Решение по делу в отношении ООО "Курганавтотранс", ООО "Авто-Тревел"

Номер дела: 142
Дата публикации: 26 декабря 2011, 06:00

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия), рассмотрев дело №142 по признакам нарушения  ООО  «Авто-Тревел», ООО «Курганавтотранс» п.3 части1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), выразившегося в навязывании пассажирам невыгодных для них условий договора и не относящихся к предмету договора перевозки,
 
Установила:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее Управление) у ООО «Курганавтотранс», ООО «Авто-Тревел» были запрошены прейскуранты услуг, предоставляемых пассажирам на автовокзалах Курганской области.
 Из прейскуранта услуг, предоставляемых пассажирам на автовокзале г. Кургана с 1 декабря 2010г., утвержденного общим собранием участников ООО «Курганавтотранс» (протокол от 23.11.10 №9), следует, что за текущую продажу билетов  по междугородним маршрутам взимается пять рублей за один билет, по пригородным маршрутам — три рубля за один билет, по маршрутам рабочего пригорода Кетовского р-на: Курган-Кетово, Курган-Н. Сидоровка, Курган-Введенское взимается один рубль за один билет.
 Из прейскуранта услуг, предоставляемых пассажирам на автовокзалах, автостанциях и кассовых пунктах ООО «Курганавтотранс» с 1 декабря 2010г.  утвержденного общим собранием участников ООО «Курганавтотранс» (протокол от 23.11.10 №9), следует, что за текущую продажу билетов  по междугородним маршрутам взимается пять рублей за один билет, по пригородным маршрутам — три рубля за один билет.
Из прейскуранта услуг, предоставляемых пассажирам на автовокзалах, автостанциях и кассовых пунктах ООО «Авто-Тревел» с 1 марта 2010, утвержденного внеочередным общим собранием участников ООО «Авто-Тревел» (протокол от 17.02.2010г. №15) следует, что за текущую продажу билетов по пригородным маршрутам взимается два рубля за один билет, по междугородным маршрутам — три рубля за один билет, по маршрутам рабочего пригорода Каргапольского района: Каргаполье-Дачный, Каргаполье-Шахматово — рубль за один билет.
Приказом №175 от 06.09.2011г. Курганского УФАС России возбуждено дело №142 по признакам нарушения  ООО  «Авто-Тревел», ООО «Курганавтотранс» п.3 части1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании пассажирам невыгодных для них условий договора и не относящихся к предмету договора перевозки,
Представитель ООО «Курганавтотранс» против заявленных требований возражал. Сообщил, что  оплата за услуги по оформлению билетов взималась с пассажиров при продаже билета согласно прейскуранта, утвержденного общим собранием участников ООО «Курганавтотранс» (протокол от 23.11.10 №9). Сообщил, что данный прейскурант действовал с 1 декабря 2010г. по 1 октября 2011г.  Данная услуга не подлежит государственному регулированию и устанавливается предприятием самостоятельно. Оплата за текущую продажу билетов взималась на всей территории Курганской области. Сообщил, что текущая продажа билетов включает в себя: заработную плату кассирам,  обслуживание кассовых аппаратов, стоимость кассовых аппаратов. Пояснил, что продажа проездных документов является самостоятельной услугой, оказываемой пассажирам, при продаже билетов предприятие несет реальные расходы, стоимость услуг не включена в тариф на перевозку пассажиров. Сообщил, что после принятия решения по делу №А34-1921/2011 из прейскуранта услуг плата за текущую продажу билета была исключена. В ходе рассмотрения дела комиссией ООО «Курганавтотранс» было заявлено ходатайство о привлечении к участию в рассмотрении дела Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области. В связи с тем, что в настоящее время плата за текущую продажу билетов не взимается, просил дело производством прекратить. Представитель ООО «Авто-Тревел» поддержал доводы представителя ООО «Курганавтотранс», просил дело производством прекратить.
Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения сторон, Комиссия пришла к следующему.
Согласно  ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
В соответствии с ч. 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Курганским УФАС России был подготовлен аналитический отчет по результатам анализа рынка услуг автовокзалов в географических границах автовокзалов городов и муниципальных образований Курганской области.
Анализ проводился в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее Порядок).
Продуктовыми границами исследованного рынка являются услуги автовокзалов. Сегментами этого рынка являются: услуги по текущей продаже билетов пассажирам, предварительная продажа билетов, резервирование мест в автобусах и прием сдаваемых проездных билетов.
Получение услуги пассажиром по предварительной и текущей продаже билетов, приему билетов и резервированию мест в автобусе обусловлено наличием автовокзала в месте отправления транспортного средства либо специально отведенных мест. Возможность получения услуг пассажирами ограничена территорией конкретных автовокзалов и автостанций в каждом населенном пункте по следующим услугам:
-информационные услуги,
-прием сдаваемых проездных билетов,
-услуги по предварительной и текущей продаже билетов пассажирам, резервирование мест в автобусах;
-услуги камер хранения,
поскольку указанные  услуги оказываются по месту нахождения автовокзала, автостанции, кассового пункта.
Таким образом, сегменты рынка перечисленных услуг автовокзалов, оказываемых  пассажирам,  являются локальными, поскольку услуги пассажирам оказываются в месте посадки на транспортное средство и высадки с транспортного средства; в данном случае границами являются автовокзалы городов и муниципальных образований Курганской области.
