Информация о законодательстве Евразийского экономического союза

 Протокол  Президиума Коллегии  ФАС России  от 3 февраля  2015г.

С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор о ЕАЭС), учреждающий Евразийский экономический союз (далее - Союз, ЕАЭС), в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках Союза.

Договор о ЕАЭС кодифицировал и привел к одному знаменателю более 100 международных договоров, принятых ранее в рамках евразийской интеграции.

ЕАЭС является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью (пункт 2 статьи 1 Договора о ЕАЭС).

Создание Союза ознаменовало собой переход к следующей после Таможенного союза и Единого экономического пространства стадии интеграции.

На данный момент в Союз входят четыре страны: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация и, со 2 января 2015 Г. присоединилась Республика Армения[2]. Также проводится работа по вступлению в состав Союза Кыргызской Республики

Право Союза составляют Договор о ЕАЭС, международные договоры в рамках Союза, международные договоры Союза с третьей стороной и решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках их полномочий, предусмотренных Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках Союза (статья 6 Договора о ЕАЭС).

В случае возникновения противоречий между международными договорами в рамках Союза и Договором о ЕАЭС приоритет имеет Договор о ЕАЭС.

Решения Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского межправительственного совета подлежат исполнению государствами-членами в порядке, предусмотренном их национальным законодательством.

Решения и распоряжения органов Союза не должны противоречить Договору о ЕАЭС и международным договорам в рамках Союза.

 Статьей 8 Договора о ЕАЭС в качестве органов Союза определены Высший Евразийский экономический совет (уровень глав государств- членов), Евразийский межправительственный совет (уровень глав правительств), Евразийская экономическая комиссия (далее — Комиссия, ЕЭК), Суд ЕАЭС. Органы Союза действуют в пределах полномочий, которые предоставлены им Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках Союза.

Комиссия является постоянно действующим органом Союза, осуществляющим свою деятельность, в том числе, в области антимонопольного регулирования, конкурентной политики, естественных монополий и государственных и (или) муниципальных закупок. Она начала свою работу с 2 февраля 2012 г. в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В пределах своих полномочий Комиссия принимает решения, имеющие нормативно-правовой характер и обязательные для государств- членов. Решения ЕЭК входят в право ЕАЭС и подлежат непосредственному применению на территориях государств - членов ЕАЭС согласно пункту 13 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение № 1 к Договору о ЕАЭС).

К функциям ЕЭК относятся контроль и пресечение нарушений, оказывающих или способных оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках, т.е. на территориях двух и более государств-членов (за исключением финансовых рынков). Факт совершения правонарушения на трансграничном рынке (трансграничность) является основным признаком для разграничения компетенций ЕЭК и уполномоченных органов государств - членов ЕАЭС.

Примерами трансграничных рынков являются рынки электрической энергии, нефти и газа, угля, фармацевтической деятельности, международных телекоммуникационных услуг (роуминга), международных авиа- и железнодорожных перевозок, продовольственных товаров, минеральных удобрений и цемента.

Для реализации конкурентной политики, а также для обеспечения проведения расследований и подготовки материалов дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, установленных Договором о ЕАЭС, в Комиссии создано соответствующее структурное подразделение.

Раздел XVIII «Общие принципы и правила конкуренции» Договора о ЕАЭС устанавливает четкие критерии для каждого вида запрета. При этом Комиссия осуществляет контроль за соблюдением общих правил конкуренции, содействует пресечению нарушений общих правил конкуренции, если такие нарушения оказывают или могут оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках.

Запреты, установленные Договором о ЕАЭС, а также Модельным законом «О защите конкуренции",принятым главами государств-членов   

Союза в октябре 2013 года, эквивалентны требованиям Федерального закона от 26.07.2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции» и имеют небольшие отличия от запретов в других государствах - членах Союза.

Нарушения на рынках, не подпадающих под определение трансграничности3, расследуются национальными антимонопольными органами самостоятельно или в сотрудничестве друг с другом. Договором о ЕАЭС предусмотрены формы взаимодействия как антимонопольных органов государств-членов между собой, так и Комиссии с ними при осуществлении контроля за соблюдением общих правил конкуренции. Данные формы взаимодействия изложены в Разделах V и VI Приложения №19 к Договору о ЕАЭС «Протокол об общих принципах и правилах конкуренции» (далее - Приложение №19). При этом Комиссия осуществляет взаимодействие с центральными аппаратами уполномоченных органов государств-членов.

Приложение № 19 также предусматривает ответственность за нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках на территориях двух или более государств-членов, а также за непредставление либо несвоевременное представление в Комиссию сведений (информации) или за представление в Комиссию заведомо недостоверных сведений (информации). Ответственность установлена в форме штрафных санкций. Для юридических лиц ответственность идентична российским мерам ответственности, установленным в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) для тех же лиц. Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей штрафы более высокие (до 150 тыс. российских рублей) по сравнению с административными штрафами, закрепленными в КоАП.

Ожидается, что Комиссия вступит в полномочия государств-членов ЕАЭС по контролю за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках в ближайшее время. Это должно произойти, как только всеми государствами-членами ЕАЭС будет ратифицировано Соглашение о порядке защиты конфиденциальной информации и ответственности за ее разглашение при осуществлении ЕЭК полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции (далее - Соглашение), подписанное в г. Москве 12 ноября 2014 г.

Данное Соглашение предусматривает обязанность Комиссии по обеспечению защиты конфиденциальной информации в рамках реализации полномочий по контролю за соблюдением общих правил конкуренции, при осуществлении обмена конфиденциальной информации между Комиссией и уполномоченными органами государственной власти государств-членов ЕАЭС, а также передаче такой информации третьим лицам.

Для осуществления Комиссией расследований нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках сформирована достаточная нормативная база. Помимо перечисленных выше, данная база включает в себя документы, принятые до вступления в силу Договора о ЕАЭС, а именно:

  • Порядок взаимодействия ЕЭК и уполномоченных органов государств-

членов7;

  • Порядок рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении правил

конкуренции8;

  • Порядок проведения расследования нарушений правил конкуренции9;
  • Порядок рассмотрения дел о нарушении правил конкуренции10;
  • Методику определения монопольно высоких и монопольно низких

цен";

  • Методику оценки состояния конкуренции12;
  • Методику расчета и порядка наложения штрафов13.