Решение по делу в отношении ОАО "Энергосбыт"

Номер дела: 108
Дата публикации: 27 декабря 2011, 06:00

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрела дело № 108 по признакам нарушения ОАО «Энергосбыт» (место нахождения: 640000, г.Курган, ул.Станционная, д.85) части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Установила:

В соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции) основанием для возбуждения дела № 108 о нарушении антимонопольного законодательства явилось обнаружение Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту - Курганское УФАС России) признаков нарушения ОАО «Энергосбыт» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате рассмотрения заявления ООО «Шадринск ЖКХ Сервис».
21 апреля 2011 года в Курганское УФАС России поступило заявление ООО «Шадринск. ЖКХ. Сервис», содержащее жалобу на действия ОАО «Энергосбыт» по установлению платы за электрическую энергию.
Между ООО «Шадринск ЖКХ Сервис» и ОАО «Энергосбыт» заключен договор энергоснабжения № 60575760 от 23 января 2009 года. На основании данного договора поставляется электрическая энергия в многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская. д.118. Плата за электрическую энергию в период с 23 января 2009 года по декабрь 2009 года выставлялась на основании указанного договора энергоснабжения. В ходе рассмотрения дела представитель ОАО «Энергосбыт» пояснила, что в период с 1 октября 2008 года по 23 января 2009 года между указанными хозяйствующими субъектами сложились фактические  отношения по энергоснабжению.
Согласно счетам, выставленным ОАО «Энергосбыт» за электрическую энергию за период с октября 2008 года по декабрь 2009 года включительно, ООО «Шадринск ЖКХ Сервис» предъявлялась плата за электрическую энергию, рассчитанная по двум тарифам:
в 2008 году по тарифу 1,86 руб./КВт.ч. и по тарифу 1,30 руб./КВт.ч.;
в 2009 году по тарифу 2,34 руб/КВт.ч. и по тарифу 1,64 руб./КВт.ч.
На запрос Курганского УФАС России от 2 сентября 2011 года за исх.№ 06-03/3482-12 от Государственной жилищной инспекции Курганской области поступил ответ за вх.№ 5001 от 12.09.2011 г., в котором сообщается, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская. д.118 оборудован в установленном порядке стационарными электрическими плитами.
На запрос Курганского УФАС России от 2 сентября 2011 года за исх.№ 06-03/3483-12 от Уральского управления Ростехнадзора поступил ответ за вх.№ 5450 от 04.10.2011 г., в котором сообщается, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская. д.118 оборудован в установленном порядке стационарными электрическими плитами.
Определением об отложении рассмотрения дела № 108 от 31 августа 2011 года у ООО «Шадринск.ЖКХ.Сервис» истребованы следующие документы и сведения:
1) заверенная копия технического паспорта на  многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская, д.118;
2) заверенная копия протокола общего собрания собственников жилых помещений  многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская, д.118;
3) заверенные копии договоров управления, заключенных с собственниками жилых помещений  многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская, д.118.
ООО «Шадринск ЖКХ Сервис» с письмом за вх.№ 5429 от 03.10.2011 г. представлена копия технического паспорта на многоквартирный дом, расположенного по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская, д.118., копия протокола общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская, д.118., типовая форма договора управления многоквартирным домом.
На заседании комиссии представителем ОАО «Энергосбыт» представлена копия соглашения о возмещении убытков, заключенного между ООО «Шадринск ЖКХ Сервис» и ОАО «Энергосбыт» 30 августа 2011 года (далее по тексту- Соглашение). Согласно пункту 1.1 Соглашения сторона-1 (ОАО «Энергосбыт») обязуется в установленном Соглашением порядке оплатить стороне-2 (ООО «Шадринск ЖКХ Сервис») причиненные убытки в размере 57537 рублей 06 копеек. Пунктом 1.2 Соглашения предусмотрено, что указанные в п.1.1 Соглашения убытки возникли у Стороны-2 в процессе осуществления энергосбережения объекта, расположенного по адресу: Курганская область, г.Шадринск, ул.Февральская, д.118 в связи с необоснованным применением стороной-1 за поставленную в период с октября 2008 г. по декабрь 2009 г. электрическую энергию тарифа для потребителей, приравненных к городскому населению, проживающему в домах, оборудованных газовыми плитами.
