Решение и предписание в отношении Администрации Катайского района

Номер дела: 5
Дата публикации: 5 марта 2013, 06:00

                                                                                                                                 г. Курган
Резолютивная часть решения оглашена "21" февраля 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено "04"   марта   2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной  службы по Курганской области, рассмотрев дело № 5 по признакам нарушения Администрацией Катайского района Курганской области (ул. Ленина, 200, г. Катайск, Катайский район, Курганская область, 641700)  пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

Установила:

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области № 219 от 19.10.2012 года  проведена выездная плановая проверка в отношении: Администрации Катайского района Курганской области (ул. Ленина, 200, г. Катайск, Катайский район, Курганская область, 641700).
В ходе проведения проверки проанализированы административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг Администрацией Катайского района.
Постановлением Администрации Катайского района от 20.03.2012 № 109 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "предоставление на территории Катайского района земельных участков в собственность собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках" (далее — административный регламент).
Инспекция Курганского УФАС России усмотрела в вышеуказанном административном регламенте признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Акт проверки направлен в адрес Администрации Катайского района 29.11.2012 года заказным письмом. Получен представителем Администрации Катайского района 14.12.2012 года. Письменные возражения и пояснения на акт проверки от Администрации Катайского района в адрес Курганского УФАС России не поступали.
На основании приказа Курганского УФАС России от 30.01.2013 года № 19 в отношении Администрации Катайского района (ул. Ленина, 200, г. Катайск, Катайский район, Курганская область, 641700) возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения дела представитель Администрации Катайского района  представил копии распоряжений Главы Катайского района о предоставлении земельных участков в собственность (принятых в соответствии с административным регламентом) и копии заявлений на основании которых они были предоставлены и пояснил, что за время действия административного регламента Администрацией Катайского района было предоставлено более 100 земельных участков в собственность собственникам зданий, строений и сооружений, находящихся на этих участках и ни разу Администрацией не было отказано в предоставлении земельных участков.
Из письменных пояснений  Администрации Катайского района следует, что  административным регламентом действительно установлен перечень документов которые заявители должны предоставить для получении данной услуги, так же установлено, что основанием для отказа в предоставлении услуги является не представление документов, необходимых для оказания муниципальной услуги, следовательно можно предположить, что в связи с принятием Федерального закона №210, муниципальные органы обязаны при предоставлении муниципальных услуг пользоваться межведомственным взаимодействием, некоторые документы для осуществления предоставления муниципальной услуги муниципальные органы могут запрашивать сами, если заявитель их не предоставил, что собственно и происходит на практике предоставления данной услуги на территории Катайского района.
Ссылаясь в своих пояснениях на статью 15 и пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции Администрация Катайского района пояснила, что не усматривает, в чем выразилось ограничение или влияние на конкуренцию, на какие условия обращения услуги на соответствующем товарном рынке произошло воздействие со стороны муниципального органа.
Из письменных пояснений Администрации Катайского района следует, что в рамках предоставлении муниципальной услуги «Предоставление на территории Катайского района земельных участков в собственность собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках» заявления на предоставления данной услуги может подать только лицо имеющее в собственности строение, сооружение расположенное на земельном участке испрашиваемом для предоставления, и не какое другое лицо не может претендовать на данный земельный участок в силу 36 статьи земельного кодекса РФ, в частности граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельный кодексом, федеральными законами.
По мнению Администрации Катайского района формально конкуренция в предоставлении данной услуги исключена Земельным кодексом РФ.
В ходе рассмотрения дела представитель Администрации Катайского района заявил, что данный регламент был разработан еще в начале 2011 года, в связи с длительной процедурой принятия административных регламентов был принят только в марте 2012 года. На данный момент разработан новый административный регламент.
Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные доказательства по делу, заслушала доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.
Постановлением Администрации Катайского района от 20.03.2012 № 109 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "предоставление на территории Катайского района земельных участков в собственность собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках".
Пунктом 2.6 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление на территории Катайского района земельных участков в собственность собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках"  предусмотрен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, а именно:
1) запрос (заявление) о предоставлении в собственность земельного участка по форме согласно приложению 1 к настоящему административному регламенту;
2) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
3) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
4) копия  нотариально завернной доверенности, подтверждающей полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, в случае подачи заявления лицом, действующим по поручению заявителя;
5) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копия документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на  такое здание, строение, сооружение не не зарегистрированое в  Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при наличии  здания, строения, сооружения на приобретаемом земельном участке);
6) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок не зарегистрировано в  Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.  В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на  приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в подпункте 5 пункта 2.6 настоящего Регламента, к Заявлению прилагается выданное не позднее  чем за один месяц до дня подачи Заявления уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок;
7) выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи Заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержатся описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости;
8)  копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Из пункта 2.8 Административного регламента следует, что одним из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги является не предоставление документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Из части 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ следует, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Приказом  Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 года № 475 утвержден перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок:
1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.
3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1-6 настоящего Перечня.
8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
При этом, согласно пункту 2 Приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 года № 475  установлено, что документы, указанные в пунктах 2,4, 4.1, 5, 5.1, 6  Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона  от 27.07.2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации. В частности пунктом 2 части 1 вышеуказанной статьи запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам.
Из статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке, при этом под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Статья 36 Земельного кодекса РФ закрепляет право приобретения в собственность земельного участка собственником здания, строения, сооружения, которое расположено на данном земельном участке. При этом данным собственником может являться как гражданин, так и хозяйствующий субъект.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Наличие имущества в собственники дает хозяйствующему субъекту значительные преимущества при ведении хозяйственной деятельности:
снижение затрат на производство товаров, услуг (отсутствие арендной платы за пользование данным имуществом), что в свою очередь складывается на конечной их стоимости;
право отчуждать данное имущество за плату (продать, сдать в аренду), что приведет к получению дохода.
Незаконный отказ от предоставления в собственность  земельного участка правообладателю здания, строения, сооружения, находящегося на данном земельном участке является необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и может привести к ограничению или устранению конкуренции.
Состав правонарушения, при неисполнении запрета, предусмотренного статьей 15 Закона о защите конкуренции является формальным, то есть установление вышеуказанных необоснованных требований к хозяйствующим субъектам не требует наступления конкретных последствий в виде ограничения конкуренции.
Сам факт наличия в административном регламенте нормы, предусматривающей возможность отказа в предоставлении муниципальной услуги, в связи с не предоставлением документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги (том числе и тех, которые заявитель не обязан предоставлять) дает Администрации Катайского района право отказать в предоставлении муниципальной услуги тем самым воспрепятствовав осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006г. №135 -ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

