О расследовании корпоративных слияний: встреча в Будапеште

 

11-13 марта в г.Будапеште, Венгрия, прошёл семинар на тему: «Практика и процедура расследований корпоративных слияний», организованный ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития). В данном семинаре приняла участие руководитель Курганского УФАС России – Ирина Гагарина

Напомним, ОЭСР – организация, объединяющая 30 стран, цель которой – обсуждение, разработка и совершенствование экономической и социальной политики. Основным условием членства в ОЭСР является приверженность страны рыночной экономике и плюралистической демократии. Организация, ядро которой на момент основания составляли государства Европы и Северной Америки, расширилась в последние годы за счет Японии, Австралии, Новой Зеландии, Финляндии, Мексики, Республики Чехия, Венгрии, Польши и Южной Кореи. России, которая на сегодняшний день в ОЭСР не входит, но стремится к членству в данной организации, необходимо выполнить ряд рекомендаций ОЭСР, в том числе внести изменения в антимонопольное законодательство.

В рамках семинара опытом поделились такие признанные в мире эксперты, как:

Патриция А.Бринк – директор по надзору за соблюдением гражданско-правовых законодательных актов Управления по борьбе с монополиями Министерства юстиции США;

Джорджиана Ианус – генеральный директорат по вопросам конкуренции и корпоративных слияний и поглощений Европейской комиссии;

Элке Уайсе – начальник 7-го отдела Агентства по защите конкуренции Германия;

Сабина Цигелски – старший эксперт по вопросам конкуренции ОЭСР.

В рамках семинара Ирина Гагарина не только ознакомилась с передовыми мировыми практиками получения экономических доказательств и оценки ущерба для экономики от корпоративных слияний, разработки компенсирующих мер при слияниях и поглощениях, но и получила возможность поучаствовать в практическом тренинге по расследованию конкретной сделки.

Отметим, согласно российскому законодательству антимонопольные органы осуществляют контроль за сделками, иными действиями в отношении активов российских финансовых организаций и находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо в отношении голосующих акций (долей), прав в отношении российских коммерческих и некоммерческих организаций, а также иностранных лиц и (или) организаций, осуществляющих поставки товаров на территорию Российской Федерации в сумме более чем один миллиард рублей в течение года, предшествующего дате осуществления сделки.

Российская практика отличается от мировой большим объемом анализа указанных выше сделок, что объясняется развитием экономических отношений и, как следствие – развитием рынков.

ФАС России в своей работе учитывает мировой опыт контроля экономической концентрации, рекомендации ОЭСР, в связи с чем службой подготовлен ряд поправок в Закон о защите конкуренции.

30 января 2014 г. вступили в силу поправки в Закон о защите конкуренции, которыми:

исключена ст. 30 из главы 7 Закона о защите конкуренции, предусматривающая обязанность коммерческих и финансовых организаций уведомлять антимонопольный орган о совершении сделок;

в ч. 2 ст. 28 Закона о защите конкуренции предусмотрено освобождение организации от обязанности получать предварительное согласие ФАС России на совершение сделок, если эти сделки совершаются внутри группы лиц, образующейся по структурному основанию (п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции).

В настоящее время ФАС России подготовлены поправки в Закон о защите конкуренции, предусматривающие прозрачность сделок субъектов естественных монополий.

Семинар показал, что российские антимонопольщики по своему профессиональному уровню нисколько не уступают коллегам из стран-участниц ОЭСР. В результате внесенных изменений российское антимонопольное законодательство стало ещё более лояльным к бизнесу. Это значит, что российская практика контроля экономической концентрации соответствует ведущим мировым практикам – сообщила Ирина Гагарина.