Наказание рыжего "песца"

8 января 2014 года Арбитражный суд Свердловской области снизил размер административного штрафа, наложенного постановлением  Курганского УФАС России на ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ - 2000", до 150 тыс. рублей. 
Напомним, наружная реклама с текстом "песец идет/песец пришел" и аудиоролики с использованием данных слов размещались в августе-сентябре 2012 года на 32 отдельно стоящих рекламных конструкциях в г. Кургане и на 4-х - в г. Шадринске Курганской области, а также в Курганских региональных рекламных блоках на радиоканалах "Хит FM", "Дорожное радио", "За облаками", "Юмор FM", "Русское радио", "ЕВРОПА ПЛЮС", "Шансон" и Шадринских региональных рекламных блоках на радиоканалах "Ретро FM", "Русское Радио".
Эта реклама вызвала бурю обсуждений, граждане были возмущены и не могли понять, кто же это такой песец, зачем он идет в Курган, а самое страшное, что же все таки будет, когда он придет, неужели действительно то, что обещает реклама? Выдвигались различные версии: от рекламы меховых изделий до прихода конца света. Многих жителей региона оскорбила такая реклама с непонятным, сомнительным и созвучным с нецензурной речью текстом.
   Таким "необычным" способом рекламировал услуги нового сотового оператора "Мотив"  рекламодатель - ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000".
Арбитражный суд Курганской области и 18 арбитражный апелляционный суд оставили в силе решение  Курганского УФАС России о признании данной рекламы ненадлежащей, опираясь на лингвистическую экспертизу, проведенную в Уральском региональном центре судебной экспертизы Министерства юстиции РФ.
Эксперты констатировали, что в основе рекламной компании лежит использование  приема намеренной неоднозначности слова «песец». Тексты рекламы выступают как интригующие зачины, значение слова «песец» в них в равной степени может быть и основным словарным, и речевым, связанным с нецензурным словом. Нельзя не учитывать при интерпретации рекламного текста то, что в нём содержится оформленная языковыми средствами отсылка к нецензурному слову, причем имплицитная связь с нецензурным словом легко выводится из анализа сочетаемости и семантики словоупотреблений. Значение рекламных текстов не выводится только из значений составляющих его слов, но опирается и на культурные (фоновые) знания носителей языка. С помощью языковой игры, основанной на неоднозначности значения слова как наименования животного и эвфемизма нецензурного слова, заимствовании выразительности нецензурного слова, возникает этически неприемлемый смысл рекламного сообщения, идентифицируемый носителями русского языка.