Новый год — новый тариф

Все перевозчики Кургана могут поднять стоимость проезда в автобусах до 22 рублей. На данный момент билеты подорожали на 20 маршрутах из 68. В числе первых, кто пошел на этот шаг, стали крупнейшие представители этой сферы бизнеса. Оставшиеся выжидают, какую позицию выскажет городская администрация и чем закончится разбирательство антимонопольной службы. При этом, по данным Znak.com, с одними и теми же проблемами сталкиваются практически все перевозчики города.

С сегодняшнего дня, 16 января, в Кургане с 20 до 22 рублей подорожал проезд на автобусах маршрутов №№33, 336 и 363, которые обслуживает ИП Белобородов. Е.И. Меньше чем через 10 дней, с 25 января, по той же цене билеты начнут продавать в автобусах, которые ходят по маршрутам №№42, 72, 321 (перевозчик ИП Невструев О.Н.). К тому времени в целом проезд подорожает на 20 из 68 автобусных маршрутов, поскольку первыми подняли плату за проезд крупные перевозчики «Транссервис» (маршруты №№12, 31, 301, 318 и 341) и «Транспортная компания» (№№2, 6, 20, 26, 30, 306, 324, 349, 359).

По информации Znak.com, полученной от бизнесменов, в феврале поднять стоимость проезда в автобусах планируют еще 4 крупных перевозчика. 

Правда, на каких именно маршрутах, предприниматели пока не говорят. «Все боятся, что их обвинят в сговоре — одновременно повышать нельзя», — объясняют собеседники издания.

Первой стоимость проезда в автобусах в Кургане повысил «Транссервис». Директор компании Алексей Кирпищиков объяснил, что такое решение было принято в связи с ростом цены на газ. При этом Кирпищиков, который по совместительству является председателем Союза транспортников Курганской области, рассказывает, что в свое время перевозчикам не позволили постепенно повышать плату за проезд в автобусах, из-за чего теперь им приходится наверстывать упущенное.

«Существовало зажимание со стороны департамента госрегулирования цен и тарифов. Ему принесли одну цену, а он — сначала (Михаил, бывший директор департамента) Шеремет, а потом (Сергей, действующий руководитель ведомства) Самойлов — лишь бы не дать вырасти. Ничего не получилось хорошего. Зажали сильно тариф. Перевозчики просили 18 рублей — нет, только 16! Сейчас установили 22 рубля из-за того, что себестоимость (перевозок) сильно выросла за это время», — объясняет Кирпищиков.

По мнению предпринимателя, ничего страшного в том, что теперь стоимость проезда устанавливают сами перевозчики, нет. И это не означает, что тариф будут повышать каждый год.

«Мой прогноз — 22 рубля и все. 25, 30 рублей никто не будет делать. Может, года два повышения (стоимости проезда) не будет», — считает Алексей Кирпищиков. 

Если не повышать стоимость проезда, то работать частникам становится попросту невыгодно. Тем более что теперь администрация города требует от них приобретать низкопольные автобусы. «Один автобус стоит 7 млн рублей, — говорит Кирпищиков. — В этом году хотя бы 20 автобусов на город купить — это по 1-2-3 на перевозчика. Составляют программу, чтобы купить 50 автобусов в течение трех лет. Это требует вложений. Если купишь один низкопольный автобус, надо 5 ПАЗиков, чтобы они в сумме сработали в 0 рублей».

По его словам, жалоб от пассажиров по поводу роста цены билетов не поступает, их поток не уменьшился. При этом сильно выросло число льготников. «С 1 января процентов на 20 — это очень ощутимо», — делится Алексей Кирпищиков. Он уточнил, что льготники покупают талоны по цене 16 рублей за поездку, разницу компенсирует администрация города, правда, перевозчикам часто приходится судиться, поскольку денег в бюджете нет.

 

Ближайшее повышение стоимости проезда произойдет в автобусах индивидуального предпринимателя Невструева О.Н. Всего предприниматель Олег Невструев обслуживает пять маршрутов: №№42, 72, 321, 52 и 53. Но поскольку по маршрутам №52 и №53 автобусы начинают ходить с 25 апреля, вопрос по ним пока не стоит.

