Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынках услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов
Анализ выполнен во исполнение п. 3.1 Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы, утвержденного приказом ФАС России от 19.12.2013 №773/12, с целью оценки состояния конкурентной среды на рынках услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов, положения хозяйствующих субъектов на данных рынках, определения хозяйствующих субъектов, имеющих на рассматриваемых рынках долю более 35 процентов и внесения их в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, выявления барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемых рынках, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства.
Учитывая разнонаправленность услуг по транспортировке и размещению, связанных с этапами технологического цикла отходов, данные услуги могут предоставляться как одним хозяйствующим субъектом (продавцом услуг), так и несколькими хозяйствующими субъектами (продавцами услуг).
Необходимо отметить, что транспортировка твердых коммунальных отходов осуществляется предприятиями, имеющими соответствующие (специализированные) транспортные средства, дальнейшая переработка и захоронение отходов производится на объектах размещения отходов. При этом данные услуги находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и предоставляют собой неразрывную технологическую цепочку (форма контейнеров и площадок для сбора отходов зависит от конструкции машин для их транспортировки, технология сбора (смешанный, раздельный и т.п.) и транспортировки определяются технологией переработки).
Настоящий анализ выполнен в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок), а также согласно Методических рекомендаций по проведению анализа рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов, направленных ФАС России письмом от 27.03.2013 г. №АЦ/11598/13 (далее — Рекомендации).
Временной период исследования рынков – 2012 год.
Продуктовые границы определены Курганским УФАС России как услуги по транспортировке и услуги по размещению твердых коммунальных услуг.
При определении географических границ рынка с точки зрения экономической возможности покупателя следует учитывать дальность места нахождения объекта размещения отходов.
Учитывая такую специфику, географические границы рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов следует считать местными (локальными). В рамках проведения данного анализа, согласно Рекомендациям, географическими границами рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов приняты административные границы городов с населением более 100 тысяч жителей и административных центров субъектов Российской Федерации.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курганской области, на территории субъекта Российской Федерации — Курганская область расположено только одно муниципальное образование численностью более 100 000 человек — город Курган (327 898 чел.).
Таким образом, географические границы рынков услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов – административно-территориальные границы города Кургана.
Перечень хозяйствующих субъектов, предоставляющих анализируемых услуги, определен в результате анализа следующих материалов:
информации из реестра лицензий, представленных территориальным органом Росприроднадзора;
информация из регионального кадастра отходов производства и потребления соответствующего субъекта Российской Федерации;
информация, полученная от хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемых товарных рынках.
Расчет общего объема рассматриваемого рынка, определенного в продуктовых и географических границах, и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании объема товара.
Расчет объема исследуемых товарных рынков и долей хозяйствующих субъектов на них приведен в таблицах 1, 2.
Таблица 1 — Расчет объема рынка услуг по транспортировке ТБО и долей хозяйствующих субъектов, действующих на нем
№ п/п | Наименование организации | Объем оказанных услуг, куб.м | Объем оказанных услуг, руб. | Доля, рассчитанная по натуральным показателям, % | Доля, рассчитанная по стоимостным показателям, % |
1 | Х1 | 67151 | 3605337,19 | 12,87 | 11,78 |
2 | Х2 | 22460 | 1205877,4 | 4,3 | 3,94 |
3 | Х3 | 139247 | 7476171,43 | 26,69 | 24,43 |
4 | Х4 | 90654 | 4867213,26 | 17,38 | 15,9 |
5 | Х5 | 25557 | 1372155,33 | 4,9 | 4,48 |
6 | Х6 | 38952 | 4686320,6 | 7,47 | 15,31 |
7 | Прочие организации и физические лица, самостоятельно осуществляющие транспортировку собственных твердых бытовых отходов к месту захоронения | 137710 | 7393649,9 | 26,39 | 24,16 |
Итого: | 521731 | 30606725,11 | 100 | 100 |
Таблица 2 — Расчет объема рынка услуг по размещению ТБО и долей хозяйствующих субъектов, действующих на нем
№ п/п | Наименование организации | Объем оказанных услуг, куб.м | Объем оказанных услуг, руб. | Доля, рассчитанная по натуральным показателям, % | Доля, рассчитанная по стоимостным показателям, % |
1 | Х6 | 521731 | 30606725,11 | 100 | 100 |
Итого: | 521731 | 30606725,11 | 100 | 100 |
Барьеры входа на товарные рынки
Рынок услуг по транспортировке ТБО:
1. экономические ограничения: необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;
2. наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов (Х6).
Рынок услуг по размещению ТБО:
1. административные ограничения: необходимость получения лицензии.
2. экономические ограничения: необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;
3. наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов (Х6).
Уровень концентрации товарных рынков
Для оценки уровня концентрации рынка используются следующие показатели:
а) коэффициент концентрации рынка (CR);
б) индекс концентрации рынка Герфиндаля-Гиршмана (HHI);
Таблица 3 — Уровень концентрации товарных рынков
№ п/п | Наименование рынка | Состояние рынка |
1 | Рынок услуг по транспортировке ТБО | умеренноконцентрированный (конкуренция развита недостаточно) |
2 | Рынок услуг по размещению ТБО | высококонцентрированный (конкуренция не развита) |
По результатам проведенного анализа на рынках услуг по транспортировке ТБО, услуг по размещению ТБО, установлены признаки доминирующего положения Х6 на рынке услуг по размещению ТБО с долей на рынке 100% в 2012 году.
Рынок услуг по транспортировке ТБО является умеренноконцентрированным (конкуренция развита недостаточно). Рынок услуг по размещению ТБО является высококонцентрированным (конкуренция не развита).