Решение №39 по делу №39 в отношении ОАО "ЭК "Восток"

Номер дела: Дело №39 о нарушении антимонопольного законодательства
Дата публикации: 4 сентября 2014, 11:16

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ  СЛУЖБЫ

ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 


 

   640000, г. Курган, ул. М. Горького, 40                                                                  тел., факс 8 (3522) 46-39-55

 

РЕШЕНИЕ39

г. Курган

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 августа 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 02 сентября 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии: Гагарина И.В. — руководитель Курганского УФАС России;

Члены комиссии:

Белова А.В. - начальник отдела Курганского УФАС России;

Климович К. В. - государственный инспектор Курганского УФАС России,

рассмотрев дело №39 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» (место нахождения: 105062, г. Москва, ул. Чаплыгина, 11) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в уклонении от снятия показаний общедомового прибора учета, что привело к неверному начислению платы на общедомовые нужды и ущемлению интересов граждан,

 

УТСАНОВИЛА:

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции)  Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту - Курганское УФАС России) возбуждено дело №39 по признакам нарушения  ОАО «ЭК «Восток» (далее по тексту – Общество, ответчик) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В результате рассмотрения коллективного обращения жильцов дома № 25 расположенного по адресу: пер. Октябрьский, р.п. Каргополье, Курганской области (далее - заявители), поступившего в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области вх. № 6424 от 22.11.2013 года на предмет проверки соответствия действий ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» требованиям антимонопольного законодательства, установлено следующее.

По мнению заявителей, нарушение антимонопольного законодательства со стороны ОАО «ЭК «Восток» выразилось в завышении размера платы за электрическую энергию на общедомовые нужды и нарушении порядка расчета размера платы на общедомовые нужды.

Из письменных пояснений ОАО «ЭК «Восток» установлено, что 05 июля 2013 года дом №25 в пер. Октябрьский р.п. Каргаполье Курганской области был оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии, допущенным в эксплуатацию с июля 2013 года. Расчет размера платы за коммунальную услугу электроснабжение и электроснабжение на общедомовые нужды производится по показаниям данного прибора учета с августа 2013 года. Показания приборов учета передавались в ОАО «ЭК «Восток» старшей по дому Д. не верно, в связи с чем допущены ошибки при определении размера платы за электроснабжение на общедомовые нужды заявителей. Когда данное обстоятельство было установлено,  была проведена проверка показаний общедомового прибора учета в жилом многоквартирном доме №25 в р.п. Каргаполье. С названного прибора учета сняты архивные показания за весь спорный период, они расшифрованы и жителям дома произведены соответствующие перерасчеты.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам относительно подлежащих выяснению обстоятельств.

Приказом Курганского УФАС России от 27.06.2014г. №144 ОАО «ЭК «Восток» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% или занимающих доминирующее положение, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов по виду деятельности купля –продажа (поставка) электрической энергии с долей более 50% в географических границах Курганская области.

В соответствии пунктом 1 статьей 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов

Согласно п. 3.11. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 345, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) не требуется, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

- хозяйствующий субъект включен в реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - реестр);

- хозяйствующий субъект включен в реестр с долей более пятидесяти процентов;

- доминирующее положение включенного в реестр хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого он был включен в реестр.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу  о наличии ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» доминирующего положения на рынке купли — продажи (поставки) электрической энергии в географических границах Курганской области.

Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 05 июля 2013 года многоквартирный жилой дом №25 в пер. Октябрьский р.п. Каргаполье Курганской области оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии, о чем свидетельствует акт №540756 от 05.07.2013г о допуске в эксплуатацию прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового прибора учета установлено, что он исправен, соответствует требованиям действующих нормативно – технических документов, опломбирован и принят сторонами в качестве расчетного. Акт подписан представителем сетевой организации ОАО «ЭнергоКурган» и представителем потребителей У.

Таким образом, с августа 2013 года расчеты за потребленную электрическую энергию ОАО «ЭК «Восток» производятся по показаниям общедомового прибора учета.