Представителем  ОАО «Энергосбыт» представлена копия письма ОАО «Энергосбыт» за исх. № 1890/1-Д от 31 августа 2011 года, направленного в адрес ООО «Шадринск. ЖКХ. Сервис» о зачете взаимных требований на сумму 57537 рублей 06 копеек по соглашению о возмещении убытков от 30 августа 2011 года.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту – Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
В соответствии с п.3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 N 5, определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.
На основании приказа руководителя Курганского УФАС России от 26.07.2007г. №76, ОАО «Энергосбыт» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов по виду деятельности -  купля — продажа (поставка) электрической энергии с долей более 50% в географических границах Курганской области.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ОАО «Энергосбыт» на рынке купли — продажи (поставки) электрической энергии в географических границах г.Шадринска является доминирующим.
2. Пунктом 88 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее по тексту - Положения), собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
ООО «Шадринск. ЖКХ. Сервис» является исполнителем коммунальных услуг по отношению  гражданам, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская. д.118. Электрическая энергия поставлялась с целью предоставления указанным гражданам коммунальной услуги по электроснабжению.
Правоотношения между гражданами и ООО «Шадринск ЖКХ Сервис», а также правоотношения между ООО «Шадринск ЖКХ Сервис» и ОАО «Энергосбыт» по вопросу предоставления коммунальной услуги по электроснабжению регулируются нормами Жилищного кодекса РФ и нормами Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Частью 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998г. № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, применяется понижающий коэффициент 0,7 к тарифу для населения.
Тариф на электрическую энергию установлен следующими нормативными актами:
1) постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 29 октября 2007 года № 22-28 (на 2008 год) (далее по тексту Постановление № 22-28);
2) постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 14 ноября 2008 года № 31-1 (на 2009 год) (далее по тексту — Постановление № 31-1).
В соответствии с Постановлением № 22-28 на 2008 год установлены в том числе тарифы:
1)для населения, проживающего в домах, оборудованных газовыми плитами — 1,86 руб./КВт.;
2)для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электротопительными установками — 1,30 руб./КВт.
В соответствии с Постановлением № 31-1 на 2009 год установлены в том числе тарифы:
3)для населения, проживающего в домах, оборудованных газовыми плитами — 2,34 руб./КВт.;
4)для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками — 1,64 руб./КВт.
Таким образом, указанными выше нормативными актами органа регулирования выделены две различные группы потребителей:
население, проживающее в домах, оборудованных газовыми плитами;
население, проживающее в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками.
Условием применения тарифа для населения, проживающего в домах со стационарными электроплитами, является оборудование дома стационарными электроплитами в установленном порядке. При этом, законодательством не предусмотрена возможность предъявления тарифа за электрическую энергию, установленного для группы потребителей «население, проживающее в домах, оборудованных газовыми плитами» при установлении платы за электрическую энергию для граждан, проживающих  в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками.
Как следует из писем Государственной жилищной инспекции Курганской области за вх.№ 5001 от 12.09.2011 г. и Уральского управления Ростехнадзора за вх.№ 5450 от 04.10.2011 г. многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская. д.118, оборудован в установленном порядке стационарными электрическими плитами.
Следовательно, плата за электрическую энергию по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская. д.118, должна рассчитываться исходя из тарифа, установленного для группы потребителей - «население, проживающее в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками».
При расчете платы за электроэнергию ОАО «Энергосбыт» должно было применить следующие тарифы:
в 2008 году — 1,30 руб./КВт.;
в 2009 году — 1,64 руб./КВт.