Решила:

1. Признать в действиях Администрации Катайского района Курганской области (641700, Курганская область, Катайский район, г. Катайск, ул. Ленина, 200) нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции», выразившееся в установлении Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «предоставление на территории Катайского района земельных участков в собственность собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках», утвержденным постановлением Администрации Катайского района Курганской области от 20.03.2012 года № 109, не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2.  Выдать Администрации Катайского района Курганской области предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Комиссия   Управления   Федеральной антимонопольной  службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании  своего решения по делу № 5 от 04.03.2013 года

Предписывает:

Администрации Катайского района Курганской области (ул. Ленина, 200, г. Катайск, Катайский район, Курганская область, 641700) в месячный срок со дня получения предписания прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в установлении Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «предоставление на территории Катайского района земельных участков в собственность собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках», утвержденным постановлением Администрации Катайского района Курганской области от 20.03.2012 года № 109, не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции

а именно: 

совершить действия, направленные на приведение муниципального законодательства, регулирующего порядок предоставление муниципальной услуги по  предоставлению на территории Катайского района земельных участков в собственность собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках, в соответствии с федеральным законодательством.

Администрации Катайского района о выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения

stdClass Object ( [vid] => 8492 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание в отношении Администрации Катайского района [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8492 [type] => solution [language] => ru [created] => 1362471955 [changed] => 1368718662 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368718662 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

                                                                                                                                 г. Курган
Резолютивная часть решения оглашена "21" февраля 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено "04"   марта   2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной  службы по Курганской области, рассмотрев дело № 5 по признакам нарушения Администрацией Катайского района Курганской области (ул. Ленина, 200, г. Катайск, Катайский район, Курганская область, 641700)  пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

Установила:

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области № 219 от 19.10.2012 года  проведена выездная плановая проверка в отношении: Администрации Катайского района Курганской области (ул. Ленина, 200, г. Катайск, Катайский район, Курганская область, 641700).
В ходе проведения проверки проанализированы административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг Администрацией Катайского района.
Постановлением Администрации Катайского района от 20.03.2012 № 109 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "предоставление на территории Катайского района земельных участков в собственность собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках" (далее — административный регламент).
Инспекция Курганского УФАС России усмотрела в вышеуказанном административном регламенте признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Акт проверки направлен в адрес Администрации Катайского района 29.11.2012 года заказным письмом. Получен представителем Администрации Катайского района 14.12.2012 года. Письменные возражения и пояснения на акт проверки от Администрации Катайского района в адрес Курганского УФАС России не поступали.
На основании приказа Курганского УФАС России от 30.01.2013 года № 19 в отношении Администрации Катайского района (ул. Ленина, 200, г. Катайск, Катайский район, Курганская область, 641700) возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения дела представитель Администрации Катайского района  представил копии распоряжений Главы Катайского района о предоставлении земельных участков в собственность (принятых в соответствии с административным регламентом) и копии заявлений на основании которых они были предоставлены и пояснил, что за время действия административного регламента Администрацией Катайского района было предоставлено более 100 земельных участков в собственность собственникам зданий, строений и сооружений, находящихся на этих участках и ни разу Администрацией не было отказано в предоставлении земельных участков.
Из письменных пояснений  Администрации Катайского района следует, что  административным регламентом действительно установлен перечень документов которые заявители должны предоставить для получении данной услуги, так же установлено, что основанием для отказа в предоставлении услуги является не представление документов, необходимых для оказания муниципальной услуги, следовательно можно предположить, что в связи с принятием Федерального закона №210, муниципальные органы обязаны при предоставлении муниципальных услуг пользоваться межведомственным взаимодействием, некоторые документы для осуществления предоставления муниципальной услуги муниципальные органы могут запрашивать сами, если заявитель их не предоставил, что собственно и происходит на практике предоставления данной услуги на территории Катайского района.
Ссылаясь в своих пояснениях на статью 15 и пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции Администрация Катайского района пояснила, что не усматривает, в чем выразилось ограничение или влияние на конкуренцию, на какие условия обращения услуги на соответствующем товарном рынке произошло воздействие со стороны муниципального органа.