Географическими границами являются  автовокзалы, автобусные станции, а также кассовые пункты, в которых оказываются услуги автовокзалов (АВ), автобусных станций (АС) , кассовых пунктов (КП). Данные услуги оказываются в следующих населенных пунктах:
Г.Курган (АВ)
Шадринский район: Г.Шадринск (АВ), с.Ольховка (КП)
Белозерский район: С.Белозерское(АС)
Варгашинский район: Рп.Варгаши (АС), С.Мостовское (КП)
Звериноголовский район: С.Звериноголовское (АС),( КП) «Сосновая роща»
Притобольный район: (АС) С.Глядянское,( КП )Боровлянка
Половинский район: С.Половинное (АС)
Катайский район: г.Катайск ( АС)
Каргапольский район: Р.п.Каргаполье (АС) , С.Чаши( КП)
Куртамышский район: Г.Куртамыш( АВ)
Целинный район: С.Целинное( АС)
Шатровский район: С.Шатрово( АС), (КП) «Мехонское»
Шумихинский район: г.Шумиха( АВ)
Мишкинский район:Рп.Мишкино (АС), с.Кирово (КП)
    На основании вышеизложенного комиссия приходит к выводу, что ООО «Авто-Тревел», ООО «Курганавтотранс» занимают доминирующее положение с долей 100% на рынке услуг автовокзалов в географических границах  автовокзалов городов и муниципальных образований Курганской области, а именно:
Г.Курган (АВ)
Шадринский район: Г.Шадринск (АВ), с.Ольховка (КП)
Белозерский район: С.Белозерское(АС)
Варгашинский район: Рп.Варгаши (АС), С.Мостовское (КП)
Звериноголовский район: С.Звериноголовское (АС),( КП) «Сосновая роща»
Притобольный район: (АС) С.Глядянское,( КП )Боровлянка
Половинский район: С.Половинное (АС)
Катайский район: г.Катайск ( АС)
Каргапольский район: Р.п.Каргаполье (АС) , С.Чаши( КП)
Куртамышский район: Г.Куртамыш( АВ)
Целинный район: С.Целинное( АС)
Шатровский район: С.Шатрово( АС), (КП) «Мехонское»
Шумихинский район: г.Шумиха( АВ)
Мишкинский район:Рп.Мишкино (АС), с.Кирово (КП)
На локальных рынках  в географических границах г.Кургана, Белозерского района, Варгашинского района доля ООО «Курганавтотранс»  составляет 100%.; в границах  Звериноголовского района, Каргапольского района, Катайского района, Куртамышского района, Мишкинского района,  Половинского района, Притобольного района, Целинного района, Шатровского района, Шадринского района, Шумихинского района  доля ООО «Авто-Тревел»  составляет 100%.
  Из прейскуранта услуг, предоставляемых пассажирам на автовокзале г. Кургана с 1 декабря 2010г., утвержденного общим собранием участников ООО «Курганавтотранс» (протокол от 23.11.10 №9), следует, что за текущую продажу билетов  по междугородним маршрутам взимается пять рублей за один билет, по пригородным маршрутам — три рубля за один билет, по маршрутам рабочего пригорода Кетовского р-на: Курган-Кетово, Курган-Н. Сидоровка, Курган-Введенское взимается один рубль за один билет.
 Из прейскуранта услуг, предоставляемых пассажирам на автовокзалах, автостанциях и кассовых пунктах ООО «Курганавтотранс» с 1 декабря 2010г.  утвержденного общим собранием участников ООО «Курганавтотранс» (протокол от 23.11.10 №9), следует, что за текущую продажу билетов  по междугородним маршрутам взимается пять рублей за один билет, по пригородным маршрутам — три рубля за один билет.
Исходя из этого следует, что плата за текущую продажу билетов взимается на всей территории Курганской области, в муниципальных образованиях, в которых ООО «Курганавтотранс» оказывает услуги автовокзалов.
Из прейскуранта услуг, предоставляемых пассажирам на автовокзалах, автостанциях и кассовых пунктах ООО «Авто-Тревел» с 1 марта 2010, утвержденного внеочередным общим собранием участников ООО «Авто-Тревел» (протокол от 17.02.2010г. №15) следует, что за текущую продажу билетов по пригородным маршрутам взимается два рубля за один билет, по междугородным маршрутам — три рубля за один билет, по маршрутам рабочего пригорода Каргапольского района: Каргаполье-Дачный, Каргаполье-Шахматово — рубль за один билет. Исходя из этого следует, что плата за текущую продажу билетов взимается на всей территории Курганской области, в муниципальных образованиях, в которых ООО «Авто-Тревел» оказывает услуги автовокзалов, а именно: Притобольном районе, Звериноголовском районе, Куртамышском районе, Целинном районе, Половинском районе, Каргапольском районе, Шатровском районе, Шадринском районе, Катайском районе, Шумихинском районе, Мишкинском районе.
При этом, стоимость услуг, предоставляемых на автовокзалах и автостанциях до отправления автобуса, в том числе за текущую продажу билетов, устанавливается ООО «Авто-Тревел», ООО «Курганавтотранс» самостоятельно.
Тарифы на  перевозку подлежат государственному регулированию.
На территории Курганской области тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам устанавливаются Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области.
Из письма Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 26.10.2010 №08/3368 следует, что при установлении тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам в затраты перевозчиков включаются отчисления автовокзалам в соответствии с договорами, заключенными между перевозчиком и автовокзалом. Письмом от 28.10.2011г. №06-02/3693 департамент поддержал ранее изложенную позицию.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 20 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ) (далее Устав)  заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади. Обязательные реквизиты билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади устанавливаются правилами перевозок пассажиров. Кассовый чек с указанными на нем реквизитами билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади приравнивается соответственно к билету, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади.
В соответствии с пунктами 42, 49 и 50  Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112 проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам; продажа билетов для проезда в городском и пригородном сообщениях производится: в транспортных средствах (кондукторами или водителями); в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств; продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.
Следовательно, выдаваемый пассажиру билет является доказательством заключения договора перевозки. При этом сам по себе билет не выступает предметом сделки, поскольку пассажиры обращаются в кассу автовокзала не за покупкой билета как самостоятельного товара или за услугой по оформлению билета, а за приобретением услуги перевозки.
