Дело об артемиях. Зауральское УФАС добилось прецедента

Зауральские антимонопольщики опровергли устоявшиеся нормы Росрыболовства и заставили «реку» течь в правильном русле.

Знакомьтесь. Артемия. Вид ракообразных. Класс жаброногих. Обитатель исключительно соленых озер. Ее уникальность многогранна. Она не только в том, что самки артемий при необходимости могут размножаться и без самцов. Или что полоскание полости рта водой с артемиями оздоравливает организм, а потребление в пищу вызывает действие посильней, чем «Виагра». Уникальность артемий еще и в том, что это один из лучших кормов для рыб. В том числе экзотических, которые очень плохо приживаются в неволе. Поэтому артемии и ее цисты, а проще говоря — яйца, выручают биологов и аквариумистов по всему миру.

Артемия и ее цисты — не только корм для рыб и домашнего скота. Ученые и косметологи всего мира открыли уникальные особенности воздействия средств на ее основе на кожу и организм человека. Наука утверждает: артемия даст людям возможность найти принципиально новые возможности решения проблем со здоровьем. Чистейший белок, который является основой всей жизни. Достоверно не известно, но в Интернете есть информация, что килограмм высушенного рачка китайцы покупают по 100 долларов. Данный рачок так ценен, потому что является большой редкостью на планете. Он водится исключительно в экологически чистых, но при этом соленых озерах.

Почему мы поднимаем эту тему? Курганская область богата этим организмом, и вылов уникального биоресурса производится в Зауралье в промышленных масштабах. Об этом открыто сообщается на официальном сайте Федерального агентства по рыболовству. При этом в ведомстве указывается, что, «обладая значительным потенциалом в сфере аквакультуры, Зауралье имеет существенные предпосылки для дальнейшего развития рыбохозяйственного комплекса».

Промышленная добыча артемии ведется в нашем регионе с 2009 года. В 2011 году Департамент агропромышленного комплекса передал ряд озер в долгосрочное пользование. В их числе оказались и самые богатые артемией зауральские озера — Новогеоргиевское, Большое и Малое Медвежье. Причем, что любопытно, среди пользователей оказались исключительно «пришлые» компании. Местные рыбопользователи пожаловались, что их не пустили на рынок. По их словам, при обращении в госорганы, ответственные за передачу озер в пользование, им, выражаясь русской пословицей, ответили: «Кто первый встал, того и тапки». Ситуацией заинтересовалось Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области.

По словам руководителя управления Ирины Гагариной, в регионе уже встречались нарушения антимонопольного законодательства со стороны госструктур. Например, затягивание сроков выдачи разрешений на строительство, какой–либо лицензии, ограничение допуска к торгам и так далее.

Самая яркая ситуация — как раз с артемиями. Как нам поведали в УФАС, этой темой они занялись еще в 2014 году. Именно тогда от предпринимателя поступило обращение, что областной департамент АПК отказал ему в заключении договора на добычу артемии. Правда, когда ведомство стало разбираться, бизнесмен по непонятным причинам и без объяснений отказался от своих требований и отозвал заявление. Тогда антимонопольщики решили разобраться в ситуации до конца. Хотя дело пришлось закрыть, так как не могли доказать ограничение чьих–либо прав.

Ирина Гагарина, руководитель УФАС по Курганской области:

— Мы подготовили очень подробное решение, где изложили свою позицию, что должен делать департамент, как он должен применять закон о рыболовстве. Написали в прокуратуру. Но, к сожалению, никто не принял эту информацию к сведению, потому что дело в УФАС было прекращено (бизнесмен забрал заявление).

Что же происходит далее? В 2015 году ситуация повторилась. Договоры на добычу артемии опять были заключены. И вновь — без проведения торгов. Кто раньше всех заявку на заключение договора, с тем его и заключили.

— Меня эта позиция возмутила еще потому, что артемия как природный ресурс — это достояние народа, — говорит Ирина Гагарина. — Считаю, что все, что связано с природными ресурсами, должно работать во благо народа. Что значит — какой–то предприниматель первым пришел? Без проведения процедуры торгов подтвердить это невозможно. А он пришел, выловил артемии и продал. И что с этого получили люди? Ничего. — продолжает Ирина Гагарина.

Региональное УФАС решило добиться через суд, чтобы незаконная, по его мнению, добыча артемии была прекращена. Добычу можно проводить только в том случае, если предприниматель получил право на пользование тем или иным рыбопромысловым участком. А это право в Российской Федерации может быть предоставлено исключительно на конкурсной основе.

Та схема, которая до сих пор осуществлялась (без конкурса), по мнению Ирины Гагариной, ущемляла интересы экономики Зауралья. Ведь деньги, полученные от арендатора озера, можно было бы пустить на решение социально важных проблем. Причем деньги немалые — в год порядка 40 млн рублей.

Однако, как нам удалось выяснить, данная ситуация, если можно так сказать, была спровоцирована рекомендациями Росрыболовства. Столичное ведомство посчитало, что наличие объемов на определенную территорию, в частности, на Курганскую область, превышающую объемы по долгосрочному распределению договоров, позволяет распределять эти самые объемы на основе годичных договоров.

По словам первого заместителя губернатора, директора регионального Департамента АПК Сергея Пугина, московское ведомство посчитало, что вправе само выдавать разрешение на передачу зауральских озер в пользование. Сейчас областное правительство пытается это право вернуть себе. Это позволит при распределении озер проводить конкурсы на региональном, а не на федеральном, как сейчас, уровне. Принципиальность курганского УФАС этому очень помогла. Необоснованность решений Росрыболовства доказана в суде. Это прецедент. Ни одному региональному антимонопольному управлению пока не удавалось оспорить решение федерального ведомства.