РЕШЕНИЕ по жалобе 045/01/18.1-08/2020 о нарушении процедуры торгов

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров на территории Курганской области в составе:

Председатель комиссии – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области Соболевская Т.М.; 

члены комиссии:

      Иванова А.В.– и.о. заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;

Стрижова И.М. – старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;

в присутствии:

заявителя –(далее –заявитель);

представителей организатора торгов – Департамента финансов и имущества Администрации города Кургана – (далее –организатор торгов), 

рассмотрела жалобу Заявителя на действия Департамента финансов и имущества Администрации города Кургана при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии (торги № 200520/18983781/01 на сайте http://www/torgi.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

       В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступила жалоба  (вх. № 3000 от 23.06.2020 г.) на действия организатора торгов – Департамент финансов и имущества Администрации города Кургана при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии (торги № 200520/18983781/01 на сайте http://www/torgi.gov.ru).

Из сути обозначенной жалобы следует, что Департамент финансов и имущества Администрации города Кургана не допустил  к участию в аукционе Заявителя в соответствии с пунктом 14 аукционной документации № 100-ОАМК, в виду отсутствия в заявке заявления об ознакомлении с имуществом. Доводом жалобы также являлось то, что в пункте 9 документации об аукционе № 100-ОАМК проведение осмотра муниципального недвижимого имущества, выставленного на аукцион, осуществляется по вторникам с 13:00 до 15:00 по предварительной договоренности с организатором. Последняя  дата ознакомления с имуществом была 16 июня 2020 года (вторник), дата окончания приема заявок – до 13:30 18.06.2020 г. 

Данные ограничения лишают потенциальных желающих возможности принять участие в конкурентной борьбе за право заключения договора аренды, что приводит к ограничению конкуренции. 

Также, Шорина Н.А. указывает, что в пункте 4 документации об аукционе № 100-ОАМК устанавливается размер задатка в размере 100 000, 00 рублей, одна в реквизитах для перечисления денежных средств отсутствует БИК банка, в который перечисляется задаток. 

Представители Департамента финансов и имущества Администрации города Кургана с доводами жалобы не согласились.

На заседании Комиссии представитель организатора торгов пояснили, что пункт 2 документации об аукционе № 100-ОАМК содержит исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить в составе заявки. 

Также представители организатора торгов пояснили о том, что БИК банка указан на сайте торгов, в противном случае БИК можно узнать по телефону, что следует из пункта 4 документации об аукционе. 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, рассмотрев представленные доказательства, заслушав доводы, пояснения и возражения по жалобе, и пришла к следующим выводам.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров регламентирован статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).  

В соответствии с пунктом 1 части 1 названой статьи Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

20.05.2020 г. Департамент финансов и имущества Администрации города Кургана объявил открытый аукцион на право заключения договора аренды объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии. 

18 июня 2020 года Заявителем была подана заявка на участие в открытом аукционе № 100-ОАМК на право заключения договора аренды объекта культурного наследия: ЛОТ № 1: Нежилое здание общей площадью 487,4 кв.м., расположенное по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Томина, 77.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе № 100-ОАМК на право заключения договора аренды муниципального недвижимого имущества от 18 июня 2020 г. комиссия по рассмотрении заявок, не допустла к участию в аукционе Заявителя в соответствии с пукнтом 14 аукционной документации в ввиду отсутствия в заявке заявления об ознакомлении с имуществом. Согласно пункту 14 документации об аукционе Заявитель не допускается к участию в аукционе в случае: - непредставления соответствующих документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений о заявителе;

- несоответствия заявителя требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к таким участникам; - проведения ликвидации заявителя — юридического лица и наличие решения арбитражного суда о признании заявителя — юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства; - приостановления деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в аукционе; - несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе; - невнесения задатка за участие в аукционе в сроки, указанные в п.4 настоящей аукционной документации; - наличия задолженности по внесению арендной платы в отношении другого объекта культурного наследия, в том числе объекта, не находящегося в неудовлетворительном состоянии, арендатором которого является заявитель, за 2 и более периода оплаты аренды, которые предусмотрены договором аренды; - наличие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; - наличие документов, выданных органом, уполномоченным в сфере государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области, о выявленных нарушениях охранного обязательства в отношении другого объекта культурного наследия, в том числе не находящегося в неудовлетворительном состоянии, арендатором или собственником которого является заявитель. В пункте 23 документации об аукционе содержится исчерпывающий перечень документов, которые должна содержать заявка на участие в аукционе  фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона (форма № 2 прилагается); - полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальной сайте торгов www.torgi.gov.ru (20.05.2020 года) извещения о проведении открытого аукциона выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц); - полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальной сайте торгов www.torgi.gov.ru (20.05.2020 года) извещения о проведении открытого аукциона выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей); - копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица); - надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальной сайте торгов www.torgi.gov.ru (20.05.2020 года) извещения о проведении открытого аукциона; - документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя — юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности (далее - руководитель). В случае, если от имени заявителя действует иное лицо, заявка на участие в аукционе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени заявителя, заверенную печатью заявителя (для юридических лиц) и подписанную руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем заявителя, заявка на участие в аукционе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица; - копии учредительных документов заявителя (для юридических лиц); - решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и если для заявителя выполнение работ, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве задатка на участие в аукционе, является крупной сделкой; - документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве задатка на участие в аукционе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в задатка на участие в аукционе, или копию такого поручения).