Из письменных пояснений Администрации Катайского района следует, что в рамках предоставлении муниципальной услуги «Предоставление на территории Катайского района земельных участков в собственность собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках» заявления на предоставления данной услуги может подать только лицо имеющее в собственности строение, сооружение расположенное на земельном участке испрашиваемом для предоставления, и не какое другое лицо не может претендовать на данный земельный участок в силу 36 статьи земельного кодекса РФ, в частности граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельный кодексом, федеральными законами.
По мнению Администрации Катайского района формально конкуренция в предоставлении данной услуги исключена Земельным кодексом РФ.
В ходе рассмотрения дела представитель Администрации Катайского района заявил, что данный регламент был разработан еще в начале 2011 года, в связи с длительной процедурой принятия административных регламентов был принят только в марте 2012 года. На данный момент разработан новый административный регламент.
Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные доказательства по делу, заслушала доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.
Постановлением Администрации Катайского района от 20.03.2012 № 109 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "предоставление на территории Катайского района земельных участков в собственность собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках".
Пунктом 2.6 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление на территории Катайского района земельных участков в собственность собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках"  предусмотрен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, а именно:
1) запрос (заявление) о предоставлении в собственность земельного участка по форме согласно приложению 1 к настоящему административному регламенту;
2) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
3) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
4) копия  нотариально завернной доверенности, подтверждающей полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, в случае подачи заявления лицом, действующим по поручению заявителя;
5) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копия документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на  такое здание, строение, сооружение не не зарегистрированое в  Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при наличии  здания, строения, сооружения на приобретаемом земельном участке);
6) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок не зарегистрировано в  Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.  В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на  приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в подпункте 5 пункта 2.6 настоящего Регламента, к Заявлению прилагается выданное не позднее  чем за один месяц до дня подачи Заявления уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок;
7) выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи Заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержатся описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости;
8)  копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Из пункта 2.8 Административного регламента следует, что одним из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги является не предоставление документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Из части 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ следует, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Приказом  Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 года № 475 утвержден перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок:
1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.
3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1-6 настоящего Перечня.
8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
При этом, согласно пункту 2 Приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 года № 475  установлено, что документы, указанные в пунктах 2,4, 4.1, 5, 5.1, 6  Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона  от 27.07.2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации. В частности пунктом 2 части 1 вышеуказанной статьи запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам.
Из статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке, при этом под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Статья 36 Земельного кодекса РФ закрепляет право приобретения в собственность земельного участка собственником здания, строения, сооружения, которое расположено на данном земельном участке. При этом данным собственником может являться как гражданин, так и хозяйствующий субъект.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Наличие имущества в собственники дает хозяйствующему субъекту значительные преимущества при ведении хозяйственной деятельности:
снижение затрат на производство товаров, услуг (отсутствие арендной платы за пользование данным имуществом), что в свою очередь складывается на конечной их стоимости;
право отчуждать данное имущество за плату (продать, сдать в аренду), что приведет к получению дохода.
Незаконный отказ от предоставления в собственность  земельного участка правообладателю здания, строения, сооружения, находящегося на данном земельном участке является необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и может привести к ограничению или устранению конкуренции.
Состав правонарушения, при неисполнении запрета, предусмотренного статьей 15 Закона о защите конкуренции является формальным, то есть установление вышеуказанных необоснованных требований к хозяйствующим субъектам не требует наступления конкретных последствий в виде ограничения конкуренции.
Сам факт наличия в административном регламенте нормы, предусматривающей возможность отказа в предоставлении муниципальной услуги, в связи с не предоставлением документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги (том числе и тех, которые заявитель не обязан предоставлять) дает Администрации Катайского района право отказать в предоставлении муниципальной услуги тем самым воспрепятствовав осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006г. №135 -ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

