Курганское УФАС: под критикой закона о размещении заказа зачастую скрывается непрофессионализм заказчиков

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Весь прошлый год ФАС России и Минэкономразвития России решали вопрос о будущем системы госзаказа в стране, в итоге оба ведомства представили общественности два разных законопроекта с одним названием «О федеральной контрактной системе». В чем проблемы существующей системы государственных закупок и какие перспективы открывает новый закон обсудили 21 марта 2012 года участники форума "Госзаказ: проблемы, перспективы, итоги". Форум проводился компанией "ФормаТ".
Какой из законопроектов будет принят, покажет будущее. А накопленный Курганским УФАС России за годы существования закона о размещении заказов опыт, позволяет сделать выводы, что  в существующих проблемах в сфере размещения заказов виноват не только и не столько закон. Чаще это всего лишь «человеческий фактор».
К примеру,  самым  распространенным основанием отклонения первых частей заявок является отсутствие подтверждения конкретных показателей товара, однако при рассмотрении жалоб выясняется, что конкретные показатели заказчиком и не были установлены.
Еще один из доводов оппонентов закона о размещении заказов: достигнутая экономия - это всего лишь завышение начальной цены контракта. Действительно, часто цена завышена, но ведь если бы не проводились процедуры закупок, то не было бы конкуренции участников и товары закупались бы по этим завышенным ценам.
Заказчики не реализуют предоставленные законом права. Вместо того, чтобы устанавливать требования к товару, работам, услугам, они поддаются искушению и предъявляют требования к участникам торгов (например, требованием наличия свидетельства СРО на выполнение работ, где оно не требуется; подтверждение статуса субъекта малого предпринимательства и др.), что естественно приводит к нарушению требований Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, нельзя не отметить справедливость некоторых замечаний относительно существующего закона. Так, недостаточно четко прописан порядок установления начальной (максимальной) цены контракта. Квалификация участников конкурса и качество их предложений оценивается заказчиком произвольно, что приводит к необоснованному отклонению заявок. Предусмотренный законом способ размещения заказа в виде запроса котировок позволяет заказчикам выбрать "своего" поставщика. Расторжение контракта возможно только по решению суда, что занимает много времени.
"Законопроект "О Федеральной контрактной системе", подготовленный ФАС России позволяет решить эти проблемы, в то же время сохранив все позитивное, что есть в существующем Законе о размещении заказов", - отметила Ирина Гагарина, исполняющая обязанности руководителя Курганского УФАС России.