Щучанская городская Дума исполнила предупреждение Курганского УФАС России, отменив решение о передаче муниципального имущества в аренду без проведения торгов

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступило обращение ООО «Аква Сервис» на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Щучанской городской Думы при предоставлении муниципальной преференции ООО «Городское водоснабжение», путем передачи последнему объектов водоснабжения по договору аренды, сроком на одиннадцать месяцев, без проведения торгов.

По результатам анализа представленных материалов установлено, что 26.09.2019 г. Щучанской городской Думой принято решение № 4 «О предоставлении муниципальной преференции», в соответствии с которым решено:

– дать согласие на предоставление с целью поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства муниципальную преференцию обществу с ограниченной ответственностью «Городское водоснабжение», путем передачи по договору аренды муниципального имущества (водовода с насосными станциями и разводящих сетей);

- заключить Администрации города Щучье договор аренды указанного имущественного комплекса сроком на 11 месяцев с установленной, согласно отчёту, об оценке стоимость аренды.

На основании указанного решения Щучанской городской Думы, 19.10.2018 г. между Администрацией города Щучье Щучанского района Курганской области (далее – Администрация города Щучье) и ООО «Городское водоснабжение» заключен договор № 00000039 аренды имущественного комплекса.

Передача указанных объектов водоснабжения ООО «Городское водоснабжение» в рамках договора аренды подтверждается актом приема-передачи муниципального имущества, находящегося в муниципального собственности города Щучье Курганской области (приложение № 2 к договору аренды).     

Таким образом, Администрация города Щучье, основываясь на решении Щучанской городской Думы № 4 от 26.09.2019 г., осуществила передачу прав владения и пользования муниципальными объектами водоснабжения ООО «Городское водоснабжение» без проведения процедуры торгов, посредством предоставления ООО «Городское водоснабжение» муниципальной преференции.

Кроме того, муниципальная преференция предоставлена Обществу в отсутствие решения антимонопольного органа о даче согласия на предоставление такой преференции.

Пунктом 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) определено, что под государственной или муниципальной преференцией понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий

Главой 5 Закона о защите конкуренции предусмотрены требования к предоставлению государственных или муниципальных преференций.

Частью 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции установлено, что государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, указанных  в данной статье.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 г.             № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», с учетом требований статьей 28.1 и 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что, если все объекты водоснабжения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, то в отношении данных объектов может быть заключен договор аренды, а в отношении объектов, введенных в эксплуатацию более чем за пять лет до момента опубликования извещения, либо в случае, когда дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта не может быть определена - только концессионное соглашение.

По общему правилу предоставление прав владения и (или) пользования в отношении объектов водоснабжения осуществляется по результатам проведения конкурентных процедур.

Также следует учесть, что согласно части 33 статьи 28.1 Закона о водоснабжении и водоотведении договор аренды объектов водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 24 данной статьи, является ничтожным и считается недействительным с момента его заключения.

Кроме того, следует учесть, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, при условии, что срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию объекта теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет, до 01.01.2015 г. могло осуществляться путем заключения договора аренды таких объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Следовательно, возможность передавать объекты водоснабжения путем предоставления преференции отсутствует.

В конкретном случае, передача вышеуказанных объектов водоснабжения могла быть осуществлена исключительно по результатам конкурсной процедуры.

Таким образом, действие Щучанской городской Думы, выразившееся в принятии указанного выше решения противоречит части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении и содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, поскольку только лишь при проведении публичных процедур обеспечивается равный доступ всех желающих реализовать свое право владения и пользования муниципальными объектами  водоснабжения в соответствии с заключенным договором.

Антимонопольный орган выдал Щаранской городской Думе предупреждение о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем отмены принятого решения.

 Указанное предупреждение Щучанская городская Дума исполнила в срок, решение признано утратившим силу.

В настоящее время у органа местного самоуправления возникает обязанность по распоряжению муниципальным имуществом – системами водопроводного хозяйства с учётом требований Закона о водоснабжении.