Антимонопольный комплаенс необходимо включить в пятый антимонопольный пакет

Какова целесообразность и возможный дизайн определения и признаков антимонопольного комплаенса. Какие требования возможно применять к его содержанию и процедурам. Есть ли основания для возможного смягчения санкций. Об этом говорили представители органов исполнительной власти, экспертного и делового сообществ в ходе круглого стола «Антимонопольный комплаенс: текущая практика и перспективы развития», прошедшего в Аналитическом центре.

Эксперты напомнили, что ужесточение административных и уголовных санкций за нарушение антимонопольного законодательства в России повысило актуальность внедрения в компаниях, обладающих доминирующим положением на рынке, специальных мер предупреждения и снижения вероятности возникновения нарушений – так называемого антимонопольного комплаенса. Тем не менее, все еще дискуссионным остается вопрос о необходимости его закрепления в российском правовом поле.

Начальник Управления по конкурентной политике Аналитического центра Татьяна Радченко считает, что антимонопольный комплаенс может стать одним из инструментов снижения антимонопольных рисков. «Этот вопрос давно возникал в экспертном сообществе, – отметила эксперт. – Что касается зарубежной практики, то она отличается в разных странах. Европейская комиссия неоднократно обращала внимание на то, что они признают важность данной программы документов, но при разбирательствах и наложении штрафов они не учитывают их наличие. В то же время, страны, которые входят в Евросоюз, например Франция, дают возможность снижения санкций».

Заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов отметил, что сам термин – антимонопольный комплаенс – появился 3-4 года назад, и сейчас это одно из стратегических направлений деятельности службы, ведутся активные обсуждения, собираются материалы. Параллельно работа ведется по линии Международной торговой палаты. По словам Цыганова, внедрение антимонопольного комплаенса дает огромные выгоды внутрикорпоративному управлению, предупреждая и выявляя на ранней стадии нарушения антимонопольного законодательства. «Достаточно ли внедрения антимонопольного комплаенса в корпоративную культуру или государство кроме адвокатирования этого процесса должно принять меры по изменению законодательства для того, чтобы смягчить ответственность компаний или юридического лица», - этот вопрос, как сообщил Цыганов, еще предстоит решить.

В ходе мероприятия эксперты сошлись во мнении, что антимонопольный комплаенс необходимо включить в пятый антимонопольный пакет.