• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

О разъяснении возможности заключения государственного контракта на услуги охраны объекта, подлежащего государственной охране с ФГУП «Охрана» МВД России как с единственным исполнителем

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Вместе с тем, ФАС России сообщает свою позицию по поставленному в обращении вопросу.

Согласно части 5 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного подрядчика, исполнителя осуществляется в случае, если закупаются работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 5 Федерального закона от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране» (далее - Закон о государственной охране) государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны. В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране (далее - Перечень). С учетом особого статуса объектов охраны и в целях надлежащего обеспечения их безопасности в пункте 1 указанного Перечня в качестве объектов, подлежащих государственной охране, поименованы здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации.

Таким образом, по мнению ФАС России, государственные и муниципальные заказчики вправе заключать государственные и муниципальные контракты на оказание услуг государственной охраны объектов, указанных в Перечне, с органами, поименованными в статье 5 Закона о государственной

охране, без проведения торгов на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.02.2013 № 127 ФГУП «Охрана» МВД России вправе оказывать услуги по охране объектов, подлежащих государственной охране.

Деятельность ФГУП «Охрана» МВД России регламентирована также приказом МВД России от 13.05.2011 № 367 «О некоторых вопросах организации деятельности федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации», положениями которого предусматривается право осуществлять охрану объектов, подлежащих государственной охране (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16.06.2011 № 21041).

Исключительность полномочий соответствующих органов или предприятий на оказание определенных услуг должна подтверждаться соответствующими документами и сведениями.

Вместе с тем, исключительность полномочий ФГУП «Охрана» по оказанию услуг охраны объектов, подлежащих государственной охране, не установлена.   На основании изложенного, по мнению ФАС России, заключение контракта на оказание услуг по охране объекта на основания пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с ФГУП "Охрана" МВД Росиии, как с единственныи исполнителем, не соответствует Закону о контрактной системн.