• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Аналитический отчет по оценке состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений в городе Кургане

Аналитический отчет по оценке состояния конкуренции на рынке услуг проектирования, монтажа и эксплуатационного обслуживания технических средств охраны жилых помещений, на рынке услуг охраны жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения, на территории г.Кургана.

     Анализ состояния конкуренции в 2010 и в 2011 годах на рынке услуг охраны жилых помещений на территории подведомственной Курганскому УФАС России, проводится в соответствии с Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынков для исследования структурными подразделениями ФАС России, утвержденным приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66. В качестве основы проведения анализа выступают методические рекомендации от 25.06.2012 ИА/19980.
 

Цели проведения анализа:

1.  выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке услуг охранных жилых помещений;

2.   предупреждение и пресечение злоупотреблений доминирующем положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию;

3.  выявления наличия (или отсутствия) барьеров входа на рынок услуг охраны жилых помещений.

При проведении анализа в качестве исходной информации использовались следующие источники:

- данные официальной статистической информации (официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курганской);

-сведения, полученные от УМВД России по Курганской области;

-экономические данные, полученные от юридических лиц, оказывающих услуги охраны жилых помещений на территории г. Кургана, в том числе и договоры об оказании услуг охраны жилых помещений;

- нормативная правовая база, регламентирующая вопросы развития рынка охранных услуг в РФ.

1.  Определение временного интервала исследования

     Временный интервал исследования рынка охранных услуг жилых помещений определяется в зависимости от цели исследования. В соответствии с Методическими рекомендациями анализ проводится за период с 01.01.2010 по 31.12.2011 гг. (далее — исследуемый период времени).

2. Определение продуктовых границ товарного рынка

     Оказание услуг охраны жилых помещений, осуществляется лицензированными охранными организациями. Указанным видам деятельности в ОКВЭД соответствует код 74.60 «Проведение расследований и обеспечение безопасности».

     В соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в российской Федерации» (далее — Закон об охранной деятельности), частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Статья 3 Закона об охранной деятельности в целях охраны определяет предоставление следующих видов услуг:

- охрана объектов и (или) имущества (в т.ч. при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;

-   охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством РФ, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.

    Постановление   Правительства РФ от 23.06.2011 № 498   «О   некоторых    вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (далее — Постановление о частной охранной деятельности) устанавливает перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию: средства аудио- и видеонаблюдения, технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации, средства инженерно-технической защиты и контроля доступа, технические средства мониторинга и навигации подвижных и стационарных объектов.

    Учитывая изложенное, продуктовые границы рынка – услуга проектирования, монтажа и эксплутационного обслуживания технических средств охраны жилых помещений, услуга охраны жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения.

            3.Определение географических границ товарного рынка

   Спрос на услуги охраны жилых помещений является неперемещаемым — данные услуги в подавляющем большинстве случаев приобретаются там, где человек (заказчик услуг) проживает по месту жительства или по месту нахождения жилого помещения (объект услуг). Рынки являются локальными, прежде всего потому, что после обслуживания с заказчиком параметров охранной системы специалисты устанавливают технические устройства охраны, и жилое помещение подключается к центральной системе пультовой охраны и в случае необходимости дежурный сотрудник охранной организации вызывает ответственных патрульных охранников или другие службы в зависимости от ситуации. Учитывая, что возможность оперативно среагировать на ситуации, при которых произошли проникновение, кража, пожар и др., т. е. охранный случай, необходим выезд охранников в жилое помещение, при этом выезд может осуществляться только той охранной организацией, которая работает в конкретном муниципальном образовании РФ, выбор заказчика услуг ограничивается в указанных географических границах.

   Таким образом, географическими границами рынков услуг охраны жилых помещений являются границы поселений, районов, округов — муниципальных образований РФ.

   Согласно Методическим рекомендациям в рамках данного исследования анализ рынка услуг охраны жилых помещений необходимо провести в границах административно-территориальных образований с численностью населения более 100 000 человек.

    По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курганской области на 1 января 2012 г. на территории данного субъекта РФ расположено только одно муниципальное образование численностью более 100 000 человек — город Курган (327 898 чел.).

   Таким образом, географические границы рынка услуг проектирования, монтажа и эксплуатационного обслуживания технических средств охраны жилых помещений – административно-территориальные границы города Кургана; географические границы рынка услуг охраны жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения – административно-территориальные границы города Кургана.

4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке

    В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона об охранной деятельности частная охранная организация — организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

   Лицензирование охранной деятельности осуществляется в соответствии со статьями 11.2 и 11.3 Закона об охранной деятельности, а также в соответствии с Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011г. № 498 (ред. От 21.11.2011) «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности». Лицензия выдается на каждый вид оказываемых услуг. Для оказания рассматриваемого вида услуги следует иметь специальную лицензию, дающую право на ее оказание или общую лицензию, содержащей наименование нескольких видов охранных услуг в том числе и услуги по охране жилых помещений, оказывать которые организация в праве.

    Предоставление   лицензий   на   осуществление   частной   охранной   деятельности производится органами внутренних дел.

   В целях установления региональных поставщиков Курганским УФАС России в адрес УМВД России по Курганской области был направлен запрос о предоставлении информации касающейся деятельности охранных организаций региона.

   Письмом  УМВД России по Курганской области дана информация о деятельности 12 частных организаций, оказывающих услуги охраны жилых помещений, 7 из которых расположены на территории г. Кургана.

