Новации антимонопольного законодательства и КоАП РФ С 2016 года

  

Новации Федерального закона «О защите конкуренции» и соответствующие изменения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

 

Самым значимым событием в деятельности ФАС России в 2015 году явилось принятие так называемого «четвертого» антимонопольного пакета.

5 октября 2015 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», разработанный Федеральной антимонопольной службой.

Принятие Федерального закона является важным этапом развития антимонопольной политики, способствующей эффективному функционированию экономики нашей страны

Почему значимым, потому что  данным пакетом внесены изменения в Закон о защите конкуренции значительно изменяющих как полномочия антимонопольного органа, так и походам к выявлению нарушений антимонопольного законодательства.

Основная цель четвертого антимонопольного пакета – создание оптимального регулирования, обеспечивающего эффективное развитие экономики. Посредством реализации новых норм мы приблизимся к уровню конкурентной политики мировых держав,

Напомним, законопроект разработан в рамках исполнения Плана мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики».

 

1.Первый и очень значимый блок изменений – это включение целой главы, состоящей из семи статей, содержащих запрет на недобросовестную конкуренцию.

Вспомним, что недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;

В старой редакции закона была одна статья по применению которой было много дискуссий и разнообразная административная и судебная практика.

С 2016 года конкретизируются следующие формы недобросовестной конкуренции:

  1. дискредитация – то есть распространение ложных, неточный и искаженных сведений;
  2. дведение в заблуждение
  3. некорректное сравнение
  4. запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации
  5. связанную с использованием результатов интеллектуальной деятельности
  6. связанную с созданием смешения  с деятельностью или услугами конкурента
  7. связанную с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну

Закон содержит открытый перечень, те могут быть признаны и иные формы недобросовестной конкуренции

При этом, нормы содержат описание форм недобросовестной конкуренции, и это описание не является исчерпывающим, а раскрывает, что понимается под той или ионной формой недобросовестной конкуренции. Это запреты персе, что значит, что доказательств наличия таких действий достаточно для установления факта правонарушения.

2. Новой редакцией Закона о защите конкуренции сужается круг лиц, при ущемлении прав которых может быть признано злоупотребление доминирующим положением. Так, с 5 января 2016 года не может быть признано злоупотребление доминирующим положением в отношении гражданина или граждан, круг которых определен. Таким образом, разрешена давняя проблема – дублирование полномочий с Роспортебнадзором. С начала 2016 года антимонопольными органами будут признаваться лишь правонарушения, совершенные в отношении субъектов предпринимательства или неопределенного круга лиц, либо наносящие вред конкуренции.

Необходимо также отметить, что новой редакцией Закона о защите конкуренции предусмотрено принятие правил недискриминационного доступа к товаром для субъекта, занимающего доминирующее положение и в отношении которого антимонопольным органом принято решение о злоупотреблении доминирующего положения. Такие Правила будут устанавливаться Правительством РФ для субъектов, занимающих более 70% на рынке и не являющихся субъектами естественных монопололий, для которых такие правила уже существуют.

Что будут содержать такие правила?

1) перечень товаров, к которым предоставляется недискриминационный доступ;

2) перечень информации, позволяющей обеспечить возможность сопоставления участниками соответствующего товарного рынка условий обращения товаров на товарном рынке, а также иной необходимой для доступа на товарный рынок и (или) обращения товаров на товарном рынке существенной информации;

3) порядок раскрытия информации, предусмотренной пунктом 2 настоящей части, в том числе о товарах, стоимости этих товаров или принципах определения цены товара и его оплаты, возможном объеме производства или реализации этих товаров, технических и технологических возможностях предоставления этих товаров;

4) существенные условия договоров и (или) типовые договоры о предоставлении доступа к товарам;

5) порядок определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, установления минимального уровня их обеспечения и очередности предоставления доступа к товарам в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

3. В норму, регламентирующую запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующего субъектов включено условие о том, что запрет не распространяются на соглашения о совместной деятельности, заключенные с предварительного согласия антимонопольного органа у установленном законом порядке. Для получения такого согласия хозяйствующие субъекты должны направить в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на заключение соответствующего соглашения. Законом также предусмотрено требования к хозяйствующим субъектам, имеющим право получить такое согласие – суммарная стоимость их активов по последним балансам не должна превышать семь миллиардов рублей.