В соответствии со ст. 26 Устава пассажир имеет право бесплатно пользоваться залами ожидания, туалетами, размещенных на объектах транспортной инфраструктуры.
Плата за текущую продажу взимается ответчиком при каждом приобретении билета, независимо от того, желает ли пассажир пользоваться какими-либо услугами автовокзала и автостанции или нет. При этом плата за текущую продажу билета взимается с пассажира без оказания ему каких-либо услуг. Учитывая, что плата за текущую продажу взимается при каждом приобретении билета, пассажир поставлен в такие условия, что обязан платить за то, чем он фактически не пользуется либо не желает пользоваться.
При этом, фактически пользоваться имеющимися на автовокзалах залами ожидания и другими услугами могут все желающие, в том числе и лица, не приобретшие билет на перевозку пассажиров.
Таким образом, плата за «текущую продажу», включаемая в стоимость билета, является необоснованным увеличением стоимости перевозки, определяемой в соответствии с установленными тарифами.
В ходе рассмотрения дела установлено, что «плата за текущую продажу билета» фактически является платой за оформление билета. Данная услуга является услугой автовокзала. Потребитель не может приобрести услугу проезда без приобретения услуги предприятия, что ущемляет права потребителей.
При таких обстоятельствах, взимание платы за текущую продажу билета является злоупотреблением доминирующим положением в виде навязывания пассажирам невыгодных для них условий договора и не относящихся к предмету договора перевозки.
Плата за текущую продажу билета является необоснованным увеличением стоимости перевозки, определяемой в соответствии с установленными тарифами
 Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт нарушения п.3  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании пассажирам невыгодных для них условий договора и не относящихся к предмету договора перевозки.
Из представленного ООО «Авто-Тревел» на заседании комиссии  прейскурантов услуг, предоставляемых пассажирам на автостанциях и кассовых пунктах с 1 октября 2011г., утвержденного внеочередным общим собранием участников ООО «Авто-Тревел» (протокол от 23.09.11, №18), следует что с 1 октября 2011г. ООО «Авто-Тревел» перестало взимать плату за текущую продажу билетов.
Из представленного ООО «Курганавтотранс» на заседании комиссии  прейскурантов услуг, предоставляемых пассажирам на автостанциях и кассовых пунктах с 1 октября 2011г., утвержденного  общим собранием участников ООО «Курганавтотранс» (протокол от 26.09.11, №12), следует что с 1 октября 2011г. ООО «Курганавтотранс» перестало взимать плату за текущую продажу билетов.
В силу того, что на момент вынесения решения Комиссией Курганского УФАС России  ООО «Курганавтотранс» и ООО «Авто-Тревел» добровольно прекратили нарушение п.3  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании пассажирам невыгодных для них условий договора и не относящихся к предмету договора перевозки, у комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания по данному делу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Решила:

1.Признать положение  ООО «Курганавтотранс»  доминирующим  на локальном рынке услуг автовокзалов в географических границах: г.Кургана, Белозерского района, Варгашинского района  с долей 100%;
2.Признать положение ООО «Авто-Тревел» доминирующим на локальном рынке услуг автовокзалов в географических границах  Звериноголовского района, Каргапольского района, Катайского района, Куртамышского района, Мишкинского района,  Половинского района, Притобольного района, Целинного района, Шатровского района, Шадринского района, Шумихинского района с долей 100%;
3.Признать в действиях ООО «Авто-Тревел» нарушение п.3  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании пассажирам невыгодных для них условий договора и не относящихся к предмету договора перевозки;
4.Признать в действиях ООО «Курганавтотранс» нарушение п.3  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании пассажирам невыгодных для них условий договора и не относящихся к предмету договора перевозки;
5.Дело производством прекратить в связи с добровольным прекращением нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
           

stdClass Object ( [vid] => 7547 [uid] => 5 [title] => Решение по делу в отношении ООО "Курганавтотранс", ООО "Авто-Тревел" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7547 [type] => solution [language] => ru [created] => 1324868071 [changed] => 1368718662 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368718662 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия), рассмотрев дело №142 по признакам нарушения  ООО  «Авто-Тревел», ООО «Курганавтотранс» п.3 части1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), выразившегося в навязывании пассажирам невыгодных для них условий договора и не относящихся к предмету договора перевозки,
 
Установила:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее Управление) у ООО «Курганавтотранс», ООО «Авто-Тревел» были запрошены прейскуранты услуг, предоставляемых пассажирам на автовокзалах Курганской области.
 Из прейскуранта услуг, предоставляемых пассажирам на автовокзале г. Кургана с 1 декабря 2010г., утвержденного общим собранием участников ООО «Курганавтотранс» (протокол от 23.11.10 №9), следует, что за текущую продажу билетов  по междугородним маршрутам взимается пять рублей за один билет, по пригородным маршрутам — три рубля за один билет, по маршрутам рабочего пригорода Кетовского р-на: Курган-Кетово, Курган-Н. Сидоровка, Курган-Введенское взимается один рубль за один билет.
 Из прейскуранта услуг, предоставляемых пассажирам на автовокзалах, автостанциях и кассовых пунктах ООО «Курганавтотранс» с 1 декабря 2010г.  утвержденного общим собранием участников ООО «Курганавтотранс» (протокол от 23.11.10 №9), следует, что за текущую продажу билетов  по междугородним маршрутам взимается пять рублей за один билет, по пригородным маршрутам — три рубля за один билет.
Из прейскуранта услуг, предоставляемых пассажирам на автовокзалах, автостанциях и кассовых пунктах ООО «Авто-Тревел» с 1 марта 2010, утвержденного внеочередным общим собранием участников ООО «Авто-Тревел» (протокол от 17.02.2010г. №15) следует, что за текущую продажу билетов по пригородным маршрутам взимается два рубля за один билет, по междугородным маршрутам — три рубля за один билет, по маршрутам рабочего пригорода Каргапольского района: Каргаполье-Дачный, Каргаполье-Шахматово — рубль за один билет.