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила №354), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Согласно пункту 40 Правил №354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Руководствуясь пп. е) пункта 31 Правил №354,  при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исполнитель обязан ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.

В силу пункта 2 Правил №354, исполнитель -  юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Пунктом 8 Правил №354 закреплено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.

Исходя из содержания подпункта в) пункта 9 Правил №354 исполнителем коммунальной услуги электроснабжения может являться и соответствующая ресурсовнабжающая организация

Согласно пункта 20 Правил №354 в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с собственником или пользователем жилого дома (домовладения), дополнительно указываются реквизиты акта об определении границы раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (при наличии).

В соответствии с пунктом 21 Правил №354 если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовой инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, ОАО «ЭК «Восток» является ресурсоснабжающей организацией для жильцов дома №25 в пер. Октябрьском р.п. Каргаполье. Договором о поставке электрической энергии между ОАО «ЭК «Восток» и потребителями, проживающими в названном доме, не определена граница ответственности сторон, следовательно, местом поставки коммунального ресурса является место соединения общедомового прибора учета электрической энергии с внутридомовой сетью электроснабжения. При этом, ответственность за эксплуатацию прибора учета и передачу показаний прибора учета несут сами жильцы дома.

Как следует из материалов дела №39 о нарушении антимонопольного законодательства, жильцами дома №25 в пер. Октябрьском в р.п. Каргаполье выбран непосредственный способ управления многоквартирным домом. Старшей по дому ежемесячно передавались показания общедомового прибора учета, исходя из которых производилось начисление платы за коммунальную услугу электроснабжения. Показания приборов учета передавались некорректно. После того как данный факт был выявлен ОАО «ЭК «Восток» произведен перерасчет размера платы за электроснабжение на общедомовые нужды жильцов дома №25 в пер. Октябрьский в р.п. Каргаполье Курганской области.

В ходе рассмотрения дела №39 о нарушении антимонопольного законодательства нарушений при применении ОАО «ЭК «Восток» формулы 10 приложения №2 к Правилам №354 не установлено.

На основании вышеизложенного Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемых действиях ОАО «ЭК «Восток» нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать положение ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» доминирующим на рынке купли — продажи (поставки) электрической энергии в географических границах Курганской области.

2. Прекратить рассмотрение дела №39 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «Энергосбытовая компания «Восток».

 

                   Председатель Комиссии __________________  И.В. Гагарина

 

                   Члены Комиссии:            __________________ А.В. Белова

 

                                                          __________________ К.В. Климович

 

 

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

stdClass Object ( [vid] => 10169 [uid] => 5 [title] => Решение №39 по делу №39 в отношении ОАО "ЭК "Восток" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10169 [type] => solution [language] => ru [created] => 1409807975 [changed] => 1409807975 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1409807975 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ  СЛУЖБЫ

ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 


 

   640000, г. Курган, ул. М. Горького, 40                                                                  тел., факс 8 (3522) 46-39-55

 

РЕШЕНИЕ39

г. Курган

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 августа 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 02 сентября 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии: Гагарина И.В. — руководитель Курганского УФАС России;

Члены комиссии:

Белова А.В. - начальник отдела Курганского УФАС России;

Климович К. В. - государственный инспектор Курганского УФАС России,

рассмотрев дело №39 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» (место нахождения: 105062, г. Москва, ул. Чаплыгина, 11) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в уклонении от снятия показаний общедомового прибора учета, что привело к неверному начислению платы на общедомовые нужды и ущемлению интересов граждан,

 

УТСАНОВИЛА:

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции)  Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту - Курганское УФАС России) возбуждено дело №39 по признакам нарушения  ОАО «ЭК «Восток» (далее по тексту – Общество, ответчик) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В результате рассмотрения коллективного обращения жильцов дома № 25 расположенного по адресу: пер. Октябрьский, р.п. Каргополье, Курганской области (далее - заявители), поступившего в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области вх. № 6424 от 22.11.2013 года на предмет проверки соответствия действий ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» требованиям антимонопольного законодательства, установлено следующее.