Данным пунктом не предусмотрена обязанность прилагать заявление об ознакомлении с имуществом и документами объекта выставленного на аукцион. 

Также в пункте 23 документации говорится о том, как и в каком виде должна быть подана заявка на участие в аукционе: Все листы заявки на участие в аукционе, все листы тома заявки на участие в аукционе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка подается в запечатанном конверте. Заявка на участие в аукционе и том заявки на участие в аукционе должны содержать опись (форма №1 прилагается) входящих в их состав документов, быть скреплены печатью заявителя (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) и подписаны заявителем или лицом, уполномоченным таким заявителем. Соблюдение заявителем указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в аукционе, поданы от имени заявителя, а также подтверждает подлинность и достоверность документов и сведений, представленных в составе заявки на участие в аукционе. Во время ознакомления с объектом, выставленным на аукцион, заявитель заполняет заявление об ознакомлении с имуществом и документами объекта выставленного на аукцион (форма №3 прилагается).

Проанализировав вышеуказанные пункты документации об аукционе, Комиссия Курганского УФАС России пришла к следующим выводам. 

Заявка Заявителя неправомерно отклонена комиссией по рассмотрении заявок на участия в аукционе на основании отсутствия в заявке заявления об ознакомлении с имуществом.

По смыслу последнего абзаца пункта 23 форма №3 – заявление об ознакомлении с имуществом подается - Во время ознакомления с объектом, выставленным на аукцион, заявитель заполняет заявление об ознакомлении с имуществом и документами объекта выставленного на аукцион. Требование, приложить в обязательном порядке к заявке, заявление об ознакомлении с имуществом данным пунктом не установлено. 

Из буквального толкования пункта 323 следует, что форма №3 только заполняется во время ознакомления с объектом.

Довод заявителя жалобы признан Комиссией Курганского УФАС России обоснованным. 

Относительно довода заявителя по проведению  осмотра мунципальтного недвижимого имущества, выставленого на аукцион относительно по вторникам с 13:00 до 15:00 по предварительно договоренности с орагнизатором торгов, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее. 

Пункт 114 Приказ ФАС России от 10.02.2010 N 67  "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (даеее – Приказ ФАС России № 67) содержит перечень, что должна содержать в себе  документация об аукционе помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона.

На основании пдпункта 15 пункта 114 Приказа ФАС России № 67 документация об аукционе должна содержать: дату, время, график проведения осмотра имущества, права на которое передаются по договору. Осмотр обеспечивает организатор аукциона или специализированная организация без взимания платы. Проведение такого осмотра осуществляется не реже, чем через каждые пять рабочих дней с даты размещения извещения о проведении аукциона на официальном сайте торгов, но не позднее чем за два рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

В связи с чем, пунктом 9 документации об аукционе установлено, что проведение осмотра муниципального недвижимого имущества, выставленного на аукцион, осуществляется по вторникам с 13.00 до 15.00 по предварительной договоренности с Организатором. Проведение такого осмотра осуществляется не реже, чем через каждые пять рабочих дней с даты размещения извещения о проведении аукциона на официальном сайте торгов, но не позднее чем за два рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы. Относительно довода заявителя об отсутствии в документации об аукционе информации о БИК банка, в который перечисляется задаток, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее. 

Согласно подпункту 12 пункта 114 Приказа ФАС России № 67 документация об аукционе должна содержать в том числе: требование о внесении задатка, размер задатка, срок и порядок внесения задатка, реквизиты счета для перечисления задатка в случае установления организатором аукциона требования о необходимости внесения задатка.

  В соответствии с пунктом 1 Указания Центрального банка Российской Федерации от 24.12.2012 N 2946-У (ред. от 11.10.2018) "О работе с распоряжениями о переводе денежных средств при изменении реквизитов банков, их клиентов", банковские реквизиты – это наименование, место нахождения, банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета (субсчета), счета межфилиальных расчетов), их клиентов (номер банковского счета).

Исходя из вышеизложенного,  банковский идентификационный код (БИК) является банковским реквизитом, и по смыслу подпункта 12 пункта 114 Приказа ФАС России № 67 является обязательной составной частью документации об аукционе. На основании изложенного, довод заявителя признан Комиссией Курганского УФАС России обоснованным. 

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Жалобу признать обоснованной. 2. Признать в действиях организатора торгов -  Департамента финансов и имущества Администрации города Кургана при проведении открытого аукциона нарушение пункта 25 Приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67 (ред. от 11.07.2018) "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса". 3. Выдать Департаменту финансов и имущества Администрации города Кургана предписание предусмотренное пунктом 20 статьи 18.1, подпунктом «а» пункта 3.1 статьи 23 Закона о защите конкуренции. 4. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства. 5. Организатору торгов с документами, удостоверяющими личность и подтверждающими полномочия на совершение указанных действий, на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Курган, ул. М. Горького д.40 каб.216 с объяснениями по факту выявленного нарушения 03.08.2020 г. в 10-00.

 

  Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Курганской области в течение трех месяцев со дня его принятия.