Приказом №175 от 06.09.2011г. Курганского УФАС России возбуждено дело №142 по признакам нарушения  ООО  «Авто-Тревел», ООО «Курганавтотранс» п.3 части1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании пассажирам невыгодных для них условий договора и не относящихся к предмету договора перевозки,
Представитель ООО «Курганавтотранс» против заявленных требований возражал. Сообщил, что  оплата за услуги по оформлению билетов взималась с пассажиров при продаже билета согласно прейскуранта, утвержденного общим собранием участников ООО «Курганавтотранс» (протокол от 23.11.10 №9). Сообщил, что данный прейскурант действовал с 1 декабря 2010г. по 1 октября 2011г.  Данная услуга не подлежит государственному регулированию и устанавливается предприятием самостоятельно. Оплата за текущую продажу билетов взималась на всей территории Курганской области. Сообщил, что текущая продажа билетов включает в себя: заработную плату кассирам,  обслуживание кассовых аппаратов, стоимость кассовых аппаратов. Пояснил, что продажа проездных документов является самостоятельной услугой, оказываемой пассажирам, при продаже билетов предприятие несет реальные расходы, стоимость услуг не включена в тариф на перевозку пассажиров. Сообщил, что после принятия решения по делу №А34-1921/2011 из прейскуранта услуг плата за текущую продажу билета была исключена. В ходе рассмотрения дела комиссией ООО «Курганавтотранс» было заявлено ходатайство о привлечении к участию в рассмотрении дела Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области. В связи с тем, что в настоящее время плата за текущую продажу билетов не взимается, просил дело производством прекратить. Представитель ООО «Авто-Тревел» поддержал доводы представителя ООО «Курганавтотранс», просил дело производством прекратить.
Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения сторон, Комиссия пришла к следующему.
Согласно  ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
В соответствии с ч. 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Курганским УФАС России был подготовлен аналитический отчет по результатам анализа рынка услуг автовокзалов в географических границах автовокзалов городов и муниципальных образований Курганской области.
Анализ проводился в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее Порядок).
Продуктовыми границами исследованного рынка являются услуги автовокзалов. Сегментами этого рынка являются: услуги по текущей продаже билетов пассажирам, предварительная продажа билетов, резервирование мест в автобусах и прием сдаваемых проездных билетов.
Получение услуги пассажиром по предварительной и текущей продаже билетов, приему билетов и резервированию мест в автобусе обусловлено наличием автовокзала в месте отправления транспортного средства либо специально отведенных мест. Возможность получения услуг пассажирами ограничена территорией конкретных автовокзалов и автостанций в каждом населенном пункте по следующим услугам:
-информационные услуги,
-прием сдаваемых проездных билетов,
-услуги по предварительной и текущей продаже билетов пассажирам, резервирование мест в автобусах;
-услуги камер хранения,
поскольку указанные  услуги оказываются по месту нахождения автовокзала, автостанции, кассового пункта.
Таким образом, сегменты рынка перечисленных услуг автовокзалов, оказываемых  пассажирам,  являются локальными, поскольку услуги пассажирам оказываются в месте посадки на транспортное средство и высадки с транспортного средства; в данном случае границами являются автовокзалы городов и муниципальных образований Курганской области.
Географическими границами являются  автовокзалы, автобусные станции, а также кассовые пункты, в которых оказываются услуги автовокзалов (АВ), автобусных станций (АС) , кассовых пунктов (КП). Данные услуги оказываются в следующих населенных пунктах:
Г.Курган (АВ)
Шадринский район: Г.Шадринск (АВ), с.Ольховка (КП)
Белозерский район: С.Белозерское(АС)
Варгашинский район: Рп.Варгаши (АС), С.Мостовское (КП)
Звериноголовский район: С.Звериноголовское (АС),( КП) «Сосновая роща»
Притобольный район: (АС) С.Глядянское,( КП )Боровлянка
Половинский район: С.Половинное (АС)
Катайский район: г.Катайск ( АС)
Каргапольский район: Р.п.Каргаполье (АС) , С.Чаши( КП)
Куртамышский район: Г.Куртамыш( АВ)
Целинный район: С.Целинное( АС)
Шатровский район: С.Шатрово( АС), (КП) «Мехонское»
Шумихинский район: г.Шумиха( АВ)
Мишкинский район:Рп.Мишкино (АС), с.Кирово (КП)
    На основании вышеизложенного комиссия приходит к выводу, что ООО «Авто-Тревел», ООО «Курганавтотранс» занимают доминирующее положение с долей 100% на рынке услуг автовокзалов в географических границах  автовокзалов городов и муниципальных образований Курганской области, а именно:
Г.Курган (АВ)
Шадринский район: Г.Шадринск (АВ), с.Ольховка (КП)
Белозерский район: С.Белозерское(АС)
Варгашинский район: Рп.Варгаши (АС), С.Мостовское (КП)
Звериноголовский район: С.Звериноголовское (АС),( КП) «Сосновая роща»
Притобольный район: (АС) С.Глядянское,( КП )Боровлянка
Половинский район: С.Половинное (АС)
Катайский район: г.Катайск ( АС)
Каргапольский район: Р.п.Каргаполье (АС) , С.Чаши( КП)
Куртамышский район: Г.Куртамыш( АВ)
Целинный район: С.Целинное( АС)
Шатровский район: С.Шатрово( АС), (КП) «Мехонское»
Шумихинский район: г.Шумиха( АВ)
Мишкинский район:Рп.Мишкино (АС), с.Кирово (КП)
На локальных рынках  в географических границах г.Кургана, Белозерского района, Варгашинского района доля ООО «Курганавтотранс»  составляет 100%.; в границах  Звериноголовского района, Каргапольского района, Катайского района, Куртамышского района, Мишкинского района,  Половинского района, Притобольного района, Целинного района, Шатровского района, Шадринского района, Шумихинского района  доля ООО «Авто-Тревел»  составляет 100%.