Невструев рассказал Znak.com, что принял решение повысить стоимость проезда «в связи с оптимизацией расходов на содержание подвижного состава». Содержать его, по словам предпринимателя, становится все дороже, особенно с учетом планов по приобретению низкопольных автобусов. «В условиях рынка невозможно работать на одной и той же цене, если вокруг тебя все дорожает. Я работаю с 2008 года. Автобус тогда покупал за 630 тыс. рублей, а сейчас за 1 млн 300 тыс. рублей. Как я могу работать на одной и той же цене?» — рассудил Олег Невструев.

Другие перевозчики, впрочем, пока от заявлений о росте платы за проезд воздерживаются — по разным причинам. В компании ООО «Попутчик+», которая обслуживает маршруты №№ 37, 319, 323, 329, 339, 366, отметили, что пока этот вопрос не рассматривают, но, возможно, задумаются об увеличении платы за проезд, если мэрия будет настаивать на покупке новых автобусов. Не рассматривает этот вопрос пока и перевозчик Сергей Кудрявцев, который является директором ООО «МТ Автолайт» (маршрут №10), ООО «МТ Автолайт плюс» (311), ООО «МТ АвтолайтКурган» (308, 353), ООО «МТ Курганавтолайт» (312, 391). Индивидуальный предприниматель Сергей Бардин (маршруты №№304 и 327) тоже отметил, что пока не повышает плату за проезд, хотя и сталкивается с теми же проблемами, что другие перевозчики. «У нас тоже в планах повышение, но еще пока не думали, когда», — уточнил Бардин.

А предприниматель Виктор Мунтян (генеральный директор ООО «Зауралтранссервис», а также вместе с Галиной Мунтян являются индивидуальными предпринимателями; в общей сложности у них 9 маршрутов: №№19, 320, 396, 22, 381, 403, 32, 368, 378), признался, что они пока не повышают стоимость проезда, чтобы не спровоцировать возмущение граждан.

«Январь был «мертвый», февраль тоже, у людей денег нет, никто не работал. И поднимать пока, я думаю, нет необходимости, чтобы не накалять обстановку в городе», — подчеркнул Виктор Мунтян. 

При этом предприниматель также отметил, что при необходимости приобретать низкопольные автобусы, на которых настаивает мэрия, придется увеличивать тариф. Этот вопрос, как ожидается, обсудят завтра на совещании в городской администрации.

Еще один фактор, который пока сдерживает перевозчиков, — разбирательство в Курганском УФАС, которое сейчас рассматривает дело о нарушении антимонопольного законодательства по факту повышения перевозчиками цены проезда с 18 до 20 рублей, которое произошло в феврале 2016 года. Как уточнила Znak.com сегодня старший государственный инспектор УФАС Марина Фоминых, дело возбуждено по признакам заключения соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело в итоге к поддержанию цен на рынке (часть 1 статьи 11 закона «О защите конкуренции»). Дело было возбуждено по материалам прокуратуры, которая попросила УФАС оценить действия перевозчиков на предмет соблюдения антимонопольного законодательства. «Материалы мы изучили, пришли к выводу, что в действиях перевозчиков содержатся признаки нарушения данной нормы», — отметила Фоминых. Пока решения не вынесено, очередное заседание пройдет 30 января.

Антимонопольное ведомство обратило внимание и на рост стоимости проезда в автобусах с начала 2017 года. Но пока это перевозчикам ничем не грозит.

«В отношении новых фактов мы пока признаков картельного сговора не усматриваем», — подчеркнула Марина Фоминых. 

«В 2016 году одновременно все перевозчики подняли стоимость, а сейчас это идет постепенно. Кроме того, мы считаем, что сейчас есть объективные причины — это касается цен на газ. У нас несколько заявлений на рассмотрении по ценам на газ, в том числе от перевозчиков. На данной стадии мы видим, что отпускная цена повысилась в связи с повышением закупочных цен, очень серьезный скачок которых был за период июль-октябрь 2016 года. Мы считаем, что отпускная цена росла адекватно повышению закупочных цен», — уточнила старший госинспектор УФАС.