
- тарифная политика автовокзалов. В данном случае для хозяйствующих субъектов, осуществляющих муниципальные пассажирские перевозки в Курганской области, сложилась процентная система тарифа (от стоимости билета на проезд пассажира и провоз багажа). При определении стоимости услуг, оказываемых автовокзалом перевозчикам, в процентном отношении от реализации пассажирских билетов и сбора за провоз багажа, создаются неравные (дискриминационные) условия оплаты услуг автовокзала в связи с тем, что взимание указанных сборов может привести к убыточной деятельности перевозчиков, не давая возможности эффективно развиваться в равных конкурентных условиях, повышать уровень отдачи затрат (накопительный фонд) и степень использования средств в процессе свой деятельности.
Поскольку стоимость проезда меняется в зависимости от дальности следования по маршруту, соответственно, изменяется сумма, подлежащая оплате за услуги автовокзала. Но при этом комплекс услуг автовокзала, фактически оказываемый различным перевозчикам, никак не связан с дальностью следования по маршруту автобусов перевозчиков, что может ущемлять интересы последних.
Таким образом, учитывая указанные факторы, влияющие на объем выручки от платы за проезд пассажиров и провоз багажа, цена за услуги автовокзала для каждого перевозчика будет различна.
При наличии расчетной стоимости оказываемых видов автовокзалом услуг (продажа билетов; справочно-информационные услуги; посадка пассажиров; контрольно-ревизионные услуги; диспетчерское сопровождение) перевозчики исходя из своей финансовой деятельности имели бы возможность выбрать максимальный либо минимальный набор услуг, необходимых для осуществления деятельности и получения дохода.
Таким образом, сложившаяся система взаимоотношений перевозчиков с владельцами транспортной инфраструктуры - автовокзалом носит дискриминационный характер.
Среди технологических барьеров входа на рынок пассажирских перевозок Курганской области следует выделить неудовлетворительное состояние дорог, слабое развитие транспортной инфраструктуры в регионе.
 
          9. Итоговая оценка состояния конкуренции

Количественные показатели, характеризующие структуру анализируемых товарных рынков, а именно, коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана, указывают на то, что рынки пассажирских перевозок Курганской области являются высококонцентрированными с неразвитой конкуренцией.
Данные рынки характеризуются небольшим количеством маршрутов и малым количеством перевозчиков, обслуживающих эти маршруты. Конкуренция практически отсутствует как между перевозчиками обслуживающими один маршрут, так и между перевозчиками на совпадающих участках маршрутов.
Расчет объема исследуемого рынка и долей хозяйствующих субъектов, осуществлявших деятельность на нем в рассматриваемый период, показал, что  на рынках услуг по перевозке пассажиров и багажа автобусами муниципальных (пригородных) маршрутов регулярного сообщения Курганской области: №114 «Курган АВ — п.Лесной», №209 «Курган АВ — Каширино», №210 «Курган АВ — Каширино» (ч\з д.Патронная), №211 «Курган АВ — Ровная», №215 «Курган АВ — п. Светлые Поляны» в пределах временного интервала с 01.06.2012 г. по 31.12.2013 г. абсолютно доминировал единственный перевозчик - Х1, на рынках по перевозке пассажиров и багажа автобусами муниципальных (пригородных) маршрутов регулярного сообщения Курганской области: №266 «Курган АВ — Грачево», №267 «Курган АВ — Новое Лушниково» в вышеуказанный период абсолютно доминировал Х2, на рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа по маршруту автобуса №139 «Курган АВ — Иковка» в разные периоды времени в пределах временного интервала с 01.06.2012 г. по 31.12.2013 г. Х4, Х5, Х6, Х7 занимали доминирующее положение с долей рынка более 50%.
Барьеры входа на данный рынок, выявленные в рамках данного анализа, представляют собой факторы, ограничивающие конкуренцию. К задачам развития конкуренции в данной сфере следует отнести усиление контроля за законностью осуществления пассажирских перевозок, создание равных условий для всех участников рынков.