4. Значительно преобразилась глава 4 Закона о защите конкуренции. Теперь она звучит как АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТОРГАМ, ЗАПРОСУ КОТИРОВОК ЦЕН НА ТОВАРЫ, ЗАПРОСУ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ С ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА, ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНЫМ ОРГАНОМ ЖАЛОБ НА НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ И ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ, ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕДУР, ВКЛЮЧЕННЫХ В ИСЧЕРПЫВАЮЩИЕ ПЕРЕЧНИ ПРОЦЕДУР В СФЕРАХ СТРОИТЕЛЬСТВА

В обновленной статье 17 закона о защите конкуренции содержится запрет на сговор организатора торгов с участником

Значительно дополнена статья 18.1, регламентирующая Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства

В старой редакции статья 18.1. регламентировала порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб исключительно на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Что добавилось?

Теперь в срок до 7-ми рабочих дней антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу:

1. на акты и (или) действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций (далее - уполномоченный орган) при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) (за исключением процедур, осуществляемых государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации), в части:

а) нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

б) предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

2. на действия (бездействие) территориальной сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организации водопроводно-канализационного хозяйства), организации, осуществляющей горячее водоснабжение, газораспределительной организации, теплоснабжающей организации (далее - организация, осуществляющая эксплуатацию сетей) при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, выраженные в:

а) незаконном отказе в приеме документов, заявлений;

б) предъявлении к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае, если предусмотренная указанными актами процедура включена в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

в) нарушении установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

г) предъявлении требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Такие жалобы могут быть поданы только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися субъектами градостроительных отношений.

Обращаю ваше внимание, что закон указывает на перечни в множественном числе. В 2016 году будут утверждены: Перечень для сетей электроснабжения, Перечень для сетей водоснабжения и водоотведения, Перечень для объектов нежилого значения. Также будут опитимизированы имеющиеся процедуры.

На сегодняшний день существует только исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 года № 403.

В отношении процедур торгов, проведение которых обязательно в соответствии с законодательстволм РФ (за исключением торгов по Закону о контрактной системе), правила останутся прежние: в 7-ми дневный срок будут рассматриваться жалобы любых лиц , подавших заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Необходимо также обратить внимание, что в новой редакции статьи 18.1 появилось право антимонопольного органа продлять срок рассмотрения жалобы не более чем на 7 –мь дней, То есть, если раньше 7 дней –был предельный срок, то с 5 января 2016 года предельный срок будет составлять 14 дней.

Частью 15.1 статьи 18.1 предусмотрена обязанность уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, представить на рассмотрение жалобы по существу письменное обоснование законности принятого акта и (или) совершенного действия (бездействия) с указанием положений нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия такого акта и (или) совершения такого действия (бездействия).

Отдельно Законом о защите конкуренции регламентировано право антимонопольного органа на выдачу предписания по результатам рассмотрения жалоб в порядке статьи 18.1:

Такие предписания могут предусматривать в том числе

в случае если обжаловались торги

 предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов

в случае если обжаловались действия организации, осуществляющей эксплуатацию сетей

о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее требование

 

5. В части инструментов, предоставленных антимонопольных органам с целью предупреждения и оперативного пресечения правонарушений остановлюсь на расширении таких правовых институтов как предостережение и предупреждение.

Предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства будут направляться:

должностному лицу хозяйствующего субъекта,

должностному лицу федерального органа исполнительной власти,

должностному лицу органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

должностному лицу органа местного самоуправления,

должностному лицу организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг,

должностному лицу государственного внебюджетного фонда.

Основанием для направления предостережения должностному лицу хозяйствующего субъекта будет являться публичное заявление такого лица о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства и при этом отсутствуют основания для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства

Основанием для направления предостережения должностному лицу федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственного внебюджетного фонда будет являтьсяся информация о планируемых таким должностным лицом действиях (бездействии), способных привести к нарушению антимонопольного законодательства, если при этом отсутствуют основания для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В отличие от предостережений предупреждения будут направляться в случаях, когда антимонопольным органом будут выявлены признаки нарушения антимоноплольного законодательства по закрепленным в законе составам, а именно:

Хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на рынке:

навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора

экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями

экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом

создание дискриминационных условий

в части недобросовестной конкуренции:

дискредитации

введения в заблуждение

некорректного сравнения

связанную с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну

и иные, прямо не предусмотренные Законом о защите конкуренции формы

В отношении органов власти:

На все ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

 

