Власти Зауралья препятствуют эффективной газификации в регионе

Последние месяцы Курганское УФАС России сталкивается с вопиющими нарушениями при проведении аукционов на строительство газопроводов в сельских поселениях. В июле и сентябре Курганским УФАС России принимались решения об аннулировании трех аукционов с объектом закупки:

- газоснабжение жилых домов с.Пивкино Щучанского района Курганской области;

- газоснабжение жилых домов с.Каясан Щучанского района Курганской области;

- газоснабжение жилых домов с.Козино Щучанского района Курганской области.

Первые торги на газоснабжение жилых домов с. Пивкино и с.Каясан Щучанского района объявлены 24 мая 2016 года. Начальная максимальная цена (далее – НМЦК) данных закупок более 12,5 млн рублей и более 37 млн рублей, соответственно. Потенциальными участниками процедуры направлены запросы на разъяснение аукционной документации, например, в части включения в локальный сметный расчет, а, следовательно, и в НМЦК стоимости проектно-изыскательских работ, а также в отсутствии согласованности между документацией электронного аукциона и локальными сметными расчетами. Муниципальный заказчик 31.05.2016 года отменяет обе закупки и разрабатывает документацию повторно.

Еще ведь есть третий пункт газификации, а именно село Козино. 30 мая 2016 года в единой информационной системе появляется данная закупка, 31.05.2016 года также отменяется по решению Заказчика.

И вот 27.06.2016 года Уполномоченным органом – Районным отделом заказчика, строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства опубликован электронный аукцион на газоснабжение жилых домов с. Пивкино. Обратим внимание, что НМЦК уже составила чуть меньше 10 миллионов рублей. Куда пропали 2.5 миллиона? - вопрос риторический.

Спустя неделю, а именно 04.07.2016 года появляются в интернете торги по газоснабжению с.Козино и с. Каясан. И если ситуация с понижением НМЦК с селом Козино повторилась (снижение на 2,4 млн рублей), то стоимость работ по устройству сети газоснабжения с. Каясан возросла на полмиллиона…

Что скажут профессионалы в сфере закупок? А разве это полномочия ФАС? А разве вы вправе??? И, правда, не вправе. Пусть формированием цены контрактов в соответствии с постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года № 474 «О государственной программе Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» занимаются профессионалы наделенные полномочиями.

Продолжая далее (как контрольный орган в сфере закупок) поясняем, что в рамках объявленных трех аукционов поступило 6 запросов на разъяснения потенциальных участников торгов. Запросы содержали просьбу разъяснить каким образом производить заполнение первой части заявки, если инструкция по ее заполнению не полностью отражает требования к материалам и вводит в заблуждение подрядчиков. Например,

«П. 67: «Краски марок МА-0115 — натуральной и алкидной олифами, ГФ-013 и ПФ-014—алкидной олифой. Для наружных работ выпускаются краски следующих цветов: под слоновую кость, палевая, бежевая, серая, светло-голубая, голубая, желтая, фисташковая, зеленая, темно-красная, красно-коричневая.» УРЗ непонятно, какой конкретно материал требуется к поставке, требуется ли олифа, краска МА-0115, грунтовка ГФ-013, ПФ-014? Требования к данному материалу выражены логически несвязными предложениями, УРЗ неясно, что конкретно требуется к поставке»

         Согласно требованиям Закона о контрактной системе, Заказчик обязан установить требования к товару, используемому при выполнении подрядных работ. Но зачем при устройстве сет газораспределения требовать от потенциального подрядчика все цветотипы краски? Или в Щучанском районе будут самые красочные газопроводы (хотя это, конечно, противоречит действующему законодательству в части производства работ по газификации).

         И еще один пример, отражающий правомерность требований документации, и уже с ответом:

«Вопрос №5. П. 31: «Коррозионность на пластинках из свинца, г/м2, не более отсутствует»

Как УРЗ должен понимать эту фразу?