Решила:

1. Признать в действиях Администрации Катайского района Курганской области (641700, Курганская область, Катайский район, г. Катайск, ул. Ленина, 200) нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции», выразившееся в установлении Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «предоставление на территории Катайского района земельных участков в собственность собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках», утвержденным постановлением Администрации Катайского района Курганской области от 20.03.2012 года № 109, не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2.  Выдать Администрации Катайского района Курганской области предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Комиссия   Управления   Федеральной антимонопольной  службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании  своего решения по делу № 5 от 04.03.2013 года

Предписывает:

Администрации Катайского района Курганской области (ул. Ленина, 200, г. Катайск, Катайский район, Курганская область, 641700) в месячный срок со дня получения предписания прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в установлении Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «предоставление на территории Катайского района земельных участков в собственность собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках», утвержденным постановлением Администрации Катайского района Курганской области от 20.03.2012 года № 109, не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции

а именно: 

совершить действия, направленные на приведение муниципального законодательства, регулирующего порядок предоставление муниципальной услуги по  предоставлению на территории Катайского района земельных участков в собственность собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках, в соответствии с федеральным законодательством.

Администрации Катайского района о выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

                                                                                                                                 г. Курган
Резолютивная часть решения оглашена "21" февраля 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено "04"   марта   2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной  службы по Курганской области, рассмотрев дело № 5 по признакам нарушения Администрацией Катайского района Курганской области (ул. Ленина, 200, г. Катайск, Катайский район, Курганская область, 641700)  пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

Установила:

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области № 219 от 19.10.2012 года  проведена выездная плановая проверка в отношении: Администрации Катайского района Курганской области (ул. Ленина, 200, г. Катайск, Катайский район, Курганская область, 641700).
В ходе проведения проверки проанализированы административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг Администрацией Катайского района.
Постановлением Администрации Катайского района от 20.03.2012 № 109 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "предоставление на территории Катайского района земельных участков в собственность собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках" (далее — административный регламент).
Инспекция Курганского УФАС России усмотрела в вышеуказанном административном регламенте признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Акт проверки направлен в адрес Администрации Катайского района 29.11.2012 года заказным письмом. Получен представителем Администрации Катайского района 14.12.2012 года. Письменные возражения и пояснения на акт проверки от Администрации Катайского района в адрес Курганского УФАС России не поступали.
На основании приказа Курганского УФАС России от 30.01.2013 года № 19 в отношении Администрации Катайского района (ул. Ленина, 200, г. Катайск, Катайский район, Курганская область, 641700) возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения дела представитель Администрации Катайского района  представил копии распоряжений Главы Катайского района о предоставлении земельных участков в собственность (принятых в соответствии с административным регламентом) и копии заявлений на основании которых они были предоставлены и пояснил, что за время действия административного регламента Администрацией Катайского района было предоставлено более 100 земельных участков в собственность собственникам зданий, строений и сооружений, находящихся на этих участках и ни разу Администрацией не было отказано в предоставлении земельных участков.
Из письменных пояснений  Администрации Катайского района следует, что  административным регламентом действительно установлен перечень документов которые заявители должны предоставить для получении данной услуги, так же установлено, что основанием для отказа в предоставлении услуги является не представление документов, необходимых для оказания муниципальной услуги, следовательно можно предположить, что в связи с принятием Федерального закона №210, муниципальные органы обязаны при предоставлении муниципальных услуг пользоваться межведомственным взаимодействием, некоторые документы для осуществления предоставления муниципальной услуги муниципальные органы могут запрашивать сами, если заявитель их не предоставил, что собственно и происходит на практике предоставления данной услуги на территории Катайского района.
Ссылаясь в своих пояснениях на статью 15 и пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции Администрация Катайского района пояснила, что не усматривает, в чем выразилось ограничение или влияние на конкуренцию, на какие условия обращения услуги на соответствующем товарном рынке произошло воздействие со стороны муниципального органа.