Несмотря на то, что ОАО «Энергосбыт» располагало сведениями о том, что указанный многоквартирный дом оборудован стационарными электрическим плитами, общество применило при расчете платежей за электрическую энергию как тариф, установленный для группы потребителей «население, проживающее в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками», так и тариф, установленный для группы потребителей «население, проживающее в домах, оборудованных газовыми плитами».
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" "ценообразование" - процесс расчета и установления регулируемых тарифов (цен), применяемых при расчетах за электрическую энергию и мощность и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Применение ОАО «Энергосбыт» тарифа в размере 1,86 руб./КВт. в 2008 году и тарифа в размере 2,34 руб./КВт. в 2009 году, установленных для группы потребителей «население, проживающее в домах, оборудованных газовыми плитами» нарушает порядок ценообразования, предусмотренный ч.2 ст. 157 ЖК РФ, пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 29 октября 2007 года № 22-28; Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 14 ноября 2008 года № 31-1 .
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Нарушение ОАО «Энергосбыт» порядка ценообразования при установлении ООО «Шадринск ЖКХ Сервис» платы за электрическую энергию на основании тарифа, установленного для группы потребителей - «население, проживающее в домах, оборудованных газовыми плитами», свидетельствует о нарушении ОАО «Энергсбыт» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии со статьёй 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.
Поскольку октябрь 2008 года выходит за пределы срока давности привлечения за нарушение антимонопольного законодательства, нарушение ОАО «Энергосбыт» порядка ценообразования при установлении ООО «Шадринск. ЖКХ. Сервис» платы за электрическую энергию совершено за период с ноября 2008 года по декабрь 2009 года включительно. Размер ущерба от злоупотребления ОАО «Энергосбыт» доминирующим положением на товарном рынке за указанный период составил 49364,98 руб.
На основании изложенного, комиссия приходит к выводу , что нарушение ОАО «Энергосбыт» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции прекращено путем заключения с ООО «Шадринск. ЖКХ. Сервис» соглашения о возмещении убытков от 30 августа 2011 года.
Руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

Решила:

1.Признать положение ОАО «Энергосбыт» доминирующим на рынке купли — продажи (поставки) электрической энергии в географических границах города Шадринск.
2.Признать в действиях ОАО «Энергосбыт» нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в применении тарифа, установленного для группы потребителей - «население, проживающее в домах, оборудованных газовыми плитами» при выставлении ООО «Шадринск. ЖКХ. Сервис» платежей за электрическую энергию, подлежащих предъявлению к оплате гражданам, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская. д.118, за период с ноября 2008 года по декабрь 2009 года включительно.
3. Прекратить рассмотрение дела № 108 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением ОАО «Энергосбыт» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 7558 [uid] => 5 [title] => Решение по делу в отношении ОАО "Энергосбыт" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7558 [type] => solution [language] => ru [created] => 1324969752 [changed] => 1368718662 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368718662 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрела дело № 108 по признакам нарушения ОАО «Энергосбыт» (место нахождения: 640000, г.Курган, ул.Станционная, д.85) части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Установила:

В соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции) основанием для возбуждения дела № 108 о нарушении антимонопольного законодательства явилось обнаружение Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту - Курганское УФАС России) признаков нарушения ОАО «Энергосбыт» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате рассмотрения заявления ООО «Шадринск ЖКХ Сервис».
21 апреля 2011 года в Курганское УФАС России поступило заявление ООО «Шадринск. ЖКХ. Сервис», содержащее жалобу на действия ОАО «Энергосбыт» по установлению платы за электрическую энергию.
Между ООО «Шадринск ЖКХ Сервис» и ОАО «Энергосбыт» заключен договор энергоснабжения № 60575760 от 23 января 2009 года. На основании данного договора поставляется электрическая энергия в многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская. д.118. Плата за электрическую энергию в период с 23 января 2009 года по декабрь 2009 года выставлялась на основании указанного договора энергоснабжения. В ходе рассмотрения дела представитель ОАО «Энергосбыт» пояснила, что в период с 1 октября 2008 года по 23 января 2009 года между указанными хозяйствующими субъектами сложились фактические  отношения по энергоснабжению.