  Из прейскуранта услуг, предоставляемых пассажирам на автовокзале г. Кургана с 1 декабря 2010г., утвержденного общим собранием участников ООО «Курганавтотранс» (протокол от 23.11.10 №9), следует, что за текущую продажу билетов  по междугородним маршрутам взимается пять рублей за один билет, по пригородным маршрутам — три рубля за один билет, по маршрутам рабочего пригорода Кетовского р-на: Курган-Кетово, Курган-Н. Сидоровка, Курган-Введенское взимается один рубль за один билет.
 Из прейскуранта услуг, предоставляемых пассажирам на автовокзалах, автостанциях и кассовых пунктах ООО «Курганавтотранс» с 1 декабря 2010г.  утвержденного общим собранием участников ООО «Курганавтотранс» (протокол от 23.11.10 №9), следует, что за текущую продажу билетов  по междугородним маршрутам взимается пять рублей за один билет, по пригородным маршрутам — три рубля за один билет.
Исходя из этого следует, что плата за текущую продажу билетов взимается на всей территории Курганской области, в муниципальных образованиях, в которых ООО «Курганавтотранс» оказывает услуги автовокзалов.
Из прейскуранта услуг, предоставляемых пассажирам на автовокзалах, автостанциях и кассовых пунктах ООО «Авто-Тревел» с 1 марта 2010, утвержденного внеочередным общим собранием участников ООО «Авто-Тревел» (протокол от 17.02.2010г. №15) следует, что за текущую продажу билетов по пригородным маршрутам взимается два рубля за один билет, по междугородным маршрутам — три рубля за один билет, по маршрутам рабочего пригорода Каргапольского района: Каргаполье-Дачный, Каргаполье-Шахматово — рубль за один билет. Исходя из этого следует, что плата за текущую продажу билетов взимается на всей территории Курганской области, в муниципальных образованиях, в которых ООО «Авто-Тревел» оказывает услуги автовокзалов, а именно: Притобольном районе, Звериноголовском районе, Куртамышском районе, Целинном районе, Половинском районе, Каргапольском районе, Шатровском районе, Шадринском районе, Катайском районе, Шумихинском районе, Мишкинском районе.
При этом, стоимость услуг, предоставляемых на автовокзалах и автостанциях до отправления автобуса, в том числе за текущую продажу билетов, устанавливается ООО «Авто-Тревел», ООО «Курганавтотранс» самостоятельно.
Тарифы на  перевозку подлежат государственному регулированию.
На территории Курганской области тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам устанавливаются Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области.
Из письма Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 26.10.2010 №08/3368 следует, что при установлении тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам в затраты перевозчиков включаются отчисления автовокзалам в соответствии с договорами, заключенными между перевозчиком и автовокзалом. Письмом от 28.10.2011г. №06-02/3693 департамент поддержал ранее изложенную позицию.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 20 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ) (далее Устав)  заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади. Обязательные реквизиты билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади устанавливаются правилами перевозок пассажиров. Кассовый чек с указанными на нем реквизитами билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади приравнивается соответственно к билету, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади.
В соответствии с пунктами 42, 49 и 50  Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112 проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам; продажа билетов для проезда в городском и пригородном сообщениях производится: в транспортных средствах (кондукторами или водителями); в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств; продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.
Следовательно, выдаваемый пассажиру билет является доказательством заключения договора перевозки. При этом сам по себе билет не выступает предметом сделки, поскольку пассажиры обращаются в кассу автовокзала не за покупкой билета как самостоятельного товара или за услугой по оформлению билета, а за приобретением услуги перевозки.
В соответствии со ст. 26 Устава пассажир имеет право бесплатно пользоваться залами ожидания, туалетами, размещенных на объектах транспортной инфраструктуры.
Плата за текущую продажу взимается ответчиком при каждом приобретении билета, независимо от того, желает ли пассажир пользоваться какими-либо услугами автовокзала и автостанции или нет. При этом плата за текущую продажу билета взимается с пассажира без оказания ему каких-либо услуг. Учитывая, что плата за текущую продажу взимается при каждом приобретении билета, пассажир поставлен в такие условия, что обязан платить за то, чем он фактически не пользуется либо не желает пользоваться.
При этом, фактически пользоваться имеющимися на автовокзалах залами ожидания и другими услугами могут все желающие, в том числе и лица, не приобретшие билет на перевозку пассажиров.
Таким образом, плата за «текущую продажу», включаемая в стоимость билета, является необоснованным увеличением стоимости перевозки, определяемой в соответствии с установленными тарифами.
В ходе рассмотрения дела установлено, что «плата за текущую продажу билета» фактически является платой за оформление билета. Данная услуга является услугой автовокзала. Потребитель не может приобрести услугу проезда без приобретения услуги предприятия, что ущемляет права потребителей.
При таких обстоятельствах, взимание платы за текущую продажу билета является злоупотреблением доминирующим положением в виде навязывания пассажирам невыгодных для них условий договора и не относящихся к предмету договора перевозки.
Плата за текущую продажу билета является необоснованным увеличением стоимости перевозки, определяемой в соответствии с установленными тарифами
 Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт нарушения п.3  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании пассажирам невыгодных для них условий договора и не относящихся к предмету договора перевозки.
