ЦБ хочет прописать «период охлаждения» в страховых стандартах

Такое мнение высказала заместитель руководителя департамента страхового рынка ЦБ Светлана Никитина на заседании экспертного совета Федеральной антимонопольной службы (ФАС) 26 июня. Она отметила, что одна из причин, по которой граждане считают страховую услугу навязанной – неправильное информирование о ней. По словам Светланы Никитиной, некоторые страховщики уже ввели «период охлаждения» в свои договоры. «У них от силы 1% отказов. Видимо, компании, которые ввели “период охлаждения”, ввели и правильное информирование», – сказала она.


Светлана Никитина также отметила, что Банк России уже предложил Российскому союзу автостраховщиков обязать страховщиков ОСАГО предоставлять «период охлаждения» клиентам по добровольным видам. Как уже сообщало АСН, предполагается, что гражданин сможет вернуть себе страховую премию при расторжении дополнительного договора добровольного страхования в течение 5 рабочих дней с даты его заключения (при условии, что страховой случай не наступил).

«Наиболее оптимальным будет введение “периода охлаждения” на уровне издания стандартных условий страхования», – полагает Светлана Никитина. Право утверждать минимальные (стандартные) требования к условиям работы страховщиков по отдельным видам страхования появилось у Банка России в январе 2014 г. Сейчас регулятором утверждены минимальные стандарты по автокаско и разработаны стандарты по страхованию трудовых мигрантов.

На заседании было также отмечено, что введение «периода охлаждения» чревато налоговыми рисками. Так, для договоров накопительного страхования жизни предусмотрен налоговый вычет. Гражданин, заключивший такой договор, может получить вычет и затем воспользоваться «периодом охлаждения», высказали опасение несколько участников заседания. Кроме того, если премию при досрочном расторжении договора гражданину возвращает банк, то он обязан удержать с него НДФЛ.


Как уже сообщало АСН, инициатором идеи введения «периода охлаждения» (периода, в течение которого страхователь сможет отказаться от страховки без потерь) в договорах страхования была ФАС. Предполагается, что эта мера позволит бороться с навязыванием страховок при выдаче кредитов и продаже полисов ОСАГО.