Согласно счетам, выставленным ОАО «Энергосбыт» за электрическую энергию за период с октября 2008 года по декабрь 2009 года включительно, ООО «Шадринск ЖКХ Сервис» предъявлялась плата за электрическую энергию, рассчитанная по двум тарифам:
в 2008 году по тарифу 1,86 руб./КВт.ч. и по тарифу 1,30 руб./КВт.ч.;
в 2009 году по тарифу 2,34 руб/КВт.ч. и по тарифу 1,64 руб./КВт.ч.
На запрос Курганского УФАС России от 2 сентября 2011 года за исх.№ 06-03/3482-12 от Государственной жилищной инспекции Курганской области поступил ответ за вх.№ 5001 от 12.09.2011 г., в котором сообщается, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская. д.118 оборудован в установленном порядке стационарными электрическими плитами.
На запрос Курганского УФАС России от 2 сентября 2011 года за исх.№ 06-03/3483-12 от Уральского управления Ростехнадзора поступил ответ за вх.№ 5450 от 04.10.2011 г., в котором сообщается, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская. д.118 оборудован в установленном порядке стационарными электрическими плитами.
Определением об отложении рассмотрения дела № 108 от 31 августа 2011 года у ООО «Шадринск.ЖКХ.Сервис» истребованы следующие документы и сведения:
1) заверенная копия технического паспорта на  многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская, д.118;
2) заверенная копия протокола общего собрания собственников жилых помещений  многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская, д.118;
3) заверенные копии договоров управления, заключенных с собственниками жилых помещений  многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская, д.118.
ООО «Шадринск ЖКХ Сервис» с письмом за вх.№ 5429 от 03.10.2011 г. представлена копия технического паспорта на многоквартирный дом, расположенного по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская, д.118., копия протокола общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская, д.118., типовая форма договора управления многоквартирным домом.
На заседании комиссии представителем ОАО «Энергосбыт» представлена копия соглашения о возмещении убытков, заключенного между ООО «Шадринск ЖКХ Сервис» и ОАО «Энергосбыт» 30 августа 2011 года (далее по тексту- Соглашение). Согласно пункту 1.1 Соглашения сторона-1 (ОАО «Энергосбыт») обязуется в установленном Соглашением порядке оплатить стороне-2 (ООО «Шадринск ЖКХ Сервис») причиненные убытки в размере 57537 рублей 06 копеек. Пунктом 1.2 Соглашения предусмотрено, что указанные в п.1.1 Соглашения убытки возникли у Стороны-2 в процессе осуществления энергосбережения объекта, расположенного по адресу: Курганская область, г.Шадринск, ул.Февральская, д.118 в связи с необоснованным применением стороной-1 за поставленную в период с октября 2008 г. по декабрь 2009 г. электрическую энергию тарифа для потребителей, приравненных к городскому населению, проживающему в домах, оборудованных газовыми плитами.
Представителем  ОАО «Энергосбыт» представлена копия письма ОАО «Энергосбыт» за исх. № 1890/1-Д от 31 августа 2011 года, направленного в адрес ООО «Шадринск. ЖКХ. Сервис» о зачете взаимных требований на сумму 57537 рублей 06 копеек по соглашению о возмещении убытков от 30 августа 2011 года.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту – Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
В соответствии с п.3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 N 5, определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.
На основании приказа руководителя Курганского УФАС России от 26.07.2007г. №76, ОАО «Энергосбыт» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов по виду деятельности -  купля — продажа (поставка) электрической энергии с долей более 50% в географических границах Курганской области.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ОАО «Энергосбыт» на рынке купли — продажи (поставки) электрической энергии в географических границах г.Шадринска является доминирующим.
2. Пунктом 88 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее по тексту - Положения), собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
ООО «Шадринск. ЖКХ. Сервис» является исполнителем коммунальных услуг по отношению  гражданам, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская. д.118. Электрическая энергия поставлялась с целью предоставления указанным гражданам коммунальной услуги по электроснабжению.