Из письменных пояснений Администрации Катайского района следует, что в рамках предоставлении муниципальной услуги «Предоставление на территории Катайского района земельных участков в собственность собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках» заявления на предоставления данной услуги может подать только лицо имеющее в собственности строение, сооружение расположенное на земельном участке испрашиваемом для предоставления, и не какое другое лицо не может претендовать на данный земельный участок в силу 36 статьи земельного кодекса РФ, в частности граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельный кодексом, федеральными законами.
По мнению Администрации Катайского района формально конкуренция в предоставлении данной услуги исключена Земельным кодексом РФ.
В ходе рассмотрения дела представитель Администрации Катайского района заявил, что данный регламент был разработан еще в начале 2011 года, в связи с длительной процедурой принятия административных регламентов был принят только в марте 2012 года. На данный момент разработан новый административный регламент.
Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные доказательства по делу, заслушала доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.
Постановлением Администрации Катайского района от 20.03.2012 № 109 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "предоставление на территории Катайского района земельных участков в собственность собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках".
Пунктом 2.6 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление на территории Катайского района земельных участков в собственность собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках"  предусмотрен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, а именно:
1) запрос (заявление) о предоставлении в собственность земельного участка по форме согласно приложению 1 к настоящему административному регламенту;
2) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
3) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
4) копия  нотариально завернной доверенности, подтверждающей полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, в случае подачи заявления лицом, действующим по поручению заявителя;
5) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копия документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на  такое здание, строение, сооружение не не зарегистрированое в  Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при наличии  здания, строения, сооружения на приобретаемом земельном участке);
6) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок не зарегистрировано в  Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.  В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на  приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в подпункте 5 пункта 2.6 настоящего Регламента, к Заявлению прилагается выданное не позднее  чем за один месяц до дня подачи Заявления уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок;
7) выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи Заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержатся описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости;
8)  копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Из пункта 2.8 Административного регламента следует, что одним из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги является не предоставление документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Из части 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ следует, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Приказом  Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 года № 475 утвержден перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок:
1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.
3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1-6 настоящего Перечня.
8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
При этом, согласно пункту 2 Приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 года № 475  установлено, что документы, указанные в пунктах 2,4, 4.1, 5, 5.1, 6  Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона  от 27.07.2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации. В частности пунктом 2 части 1 вышеуказанной статьи запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам.
Из статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке, при этом под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Статья 36 Земельного кодекса РФ закрепляет право приобретения в собственность земельного участка собственником здания, строения, сооружения, которое расположено на данном земельном участке. При этом данным собственником может являться как гражданин, так и хозяйствующий субъект.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Наличие имущества в собственники дает хозяйствующему субъекту значительные преимущества при ведении хозяйственной деятельности:
снижение затрат на производство товаров, услуг (отсутствие арендной платы за пользование данным имуществом), что в свою очередь складывается на конечной их стоимости;
право отчуждать данное имущество за плату (продать, сдать в аренду), что приведет к получению дохода.
Незаконный отказ от предоставления в собственность  земельного участка правообладателю здания, строения, сооружения, находящегося на данном земельном участке является необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и может привести к ограничению или устранению конкуренции.
Состав правонарушения, при неисполнении запрета, предусмотренного статьей 15 Закона о защите конкуренции является формальным, то есть установление вышеуказанных необоснованных требований к хозяйствующим субъектам не требует наступления конкретных последствий в виде ограничения конкуренции.
Сам факт наличия в административном регламенте нормы, предусматривающей возможность отказа в предоставлении муниципальной услуги, в связи с не предоставлением документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги (том числе и тех, которые заявитель не обязан предоставлять) дает Администрации Катайского района право отказать в предоставлении муниципальной услуги тем самым воспрепятствовав осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006г. №135 -ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

