Для поиска новых ниш

Управление ФАС по Курганской области вместе с Уральским государственным экономическим университетом запускают пилотный проект - они намерены апробировать методику исследования рынков в рамках стандарта развития конкуренции.

На десяти страницах пошагово расписано, как определить рынок, который необходимо развивать в первую очередь, просчитать его конъюнктуру и составить прогноз. По словам руководителя Курганского УФАС Ирины Гагариной, идея написать такое пособие родилась после ознакомления с результатами исследования рынков в ряде субъектов РФ.

Вообще-то исследованиями, по ее словам, эти "труды" можно назвать с большой натяжкой - в основном это наборы данных, полученных в ходе мониторинга. А ведь порой регионы заказывают проведение такого мониторинга квалифицированным специалистам, например вузам, и средняя цена контракта, по данным УФАС, немалая - миллион рублей. Эффективность этих трат вызывает большие сомнения, потому что исследователи в основном оценивают удовлетворенность потребителей тем или иным рынком. А то, почему нужно развивать именно его, не анализируется.

В Зауралье в перечень приоритетных включены 11 рынков. На многих из них делать уже практически нечего - целевые показатели достигнуты

Курганские антимонопольщики решили восполнить пробел. Кстати, методику они разработали бесплатно. Сначала ее опробуют в регионах УрФО, а потом планируют распространить на всю Россию, дополнив рекомендациями для конкретных рынков.

Чтобы доходчиво объяснить суть проекта, Ирина Гагарина рассказала такую историю.  Региональный департамент природных ресурсов объявил как-то конкурс на право заключения договора на добычу огнеупорной глины. А в условиях прописал, что участвовать в торгах могут только местные предприниматели, имеющие производственные мощности в Зауралье. Мы хотим, говорят чиновники, чтобы глина осталась в регионе, а то к нам уже тюменцы пытаются зайти. Подобные ограничения, во-первых, вызывают вопросы с точки зрения закона, во-вторых, сам подход кажется местечковым. Ничего плохого нет в том, что конкурс выиграют соседи. Может, у них больше финансовых и технических возможностей сделать этот рынок привлекательным, а региону выгоднее получать доход в виде налогов?

- Наша методичка как раз об этом, - говорит Ирина Гагарина. - Прежде чем принимать решение, нужно тщательно проанализировать перспективу рынка, насколько эффективной будет работа на нем и стоит ли вкладывать в это направление средства. Создавая, к примеру, энергоемкое производство, следует просчитать перспективы роста тарифа на электроэнергию. А у нас порой бывает наоборот: сначала откроют предприятие, а потом констатируют, что бизнес оказался убыточным.

Между тем

В Зауралье в официальный перечень приоритетных и социально значимых включены 11 рынков: услуги дошкольного образования, детского отдыха и оздоровления, допобразования, психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, розничная торговля, рынки медуслуг, ЖКХ, связи, соцобслуживания населения, пассажирских перевозок, газификации. По мнению руководителя УФАС, на многих из этих рынков делать уже практически нечего - целевые показатели их развития достигнуты. Необходимо расширять список по-настоящему перспективных современных рыночных ниш, имеющих потенциал.