• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

ЛИКВИДАЦИЯ МУПОВ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ГРОЗИТ МАССОВЫМ САБОТАЖЕМ. УФАС ОТРИЦАЕТ РИСК БЕЗРАБОТИЦЫ

В регионе готовят реформу унитарных предприятий

Муниципалитеты Курганской области готовят к смене формы собственности унитарные предприятия. Районные и городские администрации рассматривают переформатирование МУПов как возможность скинуть с местных бюджетов содержание убыточных активов. Реорганизация может коснуться более 100 предприятий. В УФАС Курганской области заявляют о благотворном влиянии реформы на укрепление конкурентной среды и не усматривают связанных с реализацией федерального закона рисков. В противовес антимонопольщикам депутаты областной думы видят в ней прямую угрозу для жизни городов и поселков, указывая на перспективы потери государственного и муниципального контроля над социально важными хозяйственными сферами и имуществом. Более того, вывод на свободный конкурентный рынок предприятий, выживающих за счет бюджетных вливаний, с большой долей вероятности приведет к их банкротству. Депутаты облдумы также не исключают массовых волнений работников бюджетных предприятий из-за рисков увольнений.

Администрации муниципалитетов Курганской области и чиновники областного правительства разрабатывают планы по реорганизации унитарных предприятий в сфере ЖКХ, дорожного хозяйства, медицины и других. В связи с корректировками ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и «О защите конкуренции» в регионе на бюджетном балансе могут остаться только организации в сфере безопасности, обороны, культуры, искусства, кинематографии и естественных монополий.

Как пояснила «Правде УрФО» начальница УФАС по Курганской области Татьяна Соболевская, переход МУПов и ГУПов на иные формы собственности не несет в себе практически никаких рисков. В антимонопольной службе считают, что таким образом удастся повысить конкуренцию на товарных рынках.

«Законодательно все риски предусмотрены и минимизированы. Сокращение работников не предполагается, потому что это реорганизация, а не фактическая ликвидация предприятий. Иные формы собственности будут у тех предприятий, которые могут работать на рынке в условиях конкуренции. Все предприятия будут являться правопреемниками, поэтому на имуществе изменения не скажутся, оно останется в собственности организаций. На регулировании тарифов это тоже никак не отразится, потому что МУПы не работают по тарифам», – подчеркнула Татьяна Соболевская.

Между тем собеседники издания приводят в пример ситуацию на транспортном рынке Кургана, где были ликвидированы все муниципальные предприятия, осуществлявшие пассажирские перевозки, в том числе обанкротившееся в 2015 году из-за многомиллионных долгов МУП «Городской электротранспорт». В результате ликвидации МУП «ГЭТ» работу потеряли более 200 человек. Переход пассажирского транспорта в коммерческий сектор привел к отсутствию административных рычагов регулирования тарифов на перевозки. В течение нескольких лет стоимость проезда ежегодно росла, а  к 2019 году увеличилась на 50%. В 2020 году стоимость проезда удалось сдержать, однако транспортники заявили, что «это было сделано не по договоренностям и субсидиям, а из-за угроз со стороны администрации урезать маршруты».

«Чем больше государственного и муниципального контроля над хозяйственным комплексом и имуществом, тем лучше. Мы сейчас видим, что в критической ситуации частные компании не справляются. Удается выжить только государственным и крупным предприятиям. Кто будет чистить дороги в отдаленных поселках, если там будут работать частники? Им эти территории будут неинтересны, и люди просто будут сидеть без дорог», – прокомментировал ситуацию депутат курганской областной думы Василий Кислицын.

Представители МУПов, будучи зависимыми от бюджетной поддержки, не рискуют высказывать свои суждения по поводу реорганизации. Вместе с тем внутри коллективов уже зреет недовольство реформой и беспокойство за дальнейшую деятельность предприятий. Наблюдатели, оглядываясь на опыт ликвидации МУП «ГЭТ», не исключают «массовых выступлений сотрудников бюджетных организаций и попыток сохранить статус-кво работающими в таких предприятиях отставными чиновниками». Мнения собеседников издания на этот счет разделились: часть из них полагают, что протестных акций ждать не стоит, поскольку «сотрудники МУПов слишком пассивны и запуганы, чтобы выражать свое недовольство публичным образом».

«У муниципалитетов нет денег для того, чтобы это все содержать. Лучше создавать казенные учреждения, чтобы сконцентрировать все хозяйство в одних руках, но при других условиях», – считает глава одного из районов, в котором уже ушли от системы муниципальных предприятий.

Несмотря на то, что законодательно на переход к новым формам собственности дано 5 лет, наблюдатели не исключают «форсирования процесса ввиду текущих экономических условий». Муниципальные администрации усматривают в федеральном законе возможность избавиться от неликвидных активов. В МУП «Новомировское домоуправление Юргамышского поссовета» уже выбирают новую форму собственности. Глава Юргамышского района Олег Язовских отметил, что в дальнейшем реформа позволит избежать бюджетных затрат на содержание МУПа.

«Есть муниципалитеты, где все МУПы уже давно убраны. При этом все нормально функционирует. Мы тоже не будем никакие муниципальные организации создавать и содержать. В «Новомировском», которое занимается водой и теплом, обсуждают дальнейшие планы», – сообщил «Правде УрФО» Олег Язовских.

В Шатровском районе, по словам главы муниципалитета Леонида Рассохина, работает 2 МУПа – «Комхоз» и «Теплогарант», имущество которых может быть передано в концессию. В настоящее время специалисты администрации знакомятся с положениями федерального закона, а также работают над вариантами концессионных соглашений.

Реорганизация каждого отдельного предприятия нуждается в тщательной проработке при плотном взаимодействии с УФАС, подчеркивает заместитель председателя Курганской областной думы Евгений Кафеев. С одной стороны муниципальным предприятиям необходимо повысить прозрачность и эффективность работы, с другой стороны есть неконкурентоспособные активы и риски для жителей региона, которые необходимо учитывать.

В качестве примера депутат проводит управляющую компанию МУП «Прометей» в Кургане. УК содержит дома, которые частным организациям неинтересны, поскольку находятся в неудовлетворительном состоянии, но, по сути, может работать на рынке в условиях конкуренции. Если недовольство жителей приведет к двум предписаниям надзорных органов, компанию лишат лицензии, и жилфонд останется без обслуживания. Административных рычагов для того, чтобы заставить управляющие компании взять на обслуживание эти дома, нет. Муниципалитеты могут либо отремонтировать проблемные дома, либо предоставлять субсидии из бюджета организациям, которые возьмутся за сложные объекты. Однако это можно будет сделать лишь в качестве предложения, а вот примут его участники рынка или нет – неизвестно.

Собеседники издания в областной думе считают, что организации, выживающие за счет бюджетных вливаний, не смогут самостоятельно работать на рынке. Фактически «лишение бюджетной поддержки приведет эти организации к банкротству и высвобождению сотрудников».

«Все будет зависеть от того, кто станет руководить реорганизованными предприятиями. Сейчас кадрового резерва для этого я не вижу. Когда предприятия передадут в частные руки, не исключено, что их будут доводить до банкротства, распродавать муниципальное и государственное имущество, и в итоге оно окажется в частных руках», – высказал свое мнение руководитель регионального отделения общественной организации «Контроль ЖКХ» Иван Камшилов.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.