Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд поддержал позицию Курганского УФАС России в деле о признании жалобы ООО «Новый Ресурс» необоснованной

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Курганское УФАС России поступила жалоба ООО «Новый Ресурс» на действия организатора аукциона - ООО «Чистый Город» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по сбору неопасных отходов городского хозяйства, пригодных для повторного использования (извещение № 2100700003820000001).
Заявитель указал в жалобе, что организатор аукциона, при проведении закупки на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора на территориях Шатровского, Каргапольского, Белозерского, Кетовского районов Курганской области неправомерно сформировал лот в части объединения нескольких муниципальных образований (территорий) в одну закупку без учета требования о формировании лотов в нарушение пунктов 8, 9 Правил № 1133, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 (далее по тексту-Правила)
Антимонопольным органом установлено, что 08.12.2020 в единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по сбору неопасных отходов городского хозяйства, пригодных для повторного использования (извещение № 2100700003820000001). 
Начальная (максимальная) цена контракта составила 113 586 949, 39 рублей. 
Заказчиком является ООО «Чистый город».
Основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133.
Часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе запрещает заказчику совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
ООО «Чистый город» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области на основании Соглашения от 13.09.2019 с Департаментом природных ресурсов охраны окружающей среды Курганской области.
Предметом Соглашения является осуществление региональным оператором деятельности по обращению с TKO, включающей в себя сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Курганской области.
При реализации Соглашения стороны руководствуются территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами Курганской области, утвержденной приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 17.10.2016 № 566, подпрограммой «Обращение с отходами на территории Курганской области», государственной программой Курганской области «Природопользование и охрана окружающей среды Курганской области в 2014 - 2020 годах», утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14.10.2013 № 498 «О государственной программе Курганской области «Природопользование и охрана окружающей среды Курганской области в 2014 - 2020 годах», нормативными правовыми актами Российской Федерации и Курганской области.
Пунктами 9,10 Правил № 1133 установлено, что услуги по транспортированию ТКО на определенной территории в зоне деятельности регионального оператора выделяются в отдельный лот. В целях формирования лотов территория, в отношении которой региональный оператор обязан провести аукцион, разбивается не менее чем на 3 лота (территории), в отношении территорий, на которых образуется не менее 50% ТКО (по массе отходов). При этом Правила не содержат определение понятия «территория» и отсутствует запрет на формирование территории, в отношении которой будет проводится аукцион с учетом экстерриториальности, либо на включение в территории группы муниципальных образований; правила проведения торгов не содержат тождества понятий «определенная территория» и «муниципальное образование» (исходя из административно-территориального деления).
При этом само по себе выделение нескольких муниципальных образований в один лот не может каким-либо образом ограничивать конкуренцию.
Следовательно, при формировании лотов, учитывая отсутствие равенства между понятиями «территория» и «муниципальное образование», региональный оператор должен учитывать как необходимость обеспечения возможности участия множества лиц в аукционе, так и экономическую, технологическую и производственную обоснованность формирования лота, что и будет определять возможность объединения муниципальных образований в один лот (территорию) либо же, наоборот, отсутствие необходимости такого объединения.
Исходные данные для расчетов установления объема отходов, образуемых на территории Шатровского, Каргапольского, Белозерского и Кетовского районов Курганской области, содержатся в общем прогнозе образования твердых коммунальных отходов на территории Курганской области с 2020 по 2024 годы, являющемся Приложением № 12 к Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами в Курганской области.
При формировании лота было учтено, что ТКО, образующиеся в указанных районах, необходимо доставлять на МУП «Шуховский полигон ТБО», расположенный в районе Шуховского лесничества Просветского сельсовета Кетовского района Курганской области. На территории указанных районов Курганской области не формируется более 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов) в зоне деятельности оператора.
Таким образом, при объединении муниципальных образований в один лот ООО «Чистый город» учитывало объем образуемых ТКО, расположение муниципальных районов и размещение ТКО на одном полигоне.
По результатам рассмотрения жалобы ООО «Новый Ресурс» комиссией Курганского УФАС России принято решение о признании жалобы ООО «Новый Ресурс» необоснованной.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, ООО «Новый Ресурс» обратилось в арбитражный суд и, позднее, в суд апелляционной инстанции.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции и Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд пришли к выводу об отсутствии нарушений региональным оператором при формировании лотов, поскольку организатором торгов учтены общий объем твердых коммунальных отходов в районах, объединенных в один лот, а также расположение объекта размещения ТКО, такое формирование не привело и не могло привести к ограничению количества участников закупки.