10 марта 2016 года на Радио России Курган руководитель Курганского УФАС России Ирина Гагарина отвечала на вопросы ведущих и радиослушателей

 

10 марта  года с 12.00 до 12.30 на Радио России Курган руководитель Курганского УФАС России Ирина Гагарина отвечала на вопросы ведущих и радиослушателей. А также после прямого эфира отвечала на вопросы граждан по телефону «горячей линии».

Традиционно Курганское УФАС России подводит итоги ушедшего года. 2015 год был очень продуктивным¸ поскольку были приняты очень важные и долгожданные изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции».

2015 год был результативным для Курганского УФАС Росси, о чём собственно и поставлена задача рассказать сегодня.

Антимонопольные органы сегодня проводят сложную и многоаспектную работу в сфере антимонопольного регулирования, с 2015 года в полномочия ФАС России вошёл контроль в сфере тарифного регулирования.

Курганское УФАС России не осталось в стороне при разрешении социально значимых вопросов, особо актуальных для Курганской области в 2015 году.

Вопрос развития сферы услуг перевозок пассажиров наземным транспортом является остро актуальным для большинства регионов Российской Федерации. Об этом свидетельствует обширная административная и судебная практика. Данный вывод в полной мере относится и к Курганской области.

Ирина Гагарина отметила, что в 2015 году был принят Федеральный закон №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом..», который разделил работу органов власти в этой сфере на две части: до вступления в силу указанного закона (до 14 июля 2015) и после, поскольку до его принятия данная сфера на федеральном уровне не регулировалась.

В течение прошлого года Управлением не раз освещались вопросы организации пассажирских перевозок в Курганской области, оценивались действия органов исполнительной власти субъекта, органов местного самоуправления. На том, о чем говорилось не буду останавливаться, это уже известные факты.

До принятия закона рассматривались дела по фактам несоблюдения требований Закона Курганской области № 38 в части заключения договоров на право осуществления перевозок без конкурсных процедур. После принятия Федерального закона об организации перевозок практика повернулась в сторону рассмотрения жалоб перевозчиков, несогласных с условиями и порядком проведения конкурса, в частности, организованного Кетовским районом Курганской области. Но это не означает что принципиально изменилась ситуация к организации перевозок. Федеральным законом об организации перевозок предусмотрено право не проводить конкурс по конкретному маршруту лишь при условии, что перевозчиком, уже осуществляющим деятельность на этом маршруте, в срок до 30 дней после официального опубликования указанного закона представлен четко определенный пакет документов, включающий: заключённые договоры, выданные им разрешения и паспорта маршрутов.

 

А также в годе разговора была отмечена практика пресечения картельных сговоров на торгах. В 2015 году Курганским УФАС России выявлен факт при участии в конкурентных процедурах 2014, 2015гг. на поставку товаров, применяемых в медицинских целях (фармацевтические товары). Основанием для проверки послужило поступление заявления «Курганской поликлиники №4», в результате рассмотрения которого было установлено, что в 2014 году два предпринимателя заключили устное соглашение, которое предусматривало поддержание цен на определенных аукционах, предметом которых являлись поставки фармацевтических товаров, в 2015 году к рассматриваемому соглашению присоединился третий участник. 

Первая конкурентная процедура, где указанные лица реализовали Соглашение, состоялась 29 декабря 2014 года в форме электронного аукциона, участвуя в котором, соучастники реализовали схему под названием «манипуляции с заявками прикрытия».

Описание схемы: заявки прикрытия (также именующиеся дополнительными, вспомогательными, формальными или символическими) – это наиболее распространенный способ реализации схем манипуляций с заявками на торгах. Он реализуется следующим образом: физические или юридические лица договариваются подать заявки при соблюдении, по крайней мере, одного из следующих условий: (1) конкурент соглашается подать заявку с ценой, превышающей цену в заявке участника, который должен стать победителем, (2) конкурент подает заявку с ценой, которая, как уже заранее известно, слишком высока, чтобы ее приняли, или (3) конкурент подает заявку, содержащую особые условия, которые, как заранее известно, являются неприемлемыми для покупателя. Подача заявок прикрытия призвана создать впечатление настоящей конкуренции.

В указанном заказе один из соучастников определил другого предполагаемым победителем и своими ценовыми предложениями, которые превышали шаг аукциона (624,19 руб.) в 9-10 раз, в течении 11 минут пытался исключить добросовестных участников аукциона (лиц, не участвующих в Соглашении) из конкурентной процедуры. Достижению положительного для участников Соглашения результата в рассматривемом аукционе помешали действия добросовестных участников.

В 2014 году указанные лица аналогичным способом реализовали соглашение в ином заказе, результат также не достигнут.

Реализация соглашения определялась Курганским УФАС России с помощью оценки поведения участников заказов, в том числе установлено, что участниками соглашения использовались две схемы его реализации: «манипуляций с заявками прикрытия» и «таран». Системный анализ хронометража конкурентных процедур, представленного оператором официального сайта в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг – ЗАО «Сбербанк-АСТ», показал, что участвуя в конкурентных процедурах в 2015 году, реализовали Соглашение в более 90 конкурентных процедурах (т.е. участникам Соглашения удалось достигнуть его результата – поддержание цены торгов на максимально возможном уровне при сложившихся действиях участников конкурентных процедур, не состоящих в Соглашении).

По установленным фактам было принято решение о нарушении антимонопольного законодательства и выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствии реализации незаконных схем на торгах в размере 9 026 505 рублей 98 копеек.

В настоящее время принятые решение и предписания обжалованы в Арбитражный суд Курганской области.

Еще одно значимое событие в работе Курганского УФАС России при расследовании и выявлении картельных сговоров состоялось в самом начале 2016 года - Управление доказало наличие соглашения между участниками электронного аукциона на право выполнение комплекса работ по озеленению территорий города Кургана в 2014 году и их обязанность перечислить в федеральный бюджет незаконно полученный доход в размере шести миллионов семьсот семьдесят девяти тысяч рублей.

Напомню, в декабре 2014 года антимонопольный орган признал ООО «Курганская озеленительная компания», ООО «КурганЗеленСтрой» и ООО «Профессиональная охота» нарушившими антимонопольное законодательство. Суть нарушения состоит в том, что три участника заключили соглашение с целью поддержания цены на торгах и реализовали его путем применения известной в узких кругах схемы «Таран». В результате реализации указанных действий, один из соучастников смог заключить муниципальный контракт на сумму 6 779 005 руб. 09 коп., которую и предписал вернуть в бюджет антимонопольный орган (текст решения по делу № 178 размещен на сайте Курганского УФАС России: http://kurgan.fas.gov.ru/ в разделе «Решения»).

Судебный процесс длился практически весь 2015 год: множество различных доводов заявляли участники соглашения, в Суд представлялась масса доказательств, даже тех, которые были сокрыты от антимонопольного органа при исследовании обстоятельств дела. В итоге Арбитражный суд Курганской области поддержал позицию Курганского УФАС России, отказав ООО «Курганская озеленительная компания», ООО «КурганЗеленСтрой» и ООО «Профессиональная охота» в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.