30 ноября 2015 года на Радио России Курган руководитель Курганского УФАС России Ирина Гагарина отвечала на вопросы ведущих и радиослушателей

 30 ноября  2015 года с 12.00 до 12.30 на Радио России Курган руководитель Курганского УФАС России Ирина Гагарина отвечала на вопросы ведущих и радиослушателей. А так же после прямого эфира отвечала на вопросы граждан по телефону «горячей линии». Обсуждаемые вопросы в эфире:

  1.С недавнего времени одним из направлений деятельности ФАС является тарифное регулирование. Расскажите.

Сегодня активно обсуждается тема реформирования системы государственного управления. Мы уже начинаем привыкать к информации о том, что сокращают численность того или иного органа власти. Но происходит не только сокращение, но и пересмотр функций органов власти, оценивается эффективность их выполнения. Полагаю, что именно в этих целях 21 июля текущего года президентом было принято решение об упразднении Федеральной службы по тарифам и наделении ФАС России полномочиями на установление тарифов на федеральном.

На сегодняшний день тарифы, которые подлежат установлению на уровне области и на уровне муниципальных образований устанавливаются по сложившейся схеме. Пока в этой части руководством страны решения не принято. Однако это не говорит о том, что ничего не поменялось. Во-первых, в настоящее время пересматривается вся нормативная база и методик, регламентирующие процедуры установления тарифов, во-вторых, у территориальных управлений ФАС России имеются полномочия по контролю за деятельностью органов регулирования, у нас эти полномочия реализует Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области. А также есть полномочия за соблюдением субъектами предпринимательства установленных для них тарифов.

У ФС по тарифам не было территориальных управлений, контроля на местах не было, теперь такой контроль появился.

2.Насколько высоки тарифы в Курганской области по сравнению с соседними регионами? Приведите статистику.

В основном тарифы в Курганской области выше по сравнению с соседними регионами.  И дело не в том, что такие плохие монополисты и власть. Дело в методиках. Применялся затратный метод расчета тарифов, а если исходить из затратного способа – чем больше потребителей- тем ниже тариф и наоборот. Вот и получается, что в соседних регионах с большей численностью тарифы получались ниже.

3.какое видение ФАС России на процесс формирование тарифов? Что необходимо для того, чтобы сделать этот процесс прозрачным?

Фас России придерживается позиции что нужно уходить от затратного метода, поскольку он уже доказал свою несостоятельность. Сейчас как раз и проводится работа по выработке походов к формированию тарифов. Много дискуссий вокруг внедрения принципа снижения издержек для регулируемых компаний. Стимулировать сокращение затрат предполагается именно через тарифное регулирование. Рассматривается метод так называемых сопоставимых рынков при котором разным компаниям, находящимся в равных условиях, будут устанавливать одинаковые тарифы, независимо от того, какие затраты они заявили.

Сделать процесс формирования тарифов – это одна из основных задач, поставленных ФАС России. Будет раскрываться вся информация, связанная как с расчетом тарифа, так и с его формированием и применением на уровне субъекта предпринимательства, осуществляющего регулируемый вид деятельности.

4.С 1 января 2016 года будет действовать новый механизм обращения с твердыми бытовыми отходами, согласно которому услуга по обращению с такими отходами будет отнесена к коммунальным услугам. Что это меняет?

Действительно, с 1 января 2015  вступил в силу закон, устанавливающий, что в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами будут устанавливаться четыре вида тарифов:

На обработку твердых коммунальных отходов

На обезвреживание твердых коммунальных отходов

На захоронение твердых коммунальных отходов

А также на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором.

До этого тариф устанавливался только на утилизацию мусора.

Полномочия на установление этих тарифов переданы органам регулирования субъекта, т.е. на уровень области.

Что это меняет? Меняется в принципе схема обращения отходами: если раньше такой схемы не было, то теперь она будет; эта схема становится прозрачной: во-первых, органы власти должны будут не только ее разработать и утвердить, но еще и обнародовать, а также выбрать единого регионального оператора как мы полагаем на конкурсной основе. Соответственно становится прозрачной схема формирования стоимости услуги по сбору, вывозу и утилизации мусора.