Из представленного ООО «Авто-Тревел» на заседании комиссии  прейскурантов услуг, предоставляемых пассажирам на автостанциях и кассовых пунктах с 1 октября 2011г., утвержденного внеочередным общим собранием участников ООО «Авто-Тревел» (протокол от 23.09.11, №18), следует что с 1 октября 2011г. ООО «Авто-Тревел» перестало взимать плату за текущую продажу билетов.
Из представленного ООО «Курганавтотранс» на заседании комиссии  прейскурантов услуг, предоставляемых пассажирам на автостанциях и кассовых пунктах с 1 октября 2011г., утвержденного  общим собранием участников ООО «Курганавтотранс» (протокол от 26.09.11, №12), следует что с 1 октября 2011г. ООО «Курганавтотранс» перестало взимать плату за текущую продажу билетов.
В силу того, что на момент вынесения решения Комиссией Курганского УФАС России  ООО «Курганавтотранс» и ООО «Авто-Тревел» добровольно прекратили нарушение п.3  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании пассажирам невыгодных для них условий договора и не относящихся к предмету договора перевозки, у комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания по данному делу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Решила:

1.Признать положение  ООО «Курганавтотранс»  доминирующим  на локальном рынке услуг автовокзалов в географических границах: г.Кургана, Белозерского района, Варгашинского района  с долей 100%;
2.Признать положение ООО «Авто-Тревел» доминирующим на локальном рынке услуг автовокзалов в географических границах  Звериноголовского района, Каргапольского района, Катайского района, Куртамышского района, Мишкинского района,  Половинского района, Притобольного района, Целинного района, Шатровского района, Шадринского района, Шумихинского района с долей 100%;
3.Признать в действиях ООО «Авто-Тревел» нарушение п.3  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании пассажирам невыгодных для них условий договора и не относящихся к предмету договора перевозки;
4.Признать в действиях ООО «Курганавтотранс» нарушение п.3  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании пассажирам невыгодных для них условий договора и не относящихся к предмету договора перевозки;
5.Дело производством прекратить в связи с добровольным прекращением нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
           

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия), рассмотрев дело №142 по признакам нарушения  ООО  «Авто-Тревел», ООО «Курганавтотранс» п.3 части1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), выразившегося в навязывании пассажирам невыгодных для них условий договора и не относящихся к предмету договора перевозки,
 
Установила:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее Управление) у ООО «Курганавтотранс», ООО «Авто-Тревел» были запрошены прейскуранты услуг, предоставляемых пассажирам на автовокзалах Курганской области.
 Из прейскуранта услуг, предоставляемых пассажирам на автовокзале г. Кургана с 1 декабря 2010г., утвержденного общим собранием участников ООО «Курганавтотранс» (протокол от 23.11.10 №9), следует, что за текущую продажу билетов  по междугородним маршрутам взимается пять рублей за один билет, по пригородным маршрутам — три рубля за один билет, по маршрутам рабочего пригорода Кетовского р-на: Курган-Кетово, Курган-Н. Сидоровка, Курган-Введенское взимается один рубль за один билет.
 Из прейскуранта услуг, предоставляемых пассажирам на автовокзалах, автостанциях и кассовых пунктах ООО «Курганавтотранс» с 1 декабря 2010г.  утвержденного общим собранием участников ООО «Курганавтотранс» (протокол от 23.11.10 №9), следует, что за текущую продажу билетов  по междугородним маршрутам взимается пять рублей за один билет, по пригородным маршрутам — три рубля за один билет.
Из прейскуранта услуг, предоставляемых пассажирам на автовокзалах, автостанциях и кассовых пунктах ООО «Авто-Тревел» с 1 марта 2010, утвержденного внеочередным общим собранием участников ООО «Авто-Тревел» (протокол от 17.02.2010г. №15) следует, что за текущую продажу билетов по пригородным маршрутам взимается два рубля за один билет, по междугородным маршрутам — три рубля за один билет, по маршрутам рабочего пригорода Каргапольского района: Каргаполье-Дачный, Каргаполье-Шахматово — рубль за один билет.
Приказом №175 от 06.09.2011г. Курганского УФАС России возбуждено дело №142 по признакам нарушения  ООО  «Авто-Тревел», ООО «Курганавтотранс» п.3 части1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании пассажирам невыгодных для них условий договора и не относящихся к предмету договора перевозки,
Представитель ООО «Курганавтотранс» против заявленных требований возражал. Сообщил, что  оплата за услуги по оформлению билетов взималась с пассажиров при продаже билета согласно прейскуранта, утвержденного общим собранием участников ООО «Курганавтотранс» (протокол от 23.11.10 №9). Сообщил, что данный прейскурант действовал с 1 декабря 2010г. по 1 октября 2011г.  Данная услуга не подлежит государственному регулированию и устанавливается предприятием самостоятельно. Оплата за текущую продажу билетов взималась на всей территории Курганской области. Сообщил, что текущая продажа билетов включает в себя: заработную плату кассирам,  обслуживание кассовых аппаратов, стоимость кассовых аппаратов. Пояснил, что продажа проездных документов является самостоятельной услугой, оказываемой пассажирам, при продаже билетов предприятие несет реальные расходы, стоимость услуг не включена в тариф на перевозку пассажиров. Сообщил, что после принятия решения по делу №А34-1921/2011 из прейскуранта услуг плата за текущую продажу билета была исключена. В ходе рассмотрения дела комиссией ООО «Курганавтотранс» было заявлено ходатайство о привлечении к участию в рассмотрении дела Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области. В связи с тем, что в настоящее время плата за текущую продажу билетов не взимается, просил дело производством прекратить. Представитель ООО «Авто-Тревел» поддержал доводы представителя ООО «Курганавтотранс», просил дело производством прекратить.
Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения сторон, Комиссия пришла к следующему.
Согласно  ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
В соответствии с ч. 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Курганским УФАС России был подготовлен аналитический отчет по результатам анализа рынка услуг автовокзалов в географических границах автовокзалов городов и муниципальных образований Курганской области.