По мнению заявителей, нарушение антимонопольного законодательства со стороны ОАО «ЭК «Восток» выразилось в завышении размера платы за электрическую энергию на общедомовые нужды и нарушении порядка расчета размера платы на общедомовые нужды.

Из письменных пояснений ОАО «ЭК «Восток» установлено, что 05 июля 2013 года дом №25 в пер. Октябрьский р.п. Каргаполье Курганской области был оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии, допущенным в эксплуатацию с июля 2013 года. Расчет размера платы за коммунальную услугу электроснабжение и электроснабжение на общедомовые нужды производится по показаниям данного прибора учета с августа 2013 года. Показания приборов учета передавались в ОАО «ЭК «Восток» старшей по дому Д. не верно, в связи с чем допущены ошибки при определении размера платы за электроснабжение на общедомовые нужды заявителей. Когда данное обстоятельство было установлено,  была проведена проверка показаний общедомового прибора учета в жилом многоквартирном доме №25 в р.п. Каргаполье. С названного прибора учета сняты архивные показания за весь спорный период, они расшифрованы и жителям дома произведены соответствующие перерасчеты.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам относительно подлежащих выяснению обстоятельств.

Приказом Курганского УФАС России от 27.06.2014г. №144 ОАО «ЭК «Восток» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% или занимающих доминирующее положение, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов по виду деятельности купля –продажа (поставка) электрической энергии с долей более 50% в географических границах Курганская области.

В соответствии пунктом 1 статьей 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов

Согласно п. 3.11. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 345, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) не требуется, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

- хозяйствующий субъект включен в реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - реестр);

- хозяйствующий субъект включен в реестр с долей более пятидесяти процентов;

- доминирующее положение включенного в реестр хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого он был включен в реестр.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу  о наличии ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» доминирующего положения на рынке купли — продажи (поставки) электрической энергии в географических границах Курганской области.

Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 05 июля 2013 года многоквартирный жилой дом №25 в пер. Октябрьский р.п. Каргаполье Курганской области оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии, о чем свидетельствует акт №540756 от 05.07.2013г о допуске в эксплуатацию прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового прибора учета установлено, что он исправен, соответствует требованиям действующих нормативно – технических документов, опломбирован и принят сторонами в качестве расчетного. Акт подписан представителем сетевой организации ОАО «ЭнергоКурган» и представителем потребителей У.

Таким образом, с августа 2013 года расчеты за потребленную электрическую энергию ОАО «ЭК «Восток» производятся по показаниям общедомового прибора учета.

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила №354), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Согласно пункту 40 Правил №354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Руководствуясь пп. е) пункта 31 Правил №354,  при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исполнитель обязан ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.

В силу пункта 2 Правил №354, исполнитель -  юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Пунктом 8 Правил №354 закреплено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.

Исходя из содержания подпункта в) пункта 9 Правил №354 исполнителем коммунальной услуги электроснабжения может являться и соответствующая ресурсовнабжающая организация

Согласно пункта 20 Правил №354 в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с собственником или пользователем жилого дома (домовладения), дополнительно указываются реквизиты акта об определении границы раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (при наличии).

В соответствии с пунктом 21 Правил №354 если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовой инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, ОАО «ЭК «Восток» является ресурсоснабжающей организацией для жильцов дома №25 в пер. Октябрьском р.п. Каргаполье. Договором о поставке электрической энергии между ОАО «ЭК «Восток» и потребителями, проживающими в названном доме, не определена граница ответственности сторон, следовательно, местом поставки коммунального ресурса является место соединения общедомового прибора учета электрической энергии с внутридомовой сетью электроснабжения. При этом, ответственность за эксплуатацию прибора учета и передачу показаний прибора учета несут сами жильцы дома.

