Сегодня 26 мая 2014 года в 10.30 в Курганском УФАС России состоялась пресс-конференция руководителя Гагариной Ирины Владимировны на тему «Практика пресечения нарушений в сфере рекламы».

Антимонопольные органы осуществляют контроль соблюдения законодательства о рекламе . И это полномочие является эксклюзивной функцией российских антимонопольных органов, поскольку в международной практике антимонопольные органы такими вопросами не занимаются. Между тем, я считаю, что российский законодатель пошёл по правильному пути, объединив в полномочия антимонопольного органа и контроль антимонопольного законодательства и контроль законодательства о рекламе. Еще в советские времена говорили реклама – двигатель торговли. И на самом деле, реклама является одним из средств конкуренции, а недобросовестная реклама может свидетельствовать о недобросовестной конкуренции. Следовательно, контроль за соблюдением законодательства о рекламе неразрывно связан с контролем антимонопольного законодательства.

Необходимо отметить, что бизнес постоянно развивает рекламу, появляются новые способы размещения рекламы, новые способы подачи обществу информации. Исходя из этого, развивается и законодательство о рекламе. Соответственно, и работа Курганского УФАС России не стоит на месте.

Итак, практика Курганского УФАС России по пресечению нарушений в сфере законодательства о рекламе. Я сегодня расскажу о наиболее интересных делах, для кого-то эти дела покажутся спорными. Я знаю, что было много дискуссий вокруг тех тем, которые я озвучу. Поэтому я сегодня ставлю перед собой задачу сообщить позицию Курганского УФАС России, а в некоторых случаях и позицию судов.

Пожалуй, самым нашумевшим делом последнего года стало так называемое дело «по песцу».

В августе-сентябре 2012 года на 32 отдельно стоящих рекламных конструкциях в г. Кургане и на 4-х - в г. Шадринске появилась наружная реклама с текстом "песец идет/песец пришел", а также транслировалась реклама с использованием данных слов в Курганских региональных рекламных блоках на радиоканалах "Хит FM", "Дорожное радио", "За облаками", "Юмор FM", "Русское радио", "ЕВРОПА ПЛЮС", "Шансон" и Шадринских региональных рекламных блоках на радиоканалах "Ретро FM", "Русское Радио".

Эта реклама вызвала бурю обсуждений. Выдвигались различные версии: от рекламы меховых изделий до прихода конца света. Многих жителей региона оскорбила такая реклама с непонятным, сомнительным и созвучным с нецензурной речью текстом.

Таким "необычным" способом рекламировал услуги нового сотового оператора "Мотив" рекламодатель - ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000".

Курганское УФАС России разместило на своем официальном сайте опрос, в котором ставился вопрос: воспринимаете ли вы слова, размещенные в рекламах, песец идет/ песец пришел как бранные?» и около 40% ответили, что «ДА».

Курганским УФАС России для проведения лингвистического исследования был привлечен эксперт, кандидат филологических наук, который признал, что «... данные тексты содержат обсцентное (нецензурное, непристойное) слово «песец», употребляемое в ненормативной лексике как эвфенизм, недопустимое в литературной речи, являющееся непристойным, которое воспринимается потребителями как оскорбительное».

ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000" по своей инициативе также провело лингвистическое исследование рекламы в Институте судебных экспертиз и криминалистики. Экспертом, доктором филологических наук, сделан вывод о предположительном отсутствии нарушения рекламного законодательства, при этом сделана оговорка, что в части текстов, если рассматривать их изолированно, исключая единство рекламной компании, содержат неясность речи как стилистический дефект, затрудняющий интерпретацию высказываний. Из-за неясности как стилистической погрешности текста допускается жаргонная интерпретация высказываний.

Арбитражный суд Курганской области, которым рассматривалось заявление ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000" об обжаловании решения Курганского УФАС России, назначил дополнительную лингвистическую экспертизу в Уральском региональном центре судебной экспертизы Министерства юстиции РФ.

Эксперты констатировали, что в основе рекламной компании лежит использование приема намеренной неоднозначности слова «песец». Тексты рекламы выступают как интригующие зачины, значение слова «песец» в них в равной степени может быть и основным словарным, и речевым, связанным с нецензурным словом. Нельзя не учитывать при интерпретации рекламного текста то, что в нём содержится оформленная языковыми средствами отсылка к нецензурному слову, причем имплицитная связь с нецензурным словом легко выводится из анализа сочетаемости и семантики словоупотреблений. Значение рекламных текстов не выводится только из значений составляющих его слов, но опирается и на культурные (фоновые) знания носителей языка. С помощью языковой игры, основанной на неоднозначности значения слова как наименования животного и эвфемизма нецензурного слова, заимствовании выразительности нецензурного слова, возникает этически неприемлемый смысл рекламного сообщения, идентифицируемый носителями русского языка.

С учетом всех имеющихся экспертиз Арбитражный суд Курганской области и все последующие судебные инстанции признали решение Курганского УФАС России законным, а ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000" – нарушившим Федеральный закон «О рекламе».