   Начиная с 2005 года в системе МВД России взаимодействуют два самостоятельных структурных подразделения, призванных от лица государства обеспечивать безопасность и охрану имущества на охраняемых объектах: подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел и филиалы федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" МВД России (ФГУП "Охрана" МВД России), образованные на базе военизированных, сторожевых и проектно-монтажных подразделений вневедомственной охраны (Постановление Правительства РФ от 11.02.2005 г. № 66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при ОВД РФ»)

    Вневедомственная охрана при органах внутренних дел РФ (далее — вневедомственная охрана) создана для защиты на договорной основе имущества собственников и организуется в городах. Порядок обеспечения МВД России охраны имущества физических и юридических лиц по договорам, утвержденный приказом МВД России от 31.08.2007 №772, определяет последовательность действий по обеспечению охраны имущества физических и юридических лиц по договорам подразделениями полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ. В соответствии с пунктом 15 Типового положения о вневедомственной охране управление (отдел) вневедомственной охраны осуществляет на основе договоров охрану имущества юридических и физических лиц. В 2010 году в порядок организации деятельности вневедомственной охраны были внесены коррективы в соответствии с Приказом МВД России от 30.12.2007 N 1220 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении органов внутренних дел Российской Федерации».

   Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» МВД России (далее — ФГУП «Охрана») создано в соответствии с постановлением Правительства РФ № 66 от 11.02.2005 г «Вопросы реформирования подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации». В соответствии с пунктом 7 Порядка обеспечения охраны имущества по договорам в обеспечении охраны имущества физических и юридических лиц также принимает участие ФГУП «Охрана». Эта структура создана для выполнения государством функции безопасности объектов, в том числе объектов, подлежащих государственной охране и охраны имущества службами военизированной и сторожевой охраны, в том числе охрана и сопровождение грузов.

   Кроме того, ФГУП «Охрана» МВД России обеспечивает проектирование и монтаж, техническое и гарантийное обслуживание технических систем охраны на охраняемых объектах, а также пультовую охрану.

   ФГУП «Охрана» МВД России является коммерческой организацией и находится в ведомственном подчинении Министерства внутренних дел Российской Федерации. ФГУП «Охрана» имеет филиалы, которые перечислены в Уставе предприятия, утвержденном приказом МВД России от 16.03.2007 № 267, в том числе и по Курганской области.

   Взаимодействие УВО УМВД по Курганской области и ФГУП «Охрана» осуществляется в порядке, закрепленном в Приказе МВД РФ от 20.02.2009 г. № 155 «Об утверждении инструкции об организации взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с ФГУП «Охрана» МВД РФ».

Учитывая изложенное, продавцами на данных рынках являются:

              1).  Управление (отдел) вневедомственной охраны — ФГКУ УВО УМВД по Курганской области 

2).  филиал ФГУП «Охрана» МВД России по Курганской области 

3).ООО ЧОП «Сова» 

4). ООО «ЧОО «Питон» 

5). ООО ЧОП «Витязь СТАВР» 

              6).   ООО «ЧОП «Защита» 

              7). ООО ЧОО «Гарант 3» 

     Покупателями на данных рынках являются физические и юридические лица.

    5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

    Объем рынка считается как количество всех жилых помещений, в которых были оказаны услуги по охране жилых помещений всеми участниками рынка в соответствующих географических границах.    

   На рынке услуг проектирования, монтажа и эксплуатационного обслуживания технических средств охраны жилых помещений, в 2010 году, филиал ФГУП «Охрана» МВД России по Курганской области занимает доминирующее положение, с долей рынка 97,92%; на рынке услуг охраны жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения, в 2010 году, ФГКУ УВО УМВД по Курганской занимает доминирующее положение с долей рынка 97,04%,  на рынке услуг проектирования, монтажа и эксплуатационного обслуживания технических средств охраны жилых помещений, в 2011 году, филиал ФГУП «Охрана» МВД России по Курганской области занимает доминирующее положение, с долей рынка 94,42%; на рынке услуг охраны жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения, в 2011 году, ФГКУ УВО УМВД по Курганской занимает доминирующее положение, с долей рынка 97,12%.

            

6. Определение барьеров входа на рынок

    Основными барьерами для входа на рынок услуг проектирования, монтажа и эксплуатационного обслуживания технических средств охраны жилых помещений, на рынок  услуг охраны жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения, на территории города Кургана, являются:

Административные барьеры

а) получение лицензии на осуществление охранной деятельности;

б) неодинаковый правовой статус охранных организаций, так, например, ФГУП «Охрана» МВД РФ по Курганской области на основании Постановления Правительства РФ, от 11.02.2005г. №66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ», выступает в качестве правопреемника по договорам, заключенными подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ.

Экономические барьеры

а) стоимость лицензий;

б) содержание оружейной комнаты;

в) аренда оружия;

г) стоимость услуг ФГУП «Радиочастотный центр УрФО» по получению частоты для передачи сигнала ;

 Стратегия поведения, действующих на рынке услуг, хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок.

7. Оценка состояния конкурентной среды на рынке

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»:

   Филиал ФГУП «Охрана» МВД России по Курганской области занимает доминирующее положение на рынке услуг проектирования, монтажа и эксплуатационного обслуживания технических средств охраны жилых помещений, в 2010 году - с долей рынка 97,92%, в 2011 году - с  долей рынка 94,42%;

    ФГКУ УВО УМВД по Курганской области занимает доминирующее положение на рынке услуг охраны жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения, в 2010 году - с долей рынка 97,04%, в 2011 году - с долей рынка 97,12%;