Как следует из материалов дела №39 о нарушении антимонопольного законодательства, жильцами дома №25 в пер. Октябрьском в р.п. Каргаполье выбран непосредственный способ управления многоквартирным домом. Старшей по дому ежемесячно передавались показания общедомового прибора учета, исходя из которых производилось начисление платы за коммунальную услугу электроснабжения. Показания приборов учета передавались некорректно. После того как данный факт был выявлен ОАО «ЭК «Восток» произведен перерасчет размера платы за электроснабжение на общедомовые нужды жильцов дома №25 в пер. Октябрьский в р.п. Каргаполье Курганской области.

В ходе рассмотрения дела №39 о нарушении антимонопольного законодательства нарушений при применении ОАО «ЭК «Восток» формулы 10 приложения №2 к Правилам №354 не установлено.

На основании вышеизложенного Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемых действиях ОАО «ЭК «Восток» нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать положение ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» доминирующим на рынке купли — продажи (поставки) электрической энергии в географических границах Курганской области.

2. Прекратить рассмотрение дела №39 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «Энергосбытовая компания «Восток».

 

                   Председатель Комиссии __________________  И.В. Гагарина

 

                   Члены Комиссии:            __________________ А.В. Белова

 

                                                          __________________ К.В. Климович

 

 

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ  СЛУЖБЫ

ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 


 

   640000, г. Курган, ул. М. Горького, 40                                                                  тел., факс 8 (3522) 46-39-55

 

РЕШЕНИЕ39

г. Курган

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 августа 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 02 сентября 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии: Гагарина И.В. — руководитель Курганского УФАС России;

Члены комиссии:

Белова А.В. - начальник отдела Курганского УФАС России;

Климович К. В. - государственный инспектор Курганского УФАС России,

рассмотрев дело №39 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» (место нахождения: 105062, г. Москва, ул. Чаплыгина, 11) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в уклонении от снятия показаний общедомового прибора учета, что привело к неверному начислению платы на общедомовые нужды и ущемлению интересов граждан,

 

УТСАНОВИЛА:

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции)  Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту - Курганское УФАС России) возбуждено дело №39 по признакам нарушения  ОАО «ЭК «Восток» (далее по тексту – Общество, ответчик) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В результате рассмотрения коллективного обращения жильцов дома № 25 расположенного по адресу: пер. Октябрьский, р.п. Каргополье, Курганской области (далее - заявители), поступившего в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области вх. № 6424 от 22.11.2013 года на предмет проверки соответствия действий ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» требованиям антимонопольного законодательства, установлено следующее.

По мнению заявителей, нарушение антимонопольного законодательства со стороны ОАО «ЭК «Восток» выразилось в завышении размера платы за электрическую энергию на общедомовые нужды и нарушении порядка расчета размера платы на общедомовые нужды.

Из письменных пояснений ОАО «ЭК «Восток» установлено, что 05 июля 2013 года дом №25 в пер. Октябрьский р.п. Каргаполье Курганской области был оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии, допущенным в эксплуатацию с июля 2013 года. Расчет размера платы за коммунальную услугу электроснабжение и электроснабжение на общедомовые нужды производится по показаниям данного прибора учета с августа 2013 года. Показания приборов учета передавались в ОАО «ЭК «Восток» старшей по дому Д. не верно, в связи с чем допущены ошибки при определении размера платы за электроснабжение на общедомовые нужды заявителей. Когда данное обстоятельство было установлено,  была проведена проверка показаний общедомового прибора учета в жилом многоквартирном доме №25 в р.п. Каргаполье. С названного прибора учета сняты архивные показания за весь спорный период, они расшифрованы и жителям дома произведены соответствующие перерасчеты.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам относительно подлежащих выяснению обстоятельств.

Приказом Курганского УФАС России от 27.06.2014г. №144 ОАО «ЭК «Восток» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% или занимающих доминирующее положение, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов по виду деятельности купля –продажа (поставка) электрической энергии с долей более 50% в географических границах Курганская области.

