РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ О НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ № 045/01/18.1-11/2021

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Комиссия Курганского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров на территории Курганской области в составе:

Председатель Комиссии –– заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России;

члены Комиссии: 

. – заместитель начальника отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России;

. – старший государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России,

рассмотрев жалобу АО «ДАР/ВОДГЕО» (вх. № ЭП-4224 от 08.10.2021 г.) на действия заказчика в лице АО «Водный союз» при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту: «Реконструкция очистных сооружений канализации г. Кургана» (извещение № 32110620777 на сайте www.zakupki.gov.ru) в порядке статьи 18.1 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии представителя заказчика в лице АО «Водный союз»;

в отсутствие представителя заявителя АО «ДАР/ВОДГЕО»,

УСТАНОВИЛА:

В Курганское УФАС России поступила жалоба АО «ДАР/ВОДГЕО» (вх. № ЭП-4224 от 08.10.2021 г.) на действия заказчика в лице АО «Водный союз» при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту: «Реконструкция очистных сооружений канализации г. Кургана» (извещение № 32110620777 на сайте www.zakupki.gov.ru), соответствующая требованиям части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В своей жалобе заявитель указал, что закупочной комиссией проведена процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений с нарушениями требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Проанализировав представленные материалы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам:

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг АО «Водный союз», утвержденное Советом директоров АО «Водный Союз» от 27.07.2021 года и размещенное в единой информационной системе в сфере закупок в версии 21 от 03.08.2021 года (далее - Положение).

07.09.2021 года на официальном сайте в сети «Интернет» было размещено извещение № 32110620777 и Закупочная документация на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту: «Реконструкция очистных сооружений канализации г. Кургана» (далее – Документация).

Начальная (максимальная) цена договора 88 047 107,50 рублей.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе:

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

9) требования к участникам такой закупки;

13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

16) иные сведения, определенные положением о закупке.

В соответствии с пунктом 10.3.1 Положения, заказчик одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений и проект договора.

В документации о проведении запроса предложений должны быть указаны сведения в соответствии с пунктом 5.4 Положения (пункт 10.3.3 Положения).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 5.4 Положения в документации о конкурентной закупке (далее также – документация о закупке) должны быть указаны в том числе, следующие сведения:

  1. требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
  1. требования к участникам такой закупки;
  1. критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;
  2. порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

Согласно пункту 1.1.5. Документации к участникам закупки установлено требование, согласно которому участник закупки должен быть членом СРО в области архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий в соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Согласно подпункту 3 пункта 1.3.2.1.1. Документации следует, что в составе первой части заявки участнику закупки необходимо представить выписку из единого государственного реестра членов СРО по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86, подтверждающая допуск к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, входящих в единый государственный реестр СРО, разрешающее выполнение работ, предусмотренных Договором, выданную не ранее 30 дней до даты окончания срока подачи заявок в соответствии с настоящей документацией.

Комиссией Курганского УФАС России установлено, что участником закупки АО «МАЙ ПРОЕКТ» в составе заявки представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации, в том числе на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации.

Согласно части 3 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ;

2) если совокупный размер обязательств по договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

Контроль за исполнением членами саморегулируемой организации обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, осуществляется саморегулируемой организацией в форме проверки, проводимой не реже чем один раз в год (часть 5 статьи 55.13 ГрК РФ).

Минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области инженерных изысканий или саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:

1) сто пятьдесят тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает двадцать пять миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) триста пятьдесят тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьдесят миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

3) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает триста миллионов рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

4) три миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет триста миллионов рублей и более (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации) (часть 11 статьи 55.16 ГрК РФ).

АО «МАЙ ПРОЕКТ» в составе заявки на участие в закупке представил выписку из реестра членов СРО с третьим уровнем ответственности (не более 300 000 000 руб.).

Вместе с тем, исходя из Положений ГрК РФ, осуществлять контроль за наличием и исполнением членами СРО обязательств по договорам уполномочена саморегулируемая организация, а не закупочная комиссия.

Таким образом, довод Заявителя не находит своего подтверждения.

В соответствии с протоколом подведения итогов запроса предложений в электронной форме №2168758 от 27.09.2021 года, закупочной комиссией заказчика принято решение о признании победителем и заключении договора с участником закупки с идентификационным номером № 1 АО «МАЙ ПРОЕКТ».

В пункте 26 Раздела 2 «Информационная карта закупки» Документации о закупке установлены критерии оценки заявка на участие в закупке.

При оценке заявок по критерию указанном в подпункте 2.1. «Общее количество исполненных контрактов (договоров) по разработке проектов строительства (или реконструкции) для аналогичных объектов за 2011-2021 г.г.» установлен следующий порядок оценки:

- общее количество исполненных контрактов (договоров) по разработке проектов строительства (или реконструкции) очистных сооружений канализации производительностью не менее 40 000 тыс. м3/сут., получивших положительное заключение Государственной экспертизы проектной документации за последние 10 лет (с 01.01.2011г.)

- заключения экспертизы проектов реконструкции или строительства линейных объектов, а также отдельных технологических узлов не учитываются.

В качестве подтверждения сведений Участник должен предоставить:

- копии договора (контракта) с приложениями, изменениями (дополнительными соглашениями) (копии должны быть с четкими печатями и подписями), исполненного в полном объеме, без нарушений и применений штрафных санкций, на дату подачи заявки с копиями актов приемки выполненных работ, (приложить копии договора (контракта) со всеми приложениями и дополнительными соглашениями, и копиями актов о приемке выполненных работ).