Правоотношения между гражданами и ООО «Шадринск ЖКХ Сервис», а также правоотношения между ООО «Шадринск ЖКХ Сервис» и ОАО «Энергосбыт» по вопросу предоставления коммунальной услуги по электроснабжению регулируются нормами Жилищного кодекса РФ и нормами Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Частью 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998г. № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, применяется понижающий коэффициент 0,7 к тарифу для населения.
Тариф на электрическую энергию установлен следующими нормативными актами:
1) постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 29 октября 2007 года № 22-28 (на 2008 год) (далее по тексту Постановление № 22-28);
2) постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 14 ноября 2008 года № 31-1 (на 2009 год) (далее по тексту — Постановление № 31-1).
В соответствии с Постановлением № 22-28 на 2008 год установлены в том числе тарифы:
1)для населения, проживающего в домах, оборудованных газовыми плитами — 1,86 руб./КВт.;
2)для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электротопительными установками — 1,30 руб./КВт.
В соответствии с Постановлением № 31-1 на 2009 год установлены в том числе тарифы:
3)для населения, проживающего в домах, оборудованных газовыми плитами — 2,34 руб./КВт.;
4)для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками — 1,64 руб./КВт.
Таким образом, указанными выше нормативными актами органа регулирования выделены две различные группы потребителей:
население, проживающее в домах, оборудованных газовыми плитами;
население, проживающее в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками.
Условием применения тарифа для населения, проживающего в домах со стационарными электроплитами, является оборудование дома стационарными электроплитами в установленном порядке. При этом, законодательством не предусмотрена возможность предъявления тарифа за электрическую энергию, установленного для группы потребителей «население, проживающее в домах, оборудованных газовыми плитами» при установлении платы за электрическую энергию для граждан, проживающих  в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками.
Как следует из писем Государственной жилищной инспекции Курганской области за вх.№ 5001 от 12.09.2011 г. и Уральского управления Ростехнадзора за вх.№ 5450 от 04.10.2011 г. многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская. д.118, оборудован в установленном порядке стационарными электрическими плитами.
Следовательно, плата за электрическую энергию по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская. д.118, должна рассчитываться исходя из тарифа, установленного для группы потребителей - «население, проживающее в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками».
При расчете платы за электроэнергию ОАО «Энергосбыт» должно было применить следующие тарифы:
в 2008 году — 1,30 руб./КВт.;
в 2009 году — 1,64 руб./КВт.
Несмотря на то, что ОАО «Энергосбыт» располагало сведениями о том, что указанный многоквартирный дом оборудован стационарными электрическим плитами, общество применило при расчете платежей за электрическую энергию как тариф, установленный для группы потребителей «население, проживающее в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками», так и тариф, установленный для группы потребителей «население, проживающее в домах, оборудованных газовыми плитами».
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" "ценообразование" - процесс расчета и установления регулируемых тарифов (цен), применяемых при расчетах за электрическую энергию и мощность и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Применение ОАО «Энергосбыт» тарифа в размере 1,86 руб./КВт. в 2008 году и тарифа в размере 2,34 руб./КВт. в 2009 году, установленных для группы потребителей «население, проживающее в домах, оборудованных газовыми плитами» нарушает порядок ценообразования, предусмотренный ч.2 ст. 157 ЖК РФ, пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 29 октября 2007 года № 22-28; Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 14 ноября 2008 года № 31-1 .
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Нарушение ОАО «Энергосбыт» порядка ценообразования при установлении ООО «Шадринск ЖКХ Сервис» платы за электрическую энергию на основании тарифа, установленного для группы потребителей - «население, проживающее в домах, оборудованных газовыми плитами», свидетельствует о нарушении ОАО «Энергсбыт» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии со статьёй 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.
