Авиакомпании «ЮТэйр» направлено предупреждение о пересмотре тарифов на авиаперелёты по направлению Курган-Москва-Курган

Напомним, что заявления граждан на высокую стоимость билетов на воздушные пассажирские перевозки по маршруту «Курган-Москва-Курган»  поступили в антимонопольную службу ещё в августе 2019 года. Заявители пожаловались на завышенную стоимость билетов на авиаперелет из Кургана в Москву и обратно в экономическом классе. Например, цена билета в летний период, по мнению заявителей, выше в 6,2 раза по сравнению со стоимостью билетов иных авиаперевозчиков, осуществляющих полеты в Уральском Федеральном округе.

При этом приобрести билеты альтернативной компании в Кургане не представляется возможным, поскольку авиакомпания «ЮТэйр» является единственной в регионе, оказывающей услуги пассажирских перевозок воздушным транспортом.

В связи с поступившими обращениями Курганским УФАС России проведен экономический анализ ситуации, связанной с установлением стоимости билетов на авиаперелёты, в рамках которого изучались сопоставимые рынки перевозок воздушным транспортом и исследовался вопрос о причинах установления авиаперевозчиком соответствующих тарифов на полет по единственному направлению перелетов из города Кургана.

По информации, представленной ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр», в 2019 году компанией установлены тарифы экономического класса на перевозку пассажиров  в одну сторону в размере от 1490,00 рублей до 29000,00 рублей при одинаковых условиях полета для пассажиров, например, одинаковые: условия бронирования, скидки для детей, условия возврата билетов и иные условия. Наполняемость борта воздушного судна в год составляла от 55 до 100%.  

Воздушный Кодекс Российской Федерации предусматривает, что оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы). Тарифы на услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом по расписанию не подлежат государственному регулированию и устанавливаются перевозчиком самостоятельно. Приказом Минтранса России утверждены Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации (Правила), в соответствии с которыми установлены требования к порядку формирования и применения пассажирских и багажных тарифов на воздушные перевозки пассажиров и багажа, выполняемые рейсами по расписанию движения воздушных судов (регулярные рейсы), взимания сборов. Правила предусматривают, что денежная сумма за перевозку пассажира и/или багажа между двумя пунктами (тариф) включает, в том числе расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов, на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа на борту воздушного судна, иные расходы в соответствии с Федеральными авиационными правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требованиями к обслуживанию пассажиров (Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 27.06.2007 № 82).

Курганское УФАС России исходя из данных анализа и нормативных правовых актов в области гражданской авиации пришло к предварительным выводам, что при указанных обстоятельствах ПАО «Авиакомпания ЮТэйр» вправе самостоятельно устанавливать различные тарифы на оказываемые услуги пассажирских авиаперевозок, но только с различными условиями их предоставления.

Как показали результаты анализа, проведенного антимонопольной службой, тарифы экономического класса обслуживания данного перевозчика в период с 01.01.2019 года по 30.09.2019 года на маршруте «Курган-Москва-Курган» подразделяются по категориям («брендам»): «Премиум», «Оптимум», «Минимум». В составе каждой категории установлены тарифы, отличающиеся по условиям и правилам  их применения. В составе каждой категории установлено 16 тарифов, то есть в указанный период авиакомпанией реализовывались билеты суммарно по 48 тарифам экономического класса обслуживания. Условия применения тарифов эконом-класса обслуживания в рамках каждой из рассматриваемых категорий являются одинаковыми. Вместе с тем, разница в уровне тарифов, например категории «Минимум» составляет 17510,00 рублей (разница между наиболее дорогим тарифом TLTOW – 19 000,00 рублей и наиболее дешёвым тарифом ELTOW – 1490, 00 рублей). Аналогичная ситуация с «брендами» «Премиум» и «Оптимум», имеющими идентичные условия применения, но отличающиеся по стоимости.

При этом все установленные компанией «ЮТэйр» тарифы в определенных категориях экономического класса обслуживания отличаются между собой только временем, в течение которого необходимо оформить (приобрести) авиабилет, от 120 часов до 552 часов. Изложенные материалы экономического анализа показывают, что авиакомпания «ЮТэйр» в 2019 году оказывала одну и ту же услугу регулярных пассажирский перевозок воздушным транспортом по направлению г. Курган- г. Москва-г. Курган по тарифам с одинаковыми условиями полёта, но отличающимся по стоимости. Фактически пассажиры получали одинаковый комплекс услуг (летят одним рейсом, аналогичные условия обслуживания, размещены в одном салоне эконом-класса и другие), но оплачивали билет по разной стоимости. Экономического, технологического, иного обоснования установления значительного диапазона цен в пределах тарифов экономического класса обслуживания в зависимости от временного периода бронирования ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» не представлено, антимонопольным органом не установлено.

Руководитель Курганского УФАС России Татьяна Соболевская отметила, что авиакомпания «ЮТэйр» является единственной компанией, осуществляющей деятельность по авиаперевозкам пассажиров по маршруту «Курган-Москва-Курган». По результатам исследования рынка услуг регулярной перевозки пассажиров воздушным транспортом по рассматриваемому направлению установлено, что положение ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» (Общество), доля которого превышает 50% объема товарного рынка в границах Курганской области, дает ему возможность оказывать влияние на общие условия реализации услуг авиаперевозок, в том числе путем установления тарифа на перевозку пассажиров. В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, положение авиакомпании является доминирующим, в связи с чем такому хозяйствующему субъекту необходимо соблюдать ограничения, установленные для «доминантов».

В действиях Общества усматриваются признаки нарушения Закона о защите конкуренции в части экономически, технологически и иным  образом необоснованного установления различных по стоимости тарифов экономического класса на одну и ту же услугу. Этим обусловлено направление предупреждения Обществу о необходимости прекращения действий по установлению различных тарифов при одинаковых условиях их применения на услуги авиаперевозки эконом-классом без надлежащего экономического, технологического и иного обоснования затрат авиаперевозчика на доставку одного пассажира по рассматриваемому направлению полёта.

Справочно: согласно пункту 6 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.