Ответ: УРЗ при подготовке первой части заявки следует руководствоваться требованиям аукционной документации и инструкцией по ее заполнению».

*УРЗ – участник размещения заказа

            На действия заказчика и уполномоченного органа поступило 10 жалоб в антимонопольный орган. При этом заявителями по жалобам (за малым исключением) являлись профессиональные участники рынка газификации, подавшие заявки на участие в электронном аукционе и пришедшие на рассмотрение жалоб на заседания в Курганское УФАС России. Все три процедуры пришлось аннулировать. Причиной таких решений явились неприемлемые условия исполнения контракта, прописанные в техническом задании. Так, при проведении аукционов в июле в документации не были прописаны требования к материалам (максимальные и минимальные показатели), позволяющие конкретизировать какой именно материал необходимо использовать при строительстве газопроводов-вводов в жилые дома. Инструкция по заполнению заявок была оформлена таким образом, что участники закупки не могли однозначно толковать что от них требуется, т.е. практически неприменимой. Также при разработке документации ЭА заказчиком не были учтены изменения законодательства о контрактной системе, обязывающие его использовать требования стандартизации с 01.07.2016 года. Результат таких действий – из одиннадцати поступивших заявок девять были отклонены от участия в аукционе по с.Пивкино. По торгам для сел Козино и Каясан из 14 поступивших заявок отклонено 9.

Далее 15.08.2016 года объявляются повторные торги. Опять небольшое отступление по НМЦК – она возросла по всем трем закупкам. Лидер роста село Каясан (800 тысяч рублей), Пивкино и Козино чуть более 200 тысяч и 130 тысяч соответственно. И это с учетом того, что проект заказан в 2013 году…

В документации требования ГОСТ уже прописаны, но сделано это таким образом, что каждый используемый материал должен соответствовать всем перечисленным ГОСТам одновременно и в совокупности. При этом, к таким материалам как эпоксидно-диановая смола, уайт-спирит были в деталях прописаны требования не только к составу указанных товаров, но и технологии их производства, как-будто именно от этих материалов зависит качество построенного газопровода. При этом, необходимо понимать, что любой участник аукциона не производит такие товары, следовательно, не может заявить о том, в условиях какого технологического процесса они изготавливались. Соответственно, добросовестный участник закупки не может заявить, что готов поставить эпоксидно-диановую смолу и уайт-спирит, изготовленных по технологии, истребованной заказчиком.

При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке (Письмо ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16).

И еще один пример:

«п.25 Кислород технический газообразный
Физические свойства: атомная масса 15,9994; температура плавления, °С -218,4; температура кипения, °С -183,0; критическая температура, °С -118,8; критическое давление, атм 49,7. Это бесцветный (в толстом слое голубой) газ без вкуса и запаха, немного тяжелее воздуха, мало растворим в воде. При охлаждении -183 °С кислород превращается в подвижную жидкость голубого цвета, а при -219°С замерзает. Благодаря своим свойствам кислород применяется как реагент в химической технологии (обжиг сульфидных руд, синтез оксидов), металлургии (производство чугуна и стали - именно кислород "изымает" из чугуна избыток углерода, одновременно улучшается и качество стали), газификации природного угля, сварке и резке металлов.
После пребывания в среде, обогащенной кислородом, не разрешается курить, использовать открытый огонь и приближаться к огню.
Сорт, Первый или Второй.
Объемная доля кислорода, %, не менее 99,7
Объемная доля водяных паров, %, не более 0,009
Объемная доля водорода, %, не более 0,5
Гарантийный срок хранения 18 месяцев со дня изготовления продукта.
Тара:
Цистерны,
либо баллоны»
Вот зачем все это ЗАКАЗЧИКУ????? Вопрос, простите, опять риторический.
 