Поскольку октябрь 2008 года выходит за пределы срока давности привлечения за нарушение антимонопольного законодательства, нарушение ОАО «Энергосбыт» порядка ценообразования при установлении ООО «Шадринск. ЖКХ. Сервис» платы за электрическую энергию совершено за период с ноября 2008 года по декабрь 2009 года включительно. Размер ущерба от злоупотребления ОАО «Энергосбыт» доминирующим положением на товарном рынке за указанный период составил 49364,98 руб.
На основании изложенного, комиссия приходит к выводу , что нарушение ОАО «Энергосбыт» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции прекращено путем заключения с ООО «Шадринск. ЖКХ. Сервис» соглашения о возмещении убытков от 30 августа 2011 года.
Руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

Решила:

1.Признать положение ОАО «Энергосбыт» доминирующим на рынке купли — продажи (поставки) электрической энергии в географических границах города Шадринск.
2.Признать в действиях ОАО «Энергосбыт» нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в применении тарифа, установленного для группы потребителей - «население, проживающее в домах, оборудованных газовыми плитами» при выставлении ООО «Шадринск. ЖКХ. Сервис» платежей за электрическую энергию, подлежащих предъявлению к оплате гражданам, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская. д.118, за период с ноября 2008 года по декабрь 2009 года включительно.
3. Прекратить рассмотрение дела № 108 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением ОАО «Энергосбыт» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрела дело № 108 по признакам нарушения ОАО «Энергосбыт» (место нахождения: 640000, г.Курган, ул.Станционная, д.85) части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Установила:

В соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции) основанием для возбуждения дела № 108 о нарушении антимонопольного законодательства явилось обнаружение Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту - Курганское УФАС России) признаков нарушения ОАО «Энергосбыт» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате рассмотрения заявления ООО «Шадринск ЖКХ Сервис».
21 апреля 2011 года в Курганское УФАС России поступило заявление ООО «Шадринск. ЖКХ. Сервис», содержащее жалобу на действия ОАО «Энергосбыт» по установлению платы за электрическую энергию.
Между ООО «Шадринск ЖКХ Сервис» и ОАО «Энергосбыт» заключен договор энергоснабжения № 60575760 от 23 января 2009 года. На основании данного договора поставляется электрическая энергия в многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская. д.118. Плата за электрическую энергию в период с 23 января 2009 года по декабрь 2009 года выставлялась на основании указанного договора энергоснабжения. В ходе рассмотрения дела представитель ОАО «Энергосбыт» пояснила, что в период с 1 октября 2008 года по 23 января 2009 года между указанными хозяйствующими субъектами сложились фактические  отношения по энергоснабжению.
Согласно счетам, выставленным ОАО «Энергосбыт» за электрическую энергию за период с октября 2008 года по декабрь 2009 года включительно, ООО «Шадринск ЖКХ Сервис» предъявлялась плата за электрическую энергию, рассчитанная по двум тарифам:
в 2008 году по тарифу 1,86 руб./КВт.ч. и по тарифу 1,30 руб./КВт.ч.;
в 2009 году по тарифу 2,34 руб/КВт.ч. и по тарифу 1,64 руб./КВт.ч.
На запрос Курганского УФАС России от 2 сентября 2011 года за исх.№ 06-03/3482-12 от Государственной жилищной инспекции Курганской области поступил ответ за вх.№ 5001 от 12.09.2011 г., в котором сообщается, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская. д.118 оборудован в установленном порядке стационарными электрическими плитами.
На запрос Курганского УФАС России от 2 сентября 2011 года за исх.№ 06-03/3483-12 от Уральского управления Ростехнадзора поступил ответ за вх.№ 5450 от 04.10.2011 г., в котором сообщается, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская. д.118 оборудован в установленном порядке стационарными электрическими плитами.
Определением об отложении рассмотрения дела № 108 от 31 августа 2011 года у ООО «Шадринск.ЖКХ.Сервис» истребованы следующие документы и сведения:
1) заверенная копия технического паспорта на  многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская, д.118;
2) заверенная копия протокола общего собрания собственников жилых помещений  многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская, д.118;
3) заверенные копии договоров управления, заключенных с собственниками жилых помещений  многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская, д.118.