Решила:

1. Признать в действиях Администрации Катайского района Курганской области (641700, Курганская область, Катайский район, г. Катайск, ул. Ленина, 200) нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции», выразившееся в установлении Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «предоставление на территории Катайского района земельных участков в собственность собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках», утвержденным постановлением Администрации Катайского района Курганской области от 20.03.2012 года № 109, не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2.  Выдать Администрации Катайского района Курганской области предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Комиссия   Управления   Федеральной антимонопольной  службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании  своего решения по делу № 5 от 04.03.2013 года

Предписывает:

Администрации Катайского района Курганской области (ул. Ленина, 200, г. Катайск, Катайский район, Курганская область, 641700) в месячный срок со дня получения предписания прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в установлении Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «предоставление на территории Катайского района земельных участков в собственность собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках», утвержденным постановлением Администрации Катайского района Курганской области от 20.03.2012 года № 109, не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции

а именно: 

совершить действия, направленные на приведение муниципального законодательства, регулирующего порядок предоставление муниципальной услуги по  предоставлению на территории Катайского района земельных участков в собственность собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках, в соответствии с федеральным законодательством.

Администрации Катайского района о выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 5 [format] => [safe_value] => 5 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области  в пределах своих полномочий осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Курганской области и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-05 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-04 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1362471955 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Курганское УФАС России )