За данную ненадлежащую рекламу Курганское УФАС России, с учетом того, что аналогичная реклама размещалась на территории Ханты - Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа, привлекло ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000" к административной ответственности в виде штрафа в размере 300000 рублей.

ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000" оспорило постановление о наложении штрафа в Арбитражном суде Свердловской области, который снизил размер штрафа до 150000 рублей. В настоящее время штраф уплачен.

Вызвало бурно обсуждение дело, рассмотренное в отношении ЗАО "Курганстальмост".

Дело в том, что с июля 2011 года по июль 2013 года на рекламной конструкции на шоссе Тюнина в г. Кургане размещалась наружная реклама ЗАО "Курганстальмост" с текстом «SOCHI 2014» и изображением олимпийской символики, а также аналогичная реклама с текстом «SOCHI 2014» и изображением олимпийской символики размещалась на официальном сайте ЗАО "Курганстальмост" в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Не так часто в нашей стране проводятся олимпийские игры. Безусловно, использование олимпийской символики в рекламе – это способ привлечь внимание общественности. Между тем, законодательством предусмотрено, что использование олимпийской символики допускается исключительно при условии заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом или уполномоченными им организациями.

Такого договора об использовании олимпийской символики с указанными организациями ЗАО «Курганстальмост» не заключало и даже не пыталось получить официальное разрешение на использование олимпийской символики. Соответственно в этом и выразилось нарушение Федерального закона «О рекламе».

Необходимо отметить, под олимпийской символикой понимаются наименования "Олимпийский", "Олимпиада", "Сочи 2014", "Olympic", "Olympian", "Olympiad", "Olympic Winter Games", "Olympic Games", "Sochi 2014" и образованные на их основе слова и словосочетания, олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Олимпийских игр.

ЗАО "Курганстальмост" не согласилось с установленным нарушением и обжаловало постановление Курганского УФАС России о наложении штрафа в Арбитражный суд Курганской области, однако арбитражный суд признал доказанным факт нарушения рекламного законодательства, снизив размер штрафа с 200 000 рублей до 100 000 рублей. В настоящее время штраф уплачен.

 

С начала этого года в Курганское УФАС России поступило несколько звонков от граждан, а затем пришла жалоба по факту размещения рекламы с фразой «Каждому сосну». Из обращений следовало, что граждане воспринимают такую рекламу как содержащую непристойное слово.

Управлением проведена проверка и установлено, что с января 2014 года и по настоящий момент в г. Кургане по ул. Пролетарская, по ул. К. Мяготина (возле Гиперсити), на шоссе Тюнина размещена наружная реклама с текстом «Земельные участки под Гренадой (напротив «Лесников») КАЖДОМУ СОСНУ или ель при покупке участка в экологически чистой зоне Лесная усадьба Коттеджный поселок «Лесная усадьба»» с крупным изображением лица девушки.

Курганское УФАС России обратилось к эксперту, кандидату филологических наук, которым сделан вывод о том, что данный текст содержит обсцентное (непристойное) слово «сосну», употребляемое в ненормативной лексике как глагол, обозначающий интимный процесс и являющийся недопустимым в литературной и публичной (рекламной) речи, являющийся непристойным, который воспринимается потребителями как оскорбительное слово.

21 мая 2014 года Комиссия Курганского УФАС России признала данную рекламу ненадлежащей и в настоящий момент решается вопрос о привлечении лица, разместившего рекламу - ООО «УралЭкоСтрой», к административной ответственности.

Дела по фактам рассылки СМС-сообщений.

Сегодня наиболее актуальной проблемой для антимонопольных органов по контролю за соблюдением законодательства о рекламе является выявление нарушений при СМС-рассылках.

По СМС-сообщениям, полученным без предварительного согласия абонента, у нас началась результативная работа практически только с этого года, поскольку много сложностей с установлением рекламораспространителя, который несет ответственность за нарушение рекламного законодательства. Имеют место цепочки фирм-посредников, которые в ходе проверок устанавливаются и подтверждаются документальными доказательствами. При этом в наше управление из центрального аппарата ФАС России поступило уже много таких заявлений от жителей г. Москвы и г. Санкт-Петербурга для рассмотрения по существу и поручением возбудить дело по факту нарушения законодательства о рекламе в случае выявления признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, в марте этого года Курганским УФАС России рассмотрено заявление жителя г. Москвы в отношении рекламы «Последние дни акции «Октябрь-месяц спален в Hoff»! Только до 31 октября скидки до 50 % на текстиль и мебель для спальни! Например, матрас Like 160+200 c независимыми пружинами всего за 3 990 руб!», поступившей путем рассылки СМС-сообщения на его мобильный телефон.

В рамках возбужденного дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе было установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем рекламы является ООО «Домашний Интерьер», расположенный в г. Москва. Комиссия Курганского УФАС России признала рассматриваемую рекламу ненадлежащей и сейчас решается вопрос о привлечении ООО «Домашний Интерьер» к административной ответственности.

По всем остальным фактам управлением проводится проверка и в случае наличия нарушений будут возбуждаться дела, о чем можно будет узнать из информации, размещенной на нашем официальном сайте Курганского УФАС России.