ООО «Шадринск ЖКХ Сервис» с письмом за вх.№ 5429 от 03.10.2011 г. представлена копия технического паспорта на многоквартирный дом, расположенного по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская, д.118., копия протокола общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская, д.118., типовая форма договора управления многоквартирным домом.
На заседании комиссии представителем ОАО «Энергосбыт» представлена копия соглашения о возмещении убытков, заключенного между ООО «Шадринск ЖКХ Сервис» и ОАО «Энергосбыт» 30 августа 2011 года (далее по тексту- Соглашение). Согласно пункту 1.1 Соглашения сторона-1 (ОАО «Энергосбыт») обязуется в установленном Соглашением порядке оплатить стороне-2 (ООО «Шадринск ЖКХ Сервис») причиненные убытки в размере 57537 рублей 06 копеек. Пунктом 1.2 Соглашения предусмотрено, что указанные в п.1.1 Соглашения убытки возникли у Стороны-2 в процессе осуществления энергосбережения объекта, расположенного по адресу: Курганская область, г.Шадринск, ул.Февральская, д.118 в связи с необоснованным применением стороной-1 за поставленную в период с октября 2008 г. по декабрь 2009 г. электрическую энергию тарифа для потребителей, приравненных к городскому населению, проживающему в домах, оборудованных газовыми плитами.
Представителем  ОАО «Энергосбыт» представлена копия письма ОАО «Энергосбыт» за исх. № 1890/1-Д от 31 августа 2011 года, направленного в адрес ООО «Шадринск. ЖКХ. Сервис» о зачете взаимных требований на сумму 57537 рублей 06 копеек по соглашению о возмещении убытков от 30 августа 2011 года.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту – Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
В соответствии с п.3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 N 5, определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.
На основании приказа руководителя Курганского УФАС России от 26.07.2007г. №76, ОАО «Энергосбыт» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов по виду деятельности -  купля — продажа (поставка) электрической энергии с долей более 50% в географических границах Курганской области.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ОАО «Энергосбыт» на рынке купли — продажи (поставки) электрической энергии в географических границах г.Шадринска является доминирующим.
2. Пунктом 88 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее по тексту - Положения), собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
ООО «Шадринск. ЖКХ. Сервис» является исполнителем коммунальных услуг по отношению  гражданам, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская. д.118. Электрическая энергия поставлялась с целью предоставления указанным гражданам коммунальной услуги по электроснабжению.
Правоотношения между гражданами и ООО «Шадринск ЖКХ Сервис», а также правоотношения между ООО «Шадринск ЖКХ Сервис» и ОАО «Энергосбыт» по вопросу предоставления коммунальной услуги по электроснабжению регулируются нормами Жилищного кодекса РФ и нормами Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Частью 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998г. № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, применяется понижающий коэффициент 0,7 к тарифу для населения.
Тариф на электрическую энергию установлен следующими нормативными актами:
1) постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 29 октября 2007 года № 22-28 (на 2008 год) (далее по тексту Постановление № 22-28);
2) постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 14 ноября 2008 года № 31-1 (на 2009 год) (далее по тексту — Постановление № 31-1).
В соответствии с Постановлением № 22-28 на 2008 год установлены в том числе тарифы:
1)для населения, проживающего в домах, оборудованных газовыми плитами — 1,86 руб./КВт.;
2)для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электротопительными установками — 1,30 руб./КВт.
В соответствии с Постановлением № 31-1 на 2009 год установлены в том числе тарифы:
3)для населения, проживающего в домах, оборудованных газовыми плитами — 2,34 руб./КВт.;
4)для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками — 1,64 руб./КВт.
Таким образом, указанными выше нормативными актами органа регулирования выделены две различные группы потребителей:
население, проживающее в домах, оборудованных газовыми плитами;
население, проживающее в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками.