6. Самым радикальным изменением Закона о защите конкуренции является введение института ведомственной апелляции территориальных органов. Пересмотр решений территориальных органов будет осуществляться коллегиальным органом в следующем порядке:

- срок подачи жалобы один месяц со дня принятия решения;

- срок рассмотрения жалобы – два месяца со дня ее получения;

- пересмотр будет возможен в режиме видеоконференц-связи при наличии технической возможности и наличии соответствующего ходатайства от лиц, участвующих в деле;

- основанием для изменения и отмены решения будет являться нарушение единообразия в применении антимонопольными органами нор антимонпоольного законодательства

 

7. Еще одним нововведением Закона является появление такого института, как заключение об обстоятельствах дела. Это документ, который будет составлять комиссия по рассмотрению дела. Данному документу посвящена отдельная статья – 48.1, которой предусмотрено, что:

- заключение об обстоятельствах дела принимается перед окончанием рассмотрения дела;

- содержит описание обстоятельств и доказательств;

- подлежит оглашению на заседании комиссии

- после оглашения заключения рассмотрение дела откладывается для предоставления возможности лицам, участвующим в деле, ознакомиться и представить дополнительные пояснения, доказательства.

В части полномочий: появился контроль не только за предоставлением но и за использованием государственных и муниципальных преференций.

Появилась в Законе о защите конкуренции статья 45.1, регламентирующая доказательства и доказывание по делу в соответствии с которой доказательствами могут быть аудио- и видеозаписи, материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, изготовления копий электронных носителей информации либо иным позволяющим установить достоверность документа способом. К письменным доказательствам также относятся результаты анализа состояния конкуренции, проведенного в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом.

 

8. Статьёй 45.2 регламентирован порядок доступа лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, к материалам дела, содержащим коммерческую тайну. Законом установлено, что сведения, документы, которые представлены по запросу или иному требованию антимонопольного органа, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны и которые являются материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства, могут быть представлены для ознакомления лицам, участвующим в деле, под расписку с согласия обладателя таких сведений, документов за исключением заявлений об освобождении от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 3 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и (или) об освобождении от уголовной ответственности за уголовные преступления, предусмотренные статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

 

Новации Кодекса Российской Федерации в связи с внесенными изменениями в Закон о защите конкуренции

1. По результатам рассмотрения жалоб в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции за нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися административная ответственность предусмотрена статьёй 7.32.4 КоАП РФ, а именно:

За неразмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации информации о проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

За нарушение порядка определения формы проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.29 и 7.32.3 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

За размещение недостоверной информации о проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продаже государственного или муниципального имущества либо предоставление документации, содержащей недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.31 и 7.32.3 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

За нарушение сроков размещения информации о проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

За нарушение порядка предоставления документации об обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, порядка разъяснения такой документации, порядка приема заявок на участие в торгах, заявок на участие в продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

За нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

За нарушение порядка определения победителя обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

За нарушение сроков заключения договоров по результатам проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества или в случае, если торги признаны несостоявшимися, либо уклонение организатора торгов, продавца государственного или муниципального имущества, организатора продажи государственного или муниципального имущества от заключения такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.32 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

За изменение организатором обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продавцом государственного или муниципального имущества, а также лицом, являющимся стороной договора, условий договора при его заключении или исполнении, установленных в документации о таких торгах, извещении о проведении торгов, информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества, проектах договоров, по соглашению сторон или в одностороннем порядке в случае, если федеральным законом предусмотрен запрет такого изменения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.32 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

За нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 9 настоящей статьи и статьями 7.29 - 7.32 и 7.32.3 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. По результатам рассмотрения жалоб в порядке 18.1 Закона о защите конкуренции на акты и действия организации, осуществляющей эксплуатацию сетей за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения) административная ответственность предусмотрена статьёй 9.21 КоАП РФ, а именно:

За нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

За повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

3. По ст.14.9 КоАП РФ в отношении должностных лиц органов власти и местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг ужесточена административная ответственность:

размер штрафа будет составлять от 15 до 50 –ти, а в части повторности правонарушения – исключительно дисквалификация на срок до 3-х лет.

4. Введена новая статья - 14.9.1. «Нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства», которой предусмотрено, что:

Действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, обжалование которых предусмотрено антимонопольным законодательством Российской Федерации и которые выражены в нарушении установленных сроков осуществления процедур либо в предъявлении требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.63 настоящего Кодекса, -

влекут предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет.