Решение по делу № 130 в отношении Администрации Мокроусовского района

Номер дела: 130
Дата публикации: 26 августа 2014, 12:07

Резолютивная часть решения оглашена "21" августа 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено "25" августа 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной  службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства, рассмотрев дело № 130 по признакам нарушения Администрацией Мокроусовского района Курганской области (641530, Курганская обл., с. Мокроусово, ул. Советская, 31, ИНН 4515001980) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области № 64 от 01.04.2014 года проведена выездная плановая проверка в отношении Администрация Мокроусовского района Курганской области (641530, Курганская обл., с. Мокроусово, ул. Советская, 31, ИНН 4515001980).
В ходе проведения проверки проанализированы административные регламенты предоставления муниципальных услуг Администрацией Мокроусовского района.
Постановлением Администрации Мокроусовского района от 19.12.2013 года № 646 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию».
Установлено, что вышеуказанный административный регламент содержит в себе требования о предоставлении документов, которые должны быть запрошены органом местного самоуправления путем межведомственного взаимодействия, что может препятствовать получению муниципальной услуги и привести к ограничению конкуренции.


В связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области № 153 от 30.06.2014 года возбуждено дело № 130 о нарушении антимонопольного законодательства  Администрацией Мокроусовского района.
По мнению представителя Администрации Мокроусовского района в спорном административном регламенте отсутствует норма, предусматривающая  обязанность заявителя предоставить документы, предусмотренные пунктами 14.1 и 14.2.
Из пояснений представителей Администрации Мокроусовского района следует, что Администрация запрашивает недостающие документы для предоставления муниципальной услуги путем направления запроса в соответствующие органы власти. Отказов в предоставлении муниципальной услуги не было.
Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные доказательства, заслушала доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.
Постановлением Администрации Мокроусовского района от 19.12.2013 года № 646 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию».
Пунктом 14.1 предусмотрен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт.
Пунктом 14.2 предусмотрен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Пунктом 15 регламента предусмотрено, что указанные документы не входят в перечень документов, которые заявитель должен предоставить для получения муниципальной услуги.
Согласно пункту 13.1 административного регламента отсутствие документов, предусмотренных в пункте 14.1 регламента является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно пункту 13.2 административного регламента отсутствие документов, предусмотренных в пункте 14.2 регламента является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Раздел III административного регламента предусматривает административные процедуры предоставления муниципальной услуги, согласно которым в случае если документы не соответствуют перечню документов, необходимых для получения муниципальной услуги, указанных пунктами 14.1 и 14.2 регламента должностное лица:
готовит проект письма с уведомлением об отказе в выдаче разрешения и указанием причин отказа;
направляет проект письма с уведомлением об отказе в предоставлении муниципальной услуги на рассмотрение Главе Администрации Мокроусовского района.
Вышеуказанный административный регламент не содержит процедуры запроса информации путем межведомственного взаимодействия.
Часть 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусматривает перечень документов необходимых для получения разрешения на строительство.
При этом пункты 7.1 и 7.2 вышеуказанной статьи определяют какие документы из предусмотренного перечня запрашиваются органами власти с помощью межведомственного взаимодействия.
Часть 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусматривает перечень документов необходимых для получения разрешения на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства.
При этом пункты 9.1 и 9.2 вышеуказанной статьи определяют какие документы из предусмотренного перечня запрашиваются органами власти с помощью межведомственного взаимодействия.
Согласно части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 вышеуказанной статьи документов.
Часть 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ предусматривает перечень документов необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
При этом пункты 3.2 и 3.3 вышеуказанной статьи определяют какие документы из предусмотренного перечня запрашиваются органами власти с помощью межведомственного взаимодействия.
Согласно части 4.1. статьи 55  Градостроительного кодекса РФ для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и 4   вышеуказанной статьи документы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона  от 27.07.2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя  представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Отсутствие в административном регламенте обязанности органа местного самоуправления запрашивать недостающие документы путем межведомственного взаимодействия, возлагает обязанность по предоставлению таких документов на самого заявителя, что противоречит действующему законодательству.
Кроме того, перечень оснований для отказа в предоставлении государственных  (муниципальных) услуг должен быть обоснованным. Незаконный отказ в предоставлении государственной (муниципальной) услуги может привести к ограничению конкуренции, а следовательно, квалифицируется по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления. В частности пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Следовательно, постановление Администрации Мокроусовского района  от 19.12.2013 года № 646 должно быть приведено в соответствие с требованиям федерального законодательства.
Поскольку муниципальная услуга  предоставляется в том числе и хозяйствующим субъектам, незаконные требования, закрепленные в административном регламенте могут препятствовать получению данной услуги, а следовательно, могут повлиять на хозяйственную деятельность субъекта и привести к ограничению конкуренции.
Постановлением Администрации Мокроусовского района от 18.08.2014 года № 426 в постановление  от 19.12.2013 года № 646 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию» внесены изменения. Так Раздел II Административного регламента «Стандарт предоставления муниципальной услуги» дополнен пунктами 14.3, 14.4 следующего содержания:
«14.3) Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 14.1, 14.2 настоящего раздела, запрашиваются отделом «Служба заказчика», в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
14.4. Документы, указанные в пунктах 14.1, 14.2 настоящего раздела, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.».
Таким образом, спорный административный регламент дополнен обязанностью органа местного самоуправления запрашивать недостающие документы путем межведомственного взаимодействия, что свидетельствует о добровольности устранения нарушения антимонопольного законодательства.
Но внесение изменений в вышеуказанный административный регламент не исключает сам факт наличия нарушения антимонопольного законодательства.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления.  При этом из положений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении антимонопольного законодательства является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. Несмотря на отсутствие фактов незаконных отказов  в предоставлении вышеуказанной муниципальной услуги, административный регламент с момента его принятия и до устранения нарушений, содержал в себе нормы, противоречащие федеральному законодательству.
При этом необходимо учитывать, что согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции одним из признаков ограничения конкуренции является установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия
РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Администрации Мокроусовского района Курганской области (641530, Курганская обл., с. Мокроусово, ул. Советская, 31, ИНН 4515001980) нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в установлении административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию», утвержденным постановлением Администрации Мокроусовского района от 19.12.2013 года № 646 требования о предоставлении документов, которые должны быть запрошены органом местного самоуправления путем межведомственного взаимодействия, что может препятствовать получению муниципальной услуги и привести к ограничению конкуренции
2. Дело № 130 в отношении Администрации Мокроусовского района прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
 

stdClass Object ( [vid] => 10142 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 130 в отношении Администрации Мокроусовского района [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10142 [type] => solution [language] => ru [created] => 1409033337 [changed] => 1409033337 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1409033337 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения оглашена "21" августа 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено "25" августа 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной  службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства, рассмотрев дело № 130 по признакам нарушения Администрацией Мокроусовского района Курганской области (641530, Курганская обл., с. Мокроусово, ул. Советская, 31, ИНН 4515001980) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области № 64 от 01.04.2014 года проведена выездная плановая проверка в отношении Администрация Мокроусовского района Курганской области (641530, Курганская обл., с. Мокроусово, ул. Советская, 31, ИНН 4515001980).
В ходе проведения проверки проанализированы административные регламенты предоставления муниципальных услуг Администрацией Мокроусовского района.
Постановлением Администрации Мокроусовского района от 19.12.2013 года № 646 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию».
Установлено, что вышеуказанный административный регламент содержит в себе требования о предоставлении документов, которые должны быть запрошены органом местного самоуправления путем межведомственного взаимодействия, что может препятствовать получению муниципальной услуги и привести к ограничению конкуренции.


В связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области № 153 от 30.06.2014 года возбуждено дело № 130 о нарушении антимонопольного законодательства  Администрацией Мокроусовского района.
По мнению представителя Администрации Мокроусовского района в спорном административном регламенте отсутствует норма, предусматривающая  обязанность заявителя предоставить документы, предусмотренные пунктами 14.1 и 14.2.
Из пояснений представителей Администрации Мокроусовского района следует, что Администрация запрашивает недостающие документы для предоставления муниципальной услуги путем направления запроса в соответствующие органы власти. Отказов в предоставлении муниципальной услуги не было.
Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные доказательства, заслушала доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.
Постановлением Администрации Мокроусовского района от 19.12.2013 года № 646 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию».
Пунктом 14.1 предусмотрен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт.
Пунктом 14.2 предусмотрен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Пунктом 15 регламента предусмотрено, что указанные документы не входят в перечень документов, которые заявитель должен предоставить для получения муниципальной услуги.
Согласно пункту 13.1 административного регламента отсутствие документов, предусмотренных в пункте 14.1 регламента является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно пункту 13.2 административного регламента отсутствие документов, предусмотренных в пункте 14.2 регламента является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Раздел III административного регламента предусматривает административные процедуры предоставления муниципальной услуги, согласно которым в случае если документы не соответствуют перечню документов, необходимых для получения муниципальной услуги, указанных пунктами 14.1 и 14.2 регламента должностное лица:
готовит проект письма с уведомлением об отказе в выдаче разрешения и указанием причин отказа;
направляет проект письма с уведомлением об отказе в предоставлении муниципальной услуги на рассмотрение Главе Администрации Мокроусовского района.
Вышеуказанный административный регламент не содержит процедуры запроса информации путем межведомственного взаимодействия.
Часть 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусматривает перечень документов необходимых для получения разрешения на строительство.
При этом пункты 7.1 и 7.2 вышеуказанной статьи определяют какие документы из предусмотренного перечня запрашиваются органами власти с помощью межведомственного взаимодействия.
Часть 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусматривает перечень документов необходимых для получения разрешения на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства.
При этом пункты 9.1 и 9.2 вышеуказанной статьи определяют какие документы из предусмотренного перечня запрашиваются органами власти с помощью межведомственного взаимодействия.
Согласно части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 вышеуказанной статьи документов.
Часть 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ предусматривает перечень документов необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
При этом пункты 3.2 и 3.3 вышеуказанной статьи определяют какие документы из предусмотренного перечня запрашиваются органами власти с помощью межведомственного взаимодействия.
Согласно части 4.1. статьи 55  Градостроительного кодекса РФ для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и 4   вышеуказанной статьи документы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона  от 27.07.2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя  представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Отсутствие в административном регламенте обязанности органа местного самоуправления запрашивать недостающие документы путем межведомственного взаимодействия, возлагает обязанность по предоставлению таких документов на самого заявителя, что противоречит действующему законодательству.
Кроме того, перечень оснований для отказа в предоставлении государственных  (муниципальных) услуг должен быть обоснованным. Незаконный отказ в предоставлении государственной (муниципальной) услуги может привести к ограничению конкуренции, а следовательно, квалифицируется по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления. В частности пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Следовательно, постановление Администрации Мокроусовского района  от 19.12.2013 года № 646 должно быть приведено в соответствие с требованиям федерального законодательства.
Поскольку муниципальная услуга  предоставляется в том числе и хозяйствующим субъектам, незаконные требования, закрепленные в административном регламенте могут препятствовать получению данной услуги, а следовательно, могут повлиять на хозяйственную деятельность субъекта и привести к ограничению конкуренции.
Постановлением Администрации Мокроусовского района от 18.08.2014 года № 426 в постановление  от 19.12.2013 года № 646 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию» внесены изменения. Так Раздел II Административного регламента «Стандарт предоставления муниципальной услуги» дополнен пунктами 14.3, 14.4 следующего содержания:
«14.3) Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 14.1, 14.2 настоящего раздела, запрашиваются отделом «Служба заказчика», в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
14.4. Документы, указанные в пунктах 14.1, 14.2 настоящего раздела, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.».
Таким образом, спорный административный регламент дополнен обязанностью органа местного самоуправления запрашивать недостающие документы путем межведомственного взаимодействия, что свидетельствует о добровольности устранения нарушения антимонопольного законодательства.
Но внесение изменений в вышеуказанный административный регламент не исключает сам факт наличия нарушения антимонопольного законодательства.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления.  При этом из положений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении антимонопольного законодательства является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. Несмотря на отсутствие фактов незаконных отказов  в предоставлении вышеуказанной муниципальной услуги, административный регламент с момента его принятия и до устранения нарушений, содержал в себе нормы, противоречащие федеральному законодательству.
При этом необходимо учитывать, что согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции одним из признаков ограничения конкуренции является установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия
РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Администрации Мокроусовского района Курганской области (641530, Курганская обл., с. Мокроусово, ул. Советская, 31, ИНН 4515001980) нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в установлении административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию», утвержденным постановлением Администрации Мокроусовского района от 19.12.2013 года № 646 требования о предоставлении документов, которые должны быть запрошены органом местного самоуправления путем межведомственного взаимодействия, что может препятствовать получению муниципальной услуги и привести к ограничению конкуренции
2. Дело № 130 в отношении Администрации Мокроусовского района прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения оглашена "21" августа 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено "25" августа 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной  службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства, рассмотрев дело № 130 по признакам нарушения Администрацией Мокроусовского района Курганской области (641530, Курганская обл., с. Мокроусово, ул. Советская, 31, ИНН 4515001980) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области № 64 от 01.04.2014 года проведена выездная плановая проверка в отношении Администрация Мокроусовского района Курганской области (641530, Курганская обл., с. Мокроусово, ул. Советская, 31, ИНН 4515001980).
В ходе проведения проверки проанализированы административные регламенты предоставления муниципальных услуг Администрацией Мокроусовского района.
Постановлением Администрации Мокроусовского района от 19.12.2013 года № 646 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию».
Установлено, что вышеуказанный административный регламент содержит в себе требования о предоставлении документов, которые должны быть запрошены органом местного самоуправления путем межведомственного взаимодействия, что может препятствовать получению муниципальной услуги и привести к ограничению конкуренции.

В связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области № 153 от 30.06.2014 года возбуждено дело № 130 о нарушении антимонопольного законодательства  Администрацией Мокроусовского района.
По мнению представителя Администрации Мокроусовского района в спорном административном регламенте отсутствует норма, предусматривающая  обязанность заявителя предоставить документы, предусмотренные пунктами 14.1 и 14.2.
Из пояснений представителей Администрации Мокроусовского района следует, что Администрация запрашивает недостающие документы для предоставления муниципальной услуги путем направления запроса в соответствующие органы власти. Отказов в предоставлении муниципальной услуги не было.
Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные доказательства, заслушала доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.
Постановлением Администрации Мокроусовского района от 19.12.2013 года № 646 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию».
Пунктом 14.1 предусмотрен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт.
Пунктом 14.2 предусмотрен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Пунктом 15 регламента предусмотрено, что указанные документы не входят в перечень документов, которые заявитель должен предоставить для получения муниципальной услуги.
Согласно пункту 13.1 административного регламента отсутствие документов, предусмотренных в пункте 14.1 регламента является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно пункту 13.2 административного регламента отсутствие документов, предусмотренных в пункте 14.2 регламента является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Раздел III административного регламента предусматривает административные процедуры предоставления муниципальной услуги, согласно которым в случае если документы не соответствуют перечню документов, необходимых для получения муниципальной услуги, указанных пунктами 14.1 и 14.2 регламента должностное лица:
готовит проект письма с уведомлением об отказе в выдаче разрешения и указанием причин отказа;
направляет проект письма с уведомлением об отказе в предоставлении муниципальной услуги на рассмотрение Главе Администрации Мокроусовского района.
Вышеуказанный административный регламент не содержит процедуры запроса информации путем межведомственного взаимодействия.
Часть 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусматривает перечень документов необходимых для получения разрешения на строительство.
При этом пункты 7.1 и 7.2 вышеуказанной статьи определяют какие документы из предусмотренного перечня запрашиваются органами власти с помощью межведомственного взаимодействия.
Часть 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусматривает перечень документов необходимых для получения разрешения на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства.
При этом пункты 9.1 и 9.2 вышеуказанной статьи определяют какие документы из предусмотренного перечня запрашиваются органами власти с помощью межведомственного взаимодействия.
Согласно части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 вышеуказанной статьи документов.
Часть 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ предусматривает перечень документов необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
При этом пункты 3.2 и 3.3 вышеуказанной статьи определяют какие документы из предусмотренного перечня запрашиваются органами власти с помощью межведомственного взаимодействия.
Согласно части 4.1. статьи 55  Градостроительного кодекса РФ для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и 4   вышеуказанной статьи документы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона  от 27.07.2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя  представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Отсутствие в административном регламенте обязанности органа местного самоуправления запрашивать недостающие документы путем межведомственного взаимодействия, возлагает обязанность по предоставлению таких документов на самого заявителя, что противоречит действующему законодательству.
Кроме того, перечень оснований для отказа в предоставлении государственных  (муниципальных) услуг должен быть обоснованным. Незаконный отказ в предоставлении государственной (муниципальной) услуги может привести к ограничению конкуренции, а следовательно, квалифицируется по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления. В частности пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Следовательно, постановление Администрации Мокроусовского района  от 19.12.2013 года № 646 должно быть приведено в соответствие с требованиям федерального законодательства.
Поскольку муниципальная услуга  предоставляется в том числе и хозяйствующим субъектам, незаконные требования, закрепленные в административном регламенте могут препятствовать получению данной услуги, а следовательно, могут повлиять на хозяйственную деятельность субъекта и привести к ограничению конкуренции.
Постановлением Администрации Мокроусовского района от 18.08.2014 года № 426 в постановление  от 19.12.2013 года № 646 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию» внесены изменения. Так Раздел II Административного регламента «Стандарт предоставления муниципальной услуги» дополнен пунктами 14.3, 14.4 следующего содержания:
«14.3) Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 14.1, 14.2 настоящего раздела, запрашиваются отделом «Служба заказчика», в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
14.4. Документы, указанные в пунктах 14.1, 14.2 настоящего раздела, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.».
Таким образом, спорный административный регламент дополнен обязанностью органа местного самоуправления запрашивать недостающие документы путем межведомственного взаимодействия, что свидетельствует о добровольности устранения нарушения антимонопольного законодательства.
Но внесение изменений в вышеуказанный административный регламент не исключает сам факт наличия нарушения антимонопольного законодательства.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления.  При этом из положений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении антимонопольного законодательства является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. Несмотря на отсутствие фактов незаконных отказов  в предоставлении вышеуказанной муниципальной услуги, административный регламент с момента его принятия и до устранения нарушений, содержал в себе нормы, противоречащие федеральному законодательству.
При этом необходимо учитывать, что согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции одним из признаков ограничения конкуренции является установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия
РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Администрации Мокроусовского района Курганской области (641530, Курганская обл., с. Мокроусово, ул. Советская, 31, ИНН 4515001980) нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в установлении административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию», утвержденным постановлением Администрации Мокроусовского района от 19.12.2013 года № 646 требования о предоставлении документов, которые должны быть запрошены органом местного самоуправления путем межведомственного взаимодействия, что может препятствовать получению муниципальной услуги и привести к ограничению конкуренции
2. Дело № 130 в отношении Администрации Мокроусовского района прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 130 [format] => [safe_value] => 130 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области  в пределах своих полномочий осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Курганской области и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-26 06:07:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-25 06:07:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1409033337 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Курганское УФАС России )