Анализ проводился в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее Порядок).
Продуктовыми границами исследованного рынка являются услуги автовокзалов. Сегментами этого рынка являются: услуги по текущей продаже билетов пассажирам, предварительная продажа билетов, резервирование мест в автобусах и прием сдаваемых проездных билетов.
Получение услуги пассажиром по предварительной и текущей продаже билетов, приему билетов и резервированию мест в автобусе обусловлено наличием автовокзала в месте отправления транспортного средства либо специально отведенных мест. Возможность получения услуг пассажирами ограничена территорией конкретных автовокзалов и автостанций в каждом населенном пункте по следующим услугам:
-информационные услуги,
-прием сдаваемых проездных билетов,
-услуги по предварительной и текущей продаже билетов пассажирам, резервирование мест в автобусах;
-услуги камер хранения,
поскольку указанные  услуги оказываются по месту нахождения автовокзала, автостанции, кассового пункта.
Таким образом, сегменты рынка перечисленных услуг автовокзалов, оказываемых  пассажирам,  являются локальными, поскольку услуги пассажирам оказываются в месте посадки на транспортное средство и высадки с транспортного средства; в данном случае границами являются автовокзалы городов и муниципальных образований Курганской области.
Географическими границами являются  автовокзалы, автобусные станции, а также кассовые пункты, в которых оказываются услуги автовокзалов (АВ), автобусных станций (АС) , кассовых пунктов (КП). Данные услуги оказываются в следующих населенных пунктах:
Г.Курган (АВ)
Шадринский район: Г.Шадринск (АВ), с.Ольховка (КП)
Белозерский район: С.Белозерское(АС)
Варгашинский район: Рп.Варгаши (АС), С.Мостовское (КП)
Звериноголовский район: С.Звериноголовское (АС),( КП) «Сосновая роща»
Притобольный район: (АС) С.Глядянское,( КП )Боровлянка
Половинский район: С.Половинное (АС)
Катайский район: г.Катайск ( АС)
Каргапольский район: Р.п.Каргаполье (АС) , С.Чаши( КП)
Куртамышский район: Г.Куртамыш( АВ)
Целинный район: С.Целинное( АС)
Шатровский район: С.Шатрово( АС), (КП) «Мехонское»
Шумихинский район: г.Шумиха( АВ)
Мишкинский район:Рп.Мишкино (АС), с.Кирово (КП)
    На основании вышеизложенного комиссия приходит к выводу, что ООО «Авто-Тревел», ООО «Курганавтотранс» занимают доминирующее положение с долей 100% на рынке услуг автовокзалов в географических границах  автовокзалов городов и муниципальных образований Курганской области, а именно:
Г.Курган (АВ)
Шадринский район: Г.Шадринск (АВ), с.Ольховка (КП)
Белозерский район: С.Белозерское(АС)
Варгашинский район: Рп.Варгаши (АС), С.Мостовское (КП)
Звериноголовский район: С.Звериноголовское (АС),( КП) «Сосновая роща»
Притобольный район: (АС) С.Глядянское,( КП )Боровлянка
Половинский район: С.Половинное (АС)
Катайский район: г.Катайск ( АС)
Каргапольский район: Р.п.Каргаполье (АС) , С.Чаши( КП)
Куртамышский район: Г.Куртамыш( АВ)
Целинный район: С.Целинное( АС)
Шатровский район: С.Шатрово( АС), (КП) «Мехонское»
Шумихинский район: г.Шумиха( АВ)
Мишкинский район:Рп.Мишкино (АС), с.Кирово (КП)
На локальных рынках  в географических границах г.Кургана, Белозерского района, Варгашинского района доля ООО «Курганавтотранс»  составляет 100%.; в границах  Звериноголовского района, Каргапольского района, Катайского района, Куртамышского района, Мишкинского района,  Половинского района, Притобольного района, Целинного района, Шатровского района, Шадринского района, Шумихинского района  доля ООО «Авто-Тревел»  составляет 100%.
  Из прейскуранта услуг, предоставляемых пассажирам на автовокзале г. Кургана с 1 декабря 2010г., утвержденного общим собранием участников ООО «Курганавтотранс» (протокол от 23.11.10 №9), следует, что за текущую продажу билетов  по междугородним маршрутам взимается пять рублей за один билет, по пригородным маршрутам — три рубля за один билет, по маршрутам рабочего пригорода Кетовского р-на: Курган-Кетово, Курган-Н. Сидоровка, Курган-Введенское взимается один рубль за один билет.
 Из прейскуранта услуг, предоставляемых пассажирам на автовокзалах, автостанциях и кассовых пунктах ООО «Курганавтотранс» с 1 декабря 2010г.  утвержденного общим собранием участников ООО «Курганавтотранс» (протокол от 23.11.10 №9), следует, что за текущую продажу билетов  по междугородним маршрутам взимается пять рублей за один билет, по пригородным маршрутам — три рубля за один билет.
Исходя из этого следует, что плата за текущую продажу билетов взимается на всей территории Курганской области, в муниципальных образованиях, в которых ООО «Курганавтотранс» оказывает услуги автовокзалов.
Из прейскуранта услуг, предоставляемых пассажирам на автовокзалах, автостанциях и кассовых пунктах ООО «Авто-Тревел» с 1 марта 2010, утвержденного внеочередным общим собранием участников ООО «Авто-Тревел» (протокол от 17.02.2010г. №15) следует, что за текущую продажу билетов по пригородным маршрутам взимается два рубля за один билет, по междугородным маршрутам — три рубля за один билет, по маршрутам рабочего пригорода Каргапольского района: Каргаполье-Дачный, Каргаполье-Шахматово — рубль за один билет. Исходя из этого следует, что плата за текущую продажу билетов взимается на всей территории Курганской области, в муниципальных образованиях, в которых ООО «Авто-Тревел» оказывает услуги автовокзалов, а именно: Притобольном районе, Звериноголовском районе, Куртамышском районе, Целинном районе, Половинском районе, Каргапольском районе, Шатровском районе, Шадринском районе, Катайском районе, Шумихинском районе, Мишкинском районе.