На сегодняшний день в Курганской области такие тарифы не установлены в связи с тем, что до сих пор не разработана схема обращения с отходами

5.Функции по согласованию предельных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов возложены на ФАС. В Зауралье есть нарушения? Кто регулирует цены на ЖНВЛС?

С 1 октября приняты новые правила и методика регистрации цен на ЖВНЛП и данные правила разрабатывались без участия ФАС России, принимая во внимание это обстоятельство Правительство РФ поручило ФАС России до 1 декабря представить свои предложения по их изменению. Фас России полагает, что эта затратный метод, положенный в основу новой методики, приводит и в дальнейшем будет приводить к росту цен в связи с чем будет подготовлена новая методика. Какой она будет информации пока нет.

Курганским УФАС проводилась оценка на соблюдение требований о не превышении предельной цены, нарушений не установлено.

6.Какими мерами воздействия обладает ФАС? Как взаимодействуете с силовыми структурами? Прислушиваются ли к вам местные власти?

Меры воздействия меняются буквально через месяц с небольшим. С 5 января 2016 года будет выдавать органам власти и органам местного самоуправления предупреждения о прекращении нарушений, частично это будет распространять и на регулируемые организации. Выдача предупреждения – сама по себе ускоренная процедура при этом ещё и с установлением коротких сроков устранения нарушений.  В случае неисполнения предупреждения –привлечение к ответственности виновных лиц.

С силовыми структурами воздействуем на регулярной и очень тесной основе. При Курганском УФАС создана межведомственная с правоохранительными органами рабочая группа. В рамках которой обсуждаем проблемы вопросы, принимаем решения о передаче материалов в правоохранительные органы для принятия решения о наличии состава уголовного преступления.

Местные власти как я надеюсь прислушиваются к позиции Курганского УФАС, а введение институт предупреждений я уверена поможет разрешать спорные ситуации в короткие сроки, ставить ситуации на законную основу до возникновения серьёзных последствий.

7.Коснутся ли изменения в сфере пассажирских перевозок?

Безусловно. Начать нужно с того, что уже ФАС России объявило о том, что тарифы на перевозки железнодорожным транспортом не будут пересматриваться до 1 июля 2016 года, исключение лишь составляют пригородные перевозки. Это время нужно для того, чтобы проанализировать составляющие тарифа и выработать опять же новые методики. Само РЖД уже заявило, что будет сокращать расходы, думаю. Это первая ласточка того процесса, который запущен.

Во-вторых, с 16 января 2016 вступают в силу положения закона об организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом. В соответствии с которыми регулированию будут подлежать только перевозки за счет бюджетных средств. В курганской области таких перевозок нет, из чего можно сделать вывод о том, что со следующего года по всей видимости перевозки будут осуществляться по рыночным ценам. В данном случае речь идет о делегировании рынка.

8.Можно и нужно ли изменить систему взаимоотношений с естественными монополиями? Что необходимо поменять?

В продолжение разговора о делегировании нужно сказать, что те сферы где есть конкуренция должны быть выведены из сфер субъектов естественной монополии. В таких случаях должны работать принципы рыночной конкуренции в том числе и ценовой. Но это не говорит о том, что деятельность таких субъектов будет бесконтрольная. В законе о защите конкуренции есть понятие коллективного доминирования, те если доля таких субъектов будет более 8-ми % и их на рынке будет пять-семь, то на них также будут распространяться требования как к монополистам. Что же касается субъектов, действующих на рынке в одиночку – таких как РЖД, например. То система взаимоотношений будет жёстче, чем раньше. Как я уже говорила, их затраты не будут ставиться во главу угла, при этом, будет спрос о реализации инвестиционных программ, направленных на обновление инфраструктуры. Будет контроль за раскрытием информации таких субъектов об осуществлении ими регулируемой деятельности.

9.какие еще сферы рынков планируется делегировать?

Да, тема делегирования рынков – одна из основных в новых подходах к тарифному регулированию, формируемых ФАС России сегодня. Вероятнее всего в первую очередь -  это коснется рынков связи, таки как: телефонная, телеграфная, факсимильная связь, телекодовая, видеотелефонная связь. Возможно делегирование коснется аэропортов в тех субъектах, где их несколько.

В первую очередь нужно исследовать рынки, исследовать состояние конкуренции, оценить возможные последствия отмены тарифного регулирования. Такие решения быстро не принимаются.