В соответствии пунктом 1 статьей 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов

Согласно п. 3.11. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 345, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) не требуется, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

- хозяйствующий субъект включен в реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - реестр);

- хозяйствующий субъект включен в реестр с долей более пятидесяти процентов;

- доминирующее положение включенного в реестр хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого он был включен в реестр.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу  о наличии ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» доминирующего положения на рынке купли — продажи (поставки) электрической энергии в географических границах Курганской области.

Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 05 июля 2013 года многоквартирный жилой дом №25 в пер. Октябрьский р.п. Каргаполье Курганской области оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии, о чем свидетельствует акт №540756 от 05.07.2013г о допуске в эксплуатацию прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового прибора учета установлено, что он исправен, соответствует требованиям действующих нормативно – технических документов, опломбирован и принят сторонами в качестве расчетного. Акт подписан представителем сетевой организации ОАО «ЭнергоКурган» и представителем потребителей У.

Таким образом, с августа 2013 года расчеты за потребленную электрическую энергию ОАО «ЭК «Восток» производятся по показаниям общедомового прибора учета.

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила №354), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Согласно пункту 40 Правил №354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Руководствуясь пп. е) пункта 31 Правил №354,  при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исполнитель обязан ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.

В силу пункта 2 Правил №354, исполнитель -  юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Пунктом 8 Правил №354 закреплено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.

Исходя из содержания подпункта в) пункта 9 Правил №354 исполнителем коммунальной услуги электроснабжения может являться и соответствующая ресурсовнабжающая организация

Согласно пункта 20 Правил №354 в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с собственником или пользователем жилого дома (домовладения), дополнительно указываются реквизиты акта об определении границы раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (при наличии).

В соответствии с пунктом 21 Правил №354 если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовой инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, ОАО «ЭК «Восток» является ресурсоснабжающей организацией для жильцов дома №25 в пер. Октябрьском р.п. Каргаполье. Договором о поставке электрической энергии между ОАО «ЭК «Восток» и потребителями, проживающими в названном доме, не определена граница ответственности сторон, следовательно, местом поставки коммунального ресурса является место соединения общедомового прибора учета электрической энергии с внутридомовой сетью электроснабжения. При этом, ответственность за эксплуатацию прибора учета и передачу показаний прибора учета несут сами жильцы дома.

Как следует из материалов дела №39 о нарушении антимонопольного законодательства, жильцами дома №25 в пер. Октябрьском в р.п. Каргаполье выбран непосредственный способ управления многоквартирным домом. Старшей по дому ежемесячно передавались показания общедомового прибора учета, исходя из которых производилось начисление платы за коммунальную услугу электроснабжения. Показания приборов учета передавались некорректно. После того как данный факт был выявлен ОАО «ЭК «Восток» произведен перерасчет размера платы за электроснабжение на общедомовые нужды жильцов дома №25 в пер. Октябрьский в р.п. Каргаполье Курганской области.

В ходе рассмотрения дела №39 о нарушении антимонопольного законодательства нарушений при применении ОАО «ЭК «Восток» формулы 10 приложения №2 к Правилам №354 не установлено.

На основании вышеизложенного Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемых действиях ОАО «ЭК «Восток» нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать положение ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» доминирующим на рынке купли — продажи (поставки) электрической энергии в географических границах Курганской области.

2. Прекратить рассмотрение дела №39 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «Энергосбытовая компания «Восток».

 

                   Председатель Комиссии __________________  И.В. Гагарина

 

                   Члены Комиссии:            __________________ А.В. Белова

 

                                                          __________________ К.В. Климович

 

 

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Дело №39 о нарушении антимонопольного законодательства [format] => [safe_value] => Дело №39 о нарушении антимонопольного законодательства ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области  в пределах своих полномочий осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Курганской области и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 45 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 45 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-04 05:16:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-02 05:16:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1409807975 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Курганское УФАС России )