При этом, стоимость услуг, предоставляемых на автовокзалах и автостанциях до отправления автобуса, в том числе за текущую продажу билетов, устанавливается ООО «Авто-Тревел», ООО «Курганавтотранс» самостоятельно.
Тарифы на  перевозку подлежат государственному регулированию.
На территории Курганской области тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам устанавливаются Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области.
Из письма Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 26.10.2010 №08/3368 следует, что при установлении тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам в затраты перевозчиков включаются отчисления автовокзалам в соответствии с договорами, заключенными между перевозчиком и автовокзалом. Письмом от 28.10.2011г. №06-02/3693 департамент поддержал ранее изложенную позицию.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 20 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ) (далее Устав)  заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади. Обязательные реквизиты билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади устанавливаются правилами перевозок пассажиров. Кассовый чек с указанными на нем реквизитами билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади приравнивается соответственно к билету, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади.
В соответствии с пунктами 42, 49 и 50  Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112 проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам; продажа билетов для проезда в городском и пригородном сообщениях производится: в транспортных средствах (кондукторами или водителями); в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств; продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.
Следовательно, выдаваемый пассажиру билет является доказательством заключения договора перевозки. При этом сам по себе билет не выступает предметом сделки, поскольку пассажиры обращаются в кассу автовокзала не за покупкой билета как самостоятельного товара или за услугой по оформлению билета, а за приобретением услуги перевозки.
В соответствии со ст. 26 Устава пассажир имеет право бесплатно пользоваться залами ожидания, туалетами, размещенных на объектах транспортной инфраструктуры.
Плата за текущую продажу взимается ответчиком при каждом приобретении билета, независимо от того, желает ли пассажир пользоваться какими-либо услугами автовокзала и автостанции или нет. При этом плата за текущую продажу билета взимается с пассажира без оказания ему каких-либо услуг. Учитывая, что плата за текущую продажу взимается при каждом приобретении билета, пассажир поставлен в такие условия, что обязан платить за то, чем он фактически не пользуется либо не желает пользоваться.
При этом, фактически пользоваться имеющимися на автовокзалах залами ожидания и другими услугами могут все желающие, в том числе и лица, не приобретшие билет на перевозку пассажиров.
Таким образом, плата за «текущую продажу», включаемая в стоимость билета, является необоснованным увеличением стоимости перевозки, определяемой в соответствии с установленными тарифами.
В ходе рассмотрения дела установлено, что «плата за текущую продажу билета» фактически является платой за оформление билета. Данная услуга является услугой автовокзала. Потребитель не может приобрести услугу проезда без приобретения услуги предприятия, что ущемляет права потребителей.
При таких обстоятельствах, взимание платы за текущую продажу билета является злоупотреблением доминирующим положением в виде навязывания пассажирам невыгодных для них условий договора и не относящихся к предмету договора перевозки.
Плата за текущую продажу билета является необоснованным увеличением стоимости перевозки, определяемой в соответствии с установленными тарифами
 Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт нарушения п.3  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании пассажирам невыгодных для них условий договора и не относящихся к предмету договора перевозки.
Из представленного ООО «Авто-Тревел» на заседании комиссии  прейскурантов услуг, предоставляемых пассажирам на автостанциях и кассовых пунктах с 1 октября 2011г., утвержденного внеочередным общим собранием участников ООО «Авто-Тревел» (протокол от 23.09.11, №18), следует что с 1 октября 2011г. ООО «Авто-Тревел» перестало взимать плату за текущую продажу билетов.
Из представленного ООО «Курганавтотранс» на заседании комиссии  прейскурантов услуг, предоставляемых пассажирам на автостанциях и кассовых пунктах с 1 октября 2011г., утвержденного  общим собранием участников ООО «Курганавтотранс» (протокол от 26.09.11, №12), следует что с 1 октября 2011г. ООО «Курганавтотранс» перестало взимать плату за текущую продажу билетов.
В силу того, что на момент вынесения решения Комиссией Курганского УФАС России  ООО «Курганавтотранс» и ООО «Авто-Тревел» добровольно прекратили нарушение п.3  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании пассажирам невыгодных для них условий договора и не относящихся к предмету договора перевозки, у комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания по данному делу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Решила:

1.Признать положение  ООО «Курганавтотранс»  доминирующим  на локальном рынке услуг автовокзалов в географических границах: г.Кургана, Белозерского района, Варгашинского района  с долей 100%;
2.Признать положение ООО «Авто-Тревел» доминирующим на локальном рынке услуг автовокзалов в географических границах  Звериноголовского района, Каргапольского района, Катайского района, Куртамышского района, Мишкинского района,  Половинского района, Притобольного района, Целинного района, Шатровского района, Шадринского района, Шумихинского района с долей 100%;
3.Признать в действиях ООО «Авто-Тревел» нарушение п.3  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании пассажирам невыгодных для них условий договора и не относящихся к предмету договора перевозки;
4.Признать в действиях ООО «Курганавтотранс» нарушение п.3  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании пассажирам невыгодных для них условий договора и не относящихся к предмету договора перевозки;
5.Дело производством прекратить в связи с добровольным прекращением нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
           

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 142 [format] => [safe_value] => 142 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области  в пределах своих полномочий осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Курганской области и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 43 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 43 [vid] => 6 [name] => Транспорт и связь [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-26 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-28 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1324868071 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Курганское УФАС России )