При рассмотрении заявки членами закупочной комиссии принято 13 договоров, а именно:

  1. 125/17-ОК от 11.12.2017 на выполнение проекта «Реконструкция очистных сооружений канализации г. Альметьевска»;
  2. 231 от 02.07.2018 на выполнение проекта «Очистные сооружения системы водоотведения г. Ельца»;
  3. 276 от 19.12.2018 на выполнение проекта «Реконструкция очистных сооружений канализации г. Йошкар-Олы с применением наилучших доступных технологий»;
  4. 2018.150283 от 22.10.2018 на выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции объектов городской инфраструктуры г. Магнитогорска;
  5. 0153300060613000336 от 22.10.2013 на выполнение проекта «Строительство и реконструкция очистных сооружений канализации г. Орска»;
  6. 6185/34247 от 10.06.2016 на выполнение проекта «Реконструкция канализационных сооружений цеха № 19 АО «ПО «Севмаш»;
  7. 96 от 18.04.2011 на выполнение проекта «Реконструкция городских очистных сооружений по ул. Мало-Краснофлотская»;
  8. 335 от 15.04.2019 на выполнение проекта «Реконструкция блока биологической очистки очистных сооружений канализации г. Твери»;
  9. 143-01 от 15.02.2019 на выполнение проекта «Реконструкция Сооружений Биологической очистки городских очистных сооружений канализации г. Ульяновска правый берег 1-я очередь 1 этап»;
  10. 143-01 от 15.02.2019 на выполнение проекта «Реконструкция Сооружений Биологической очистки городских очистных сооружений канализации г. Ульяновска правый берег 1-я очередь 2 этап»;
  11. 29/08-03/10 от 28.05.2010 на выполнение проекта «Реконструкция очистных сооружений ОАО ««Салавагнефтсоргсинтез»;
  12. 10/17 от 09.08.2017 на выполнение проекта «Реконструкция и техническое перевооружение канализационных очистных сооружений г. Сарова Нижегородской обл.»;
  13. 75 от 31.05.2019 на выполнение проекта "Реконструкция очистных сооружений канализации COCK МУП г. Астрахани " Астрводоканал".

Комиссией Курганского УФАС России, с учетом дополнительных письменных пояснений Заказчика установлено, что нижепоименованные договоры не подлежали учету и оценке в качестве подтверждения квалификации участника закупки АО «МАЙ ПРОЕКТ»:

  1. 231 от 02.07.2018 на выполнение проекта «Очистные сооружения системы водоотведения г. Ельца» (не представлены дополнительные соглашения к договору);
  2. 276 от 19.12.2018 на выполнение проекта «Реконструкция очистных сооружений канализации г. Йошкар-Олы с применением наилучших доступных технологий» (не представлены дополнительные соглашения к договору);
  3. 29/08-03/10 от 28.05.2010 на выполнение проекта «Реконструкция очистных сооружений ОАО «Салавагнефтсоргсинтез» (не представлены подтверждающие документы на выполнение работ);
  4. 10/17 от 09.08.2017 на выполнение проекта «Реконструкция и техническое перевооружение канализационных очистных сооружений г. Сарова Нижегородской обл.» (не представлено заключение государственной экспертизы);
  5. 75 от 31.05.2019 на выполнение проекта «Реконструкция очистных сооружений канализации COCK МУП г. Астрахани «Астрводоканал» (не представлены подтверждающие документы на выполнение работ).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом, закупочной комиссией заказчика процедура оценки и рассмотрения заявок на участие АО «МАЙ ПРОЕКТ» проведена в нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках.

В данных действиях закупочной комиссии заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель жалобы указал, что протокол подведения итогов запроса предложений №2168758 от 27.09.2021 не подписан всеми членами комиссии.

Пунктом 10.7.8 Положения оценка и сопоставление заявок осуществляется комиссией по осуществлению закупок строго в соответствии с порядком оценки и сопоставления заявок, указанного в документации о проведении запроса предложений (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок). По результатам рассмотрения и оценки сопоставления заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок) оформляется протокол в соответствии   с пунктом 5.9.1 настоящего Положения.

В соответствии с пунктом 10.7.9. Положения следует, что протокол подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии по осуществлению закупок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения.

Комиссией Курганского УФАС России установлено, что при подведении итогов запроса предложений в электронной форме присутствовали два из трех утвержденных приказом АО «Водный Союз» №3 от 09.01.2020 года членов комиссии: Х и Х.

Таким образом, протокол подписан всеми присутствующими членами комиссии, при этом ни Закон о закупках, ни Положение не регламентирует количество членов закупочной комиссии, необходимое для рассмотрения заявок.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

В случае, если при рассмотрении жалобы антимонопольным органом часть доводов, изложенных в жалобе, подтвердилась, а часть не подтвердилась, то такую жалобу необходимо признавать обоснованной (письмо ФАС России от 23 апреля 2014 г. № АЦ/16109/14).

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия Курганского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу АО «ДАР/ВОДГЕО» обоснованной.
  2. В действиях закупочной комиссии заказчика в лице АО «Водный союз» выявлено нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках.
  3. Заказчику в лице АО «Водный союз», закупочной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о закупках не выдавать, так как по итогам проведения закупки заключен договор.
  4. Передать материалы дела должностному лицу Курганского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Курганской области в течение трех месяцев со дня его принятия.