РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ О НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ № 045/07/3-33/2022

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Комиссия Курганского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров на территории Курганской области в составе:

Председатель Комиссии –. – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России; 

члены Комиссии:  

– заместитель начальника отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России;

– государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Экоменеджмент» (далее – ООО «Экоменеджмент») (вх. № ЭП-553 от 15.02.2022 г.) на действия заказчика в лице Публичного акционерного общества «Курганский машиностроительный завод» (далее – ПАО «Курганмашзавод») при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов "I-V" классов опасности (извещение № 32211068259 на сайте www.zakupki.gov.ru), 

в присутствии представителя заказчика в лице ПАО «Курганмашзавод» – 

в отсутствие представителя заявителя в лице ООО «Экоменеджмент», 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступила жалоба ООО «Экоменеджмент» (вх. № ЭП-553 от 15.02.2022 г.)  на действия заказчика в лице ПАО «Курганмашзавод» при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов "I-V" классов опасности (извещение № 32211068259), соответствующая требованиям части 6 статьи 18.1 Закон о защите конкуренции.

В своей жалобе Заявитель указал, что закупочная документация не соответствует требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), просит признать жалобу обоснованной.

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях (вх. №ЭП-669 от 22.02.2022 года).

Проанализировав представленные материалы, Комиссия Курганского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность ПАО «Курганмашзавод», является Единое Положение о закупке Государственной корпорации «Ростех» (далее - Положение о закупках), утвержденное наблюдательным советом государственной корпорации «Ростех» и размещенного в единой информационной системе (далее - ЕИС) 11.01.2022 года.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

26.01.2022 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок опубликовано извещение № 32211068259 и Закупочная документация на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов "I-V" классов опасности.

Начальная (максимальная) цена договора составила 15 598 095,00 рублей.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

7) обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

В своей жалобе Заявитель указал, что указанное в закупочной документации максимальное значение цены договора и начальная (максимальная) сумма единичных расценок по договору не дают представление о количестве отходов, образуемых предприятием, что, в свою очередь, не позволяет участникам закупки рассчитать предполагаемые затраты.

В пункте 12.3.6. Положения о закупках указано, что документация о закупке должна содержать следующие сведения:

 пункт 11) сведения об НМЦ, либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

пункт 13) обоснование НМЦ либо цены единицы продукции, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

В разделе 10.8. Положения о закупках установлены требования к начальной (максимальной) цене договора.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 10.8.1 Положения о закупках установлено, что при проведении процедуры закупки сведения о начальной максимальной цене договора указываются в виде цены единицы продукции и максимального значения цены договора. 

В подпункте 10 Информационной карты Закупочной документации указаны «Сведения об НМЦ: 392 400,00 рублей, стоимость единичных расценок договора с учетом всех расходов, предусмотренных проектом договора, и налогов, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства; 15 598 095,00 рублей, максимальное значение цены договора (предельный лимит), с учетом всех расходов, предусмотренных проектом договора, и налогов, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства.

В Приложении №3 к закупочной документации представлена таблица, в которой указаны сведения о единичных расценках по договору, а также, максимальное значение цены договора.

Следовательно, в закупочной документации размещена информация о начальной максимальной цене договора в соответствии с требованиями Положения о закупках: указана цена единицы продукции и максимальное значение цены договора. Кроме того, сведения о цене единицы продукции также представлены в приложении №1 к проекту договора, являющегося неотъемлемой частью Закупочной документации.

Также заявитель указал, что Заказчиком в закупочной документации указан неверный код из Федерального классификационного каталога отходов (далее – ФККО). Так, в Приложении №2 к Закупочной документации в Техническом задании в наименовании отходов, подлежащих утилизации, указано «Фильтры окрасочных камер бумажные отработанные, загрязненные минеральными красителями», а также код ФККО: 44331312614.

Согласно действующему ФККО (http://kod-fkko.ru/spisok-othodov/) указанный код отсутствует, вместо него код 44310312614 «фильтры окрасочных камер бумажные отработанные, загрязненные минеральными красками».

Согласно пункту 1 части 6.1. статьи 3 Закона о закупках, в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Аналогичное требование установлено в подпункте 7 пункта 12.3.6.Положения о закупках.

Заказчиком в возражениях на жалобу указано, что в Приложении №2 к Закупочной документации в Техническом задании в наименовании отходов, подлежащих утилизации, указанный код ФККО: 44331312614 «Фильтры окрасочных камер бумажные отработанные, загрязненные минеральными красителями» является технической ошибки не влечет ограничение конкуренции.

Комиссией Курганского УФАС России установлено, что в Приложении №2 к Закупочной документацеи в Техническом задании в наименовании отходов, подлежащих утилизации, в строке «фильтры окрасочных камер бумажные отработанные, загрязненные минеральными красками» необходимо указать код 44310312614, что соответствует ФККО. Таким образом, ненадлежащий код ФККО вводит в заблуждение потенциальных участников закупки и приравнивается к отсутствию информации, которая должна содержаться в документации о конкурентной закупке.

Более того, код отхода по ФККО содержится в Приложении к лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности.

В силу прямого указания пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в закупочной документации должны быть установлены требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

Таким образом, Заказчиком в нарушение пункта 1 части 6.1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в закупочной документации установлены требования к оказанию услуг, не позволяющие определить потребность заказчика, что создало препятствия для формирования участниками закупки заявки на участие в аукционе (технического предложения).

В данных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, частью 10 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Курганского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Экоменеджмент» обоснованной.

2. В действиях Заказчика в лице Общества с ограниченной ответственностью «Курганский машиностроительный завод» выявлено нарушение пункта 1 части 6.1. статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Заказчику в лице Общества с ограниченной ответственностью «Курганский машиностроительный завод» выдать предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.

4. Передать материалы дела должностному лицу Курганского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Курганской области в течение трех месяцев со дня его принятия.