• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынках услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов

Сфера деятельности: ЖКХ

Анализ выполнен во исполнение п. 3.1 Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы, утвержденного приказом ФАС России от 19.12.2013 №773/12, с целью оценки состояния конкурентной среды на рынках услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов, положения хозяйствующих субъектов на данных рынках, определения хозяйствующих субъектов, имеющих на рассматриваемых рынках долю более 35 процентов и внесения их в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, выявления барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемых рынках, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства.

Учитывая разнонаправленность услуг по транспортировке и размещению, связанных с этапами технологического цикла отходов, данные услуги могут предоставляться как одним хозяйствующим субъектом (продавцом услуг), так и несколькими хозяйствующими субъектами (продавцами услуг).

Необходимо отметить, что транспортировка твердых коммунальных отходов осуществляется предприятиями, имеющими соответствующие (специализированные) транспортные средства, дальнейшая переработка и захоронение отходов производится на объектах размещения отходов. При этом данные услуги находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и предоставляют собой неразрывную технологическую цепочку (форма контейнеров и площадок для сбора отходов зависит от конструкции машин для их транспортировки, технология сбора (смешанный, раздельный и т.п.) и транспортировки определяются технологией переработки).

Настоящий анализ выполнен в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок), а также согласно Методических рекомендаций по проведению анализа рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов, направленных ФАС России письмом от 27.03.2013 г. №АЦ/11598/13 (далее — Рекомендации).

 

Временной период исследования рынков – 2012 год.

Продуктовые границы определены Курганским УФАС России как услуги по транспортировке и услуги по размещению твердых коммунальных услуг.

При определении географических границ рынка с точки зрения экономической возможности покупателя следует учитывать дальность места нахождения объекта размещения отходов.

Учитывая такую специфику, географические границы рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов следует считать местными (локальными). В рамках проведения данного анализа, согласно Рекомендациям, географическими границами рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов приняты административные границы городов с населением более 100 тысяч жителей и административных центров субъектов Российской Федерации.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курганской области, на территории субъекта Российской Федерации — Курганская область расположено только одно муниципальное образование численностью более 100 000 человек — город Курган (327 898 чел.).

Таким образом, географические границы рынков услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов – административно-территориальные границы города Кургана.

 

Перечень хозяйствующих субъектов, предоставляющих анализируемых услуги, определен в результате анализа следующих материалов:

  1. информации из реестра лицензий, представленных территориальным органом Росприроднадзора;

  2. информация из регионального кадастра отходов производства и потребления соответствующего субъекта Российской Федерации;

  3. информация, полученная от хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемых товарных рынках.


 

Расчет общего объема рассматриваемого рынка, определенного в продуктовых и географических границах, и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании объема товара.

Расчет объема исследуемых товарных рынков и долей хозяйствующих субъектов на них приведен в таблицах 1, 2.

Таблица 1 — Расчет объема рынка услуг по транспортировке ТБО и долей хозяйствующих субъектов, действующих на нем

№ п/п

Наименование организации

Объем оказанных услуг, куб.м

Объем оказанных услуг, руб.

Доля, рассчитанная по натуральным показателям, %

Доля, рассчитанная по стоимостным показателям, %

1

Х1

67151

3605337,19

12,87

11,78

2

Х2

22460

1205877,4

4,3

3,94

3

Х3

139247

7476171,43

26,69

24,43

4

Х4

90654

4867213,26

17,38

15,9

5

Х5

25557

1372155,33

4,9

4,48

6

Х6

38952

4686320,6

7,47

15,31

7

Прочие организации и физические лица, самостоятельно осуществляющие транспортировку собственных твердых бытовых отходов к месту захоронения

137710

7393649,9

26,39

24,16

Итого:

521731

30606725,11

100

100

 

 

Таблица 2 — Расчет объема рынка услуг по размещению ТБО и долей хозяйствующих субъектов, действующих на нем

№ п/п

Наименование организации

Объем оказанных услуг, куб.м

Объем оказанных услуг, руб.

Доля, рассчитанная по натуральным показателям, %

Доля, рассчитанная по стоимостным показателям, %

1

Х6

521731

30606725,11

100

100

Итого:

521731

30606725,11

100

100

 

Барьеры входа на товарные рынки

Рынок услуг по транспортировке ТБО:

1. экономические ограничения: необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

2. наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов (Х6).

Рынок услуг по размещению ТБО:

1. административные ограничения: необходимость получения лицензии.

2. экономические ограничения: необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

3. наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов (Х6).

Уровень концентрации товарных рынков

 

Для оценки уровня концентрации рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент концентрации рынка (CR);

б) индекс концентрации рынка Герфиндаля-Гиршмана (HHI);

 

Таблица 3 — Уровень концентрации товарных рынков

№ п/п

Наименование рынка

Состояние рынка

1

Рынок услуг по транспортировке ТБО

умеренноконцентрированный

(конкуренция развита недостаточно)

2

Рынок услуг по размещению ТБО

высококонцентрированный

(конкуренция не развита)

 

 

По результатам проведенного анализа на рынках услуг по транспортировке ТБО, услуг по размещению ТБО, установлены признаки доминирующего положения Х6 на рынке услуг по размещению ТБО с долей на рынке 100% в 2012 году.

Рынок услуг по транспортировке ТБО является умеренноконцентрированным (конкуренция развита недостаточно). Рынок услуг по размещению ТБО является высококонцентрированным (конкуренция не развита).