Условием применения тарифа для населения, проживающего в домах со стационарными электроплитами, является оборудование дома стационарными электроплитами в установленном порядке. При этом, законодательством не предусмотрена возможность предъявления тарифа за электрическую энергию, установленного для группы потребителей «население, проживающее в домах, оборудованных газовыми плитами» при установлении платы за электрическую энергию для граждан, проживающих  в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками.
Как следует из писем Государственной жилищной инспекции Курганской области за вх.№ 5001 от 12.09.2011 г. и Уральского управления Ростехнадзора за вх.№ 5450 от 04.10.2011 г. многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская. д.118, оборудован в установленном порядке стационарными электрическими плитами.
Следовательно, плата за электрическую энергию по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская. д.118, должна рассчитываться исходя из тарифа, установленного для группы потребителей - «население, проживающее в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками».
При расчете платы за электроэнергию ОАО «Энергосбыт» должно было применить следующие тарифы:
в 2008 году — 1,30 руб./КВт.;
в 2009 году — 1,64 руб./КВт.
Несмотря на то, что ОАО «Энергосбыт» располагало сведениями о том, что указанный многоквартирный дом оборудован стационарными электрическим плитами, общество применило при расчете платежей за электрическую энергию как тариф, установленный для группы потребителей «население, проживающее в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками», так и тариф, установленный для группы потребителей «население, проживающее в домах, оборудованных газовыми плитами».
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" "ценообразование" - процесс расчета и установления регулируемых тарифов (цен), применяемых при расчетах за электрическую энергию и мощность и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Применение ОАО «Энергосбыт» тарифа в размере 1,86 руб./КВт. в 2008 году и тарифа в размере 2,34 руб./КВт. в 2009 году, установленных для группы потребителей «население, проживающее в домах, оборудованных газовыми плитами» нарушает порядок ценообразования, предусмотренный ч.2 ст. 157 ЖК РФ, пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 29 октября 2007 года № 22-28; Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 14 ноября 2008 года № 31-1 .
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Нарушение ОАО «Энергосбыт» порядка ценообразования при установлении ООО «Шадринск ЖКХ Сервис» платы за электрическую энергию на основании тарифа, установленного для группы потребителей - «население, проживающее в домах, оборудованных газовыми плитами», свидетельствует о нарушении ОАО «Энергсбыт» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии со статьёй 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.
Поскольку октябрь 2008 года выходит за пределы срока давности привлечения за нарушение антимонопольного законодательства, нарушение ОАО «Энергосбыт» порядка ценообразования при установлении ООО «Шадринск. ЖКХ. Сервис» платы за электрическую энергию совершено за период с ноября 2008 года по декабрь 2009 года включительно. Размер ущерба от злоупотребления ОАО «Энергосбыт» доминирующим положением на товарном рынке за указанный период составил 49364,98 руб.
На основании изложенного, комиссия приходит к выводу , что нарушение ОАО «Энергосбыт» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции прекращено путем заключения с ООО «Шадринск. ЖКХ. Сервис» соглашения о возмещении убытков от 30 августа 2011 года.
Руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

Решила:

1.Признать положение ОАО «Энергосбыт» доминирующим на рынке купли — продажи (поставки) электрической энергии в географических границах города Шадринск.
2.Признать в действиях ОАО «Энергосбыт» нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в применении тарифа, установленного для группы потребителей - «население, проживающее в домах, оборудованных газовыми плитами» при выставлении ООО «Шадринск. ЖКХ. Сервис» платежей за электрическую энергию, подлежащих предъявлению к оплате гражданам, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Шадринск, ул.Февральская. д.118, за период с ноября 2008 года по декабрь 2009 года включительно.
3. Прекратить рассмотрение дела № 108 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением ОАО «Энергосбыт» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 108 [format] => [safe_value] => 108 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области  в пределах своих полномочий осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Курганской области и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-27 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-14 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1324969752 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Курганское УФАС России )