Но за время доработки документации, а именно 03.07.2016 года Федеральным законом №314-ФЗ вносится обязательное требование  о наличие в контракте условия о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта. Аукционной документацией было предусмотрено, что оплата по этапам выполненных работ производится раньше, чем выполнение этих работ. При этом, в графике оплаты сразу были прописаны суммы по начальной максимальной цене контракта без учета того, что на аукционе цена контракта может снизится (это основная цель аукциона). Поскольку график оплат является неотъемлемой частью документации, он подлежал неукоснительному соблюдению после заключения контракта.

Но парадоксы на этом не заканчиваются. Обратимся к аукциону на газификацию с. Каясан (если помните – самый дорогой). Согласно проекта контракта работы необходимо выполнить до 31 июля 2017 года. А вот окончательный расчет будет произведен в срок до 31.12.2016 года. А согласно календарного плана строительства в декабре 2016 года должны быть произведены газопроводы-вводы в жилые дома, очистка испытание газопровода и пуско-наладочные работы. Вопрос: где читать, где не читать и что со всем этим делать?

Аукционы на строительство газопроводов проводятся в рамках федеральной целевой программы: "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».

По данной программе осуществляется финансирование из федерального, областного и местного бюджетов. Именно эта программа – является основой при газификации сельских поселений Курганской области.

В Курганской области сложилась практика, что при реализации указанной программы привлекаются не только средства бюджетов, но и деньги граждан. И суммы, собираемые с граждан на столько существенны, что люди отказываются от подключения к газу. Именно об этом было заявлено на аппартном совещании в Правительстве Курганской области, состоявшемся 15 августа 2016. Чиновники тогда признали, что план газификации выполнен на 62%.

А в чем истинная причина низкой газификации Курганской области? Граждане виноваты или чиновники?

Российским законодательством предусмотрено, что действия по подключению объектов капитального строительства, к которым относятся и индивидуальные дома могут быть осуществлены исключительно газораспределительной организацией, владеющей на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.

На территории Курганской области газораспределительные сети находятся на законных основаниях у коммерческих организаций, учредителем которых является Газпром. Следовательно, строительство внутрипоселковых газопроводов в тех сельских поседениях, к которым Газпром подвел газораспределительные сети, должны осуществлять организации Газпрома. Законодательством этот вопрос полностью урегулирован. В таком случае не требуется проведение каких либо аукционов, поскольку предприятия Газпрома – единственные организации, имеющие прав проводить работы по подключению домов к сети газораспределения.

При этом, и население, и бюджет только выигрывают:

- подключение газа осуществляется по тарифу, установленному органом регулирования – на территории Курганской области это Департамент государственного регулирования цен и тарифов;

- сети эксплуатируются газораспределительной организацией и в этом случае не население ни органы местного самоуправления не несут расходы по содержанию сетей, поскольку расходы на эксплуатацию компенсируются тарифом на транспортировку газа.

В этом случае граждане несут лишь расходы по осуществлению мероприятий по газификации на их индивидуальном земельном участке и внутри дома.

Власть Зауралья отдает себе отчет в том, что действует в обход законодательно закрепленной схемы подключения жилых домов к сетям газораспределения. Схемы, которая невыгодна ни с точки зрения расходования бюджетных средств, ни с точки зрения привлечения средств граждан. Но не взирая ни на последствия её реализации, ни на претензии со стороны антимонопольного органа, чиновники Зауралья продолжают делают всё для того, чтобы её сохранить. Так кто же препятствует газификации в Курганской области?

 

P.s.
Вопрос к профессиональным подрядчикам:
Что будет при проведении пуско-наладочных работ при газификации жилых помещений, если Заказиком установлены требования к трубам напорным из полиэтилена следующим образом:
"п.58 Требований к качеству, техническим характеристикам товара, его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размеру, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме на газоснабжение жилых домов д. Пивкино Щучанского района Курганской области:
Трубы полиэтиленовые напорные предназначены для трубопроводов, транспортирующих воду, в том числе для хозяйственно-питьевого водоснабжения, при температуре от 0 до 40 °С."?